Содержание
-
Расстройства аутоподобного спектра
Петкилева Е.Г.
-
История возникновения термина «аутизм»
В 1912 году швейцарский психиатр Юджин Блойлер впервые применил термин «аутизм» в одном из английских медицинских журналов. Тогда под аутизмом он подразумевал трудности, возникающие у больных шизофренией при общении с другими людьми. В том виде, в котором мы понимаем его сейчас, аутизм был определён позже, в 1942 году, доктором Лео Каннером, исследовавшим поведение одиннадцати малышей со сходными симптомами. В 1943 г. сходные расстройства у старших детей описал Г. Аспергер. В 1947 г. - С. С. Мнухин.
-
Каким бывает аутизм?
В настоящее время согласно международной классификации болезней МКБ-10, к собственно аутистическим расстройствам относятся: детский аутизм (F84.0) (аутистическое расстройство, инфантильный аутизм, инфантильный психоз, синдром Каннера); атипичный аутизм (с началом после 3 лет) (F84.1); синдром Ретта (F84.2); синдром Аспергера - аутистическая психопатия (F84.5);
-
РАС
В последние годы, аутистические расстройства стали объединять по аббревиатурой РАС - расстройства аутистического спектра. Аутизм (или расстройство аутистического спектра) охватывает широкий спектр расстройств. Это означает, что у людей, больных аутизмом, симптомы болезни никогда не встречаются в одной и той же комбинации. Симптомы различаются также по силе проявления: они могут быть слабыми, а могут быть ярко выраженными. Какие же проявления заболевания чаще всего встречаются у людей с расстройством аутистического спектра?
-
Синдром Каннера:
Для синдрома Каннера в строгом смысле слова характерно сочетание следующих основных симптомов: 1) невозможность устанавливать полноценные отношения с людьми с начала жизни 2) крайняя отгороженность от внешнего мира с игнорированием средовых раздражителей до тех пор, пока они не становятся болезненными; 3) недостаточность коммуникативного использования речи; 4) отсутствие или недостаточность зрительного контакта; 5) страх изменений в окружающей обстановке ("феномен тождества", по Каннеру);6) непосредственные и отставленные эхолалии "граммофонная или попугайная речь", по Каннеру); 7) задержка развития "Я"; 8) стереотипные игры с неигровыми предметами; 9) клиническое проявление симптоматики не позднее 2-3 лет.
-
В поле зрения специалистов ребенок обычно попадает не ранее 2-3 лет, когда нарушения становятся достаточно явными. Но и тогда родители часто затрудняются в определении нарушений, прибегая к оценочным суждениям: "Странный, не такой как все". Нередко истинная проблема маскируется более понятными для родителей мнимыми или реальными нарушениями - например, задержкой речевого развития или нарушениями слуха. Ретроспективно нередко удается выяснить, что уже на первом году ребенок: слабо реагировал на людей, не принимал позу готовности при взятии на руки, а взятый - был необычно пассивен ("как мешочек с песком"), боялся бытовых шумов (пылесоса, кофемолки и т. д.), не привыкая к ним со временем, обнаруживал необычайную избирательность в еде, отказываясь от пищи определенного цвета или вида. Для некоторых родителей такого рода нарушения становятся очевидными лишь задним числом при сравнении с поведением второго ребенка.
-
Синдром Аспергера:
Как и при синдроме Каннера, наблюдаются: коммуникативные нарушения, недоучет реальности, ограниченный и своеобразный, стереотипный круг интересов, отличающие таких детей от сверстников. Поведение определяют: импульсивность, контрастные аффекты, желания, представления; нередко поведению недостает внутренней логики. У некоторых детей рано обнаруживается способность к необычному, нестандартному пониманию себя и окружающих. Логическое мышление сохранено или даже хорошо развито, но знания трудно репродуцируются и крайне неравномерны. Активное и пассивное внимание неустойчивы, однако отдельные аутистические цели достигаются с большой энергией.
-
В отличие от других случаев аутизма нет существенной задержки в речевом и когнитивном развитии. Во внешнем виде обращает на себя отрешенное выражение лица, что придает ему "красивость", мимика застывшая, взгляд обращен в пустоту, фиксация на лицах мимолетная. Выразительных мимических движений мало, жестикуляция обеднена. Иногда выражение лица сосредоточенно-самоуглубленное, взгляд направлен "внутрь себя". Моторика угловатая, движения неритмичные, с тенденцией к стереотипиям. Коммуникативные функции речи ослаблены, а сама она необычно модулирована, своеобразна по мелодике, ритму и темпу, голос звучит то тихо, то режет слух и в целом речь нередко похожа на декламацию. Отмечаются тенденция к словотворчеству, иногда сохраняющаяся и после пубертата, неспособность к автоматизации навыков и их реализации вовне, влечение к аутистическим играм. Характерна привязанность к дому, а не к близким.
-
Синдром Ретта:
Синдром Ретта начинает проявляться в возрасте 8-30 мес. исподволь, без внешних причин, на фоне нормального (в 80 % случаев) или незначительно задержанного моторного развития. Появляется отрешенность, утрачиваются уже приобретенные навыки, приостанавливается развитие речи, в течение 3-6 мес наблюдается полный распад ранее приобретенного речевого запаса и навыков. Тогда же возникают насильственные движения "моющего типа" в кистях рук. Позднее утрачивается способность к удержанию предметов, появляются атаксия, дистония, мышечные атрофии, кифоз, сколиоз. Жевание заменяется сосанием, расстраивается дыхание. В трети случаев наблюдаются эпилептиформные приступы.
-
К 5-6 годам тенденция к прогрессированию расстройств смягчается, возвращается способность к усвоению отдельных слов, примитивной игре Но затем прогредиентность болезни вновь нарастает. Наблюдается грубый прогрессирующий распад моторных навыков, иногда даже ходьбы, свойственный конечным этапам тяжелых органических заболеваний ЦНС. У детей с синдромом Ретта на фоне тотального распада всех сфер деятельности наиболее длительно сохраняются эмоциональная адекватность, привязанности, соответствующие уровню их психического развития. В дальнейшем развиваются тяжелые двигательные нарушения, глубокие расстройства статики, утрата мышечного тонуса, глубокое слабоумие. К сожалению, современная медицина и педагогика не в состоянии помочь детям с синдромом Ретта. Ученые вынуждены констатировать, что это самое тяжелое нарушение среди РАС, не поддающееся коррекции.
-
Атипичный аутизм
Расстройство сходное с синдромом Каннера, однако отсутствует хотя бы один из обязательных диагностических критериев. Для атипичного аутизма характерно: достаточно отчётливые нарушения социального взаимодействия, ограниченное, стереотипное, повторяющееся поведение, тот или иной признак аномального и/или нарушенного развития проявляется в возрасте после 3-х лет. Чаще возникает у детей с тяжёлым специфическим расстройством развития рецептивной речи или с умственной отсталостью.
-
Причины возникновения аутизма
Ответить на этот вопрос не просто. Существует множество концепций о причинах аутизма. Изначально аутизм рассматривался в рамках шизофрении или шизофренического мышления. Л. Каннер причиной аутизма считал дефицит теплых эмоций в ближайшем окружении ребенка (например, эмоционально холодная мать). В дальнейшем от этой концепции он отказался.
-
Несомненно, имеет значение органическая дефицитарность головного мозга, в особенности так называемая минимальная мозговая дисфункция (ММД). У детей с аутизмом часто встречаются неврологические симптомы (например, тремор, страбизм, нарушения сухожильных рефлексов, судорожные приступы, симптомы вегетативной дисфункции). Они свидетельствуют либо о патологии беременности (в особенности первой половины), патологии родов или о перенесенных каких-то мозговых вредностях в постнатальном периоде. Есть данные, свидетельствующие о патологических изменениях в подкорковых зонах головного мозга и мозжечке. И все же говорить о каком-то специфическом поражении мозга, ведущем только к аутизму, было бы преждевременно.
-
В когнитивной концепции аутизма утверждается, что в основе этого расстройства лежит недоразвитие левого полушария. И как следствие - страдает избирательный отбор и переработка информации. У детей, страдающих аутизмом, обнаружены нарушения белкового обмена веществ и нарушения аутоиммунных систем. В понимании аутизма есть направление, сторонники которого рассматривают данное явление как вариант злокачественно текущей детской шизофрении. Существуют предположения, что аутизм может быть вызван: инфекциями в период беременности, тяжелыми или неправильно проведенными родами, прививками, психотравмирующими ситуациями в раннем детском возрасте и т.д. Современная наука не может однозначно ответить на вопрос – что является причиной аутизма. Сейчас большинство исследователей считают аутизм результатом общего (всестороннего) расстройства развития - результатом воздействия многих вредных факторов в сочетании с наследственной предрасположенностью.
-
Статистика
По данным Всемирной организации аутизма, в 2008 году 1 случай аутизма приходится на 150 детей. За десять лет количество детей с аутизмом выросло в 10 раз. Считается, что тенденция к росту сохранится и в будущем.
-
Симптомы аутизма
Симптомы делятся на три категории. Социальные взаимодействия и отношения. Например, ребенок избегает зрительного контакта. Аутистам сложно понимать чувства других людей, например, боль или грусть. Вербальная и невербальная коммуникация. Например, ребенок не разговаривает. Или без конца произносит одну и ту же фразу. Ограниченные интересы. Например, маленькие дети часто играют с одной частью игрушки, а не с игрушкой целиком. Дети постарше или взрослые могут страстно интересоваться одной узкой темой, например, коллекционными карточками или номерными знаками. Также ребенок может пройти обследование слуха и прочие подобные тесты, чтобы выяснить, не вызваны ли отклонения другими заболеваниями.
-
Первые признаки аутизма
Уже в первые месяцы после рождения у ребенка часто имеется пониженный психический и мышечный тонус. Он необычайно спокойный, вялый и безучастный к окружающему. Плохо отличает (или вовсе не отличает) мать от окружающих. Он не тянется на руки, а оказавшись на руках, не вписывается в руки взявшего его человека. Он не улыбается, а если иногда у него и появляется улыбка, то она без адреса, обращена в пространство. У него отсутствует или слабо выражена эмоциональная синтонность с матерью и окружающими. Взгляд ребенка обращен в пространство, он не реагирует или недостаточно реагирует на звук человеческого голоса. У родителей поэтому часто возникают подозрения в нарушении слуха и зрения. Хотя нередко такие дети прислушиваются к шуршанию бумаги, тиканию часов или присматриваются к солнечному зайчику, ползущему по стене. Некоторые из них при этом испытывают страх.
-
У этих детей страдает общая и тонкая моторика. У них часто имеется мышечная гипотония и поэтому неправильная осанка. Многие из них начинают ходить на цыпочках, такая походка сохраняется длительное время, потом исчезает и возвращается вновь. Двигательные стереотипии, стереотипии в поведении и речи, в игровой деятельности. Стремление к сохранению стабильности окружающей среды. Приступы гнева. Явления моторной гиперактивности свойственны всем детям с аутизмом.
-
Такие дети внешне как будто бы совершенно безразличны к речи взрослых, и речь взрослых далеко не всегда может регулировать их поведение. Но, наряду с этим, они часто спонтанно, без учета ситуации, сразу или через какое-то время воспроизводят услышанное, даже с сохранением интонационного компонента речи (непосредственные или отставленные эхолалии). В речи ребенка много стереотипии, словесных штампов, "взрослых" слов. Эти дети могут иметь большой активный словарь, они нередко произносят большие монологи, но они испытывают громадные трудности при обычной беседе. Отдельные слова, которыми ребенок уже пользовался, могут исчезать из его словаря на длительное время и потом вновь появляться.
-
Особенности игры заслуживают особого внимания. Игра аутичного ребенка не соответствует возрасту, она однообразна, имеет чаще всего манипулятивный характер, играет он неигровыми предметами (гвоздиками, веревочками пуговицами и др.), стереотипно повторяя одну и ту же манипуляцию. Может надолго приковывать внимание к частям объектов - например, к крутящемуся колесу игрушечной машины; при этом он словно интересуется им в отдельности от игрушки, как самостоятельным объектом Если случайно в такой игре оказываете другой ребенок, то он тоже превращает его, на какое-то время, в неодушёвленный предмет манипулирования (например, механически посыпает его голову песком). Игра не сопровождается соответствующим пантомимическим аккомпанементом, лицо ребенка остается бесстрастным. В такой игре есть действия, но вряд ли ее можно назвать деятельностью.
-
Общие симптомы аутизма
Социальные навыки Отсутствие у ребенка реакции на собственное имя Слабый зрительный контакт Время от времени ребенок будто совсем не слышит, что ему говорят Избегает физического контакта Отсутствие явных признаков того, что он знает о чувствах других людей Предпочитает проводить время в одиночестве
-
Речь Начинает говорить после двух лет; развитие отстает в среднем на 30 месяцев Теряет ранее обретенное умение произносить слова и предложение Не поддерживает зрительный контакт во время разговора, в том числе, когда сам задает вопросы Аномальный тон и ритм речи - например, ребенок может без связи с темой разговора говорить нараспев или «голосом робота» Неспособность начать разговор и поддерживать его Может точно воспроизводить слова и фразы, но не понимает, как их использовать
-
Поведение Выполняет повторяющиеся движения: например, раскачивается, кружится на месте, стучит руками по поверхностям, и так далее Ритуальное поведение Раздражение при малейших изменениях в порядке, которого он сам решил придерживаться Постоянное движение
-
Рекомендуется обращаться к врачу, если
У ребенка к 12 месяцам не возникает лепет К 12 месяцам не развивается жестикуляция - например, ребенок не указывает на предметы, не машет рукой и так далее Не произносит отдельных слов к 16 месяцам Не произносит фраз, состоящих из двух слов и более - к 24 месяцам Ребенок теряет ранее приобретенные социальные и/или речевые навыки - в любом возрасте.
-
Что делать?
Да, аутизм - это расстройство развития ребенка, сохраняющееся на протяжении всей жизни. Но благодаря своевременной диагностике и ранней коррекционной помощи можно добиться многого: адаптировать ребенка к жизни в обществе; научить его справляться с собственными страхами; контролировать эмоции. Самое важное - не маскировать диагноз за якобы "более благозвучным" и "социально приемлемым". Не убегать от проблемы и не фиксировать все внимание на негативных аспектах диагноза, таких, как: инвалидность, непонимание окружающих, конфликты в семье и прочее. Гипертрофированное представление о ребенке, как о гениальном, также вредно, как и подавленное состояние от его неуспешности. Необходимо без колебаний отказаться от терзающих иллюзий и выстроенных заранее планов на жизнь. Принять ребенка таким, каков он есть на самом деле. Действовать исходя из интересов ребенка, создавая вокруг него атмосферу любви и доброжелательности, организовывая его мир до тех пор, пока он не научится делать это самостоятельно.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.