Презентация на тему "Расстройства мышления-обучающая программа"

Презентация: Расстройства мышления-обучающая программа
Включить эффекты
1 из 49
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
4.0
1 оценка

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Посмотреть и скачать бесплатно презентацию по теме "Расстройства мышления-обучающая программа", состоящую из 49 слайдов. Размер файла 0.31 Мб. Средняя оценка: 4.0 балла из 5. Каталог презентаций, школьных уроков, студентов, а также для детей и их родителей.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    49
  • Слова
    другое
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Расстройства мышления-обучающая программа
    Слайд 1

    Расстройства мышления

    Обучающая программа. Кафедра психиатрии и наркологии. Разработчики: Колесниченко Е.В., Барыльник Ю.Б.

  • Слайд 2

    Инструкция

    Для выбора ответа наведите курсор на вариант ответа (гиперссылку) и нажмите левой кнопкой мыши. Для возврата к заданию в случае неверного ответа или перехода к следующему используйте управляющие кнопки Управляющая кнопка: Далее

  • Слайд 3

    Выберите корректное определение:

  • Слайд 4

    Неверный ответ!

    Интегративный нейробиологический процесс организации и сохранения прошлого опыта с возможностью его воспроизведения, повторного использования в психической деятельности – это память. Вернитесь к заданию: Назад

  • Слайд 5

    Субъективная реакция человека на воздействие различных внутренних и внешних раздражителей – это эмоциональная реакция. Вернитесь к заданию: Назад

  • Слайд 6

    Верный ответ!

    Мышление -- это психический процесс, заключающийся в сознании человеком общих свойств явлений и предметов и установлении логических связей между ними. Высшая форма познавательной деятельности человека, включает в себя анализ и синтез, обобщение и отвлечение, абстракцию и конкретизацию, выделение существенного и несущественного. Вы можете вернуться к заданию, нажав на кнопку «Назад», и просмотреть неверные ответы. Кнопка «Вперёд» направит Вас к следующему заданию. Вперёд Назад

  • Слайд 7

    Выберите верное утверждение:

  • Слайд 8

    Неверный ответ!

    Воплощение отвлечённых мыслей в художественные образы происходит в процессе конкретно-образного (художественного) мышления. Абстрактно-логическое мышление оперирует главным образом понятиями, широкими категориями, а образы, представления в нем играют вспомогательную роль. Вернитесь к заданию: Назад

  • Слайд 9

    Первую ступень мыслительной деятельности в онтогенезе образует наглядно-действенное мышление. Это форма мышления, вплетенная в реальное манипулирование предметами и обслуживающая прежде всего практические задачи. А абстрактно-логическое мышление формируется с 7 лет. Вернитесь к заданию: Назад

  • Слайд 10

    Верный ответ!

    Абстрактно-логическое мышление — вид мышления, основанный на выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от других, несущественных; естественная способность здорового человеческого мозга к «добыванию» из окружающей действительности новых знаний; способность оперировать с «отвлеченными», «воображаемыми» понятиями (которые в принципе невозможно увидеть или «потрогать руками» и способность к отслеживанию влияния «отвлеченных» понятий на явления конкретной жизни). Вперёд Назад

  • Слайд 11

    Различают расстройства мышления:

  • Слайд 12

    Неверный ответ!

    Вернитесь к заданию:

  • Слайд 13

    Верный ответ!

    Все расстройства мышления делят на две большие группы: Расстройства мышления по форме (кликните по ссылке для ознакомления) Расстройства мышления по содержанию (кликните по ссылке для ознакомления) Вперёд Назад

  • Слайд 14

    Расстройства мышления по форме

    1. По темпу: Ускоренное мышление Замедленное мышление 2. Обстоятельное мышление 3. Резонёрство 4. Разорванность 5. Бессвязность 6. Вербигерация 7. Персеверации 8. Символизм 9. Неологизмы 10. Шперрунги 11. Ментизм

  • Слайд 15

    Расстройства мышления по содержанию

    Навязчивые идеи Сверхценные идеи Бредовые идеи

  • Слайд 16

    Квалифицируйте расстройство мышления:

    Пациент передал врачу тетрадь, в которой была сделана следующая запись: «Ей-богу, убью первого озверелого бандита святого Владимира из Киевского монастыря и, ей-богу, убью озверетого бандита священника Николая из города Чебоксарского собора. Христа ради, прекратите насмерть отравлять меня, будущего святого Василия АнаньевичаКафтанника (имя, отчество и фамилия не принадлежат больному!) со своей будущей семьей Александр, Варвара и Екатерина и четыре из детдома как Мокеев Михаил Егорович регент русского хора наизусть на четырех голосах этих вышеуказанных озверелых святых бандитов Владимира и Николая живьем сжечь миллиард святых крестов» (далее три страницы заполнены крестиками).

  • Слайд 17

    Неверный ответ!

    Бессвязность мышления – формальное расстройство мышления при котором отсутствуют и логическая, и грамматическая связи. Речь состоит из бессвязных обрывков фраз, слов. Синонимы: инкогеренция, инкогерентное мышление. Возникает на фоне аменции. Пример: «Чудо-чудо… жили-были… ах, как холодно… день, пень… до свидания…».

  • Слайд 18

    Патологическое резонёрство — пустые бесплодные рассуждения, лишенные познавательного смысла. Грамматически речь построена правильно, но многословна, изобилует причастными, вводными словами. Мышление непродуктивное. Обнаруживается при шизофрении.

  • Слайд 19

    Верный ответ!

    Разорванность мышления - - отсутствие логической (смысловой) связи в предложениях при сохранении грамматического строя. Речь утрачивает свои коммуникационные свойства. Один из основных симптомов шизофрении.

  • Слайд 20

    Квалифицируйте расстройство мышления:

    Вопрос врача: «Как Ваше имя и отчество?» Ответ больного: «Виталий Александрович». Вопрос врача: «Сколько Вам лет?» Ответ больного: «Александрович». Вопрос врача: «Где Вы живете?» Ответ больного: «Александрович».

  • Слайд 21

    Неверный ответ!

    Вербигерации -- речевые стереотипии, бессмысленное, ритмичное монотонное повторение слова или словосочетания. Являются компонентом кататонического или гебефренического синдромов, характерны для шизофрении.

  • Слайд 22

    Ментизм (мантизм) -- «наплыв мыслей», непроизвольное, не зависящее от воли больного течение мыслей, сопровождающееся тягостным чувством сделанности мыслей, невозможности управлять ими. Относится к явлениям идеаторного автоматизма, наблюдается у больных шизофренией.

  • Слайд 23

    Верный ответ!

    Персеверации -- застревание в сознании одной мысли или представления с монотонным их повторением в ответ на вновь задаваемые вопросы. Встречаются при органических поражениях головного мозга.

  • Слайд 24

    Выберите верное определение

  • Слайд 25

    Неверный ответ!

    Ложные умозаключения, возникающие на болезненной основе, не поддающиеся разубеждению – это определение бредовых идей. Различают 4 группы бредовых идей: Бредовые идеи величия Депрессивные бредовые идеи Бредовые идеи толкования Ипохондрические бредовые идеи

  • Слайд 26

    Непроизвольно возникающие, непреодолимые, чуждые больному мысли при сохранности критического отношения к ним и попытках борьбы с ними – это определение навязчивых идей.

  • Слайд 27

    Верный ответ!

    Сверхценные идеи - это идеи, возникающие на базе реальных фактов, доминирующие в сознании человека и определяющие всё его поведение. Характерны для психопатических личностей.

  • Слайд 28

    Квалифицируйте расстройство мышления

    Больной Е., 40 лет. Жалуется на неприятные ощущения в затылке. Из рассказа больного выяснилось, что впервые признаки заболевания он заметил два года назад. Обратился за помощью к экстрасенсу, который сказал, что у него «рак головного мозга». С того времени он обследовался у многих врачей, которые связывали неприятные ощущения с шейным остеохондрозом, опухоль головного мозга отрицали. Неоднократно был на консультации у профессоров, ездил в Москву. Убеждён, что болен тяжёлым онкологическим заболеванием, врачи не распознают его болезнь. Все возражения врача, ссылки на многочисленные отрицательные данные анализов, консультации высококвалифицированных специалистов тут же парирует, вспоминая многочисленные случаи, когда врачи не распознали своевременно тяжёлое заболевание, а поставили диагноз только тогда, когда помочь больному было уже невозможно. Вспоминает также, что некоторые врачи, у которых больной консультировался, хотя и не ставили диагноз опухоли, но высказывались по этому поводу осторожно, будто бы что-то скрывали.

  • Слайд 29

    Неверный ответ!

    Бредовые идеи имеют исключительно болезненную основу, их возникновение не имеет реальной подоплёки, тогда как в задаче есть указание на реальный «пусковой» факт в анамнезе в виде «диагноза» экстрасенса.

  • Слайд 30

    В соответствии с определением к навязчивым идеям у больных имеется критическое отношение, больные пытаются от них избавиться. Данный пациент некритичен к состоянию, идея об онкологическом заболевании доминирует в его сознании.

  • Слайд 31

    Верный ответ!

    Больной фиксирован на идее «мнимой болезни» по сверхценному типу. Ипохондрические идеи доминируют в его сознании, определяя поведение больного, заставляя вновь и вновь обращаться ко врачам.

  • Слайд 32

    Квалифицируйте расстройство мышления

    Больная Ш., 32 года. По характеру впечатлительная, мнительная. Заболевание началось вскоре после родов, протекавших тяжело, с осложнениями. Уход за ребёнком отнимал много сил. После ссоры с родственниками мужа расстроилась, плакала, с аффектацией говорила о своём нежелании жить. Одновременно возникла мысль о том, что она больна раком. Сама испугалась этих мыслей, попыталась отогнать их, но они продолжали преследовать больную, вызывая тревогу и страх. Обратилась к врачу терапевту, который не нашёл каких-либо заболеваний внутренних органов. На некоторое время успокоилась, но вскоре мысль о возможности гибели в тяжёлых мучениях возникла вновь. На приёме у врача-психиатра волнуется, плачет, просит помочь ей, жалуется на назойливые мысли о тяжелом заболевании, о смерти. Понимает безосновательность своих опасений, но не может избавиться от них.

  • Слайд 33

    Неверный ответ!

    К бредовым идеям больной относится без критики, тогда как данная пациентка критически оценивает чуждость идей «мнимой болезни», понимает их нелепость и просит врача избавить её от нелепых идей.

  • Слайд 34

    Сверхценные идеи доминируют в сознании человека, на высоте аффекта не поддаются разубеждению, что делает их иногда трудно отличимыми от бредовых идей. Пациенты совершают поступки сообразно со своими сверхценными убеждениями, а не пытаются найти способ опровергнуть сверценную идею и избавиться от неё. Пациентка в задаче чётко указывает на назойливость идей «мнимой болезни», просит врача от них избавить, так как самостоятельно избавиться от идей не получается.

  • Слайд 35

    Верный ответ!

    У пациентки навязчивые идеи ипохондрического содержания (идеи «мнимой болезни»). Пациентка относится к ним критически, хочет от них избавиться, просит врача избавить от чуждых навязчивостей.

  • Слайд 36

    Квалифицируйте расстройство мышления

    Больная П., 61 год. Госпитализирована в психиатрический стационар после суицидальной попытки. Во время беседы с врачом говорит, что ей «некуда есть», «внутренности слиплись». Утверждает, что она уже несколько месяцев не ест, не пьет и не спит. О себе говорит: «я труп», «я мертва», «нет внутренностей», «нет горла», «все спазмировано». Кричит, что у неё «нет желудка», просит умертвить её.

  • Слайд 37

    Неверный ответ!

    Дерматозойный бред (“наружная зоопатия, бред кожных паразитов”) —убеждение в присутствии на поверхности тела, под кожей или внутри ее живых существ (E.Ekbom, 1938).

  • Слайд 38

    Бред физического уродства (дисморфомания) — убеждение в наличии телесного уродства, бросающегося в глаза окружающим.

  • Слайд 39

    Бред метаморфозы—уверенность в превращении своего организма в тело животного, птицы, другого человека, в неодушевленный предмет. Обычно сочетается с бредом физического воздействия.

  • Слайд 40

    Верный ответ!

    Ипохондрический бред Котара (J. Cotard; синонимы: нигилистический бред, нигилистическая парафрения, бред отрицания) – разновидность бреда Котара, содержащая идеи частичного или полного отсутствия внутренних органов, частей тела вплоть до отрицания существования своего физического "Я".

  • Слайд 41

    Квалифицируйте расстройство мышления

    Больной передал врачу записку следующего содержания: «Прошу меня умертвить, так как я не хочу больше жить… Скоро меня уже не будут навещать, это точно. Пока приходят ко мне товарищи по школе, помня мою бывшую с ними дружбу. Мне нет места среди людей. Мне стыдно перед всеми людьми. Лежу на чистой кровати, разве мне место на ней? Таких скверных и гадких как я больше ни одного человека нет на свете».

  • Слайд 42

    Неверный ответ!

    Бред малого размаха - преобладают темы ущерба (чаще морального), притеснения в правах, мелкого преследования, отравления. Бредовые идеи простые, обыденные и правдоподобные, направлены против конкретных лиц из окружения больного (родных, соседей). Бредовые высказывания больных содержат большое количество конкретных деталей бытового характера (испачкали перепутали бумаги, отлили из кастрюли суп, трясут половики под дверью и т.д.), в связи с чем такой бред часто называют бредом обыденных отношений, или бредом «малого размаха». В части случаев бред может существовать без какого-либо усложнения в течение многих лет, иногда до самой смерти. У больных отмечается выраженное бредовое поведение, вырабатываются характерные приемы борьбы с чинимыми «хулиганскими» действиями. Так, они ставят дополнительные замки на дверях, особым образом раскладывают предметы, чтобы по изменению их положения уличить лиц, подозреваемых воровстве или попытке проникновения в комнату, во время приготовления пищи не отходят от плиты или привязывают крышку к кастрюле и т.д. Развивается в рамках пресенильных психозов (инволюционный параноид).

  • Слайд 43

    Ипохондрический синдром – это болезненно преувеличенное опасение за свое здоровье, а также убежденность в наличии той или иной болезни при отсутствии действительного заболевания.

  • Слайд 44

    Верный ответ!

    Бредовые идеи самоуничижения (депрессивный бред) Бред самоуничижения, самообвинения, виновности, греховности - весьма близкие по клиническому содержанию патологические идеи о своих мнимых ошибках, несуществующих грехах, несовершенных преступлениях («в жизни не сделано ничего хорошего», «я никуда не годный человек», «вся моя жизнь - сплошная цепь ошибок и преступлений»). Такие больные очень часто убеждены, что своими ошибками и проступками они погубили не только свою жизнь, но и жизнь своих близких, что они «всем в тягость», «объедают окружающих», «не имеют никакого права даже на кусок чер­ствого хлеба». Для них характерно также ожидание наказания, убежденность в его необходимости или неизбежности («я - чудовище, не понимаю, как меня земля держит», «нет такой кары, которая бы соответствовала моим проступкам»).

  • Слайд 45

    Дайте синдромальную оценку бредовым идеям:

    В редакцию одной из газет пришло письмо от гр-ки Ж., 67 лет, следующего содержания: "Единственное, что творится в этом доме, излучают мое жилье, гоняются в транспорте с аппаратурой, уже с 1991 года. Я ветеран войны, 67 лет, меня превратили в зомби, вживили микрочип в мозг, передают команды из центра, обещают убить. Всюду писала, до президента, ни один чиновник не помог. Люди озверели. Вся надежда на Вас" (орфография сохранена).

  • Слайд 46

    Неверный ответ!

    Паранойяльный бред – одноплановый (монотематический) систематизированный бред. Не сопровождается галлюцинациями. Пример: паранойяльные дебюты шизофрении, алкогольный бред преследования, инволюционный параноид.

  • Слайд 47

    Парафренный бред – бредовые идеи грандиозного, фантастического содержания. Наиболее тяжелая форма бредового синдрома.

  • Слайд 48

    Верный ответ!

    Параноидный бред – несистематизированные бредовые идеи политематического содержания. Как правило, сопровождаются галлюцинациями.

  • Слайд 49

    Вы прошли все задания!

    Желаем успехов в дальнейшей учёбе!

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке