Презентация на тему "Раздел"

Презентация: Раздел
1 из 102
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
0.0
0 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Посмотреть и скачать бесплатно презентацию по теме "Раздел", состоящую из 102 слайдов. Размер файла 9.63 Мб. Каталог презентаций, школьных уроков, студентов, а также для детей и их родителей.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    102
  • Слова
    другое
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Раздел
    Слайд 1

    Раздел

    Экология

  • Слайд 2

    Экология

    наука, которая изучает взаимодействия организмов с окружающей средой (средой обитания)

  • Слайд 3

    Среда обитания

    Это совокупность конкретных абиотических и биотических условий, в которых обитает данная особь, популяция или вид, часть природы, окружающая живые организмы и оказывающая на них прямое или косвенное воздействие.

  • Слайд 4

    Эрнст Геккель

    «Экология - это биология окружающей среды» «Среда обитания определяет эволюцию»

  • Слайд 5

    окружающая среда

    Среда обитания Это –совокупность компонентов живой и неживой природы, а так же деятельности человека, воздействующих на организм

  • Слайд 6
  • Слайд 7

    Приспособительные реакции на действие экологических факторов - АДАПТАЦИИ

    Морфологические Поведенческие (этологические)

  • Слайд 8

    Водная среда Гидробионты

  • Слайд 9

    Водная среда обитания:

    Количество О2 плотность воды почти в 1000 раз больше, чем плотность воздуха, сильные перепады давления с глубиной, количество кислорода зависит от температуры, активнее, чем в воздухе, происходит поглощение солнечных лучей олебанияt Освещенность Плотность

  • Слайд 10

    Водная среда:

    Моря, океаны Реки Озёра, пруды Болота Временные водоёмы

  • Слайд 11

    Нектон (nektos – плавающий)

    активно передвигающиеся крупные животные, способные преодолевать большие расстояния и сильные течения: рыбы, кальмары, ластоногие, киты. В пресных водоемах к нектону относятся и земноводные и множество насекомых.

  • Слайд 12

    Планктон(planktos – блуждающий, парящий)

    – совокупность мелких животных организмов (зоопланктон): мелкие ракообразные, из более крупных – крылоногие моллюски, медузы, гребневики, некоторые черви), обитающих на разной глубине, но не способных к активным передвижениям и к противостоянию течениям. В состав планктона входят и личинки животных, образуя особую группу – нейстон. Это пассивно плавающее «временное» население самого верхнего слоя воды, представленное разными животными (десятиногие, усоногие и веслоногие ракообразные, иглокожие, полихеты, рыбы, моллюски и др.) в личиночной стадии.

  • Слайд 13

    Бентос(benthos – глубина)

    гидробионты дна. Представлен в основном прикрепленными или медленно передвигающимися животными (зообентос: фораминефоры, рыбы, губки, кишечнополостные, черви, плеченогие моллюски, асцидии, и др.), более многочисленными на мелководье.

  • Слайд 14

    Приспособления к смене светового режима (хроматическая адаптация ):

    закономерно меняют свою окраску с глубиной. В верхних слоях они ярко окрашены в разные цвета, в сумеречной зоне (морской окунь, кораллы, ракообразные) окрашены в цвета с красным оттенком – удобнее скрываться от врагов. Глубоководные виды лишены пигментов.

  • Слайд 15

    приспособления гидробионтов к высокой плотности воды

    У живущих в толще воды и активно плавающих животных тело имеет обтекаемую форму и смазано слизью, уменьшающей трение при передвижении. Развиты приспособления для повышения плавучести: скопления жира в тканях, плавательные пузыри у рыб, воздухоносные полости у сифонофор.

  • Слайд 16

    У пассивно плавающих животных увеличивается удельная поверхность тела за счет выростов, шипов, придатков; тело уплощается, происходит редукция скелетных органов. Разные способы передвижения: изгибание тела, с помощью жгутиков, ресничек, реактивный способ передвижения (головоногие моллюски).

  • Слайд 17

    У придонных животных исчезает или слабо развит скелет, увеличиваются размеры тела, обычна редукция зрения, развитие осязательных органов.

  • Слайд 18

    приспособления гидробионтов к подвижности воды

    В прибойно-отливной полосе морей растения и многие животные имеют приспособления для прикрепления ко дну (брюхоногие моллюски, усоногие раки), или же прячутся в расщелинах.

  • Слайд 19

    У рыб проточных вод тело в поперечнике круглое, а у рыб, обитающих у дна, как и у придонных беспозвоночных животных, тело плоское. У многих на брюшной стороне есть органы фиксации к подводным предметам.

  • Слайд 20

    приспособления гидробионтов к солености воды

    В пресной воде (гипотоническая среда) хорошо выражены процессы осморегуляции. Гидробионты вынуждены постоянно удалять проникающую в них воду, они гомойосмотичны (инфузории каждые 2-3 минуты «прокачивают» через себя количество воды, равное ее весу). .

  • Слайд 21

    В соленой воде (изотоническая среда) концентрация солей в телах и тканях гидробионтов одинакова (изотонична) с концентрацией солей, растворенных в воде – они пойкилоосмотичны. Поэтому у обитателей соленых водоемов осморегуляторные функции не развиты, и они не смогли заселить пресные водоемы

  • Слайд 22

    отношение гидробионтов к составу газов в воде

    некоторые рыбы очень чувствительны к дефициту кислорода (форель, гольян, хариус) и потому предпочитают холодные горные реки и ручьи. Другие рыбы (карась, сазан, плотва) неприхотливы к содержанию кислорода и могут жить на дне глубоких водоемов. Многие водяные насекомые, личинки комаров, легочные моллюски тоже толерантны к содержанию кислорода в воде, потому что они время от времени поднимаются к поверхности и заглатывают свежий воздух.

  • Слайд 23

    отношение гидробионтов к кислотности

    В кислых водах болот (pH=3,7-4,7) живут в обилии раковинные корненожки, но нет моллюсков-беззубок (Unio), редко встречаются другие моллюски. Большинство пресноводных рыб живут в диапазоне pH от 5 до 9 и массово гибнут за пределами этих значений.

  • Слайд 24

    Об экологической пластичности гидробионтов.

    Пресноводные животные экологически более пластичны (эвритермны, эвригаленны), чем морские, обитатели прибрежных зон более пластичны (эвритермны), чем глубоководные. Есть виды, обладающие узкой экологической пластичностью по отношению к одному фактору (рачок артемия (Artimiasolina) – стеногаленный) и широкой – по отношению к другим. Более пластичны организмы в отношении тех факторов, которые более изменчивы. И именно они распространены более широко (корненожки Cyphoderiaampulla). Зависит пластичность и от возраста и фазы развития.

  • Слайд 25

    Наземно-воздушная среда

    Аэробионты

  • Слайд 26

    Наземно-воздушная среда обитания

    газообразная, поэтому характеризуется: низкой влажностью, низкой плотностью, низким давлением, высоким содержанием кислорода

  • Слайд 27

    Количество О2 Количество Н2О Колебания t Освещенность Плотность Много Мало Высокие Высокая Низкая Характеристика среды

  • Слайд 28

    Адаптации к среде:

    Животные в наземно-воздушной среде передвигаются по почве или по воздуху (птицы, насекомые) У животных появились легкие и трахеи Сильное развитие получили скелетные органы, обеспечивающие автономность передвижения по суше и поддерживающие тела со всеми его органами в условиях незначительной плотности среды

  • Слайд 29

    У животных и растений суши : сложное строение тела и его покровов, периодичность и ритмика жизненных циклов, механизмы терморегуляции и пр. Выработалась целенаправленная подвижность животных в поисках пищи, животные, жизнь которых всецело связана с воздушной средой. Сформировалась исключительно тесная функциональная, ресурсная и механическая взаимосвязь с почвой.

  • Слайд 30

    "Под почвой надо понимать все поверхностные слои горных пород, переработанные и измененные совместным воздействием климата (свет, тепло, воздух, вода), растительных и животных организмов". Н.А. Качинский ("Почва, ее свойства и жизнь", 1975)

  • Слайд 31

    Среда обитания - почва

    имеет очень плотную структуру, в нее не проникает свет, здесь сглажены температурные перепады, создается особый режим влажности.

  • Слайд 32

    Эдафобионты

  • Слайд 33

    Микробиотип, или микробиота

    организмы, представляющие промежуточное звено между растительными и животными организмами (бактерии, зеленые и сине-зеленые водоросли, грибы, простейшие одноклеточные). Это водные организмы, но мельче обитающих в воде. Живут в порах почвы, заполненных водой – микроводоемах. Основное звено детритной пищевой цепи. Могут высыхать, а с возобновлением достаточной влажности вновь оживают.

  • Слайд 34

    Мезобиотип, или мезобиота

    совокупность мелких, легко извлекающихся из почвы подвижных насекомых, нематод, клещей (Oribatei), мелких личинок, ногохвостки (Collembola) и др. Очень многочисленны – до миллионов особей на 1м2. Питаются детритом, бактериями. Пользуются естественными полостями в почве, сами не роют себе ходов. При снижении влажности уходят вглубь. Приспособления от высыхания: защитные чешуйки, сплошной толстый панцирь. "Паводки" мезобиота пережидает в пузырьках почвенного воздуха.

  • Слайд 35

    Макробиотип, или макробиота

    крупные насекомые, дождевые черви, подвижные членистоногие, живущие между подстилкой и почвой, другие животные, вплоть до роющих млекопитащих (кроты, землеройки). Преобладают дождевые черви (до 300 шт/м2).

  • Слайд 36

    эдафон

    комплекс живых организмов, участвующих в утилизации органики По степени связи со средой обитания в эдафоне выделяются группы: геобионты, геофилы, геоксены,псаммофилы

  • Слайд 37

    Геобионты– постоянные обитатели почвы (дождевые черви (Lymbricidae), многие первичнобескрылые насекомые (Apterigota)), из млекопитающих кроты, слепыши.

  • Слайд 38

    Геофилы– животные, у которых часть цикла развития проходит в другой среде, а часть – в почве. Это большинство летающих насекомых (саранчовые, жуки, комары-долгоножки, медведки, многие бабочки). Одни в почве проходят фазу личинки, другие – фазу куколки.

  • Слайд 39

    Геоксены – животные, иногда посещающие почву в качестве укрытия или убежища. К ним относятся все млекопитающие, живущие в норах, многие насекомые (таракановые (Blattodea), полужесткокрылые (Hemiptera), некоторые виды жуков).

  • Слайд 40

    Псаммофилы (мраморные хрущи, муравьиные львы); адаптированы к сыпучим пескам

  • Слайд 41

    Организменная среда

    Эндобионты

  • Слайд 42

    Организм как среда обитания

    Для животных и растений, которые поселяются на или внутри другого организма, организмявляется средой обитания или жизни. Взаимоотношения между ними называются симбиозом (symbiosis –совместная жизнь).

  • Слайд 43

    Комменсализм

    тесная связь между организмами, при которой хозяин не получает ни пользы, ни вреда.

  • Слайд 44

    Паразитизм

    Организм хозяина является стацией обитания, биотопом для организма-паразита. Паразитизм отличается от хищничества тем, что пищей хищнику служат много жертв, а паразит живет за счет одного или нескольких хозяев и редко убивает их сразу.

  • Слайд 45

    паразитизм

    Эктопаразиты – наружные паразиты, обитающие на поверхности тела хозяина и внедряющиеся в него органами питания, присосками (пиявки). Эктопаразиты животных: клещи, пиявки, блохи, клопы. Эндопаразиты – паразиты, живущие внутри тела хозяина (гельминты, бактерии, вирусы, простейшие).

  • Слайд 46

    Преимущества паразитизма:

    - у паразитов нет проблем с поиском пищи; это дает им возможность быстрого роста, достижения больших размеров и высокого потенциала размножения; - организм хозяина служит надежной защитой от неблагоприятных условий среды; нет опасности высыхания, изменения температурного, солевого и осмотического режимов.

  • Слайд 47

    Мутуализм

    взаимоотношения, когда получают выгоду оба живых организма, или вида, т.е., когда в популяции одного из двух видов особи растут и (или) выживают и (или) размножаются в присутствии другого вида лучше, чем без него.

  • Слайд 48

    Вид, выигрывающий в пище, освобождает партнера от паразитов (рыбы-чистильщики)

  • Слайд 49

    Опыляет растения(клевер и шмели, пчелы и многие растения)

  • Слайд 50

    распространяет семена (птицы и ягодные растения,)

  • Слайд 51

    Микрофлора кишечника животных

  • Слайд 52

    Поведенческие взаимосвязи:

    Медоуказчик (птица) и капский медоед (зверь) в Африке. Медоуказчик легко разыскивает пчелиные гнезда и приводит к ним партнера. Медоед легко вскрывает гнезда, поедает мед и личинки пчел, а птице достаются остатки.

  • Слайд 53

    Рыба-клоун и актиния. Рыба прячется в зарослях актинии, получая от нее защиту (у актинии ядовитые стрекающие нематоцисты), но и она защищает актинию, нападая на других рыб, в том числе врагов актинии.

  • Слайд 54

    Задание 1К какой среде обитания вы отнесете следующие организмы?

    1 2 3 4

  • Слайд 55

    Задание 2К какой среде обитания вы отнесете следующие организмы?

    1 2 3 4

  • Слайд 56

    Изучение различных сред обитания организмов

    дельфин, чайка, страус, акула, береза, орел, ворона, карась, крот, медуза, дождевой червь, личинка майского жука, , постельный клоп, бабочка, олень, клубеньковые бактерии, волк, свиной цепень, щука, человек, синица, гидра, клещ собачий. Поместите в соответствующую среду обитания животных или растения из предложенного списка.

  • Слайд 57

    Экологические факторы

    условие среды обитания, оказывающее воздействие на организм. Среда включает в себя все тела и явления, с которыми организм находится в прямых или косвенных отношениях

  • Слайд 58
  • Слайд 59
  • Слайд 60

    Абиотические факторы (неживой природы)

    температура свет влажность концентрация солей, давление осадки, рельеф движение воздушных масс

  • Слайд 61

    Биотические факторы - это совокупность влияний жизнедеятельности одних организмов на другие (конкуренция, хищничество, паразитизм и другие).

  • Слайд 62

    Антропогенные факторы - этосовокупность влияний деятельности человека на окружающую среду

  • Слайд 63

    Действие антропогенных факторов Прямое Косвенное

  • Слайд 64

    Экологическая толерантность

    Tolerantia – (лат.) – терпение - способность выдерживать изменения условий обитания стенобионты эврибионты

  • Слайд 65

    Кривая толерантности

  • Слайд 66

    Закон Ю. ЛИБИХА Жизнедеятельность организма ограничивает фактор, количество и качество которого близко к минимуму Лимитирующие факторы Закон минимума

  • Слайд 67

    Лимитирующиефакторы

    1.температура 2.свет 3. наличие воды 4.концентрация О2 5.давление 6.рельеф 7.движение воздушных масс

  • Слайд 68

    1.температура 2.свет 3. наличие воды 4.концентрация О2 5.давление 6.рельеф 7.движение воздушных масс

  • Слайд 69

    1.температура 2.свет 3. наличие воды 4.концентрация О2 5.давление 6.рельеф 7.движение воздушных масс

  • Слайд 70
  • Слайд 71
  • Слайд 72
  • Слайд 73
  • Слайд 74

    Все живые организмы связаны между собой энергетическими отношениями, поскольку являются объектами питания других организмов.

  • Слайд 75
  • Слайд 76

    Продуценты (лат. производящий) – автотрофные организмы, способные производить органические вещества из неорганических, используя фотосинтез или хемосинтез (растения и автотрофные бактерии).

  • Слайд 77

    Консументы (лат. потреблять, расходовать) – гетеротрофные организмы, потребляющие органическое вещество. Консументы бывают трех порядков: растительноядные животные плотоядные животные всеядные животные

  • Слайд 78

    Редуценты - это сапрофиты (обычно, бактерии и грибы), питающиеся органическими остатками мёртвых растений и животных (детритом). Детритом могут также питаться животные – детритофаги, ускоряя процесс разложения остатков

  • Слайд 79

    Внутри экологической системы органические вещества создаются автотрофными организмами (например, растениями). Растения поедают животные, которых, в свою очередь, поедают другие животные. Такая последовательность называется пищевой цепью, а каждое звено пищевой цепи называется трофическим уровнем (греч. trophos «питание»).

  • Слайд 80

    сосна жук короед дятел ястреб Пищевыеилитрофические цепи- это последовательность разных видов организмов, по которой вещество и энергия передаются с уровня на уровень, поскольку одни организмы поедают другие

  • Слайд 81

    Пищевые цепи разделяются на два типа: Пастбищная пищевая цепь (цепьвыедания) Детритная пищевая цепь

  • Слайд 82
  • Слайд 83

    Составьте цепи питания 1 3 2 7 5 4 6 Ответ 3126754 заяц лиса осина ястреб дрозд листва Дождевой червь

  • Слайд 84

    Линейные пищевые цепи - большая редкость в природе. Как правило, пищевые цепи в экосистеме тесно переплетаются. Совокупность пищевых связей в экосистеме образует пищевые сети, в которых многие консументы служат пищей нескольким членам экосистемы.

  • Слайд 85
  • Слайд 86

    Сок растения тля Божья коровка паук Насекомоядная птица Пример трофической цепи

  • Слайд 87

    Мертвое животное Приведем две типичные детритные пищевые цепи наших лесов: муха лягушка уж опад Дождевой червь дрозд Ястреб перепелятник Мертвое животное муха лягушка уж Мертвое животное

  • Слайд 88
  • Слайд 89

    Правило экологической пирамидыкаждый уровень пирамиды отличается количеством энергии в 10 раз

  • Слайд 90

    правило 10% или правило Линдемана:

    при переходе с одного трофическогоуровня на другойполезнойэнергиисохраняется не более 10%.

  • Слайд 91

    задача 1

     Какое количество планктона (в кг) необходимо, чтобы в водоёме выросла щука массой 8 кг (40% сухого вещества)?

  • Слайд 92

    Решение

    1. Записываем цепь питания Щука__растительноядныерыбы__планктон 8кг (40%с.в.)_____?________________? 2. Делаем перерасчёт на сухое вещество (8/100) х 40 =3,2 (кг) вес сухого вещества щуки 3. Применяем правило пирамиды: Щука (3,2кг)__рыба (32кг)__планктон (320кг) Ответ: 320 кг

  • Слайд 93

    Задача 2

    Вес каждого из двух новорожденных детенышей летучей мыши составляет 1 г. За месяц выкармливания детенышей молоком вес каждого из них достигает 4,5 г. Какую массу насекомых должна потребить самка за это время, чтобы выкормить свое потомство. Чему равна масса растений, сохраняющаяся за счет истребления самкой растительноядных насекомых?

  • Слайд 94

    решение

    Цепь Лет.мышь___насекекомые______растения 2. 4,5-1 = 3,5(г) набранный вес 3,5Х2 = 7,0(г) – для 2-х детёнышей Применяем правило пирамиды: Лет.мыши (7г)-насекомые(70г)-растения(700г) Ответ: мыши должны съесть 70 г насекомых чтобы пасти 700 г растений

  • Слайд 95

    Задача (самостоятельно)

    В луговом сообществе обитают: гусеница, жаво­ронок, люцерна, коршун. Составьте пищевую цепь. Ответ: сосна → гусеница → синица → коршун.

  • Слайд 96

    На основании правила экологической пирамиды определите, сколько нужно планктона, чтобы в море выросла одна особь калана (морской выдры) массой 30 кг, если цепь питания имеет вид: фитопланктон, нехищные рыбы, хищные рыбы, калан.

  • Слайд 97

    Установите соответствие между организмом и трофическим уровнем экологической пирамиды, на котором он находится, и впишите в таблицу: растения, орёл-змееяд, лягушка, микроскопический гриб, жук.

  • Слайд 98

    Определите, какое количество сычей может прокормить цепь питания, если известно, что общая масса продуцента составляет 8000 кг, а масса одного сыча — 0,2 кг. Растения ↓ Насекомые ↓  Мелкие птицы ↓  Сыч   

  • Слайд 99

    задача

    Определите площадь акватории реки, которая необходима для пропитания судака массой 1 кг (30% сухого вещества) в цепи питания: фитопланктон → травоядная рыба → судак. Продуктивность фитопланктона — 600 г/м2.

  • Слайд 100

    Решение

    1. Sакватор. = m (масса) /p (продуктивность) 2. Цепь фитопланктон → травоядная рыба → судак ____________________________1кг (300г с.в.) 2. Правило пирамиды: Судак (300г)-рыба (3000г)-планктон(30000г) 3. Sакватор. = 30000/600=50м2

  • Слайд 101

    Задача (самостоятельно)

    Биомасса планктона составляет 500 г/м2 площади моря. Пользуясь правилом экологической пирамиды, определите, какая площадь моря может прокормить одного белого медведя массой 500 кг (70% составляет вода) согласно пищевой цепи: планктон → рыба → тюлень → белый медведь

  • Слайд 102

    Дополнительное задание

    Изначальная численность популяции оленя составляет 1000 особей. Оленями питаются волки. Выжившая к концу каждого года часть популя­ции оленей увеличивает свою численность на 40 %. Начальная численность популяции волков составляет 10 особей, один волк потребляет по 30 оленей ежегодно, годовой прирост популяции волков составляет 10 %. В отсутствие волков естественная смертность оленей от заболеваний составляет 30 %. 1. Рассчитайте, какой будет численность оленей через 3 года и 10 лет при полном отсутствии хищников. Отобразите изменения численности оленей в течение данного периода времени графически. 2. Рассчитайте, какой будет численность оленей через 3 года и 10 лет с учётом влияния волков.

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке