Содержание
-
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №47 «Чудо-остров»Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста через использование игр и игровых технологий ТРИЗ
Выполнила воспитатель: Устинова Анастасия Вячеславовна г.Йошкар-Ола,2023
-
Актуальность
Мы живём в стремительно меняющемся мире, в эпоху информации, компьютеров, спутникового телевидения, мобильной связи, интернета. Информационные технологии дают нам новые возможности. Наших сегодняшних воспитанников ждёт интересное будущее. А для того, чтобы они были успешными, умело ориентировались в постоянно растущем потоке информации, нужно научить их легко и быстро воспринимать информацию, анализировать её, применять в освоении нового, находить неординарные решения в различных ситуациях.
-
ТРИЗ- теория решения изобретательских задач
ТРИЗ для детей дошкольного возраста- это система игр, занятий и заданий, способная увеличить эффективность программы, разнообразить виды детской деятельности, развивать у детей творческое мышление. Теория позволяет осуществить естественным образом личностно-ориентированный подход, что особенно актуально в контексте ФГОС ДО.
-
ГенрихСауловичАльтшуллер (15.10.1926-24.09.1988)
ТРИЗ технология была была разработана около 50 лет назад замечательным советским учёным,изобретателем,писателем-фантастом- Генрихом СауловичемАльтшуллером.
-
Цель
Развитие познавательной активности, логического мышления, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных,креативныхспособностей посредством дидактических игр и ТРИЗ технологии
-
Задачи
1. Учить детей выделять существенные признаки предметов, сравнивать, обобщать, классифицировать на математическом и жизненном материале. 2. Формировать и развивать простейшие логические структуры мышления и математические представления. 3. Совершенствовать произвольное внимание, память. 4. Развивать умение высказывать простейшие собственные суждения и умозаключения на основании приобретённых знаний.
-
Этапы работы по использованию ТРИЗ в ДОУ
Цель первого этапа - научить ребенка находить и различать противоречия, которые окружают его повсюду. Цель второго этапа - учить детей фантазировать, изобретать. Содержание третьего этапа – решение сказочных задач и придумывание раз-ных сказок с помощью специальных методов ТРИЗ На четвертом этапе ребенок применяет полученные знания и, используя не-стандартные, оригинальные решения проблем, учится находить выход из любой сложной ситуации.
-
МетодыТРИЗ
Мозговой штурм Метод каталога Метод фокальных объектов Системный анализ Метод морфологического анализа Метод золотой рыбки Моделирование маленькими человечками Метод аналогий Типовое фантазирование
-
Моделирование маленькими человечками
Методика ММЧ (моделирование маленькими человечками) – моделирование процессов, происходящих в природном и рукотворном мире между веществами (твердое –жидкое –газообразное).
-
Системный анализ
помогает рассмотреть мир в системе, как совокупность связанных между собой определенным образом элементов, удобно функционирующих между собой.
-
Метод морфологического анализа
Круги Луллия. Дидактическое пособие многофункционального характера, состоящее из нескольких кругов разного диаметра, нанизанные на общий стержень, в верхней части стержня устанавливается стрелка или окошко.
-
Игрыиупражнения
«Поиск аналогов»- необходимо назвать объект и как можно больше его аналогов, сходных по существенным признакам. Например,шар-яблоко (форма) птица(летает); « Поиск противоположного объекта» -необходимо назвать объект и как можно больше ему противоположных. «Хорошо-плохо» - берется объект, не вызывающий стойких положительных или отрицательных его сторон; «Да-нет»- игроки отгадывают слово, загаданное ведущим. Игроки задают вопросы, на которые ведущий может ответить только да или нет. « Складушки-вычиталки» Например: пчела + цветок= мёд ; « Четвертый лишний» «Преврати себя» Например: ребенок превращается в дерево. Что он видит ночью? Кто к нему приходит в гости? Что оно слышит по утрам?
-
Заключение
Систематическое использование игр и игровых технологий ТРИЗ позволяют получить следующие положительные результаты: дети могут анализировать отношения между понятиями; могут объединять различные действия в одно целое, находя в объединения что-то общее, а так же развивают и активизируют навыки сравнения и объединения; Пройдя все этапы работы по использованию технологии ТРИЗ мы сможем добиться развития нестандартного, широкоформатного, гибкого мышления у детей, умения отслеживать причинно-следственные связи, видеть закономерности происходящих явлений и событий; формировать целостную картину мира; воспитать интерес к поисковой деятельности, стремление разрабатывать необычные варианты решения задачи.
-
Вперспективе
Использование в работе таких методов ТРИЗ, как мозговой штурм, метод каталога, метод золотой рыбки,типовое фантазирование; Развивать творческую составляющую личности ,обогащать круг представлений и пополнять словарный запас; развивать наглядно-образное представление, воображение и память; Научить ребенка думать не стандартно и находить собственные решения, поставленных задач.
-
Спасибо за внимание!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.