Содержание
-
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида №6 города Кирово – Чепецка Кировской области
Развитие речи, как компенсаторного фактора для детей с нарушением зрения, на занятиях продуктивными видами деятельности Воспитатель МКДОУ № 6 Парфенова Елена Владимировна I квалификационная категория Кирово – Чепецк 2013 Электронный адрес:mkdou6@obrchepeck.ru Parfenow_19892011@mail.ru
-
Общее личностное становление человека невозможно вне развития речевой активности
В ФГТ одной из задач выделено стимулирование коммуникативной активности детей в разных видах деятельности. У детей с нарушенным зрением особые трудности. Целью этого опыта является развитие компенсаторной функции речи.
-
Условия речевой деятельности
Полисенсорное развитие ребенка через систему занятий тифлопедагога, воспитателя, логопеда. Связь чувственных представлений со словом с использованием всех анализаторов. Богатая и разнообразная речевая среда. Речевая практика ребенка под контролем взрослых.
-
Трудности в развитии речи возникают
Когда ребёнок начинает говорить развёрнутыми фразами. Когда усложняется его речь и мышление. Когда ребёнок высказывается отвлеченно.
-
Идея научности изменений
Адаптируя методику устранения заикания Н.А.Чевелёвой для обучение детей с нарушением зрения, выяснила, что у таких детей недостаток развития речи значительно ослабевает в конкретной наглядной ситуации, это облегчает формирование мысли у ребёнка, что и является компенсаторным обеспечением.
-
Система развития речи
На занятиях с использованием продуктивной деятельности - состоит из 5 периодов.
-
I период – обогащение словаря
Цель: Выявление активного и пассивного словаря, его активизация и обогащение.
-
II период – сопровождающая речь, когда ребенок говорит по поводу совершаемого действия
Цель: Развивать у детей умение правильно строить простые предложения.
-
III период – завершающая речь, когда ребенок описывает уже выполненную работу или какую - то его часть
Цель: Развивать умение детей увеличивать наполняемость простых предложений, усложнять речь детей, путем подбора более сложных заданий на занятии.
-
IV период – предваряющая речь, когда ребенок рассказывает о том, что намеревается сделать
Цель: Развивать умение детей менять структуру предложения, строить сложноподчиненные и сложносочиненные предложения.
-
V период – закрепление навыков контексной речи, т.е. самостоятельная речь
Цель: Увеличение речевой активности детей, самостоятельно и правильно формулировать свои мысли.
-
Выводы
Изложенный опыт имеет положительный результат. Компенсаторная функция речи не ограничивается познавательной деятельностью – она имеет огромное значение для формирования личности ребенка с нарушенным зрением в целом.
-
Результаты мониторинга
Развитие речи Изодеятельность
-
Литература
Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы», под ред. Н.Е.Вераксы. М., Мозаика-Синтез, 2010. Литвак П.Г. «Психология слепых и слабовидящих». Изд. КАРО г. С.- П. 2006 г. (стр. 139-152) гл.7. Волокова Л.С. «Результаты экспериментального изучения нарушений устной речи у детей с глубокими нарушениями зрения». Журнал «Дефектология». 1982г. №3 Чевелева Н.А. «Преодоление заикания у детей». М. ООО «Издательство Гном и Д», 2001г. – 128 с. Земцова М.И. «Пути компенсации слепоты». М., издательство АПН РСФСР, 1956г. гл. I и IX.. Скороходова О.И. «Как я воспринимаю, представляю и понимаю окружающий мир». М., 1978г. Бельтюков В.И. «Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи». М., 1977г. Солнцева Л.И. «Развитие компенсаторных процессов у слепых детей дошкольного возраста». М. «Педагогика», 1980г.
-
Спасибо за внимание!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.