Содержание
-
Развитие речи у детей с синдромом Дауна
Подготовила учитель-дефектолог Кириллова Ю.Е.
-
Синдром Дауна -
одна из самых распространенных генетических аномалий, которая возникает вследствие увеличения количества хромосом. Нарушение встречается довольно часто – у 1 ребенка на 700 новорожденных.
-
Речь у детей с СД появляется довольно поздно и остается не до конца развитой на протяжении всей жизни. Самые распространенные неврологические проблемы у детей с синдромом Дауна, оказывающие влияние на речь, это: - дизартрия – состояние, при котором затруднена правильная работа артикуляторных мышц; - апраксия , состояние, мешающее правильно программировать, планировать и выстраивать по порядку звуки в речи.
-
Дети с синдромом Дауна чаще всего отличаются некоторыми особенностями строения лица, которые мешают освоению речи. Эти распространенные особенности включают: - гипотонус, пониженный тонус мышц лица, рта, языка, губ, челюсти; - трудности в синхронизации движения этих органов; - сравнительно небольшой размер ротовой полости в сравнении с размером языка; - тенденция дышать через рот из-за увеличенных аденоидов, частых простуд или аллергических реакций; - высокое узкое («готическое») нёбо, ограничивающее движения языка во рту, равно как и слишком низкое нёбо; - недоразвитие (гипоплазия) костей средней части лица; - повышенное слюнотечение (что может говорить о пониженной чувствительности); -постоянно открытый рот; - часто высунутый язык; - трудности в использовании мягкого нёба для «блокировки» воздушного потока, вследствие чего речь ребенка будет «гнусавой»;
-
Основные этапы развития речи
- воспитание слухового и зрительного восприятия, внимания и памяти;- формирование внимания к неречевым звукам, воспитание умения вслушиваться в речь и давать ответные двигательные и речевые реакции;- воспитание чувства ритма, слухового внимания, развитие зрительного внимания (тактильный контакт ребенка с изучаемым предмета обязателен);- развитие импрессивной речи (понимания);- формирование умения вслушиваться в речь, понимать ее содержание, сосредотачиваться и давать ответные двигательные и звуковые реакции;- расширение объема понимаемой чужой речи, накопление пассивного словарного запаса на основе наглядных предметных действий- развитие понимания грамматических форм речи, понимание вопросов "Где?", "Куда?" и т.д.;- обучение пониманию смысла сюжетных картинок на которых люди совершают различные действия;- воспитание общих речевых навыков (развитие подражательности);- развитие у детей подражательности, вызывание речевого подражания (речь с движением);- обучение детей рассказыванию стихов и пению песенок, содержащих звукоподражание;- выработка правильного речевого дыхания (диафрагмального) и правильной артикуляции звуков;- развитие выразительности речи (модуляции голоса);- формирование активного словаря;
-
Поддерживающая коммуникация- как начальный этап речевого развития ребенка. Цель поддерживающей коммуникации заключается в том, чтобы дать ребенку язык, с помощью которого он сможет контактировать с окружающими и поймет, что общение поможет ему добиться удовлетворения его потребностей.
-
Жесты как средство коммуникации Лучше всего ребенок учится жестам путем подражания. Как правило, он использует те жесты, которыми пользуются окружающие его люди. Рекомендации по применению жестов: Жест всегда должен синхронно подкрепляться словом. Когда выполняется жест и произносится слово, ребенок должен смотреть на педагога или того человека, который с ним общается. При обучении ребенка жесту ему необходимо оказывать помощь. Вам следует помогать ему в выполнении движения своими руками. Жесты, которым обучен ребенок, должны отрабатываться в повседневной жизни. При общении жестами ребенка следует побуждать к произнесению звуков, слов. Всем окружающим важно понимать жесты, которые использует ребенок, и эмоционально реагировать на них.
-
Чтобы активизировать устную речь, параллельно с использованием жестов, ведется работа по вызыванию звуков. На всем протяжении периода использования жестов, они неизменно сочетаются со звуками, слогами, словами и предложениями, в зависимости от индивидуальных и возрастных особенностей ребенка. По мере накопления устного словаря использование жестов постепенно уменьшается.
-
Вызывание звуков речи
Работайте над гласными звуками, меняя интонационную картину( высоту и мелодию); Произносите любые звуки и повторяйте их; начинайте работу над согласными звуками с «п»,«б», «м»; Работайте с зеркалом, используйте жесты, знаки. Например, артикулируя звук [б], обратите внимание ребенка на движения ваших губ, потом покажите ему зеркало и предложите имитировать необходимые артикуляционные движения; Чаще проговаривайте знакомые ребенку слова( мама, папа, баба и т.д.)
-
Сроки формирования речи и преодоления недостатков произношения зависят от ряда факторов: - степени сложности дефекта;- индивидуальных и возрастных особенностей ребёнка;- регулярности занятий;- помощи со стороны родителей.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.