Содержание
-
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Ромодановский детский сад комбинированного вида»«Обновление содержания художественно-эстетического воспитания дошкольников»
Подготовила: воспитатель Николаева И.А
-
Умение чувствовать, понимать и ценить прекрасное не приходит само, его надо систематически развивать с ранних лет.Дошкольный возраст – является важнейшим этапом художественно-эстетического развития личности ребёнка.
-
Под художественно-эстетическим воспитанием дошкольников понимается процесс целенаправленного взращивания чувств прекрасного, развития способности воспринимать и ощущать красоту, как в искусстве, так в повседневной жизни.
-
Содержание образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
-
Основная цель художественно-эстетического развития детей - это создание образовательной системы, ориентированной на развитие личности через приобщение к духовным ценностям, через вовлечение в творческую деятельность.
-
Для достижения поставленной цели сформулированы следующие задачи:
1. Изучить современные подходы к проблемам художественно-эстетического развития дошкольников.2. Создать условия, способствующие реализации художественно-эстетического развития воспитанников, их творческого потенциала.3. Использовать современные технологии по художественно-эстетическому развитию детей.
-
«Художественно-эстетическое развитие» зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами, может реализовываться в различных видах деятельности ребенка.
-
Система работы по художественно-эстетическому развитию детей состоит из взаимосвязанных между собой компонентов:
обновление содержания образования (выбор программ и технологий); создание условий для художественно-эстетического воспитания и развития (кадровое обеспечение, учебно-методическое обеспечение, создание предметно - развивающей среды); организация образовательного процесса (работа с детьми и родителями); координация работы с другими учреждениями и организациями.
-
Для детей дошкольного возраста (3 года - 7лет) определены такие виды изобразительной деятельности как конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительная (рисование, лепка, аппликация).
-
Художественная деятельность выступает как содержательное основание эстетического отношения ребёнка, представляет собой систему специфических (художественных) действий, направленных на восприятие, познание и создание художественного образа (эстетического объекта) в целях эстетического освоения мира.
-
Эстетическое воспитание ребенка предполагает единство формирования эстетического отношения к миру и художественного развития средствами разных видов изобразительного и декоративно-прикладного искусства в эстетической деятельности.
-
Основой художественно-эстетического развития ребенка средствами изобразительного искусства и изобразительной деятельности являются:
личностная позиция ребенка, желание самовыразиться; развитие способностей к изобразительной деятельности (эмоциональная отзывчивость, сенсорика, творческое воображение, чувство цвета, формы, композиции, ручная умелость); создание художественного образа - личностное отношение ребенка, эмоциональный отклик, самоутверждение, выбор и предпочтение средств выразительности; взаимосвязь разных способов и самостоятельный их выбор детьми; синтез искусства для создания художественного образа, атмосфера эмоционального сопереживания, сотворчества; изменение структуры педагогического процесса и методов педагогического руководства (педагога - помощник, соучастник творчества).
-
Для развития художественного творчества необходимы определенные условия:
опыт художественных впечатлений образов искусства; некоторые знания, умения в области разных видов художественной деятельности; система творческих заданий, направленных на формирование у детей способности создавать новые образы, используя для этого средства разных видов искусства; создание проблемных ситуаций, активизирующих творческое воображение («дорисуй», «придумай сам», «закончи оформление сам»); материально обогащенная среда для занятий художественной деятельностью.
-
В практической художественно-творческой деятельности ребёнок выступает в роли художника, осваивает опыт художественной культуры, художественные материалы (гуашь, акварель, карандаш, мелки, пластилин, бумага и др.),инструменты (кисти, ножницы, стека), художественные техники (аппликация, коллаж, монотипии, бумажная пластика, тесто пластика)
-
Среди множества факторов, оказывающих определенное воздействие на характер замысла в детском рисунке, существенную роль играет своеобразие художественных техник и материалов (цвет, фактура, форма), которые способствуют созданию адекватного этим свойствам художественного образа.
-
Работа по ознакомлению с художественными техниками осуществляется поэтапно.
Алгоритм работы с детьми по овладению любой художественной техникой включает в себя следующие этапы: I этап - знакомство с художественной техникой; II этап - упражнения в художественной технике; III этап - самостоятельный перенос знаний и умений в творческую деятельность.
-
На первом этапе проходит первое знакомство с новой техникой, детям сообщаются новые знания о материалах, инструментах и способах изображения. Здесь же ребенку предоставляется возможность экспериментировать с материалом, самостоятельно изучить его свойства и признаки.
-
На втором этапе дети непосредственно упражняются в использовании традиционных и нетрадиционных техник (материалов, инструментов и способов их применения). Отработка навыков в использовании различных материалов происходит на занятиях с различной тематикой. Дети получают возможность прочно освоить данную технику. Упражнения детей в применении способов действий, направлены на репродуктивный способ познания и формирование обобщенных, гибких, вариативных знаний и умений. Как правило, данному этапу отводится 2-3 занятия в зависимости от сложности техники.
-
Третий этап включает в себя творческие занятия, на которых дети включаются в поисковую деятельность, свободны и самостоятельны в разработке и реализации замыслов на основе полученных знаний. Тематика этих занятий разнообразна, она побуждает детей к поиску наиболее выразительных средств для изображения своего замысла («Зимний пейзаж», «Осеняя песня», «Золотая рыбка» и т. д.).
-
Итоговой формой работы с детьми могут стать различные творческие выставки:
тематические («Золотая осень», «Королева Зима», «Морское царство» и др.), где представленные работы выполнены с использованием различных техник; выставки работ, выполненных в какой-то одной технике; авторские выставки (творческие работы отдельного ребенка с использованием различных техник).
-
Одним из важных условий реализации системы художественно-эстетического воспитания в дошкольной организации является правильная организация развивающей предметно-пространственной среды.- эстетически придуманное предметно-пространственное окружение улучшает педагогический процесс;- целенаправленное и систематическое ознакомление детей с эстетическими качествами предметной среды обогащает их знаниями, формирует художественный вкус; - эффективность работы по художественно-эстетическому воспитанию во многом определяется участием детей в создании красивого окружения.
-
Вывод:
Правильно организованная система работы по художественно-эстетическому воспитанию детей – создание условий для эстетического воспитания, организация учебно-воспитательного процесса – позволит создать благоприятные условия для развития художественно-эстетических способностей детей, творческого воображения и, как результат художественно-эстетического воспитания.Чтобы ребёнок переступая порог детского сада, попадал в обстановку способствующую развитию художественно-эстетического вкуса и мог бы заниматься художественной деятельностью в любое время.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.