Содержание
-
Роль игры в появлении психологической готовности к школе
-
Психологическая готовность к школе.
Это необходимый и достаточный уровень психического развития ребёнка для освоения школьной программы в условиях обучения в группе сверстников. Это сумма всех его достижений за предшествующие периоды психического созревания.
-
Три аспекта школьной зрелости
Интеллектуальная зрелость: дифференцированное восприятие концентрация внимания аналитическое мышление логическое запоминание сенсорная координация умение воспроизводить образец развитие тонких движений руки Эмоциональная зрелость: уменьшение импульсивных реакций возможность длительное время выполнять не очень привлекательное задание Социальная зрелость: потребность ребёнка в общении со сверстниками и умение подчинять своё поведение законам детских групп способность исполнять роль ученика в ситуации школьного обучения
-
Советские психологи о психологической готовности к школе
Д.Б. Эльконин, обсуждая проблему готовности к школе, на первое место ставил сформированность психологических предпосылок овладения учебной деятельностью: умение ребёнка сознательно подчинять свои действия правилу, обобщённо определяющему способ действия; умение слушать и выполнять инструкции взрослого; умение работать по образцу. Н.Г. Салмина в качестве основных показателей выделяет: произвольность как одну из предпосылок учебной деятельности; уровень сформированности семиотической функции; личностные характеристики, включающие особенности общения (умение совместно действовать для решения поставленных задач), развитие эмоциональной сферы. Е.Е. Кравцов при характеристике психологической готовности к школе основной упор делает на роль общения в развитии ребёнка. Существенным показателем в этой концепции является: уровень развития общения ребёнка со взрослым и сверстниками с точки зрения сотрудничества и кооперации.
-
Н.В. Нижегородцев и В.Д. Шадриков представляют психологическую готовность к обучению в школе как структуру, состоящую из учебно-важных качеств: мотивы учения; зрительный анализ; способность принимать учебную задачу; вводные навыки; графический навык; произвольность регуляции деятельности; обучаемость Е.О. Смирнова считает, что психологическая готовность к школе включает: личностную готовность, помимо социальной позиции школьника, предполагающую ориентацию на учебное содержание; волевую готовность, связанную с развитием произвольности и со способностью действовать по правилу, заданному учителем; умственную готовность, включающую овладение средствами познавательной деятельности, децентрацию и интеллектуальную активность ребенка.
-
Все указанные выше компоненты психологической готовности к школе возникают естественным путём при нормальном развитии ребёнка-дошкольника, подразумевающем, что ребёнок много играет сам, со сверстниками и взрослыми. В арсенале игр должны быть и сюжетно-ролевые игры, и дидактические, и игры с правилами.
-
Детская игра
Игра - наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребёнка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении. Игра – подлинная социальная практика ребёнка, его реальная жизнь в обществе сверстников. Игра - ведущая деятельность в дошкольном возрасте, благодаря которой в психике ребёнка происходят значительные изменения, формируются качества, подготовляющие переход к новой, высшей стадии развития. Игра – не просто любимое занятие детей, это ведущая деятельность дошкольников. Именно в ней формируются основные новообразования, подготавливающие переход ребёнка к младшему школьному возрасту.
-
Значение детской игры
В процессе игры зарождаются и развиваются новые виды деятельности дошкольника. Именно в игре впервые появляются элементы обучения. Игра как бы создаёт «зону ближайшего развития ребёнка». «В игре ребёнок всегда выше своего среднего возраста, выше своего обычного повседневного поведения; он в игре как бы на голову выше самого себя. Игра в конденсированном виде содержит в себе, как фокусе увеличительного стекла, все тенденции развития; ребёнок в игре как бы пытается сделать прыжок над уровнем своего обычного поведения». Л.С. Выготский Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально - волевых качеств, в игре реализуется потребность взаимодействия с миром, формируется произвольное поведение, мотивация и т.д.
-
Главные линии влияния игры на развитие психики:
Велико значение игровой деятельности в развитии мотивационной сферы ребёнка, сознательного желания учиться. Д.Б. Эльконин пишет: «Значение игры не ограничивается тем, что у ребёнка возникают новые по своему содержанию мотивы деятельности и связанные с ними задачи. Существенно важным является то, что в игре возникает новая психологическая форма мотивов… Именно в игре происходит переход от мотивов, имеющих форму досознательных аффективно окрашенных непосредственных желаний, к мотивам, имеющим форму обобщённых намерений, стоящих на грани сознательности». Мотивационная сфера
-
Волевая сфера
Игра является и первой школой воли; именно в игре первоначально проявляется способность добровольно, по собственной инициативе подчиняться различным требованиям. Развитие произвольности поведения и психических процессов. Главный парадокс игры состоит в зарождении функции контроля внутри свободной от принуждения, эмоционально насыщенной деятельности. В ролевой игре ребенок ориентируется на образец действия (эталон), с которым он сравнивает свое поведение, т.е. контролирует его. В ходе игры создаются благоприятные условия для возникновения предпосылок произвольного внимания, произвольной памяти, произвольной моторики.
-
Формирование детского общества
Ценность игровой деятельности заключается в том, что она обладает наибольшими возможностями для формирования детского общества. Она как никакая другая деятельности позволяет детям самостоятельно создавать те или иные формы общения.
-
Интеллектуальная сфера
В игровой деятельности складываются благоприятные условия для развития интеллекта ребёнка, для перехода от наглядно-действенного мышления к образному и к элементам словестно-логического мышления. Именно в игре развивается способность ребёнка создавать обобщённые типичные образы, мысленно преобразовывать их.
-
Развитие психических процессов
В игре формируются или перестраиваются и частные психические процессы. Значительно повышается в условиях игровой деятельности, острота зрения (исследования Т.В. Ендовицкой). В игре ребёнок раньше и легче удерживает сознательную цель запоминать и , например, запоминает большее количество слов, чем в лабораторных условиях (З.М. Истомина). В работе З. В. Мануйленко изучалась способность дошкольников длительно сохранять заданную позу, не изменяя ее и удерживая как можно дольше. В одной из серий опытов ребенок должен был удерживать определенную позу по заданию взрослого, в другой — выполняя роль «часового», охраняющего «фабрику». Оказалось, что выполнение этого трудного для дошкольника задания значительно эффективнее происходит в игре. В исследовании Л. И. Божович обнаружилось, что дошкольники способны длительно и старательно заниматься скучным для них делом (выписывание одних и тех же букв), когда они изображают в игре учеников, выполняющих свои обязанности.
-
Виды детской игры Режиссёрская или предметная игра (до 3-х лет) Сюжетно-ролевая игра (3 – 7 лет) Игра с правилами (6 – 7 лет)
-
Режиссёрская игра
Первая форма, с которой начинается всё развитие игры в дошкольном возрасте, - режиссёрская игра. Определить характерную особенность этого вида игр позволяет замечание А.П. Усовой о том, что развитие игр «идёт по двум заметным руслам: игры режиссёрские, когда ребёнок управляет игрушкой (действует через неё), и игры, где роль выполняется лично самим ребёнком». Все виды детской игры связаны между собой генетической преемственностью, причём режиссёрская игра доминирует дважды – с неё начинается и ею же венчается развитие данного вида деятельности ребёнка. Второй этап режиссерской игры — это игра, где ребенок является одновременно создателем сюжета, постановщиком его (предметным воплотителем) и испытателем всех ролей. Такое обобщенное отношение дает ребенку возможность взглянуть и на себя, и на других со стороны. Хорошим способом обучения режиссерской игре является игра-драматизация. Она представляет собой разыгрывание с помощью мелких игрушек в индивидуальном пространстве заранее заданных сюжетов, сказок, пьес. Вместе с тем надо иметь в виду, что это лишь один из начальных этапов режиссерской игры. Самое главное в ней — это умение создавать сюжет, соединять по смыслу отдельные предметы, события и даже сказки с их сюжетами.
-
Сюжетно-ролевая игра
Ролевая игра представляет собой деятельность, в которой дети берут на себя роли (функции) взрослых и в обобщённой форме воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. Главная особенность сюжетно-ролевой игры состоит в принятии действительной роли в полновесном значении этого понятия. Роль непременно связана с взаимоотношениями людей. Поэтому в ней всегда содержится отношение по крайней мере двух позиций: мать – ребёнок, доктор – пациент, учитель – ученик. Сюжетно-ролевая игра - внутренне коллективная деятельность, даже тогда, когда ребёнок играет один. Развитие сюжетно-ролевой игры обычно идёт от индивидуальной игры к играм вдвоём со сверстником и в конце концов к развёрнутой коллективной игре со многими взаимосвязанными ролями и сюжетными линиями.
-
В ходе исследования игры Д.Б. Элькониным было установлено, что всякая ролевая игра содержитв себе скрытое правило и что развитие ролевых игр идет от игр с развернутой игровой ситуацией и скрытыми правилами к играм с открытым правилом и скрытыми за ним ролями. В игре происходит существенная перестройка поведения ребенка - оно становится произвольным. Под произвольным поведением понимают поведение, осуществляющееся в соответствии с образцом (независимо от того, дан ли он в форме действий другого человека или в форме уже выделившегося правила) и контролируемое путем сопоставления с этим образцом как эталоном.
-
Игра с правилом
К концу дошкольного возраста у детей возникают игры с правилами. В них дети учатся подчиняться правилу, причём последнее становится для них внутренним правилом. Эти игры, в отличии от всех предыдущих видов, предполагают особый подготовительный этап, направленный на овладение принципом и правилами игр. Деятельность ребёнка на подготовительном этапе представляет собой своеобразный прообраз учебной деятельности в её специфических структуре и строении. Игра с правилами - это игра со скрытой воображаемой ситуацией, скрытой игровой ролью и открытыми правилами. В игре с зафиксированными правилами внутренне заключена задача. Игра с правилами подготавливает, таким образом, появление обучающей дидактической игры как переходной рубежной формы на пути к сознательному учению.
-
Большую группу игр с правилами составляют подвижные игры. В зависимости от того, как соотносятся в них сюжетно-ролевое содержание и правило, выделяют 5 групп таких игр (Д.Б. Эльконин): Имитационно-процессуальные игры и элементарные игры-упражнения с предметом. Драматизированные игры по определённому сюжету. Сюжетные игры с несложными правилами. Игры с правилами без сюжета. Спортивные игры и игры-упражнения с ориентировкой на определённые достижения. К играм с правилами относятся и дидактические игры. Сущность дидактических игр заключается в том, что детям предлагается решить умственные задачи, составленные взрослыми в занимательной и игровой форме. Их цель – содействовать формированию познавательной активности ребёнка. В зависимости от того, какой материал использован в играх, выделяют игры с предметами (игрушками, природным материалом и т.д.), настольно-печатные и словестные игры.
-
Систематическая работа по формированию игры с правилом не только способствует общему развитию детей, но и существенно облегчает их подготовку к обучению в школе, где становится особенно важным, с одной стороны, умения подчиняться обязательным нормам и правилам, с другой, - проявлять творческую активность, а также умение принимать временную неудачу, не отказываясь от попыток достичь успеха в дальнейшем.
-
Благодаря игре личность ребёнка совершенствуется:
1.Развивается мотивационно-потребностная сфера: возникает иерархия мотивов, где социальные мотивы приобретают более важное значение для ребёнка, чем личные (происходит соподчинение мотивов). 2. Преодолевается познавательный и эмоциональный эгоцентризм: ребёнок, принимая роль какого-либо персонажа, героя и т.п., учитывает особенности его поведения, его позицию. Ребёнку необходимо согласовывать свои действия с действиями персонажа – партнёра по игре. Это помогает ориентироваться во взаимоотношениях между людьми, способствует развитию самосознания и самооценки у дошкольника. 3. Развивается произвольность поведения: разыгрывая роль, ребёнок стремится приблизить её к эталону. Воспроизводя типичные ситуации взаимоотношений людей в социальном мире, дошкольник подчиняет свои собственные желания, импульсы и действует в соответствии с социальными образцами. Это помогает ему постигать и учитывать нормы и правила поведения. 4. Развиваются умственные действия: формируется план представлений, развиваются способности и творческие возможности ребёнка.
-
Оптимальные условия возникновения и развития указанных выше компонентов психологической готовности к школьному обучению создаются внутри сюжетно-ролевой игры, игры с правилами и режиссёрской игры.
-
Игра была, есть и будет той универсальной формой деятельности, внутри которой, по определению Д.Б. Эльконина, происходят основные прогрессивные изменения в психике и личности ребёнка-дошкольника; игра определяет его отношение с окружающими людьми, готовит к переходу на следующий этап, к новой ведущей деятельности.
-
По Д.Б. Эльконину, игра сама в себе содержит свою гибель: из неё рождается потребность в настоящей серьёзной общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности, что становится важной предпосылкой для перехода к учению. Когда возникает такая реальная возможность, игра гибнет.
-
К концу дошкольного детства игра исчерпывает свои возможности по образованию «зон ближайшего развития» (являющихся механизмом психического развития) при условии, что ребенок прошел все ступени развития детской игры от манипулятивной до игры по правилам. Если же ребенок не прошел все стадии развития игры, то с большей долей вероятности можно сказать, что к моменту поступления в школу в его психическом развитии не наблюдается кризис семи лет, знаменующийся появлением учебной мотивации и, как следствие, психологической готовностью к школе.
-
Причины низкого уровня игры
Для того чтобы целенаправленно готовить детей к школе, необходимо выяснить причины низкого уровня игры. Основная вина за создавшееся положение дел лежит на взрослых: они не учат ребёнка играть; не создают ему условия для развития собственной игры, зачастую считая игру пустым и ненужным делом; производят и покупают ребёнку игрушки, которые совсем не располагают к игре и не способствуют её развитию. Раннее систематическое обучение детей приводит к сокращению свободной игры. Недоразвитие игры в период от 5 до 7 лет наносит ребёнку непоправимый ущерб, т.к. в этот период в игре развиваются мышление, воображение, фантазия, мотивационная сфера и др. Оскудели сюжеты игр дошкольников. дети в основном обучаются игре по нескольким стандартным сюжетам, для которых существуют шаблонные наборы игрушек (игра в больницу, парикмахерскую, магазин).
-
Проблема психологической готовности к школе
Современные дошкольники мало играют в игры (сюжетно-ролевые, с правилами, дидактические), мало слушают хорошие детские книги, недостаточно занимаются конструированием, лепкой, рисованием и другими видами детского творчества. А психологическая готовность к школьному обучению в том понимании, как это было представлено выше, генетически вырастает из этих дошкольных видов деятельности.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.