Содержание
-
РОЛЬ ТРЕНИНГА В ПОДГОТОВКЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА ПО СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ
ГОЛУБ ЛЮДМИЛА ВИКТОРОВНА кандидат медицинских наук, доцент кафедры социальной работы ГИУСТ БГУ г. Минск, Республика Беларусь
-
К числу критериев успешности образования можно отнести уровень и степень востребованности специалиста на рынке труда. Имеющиеся в этой сфере тенденции, государственная политика в области образования, социальная политика делают целесообразным заказ на подготовку специалистов с профессиональными компетенциями и навыками. Выполнить подобный заказ возможно, лишь соединив традиции классического образования с практической профессиональной подготовкой.
-
Очевидно, что социальная сфера и общество в целом испытывают потребность в практико-ориентированных и «узких» специалистах, обладающих конкретными и применяемыми знаниями, навыками и компетенциями. Сегодня в учебных планах по специальности «Социальная работа» появились новые дисциплины, которые более углубленно, чем прежде, рассматривают вопросы тренинговой деятельности. Эти дисциплины призваны дать студентам современные знания по теории и методике тренинга, а также сформировать навыки составления программ и практического проведения различных видов групповых психологических тренингов, включая социально-психологические, психокоррекционные и реабилитационные.
-
Сам процесс обучения студентов в вузе, ставит своей целью практическую ориентацию будущих профессионалов, освоение и полноценное владение ими эффективными инструментами для работы с различными социальными группами населения. Это обусловливает необходимость вариативности, гибкости и разнообразия методов и форм обучения специалистов по социальной работе. Сегодня, наряду с традиционными вузовскими формами обучения, в практику проведения занятий входят тренинги, которые представляют собой вариант активных форм обучения.
-
«Есть несколько перспектив рассмотрения тренинга как вида обучения. По своей цели тренинг - это передача технологий действия. По своему содержанию - определенная концепция реальности. По форме - интерактивное обучение, в котором участники активно действуют и взаимодействуют друг с другом и с тренером» (Е.В. Сидоренко, 2007)
-
Данная форма может быть эффективно использована в учебном процессе, поскольку деятельность социального работника построена на постоянном взаимодействии с людьми и выполнении, зачастую, нестандартных профессиональных задач. Очевидно, что теоретически описать и изучить многообразие процесса взаимодействия крайне сложно, его нужно пережить, попробовать на своем опыте, и только таким образом полученные знания могут систематизироваться, а навыки – сформироваться. Тренинговое обучение позволяет активизировать (в некоторых случаях, скорректировать) навыки общения будущих специалистов как профессиоальных коммуникаторов.
-
Тренинги, используемые при подготовке специалиста по социальной работе (Н.М. Платонова)
тренинги развития коммуникативных умений и навыков, направленные на приобретение внешне выражаемых учений и навыков (в парном взаимодействии, в составе группы, при вступлении в контакт, при активном слушании и т.д.); тренинги личностного роста, для которых главной задачей является обучение умению решать личностные, экзистенциальные проблемы; социально-психологические тренинги (СПТ), направленные на формирование различных профессиональных позиций и ролей, что дает возможность преодолеть рамки сложившихся личностных стереотипов поведения; особую группу представляют методические тренинги, в ходе которых студенты обучаются различным методикам, в том числе психотерапевтическим процедурам (Платонова Н.М., 2010)
-
Для будущего специалиста важное значение имеет этап завершения обучения в вузе, связанный с построением и развитием профессиональной карьеры и осознанием себя в качестве подготовленного профессионала в избранной сфере деятельности. Представляется целесообразным включение в учебные программы для выпускников специального тренинга, задачей которого является развитие всех структур профессионального самосознания когнитивной (уточнение, конкретизация и расширение профессиональных знаний и знаний о себе как о представителе определенной профессии), аффективной (выработка позитивного самоотношения, адекватное оценивание своих личных возможностей и потенциалов), поведенческой (овладение навыками эффективного взаимодействия и приемами психологического влияния) (Крейдун Н.П. и соавт., 2013)
-
В профессиональной деятельности специалиста по социальной работе можно выделить немало направлений, которые являются востребованными в силу большой актуальности и распространенности в обществе, и требуют от специалиста освоения инновационных социальных технологий. По мнению многих авторов, социально-психологический тренинг в настоящее время представляет собой один из наиболее востребованных и динамично развивающихся видов групповой работы (Петровская Л.А., Емельянов Ю.Н., 2011)
-
По словам К.Рудестама, «социально-психологический тренинг – это активное обучение посредством приобретения жизненного опыта, моделируемого в групповом взаимодействии людей»
-
Преимущества тренинга
обучение происходит в игровой форме, теория преподносится в доступном виде; на занятиях прорабатываются реальные ситуации из жизни участников тренинга, проигрываются значимые для них роли и ситуации, раздвигаются границы способов поведения; вслед за игрой группа совместно с тренером проводит тщательный психологический анализ, что усиливает обучающий эффект. При этом, нормы и правила социального поведения, стиль общения, разнообразные коммуникативные навыки, становятся достоянием личности и могут быть перенесены в реальную жизнь.
-
Еще одно направление, важное для повышения качества социального обслуживания населения - это подготовка и повышение квалификации специалистов, работающих в социальной сфере. Имеется необходимости организации курсов повышения квалификации, переподготовки и иных видов обучения для работающих специалистов. Одной из наиболее востребованных в настоящее время форм обучения работающих специалистов является тренинг. Причем, тренинг общения является фундаментальной основой практически для любого другого тренинга.
-
Тренинги при повышении квалификации специалистов
Тренинги, направленные на результативный рост работы команды и организации в целом: построение команды, эффективные коммуникации. Тренинги по развитию навыков, связанных с конкретными бизнес-процессами: управление проектами, навыки продаж социальных услуг, маркетинг, финансы, подбор персонала.
-
Тренинги, направленные на повышение личной эффективности сотрудников: навыки личной эффективности, управление временем, стрессом, командой, мотивацией, конфликтами; навыки публичного выступления. Тренинги по развитию персонала: тренинг для тренеров, наставничество, навыки передачи полномочий.
-
В целом, среди форм обучения специалистов на первый план выходят активные формы обучения с использованием практического опыта обучающихся. Для взрослых работающих людей в обучении значимо то, как и где в своей работе специалист сможет применить новые знания, важными являются самостоятельность и практическая ориентированность обучения.
-
Применение тренинга как активной формы обучения студентов и специалистов по социальной работе является одним из эффективных и активно развивающихся направлений в подготовке кадров для сферы социального обслуживания населения. Полученные в ходе тренингов знания и навыки могут быть успешно преобразованы специалистами для выполнения практических задач, включая использование разнообразных групповых методов социально-психологической помощи населению.
-
БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.