Содержание
-
Лекция 1
«Введение. Предмет, задачи и структура дисциплины » 1. Объект, предмет и задачи дисциплины. 2.Структура дисциплины. 3.Предпосылки и история развития профориентации.
-
Профессия (лат. professio – занятие, специальность)
-род трудовой деятельности(занятий) человека, владеющего комплексом специальных теоретических знаний и практических навыков, приобретенных в результате специальной подготовки, опыта и стажа работы. В ЕТКС России более 7000 наименований. Постоянно изменяется количество, состав, соотношение. Исчезают старые, появляются новые.
-
При выборе профессии необходимо учитывать факторы: 1.Позиция старших членов семьи Есть старшие, которые несут прямую ответственность за то, как складывается твоя жизнь. Эта забота распространяется и на вопрос твоей будущей профессии. 2. Позиция товарищей, друзей Дружеские связи в твоём возрасте уже очень крепки и могут сильно влиять на выбор профессии. Можно дать лишь общий совет: правильным будет решение, которое соответствует твоим интересам и совпадает с интересами общества, в котором ты живешь. 3. Позиция учителей, школьных педагогов Наблюдая за поведением, учебной и внеучебной активностью учащихся, опытный педагог знает много такого о тебе, что скрыто от непрофессиональных глаз и даже от тебя.
-
4. Личные профессиональные планыПод планом в данном случае подразумеваются твои представления об этапах освоения профессии. 5. СпособностиО своеобразии своих способностей надо судить не только по успехам в учебе, но и по достижениям в самых разнообразных видах деятельности. 6. Уровень притязаний на общественное признаниеПланируя свой трудовой путь, очень важно позаботиться о реалистичности своих притязаний.
-
7. ИнформированностьВажно позаботиться о том, чтобы приобретаемые тобой сведения о той или иной профессии не оказались искаженными, неполными, односторонними. 8. СклонностиСклонности проявляются в любимых занятиях, на которые тратится большая часть свободного времени. Это - интересы, подкрепленные определенными способностями.
-
Ошибки и затруднения при выборе профессии?
Мнение о престижности профессии . Престижность профессии должна учитываться но после учета твоих интересов и способностей. Иначе будешь владеть "модной", но не приносящей удовольствия специальностью. Выбор профессии под влиянием товарищей (за компанию, чтобы не отстать). Старайся увидеть, чем ты отличаешься от товарищей - и в чем вы сходны. Это поможет понять, что если Вася идет на пожарника (а он рискованный человек), тебе эта профессия может не понравиться (ты ведь очень осторожный и рассудительный). Перенос отношения к человеку, представителю той или иной про- фессии, на саму профессию. При выборе профессии надо учитывать прежде всего особенности данного вида деятельности, а не выбирать профессию только потому, что тебе нравится или не нравится человек, который занимается данным видом деятельности. Увлечение только внешней стороной профессии. За легкостью, с которой актер создает на сцене образ, стоит напряженный, будничный труд. А журналисты не всегда выступают в телепередачах - чаще они перелопачивают массу информации, архивов, разговаривают с десят- ками людей - прежде, чем подготовят 10-минутное сообщение.
-
Отождествление школьного учебного предмета с профессией или плохое различение этих понятий. Есть такой предмет, как иност- ранный язык, а профессий, где требуется способность к языку много – переводчик, экскурсовод, телефонист международной связи и др. Поэтому при выборе профессии надо учитывать, какие профессии за этим предметом стоят. Неумение/ нежелание разбираться в своих личностных качествах (склонностях, способностях). Разобраться в себе тебе помогут психо- логи, родители, учителя, товарищи. Полезными также могут оказаться психологические тесты, а также статьи и публикации на тему популярной психологии. Однако имей ввиду, что среди них много непрофессиональных. Незнание/ недооценка своих физических особенностей, недостат- ков, существенных при выборе профессии. Существуют профессии, которые могут быть тебе противопоказаны, т.к. они могут ухудшить твоё состояние здоровья. Таких профессий немного и к ним относятся, в основном, те, в кото- рых требуется длительное напряжение тех или иных физиологических систем. Секретари - сильно напрягают глаза, а летчики - сердце...
-
Что тебе поможет при выборе профессии?
Изучи глубже самого себя: разберись в своих интересах, склоннос- тях и способностях, особенностях своего характера и физических возможностях. Подумай, какие у тебя сильные и слабые стороны. Ознакомься с профессиями, которые соответствуют твоим инте- ресам и способностям. Прочти побольше книг, статей, журналов о данной профессии. Наметь предварительно избираемую профессию . Побеседуй с представителями избираемых профессий, постарайся побывать на рабочем месте этих специалистов, ознакомься с харак- тером и условиями труда. Ознакомься с учебными заведениями, в которых можно получить избираемую профессию. Сопоставь свои личные качества и возможности с характером той профессии, которую ты выбрал. Приняв решение, не отступай перед трудностями. Будь настойчивым в достижении намеченной цели.
-
«Одной из основных проблем является отсутствие профориентации, и даже заканчивая ВУЗ, люди не знают, какая компания им может предложить работу по специальности и позволить реализоваться. Как правило, молодые люди идут по пути наименьшего сопротивления и начинают просто зарабатывать деньги там, где им предоставляется возможность» президент Кадрового Дома «СуперДжоб» Алексей Захаров
-
Согласно исследованиям, проведенным агентством Headhunter: * Сегодня в выбранной профессии разочаровывается каждый пятый специалист. * Большое количество людей, работающих не по специальности, возникает из-за двух основных факторов: 1- Люди часто идут получать высшее образование только потому, что у них глубоко в сознании засел миф, что «так надо»2- Люди зачастую идут учиться на того, кто сейчас востребован на рынке труда, но за 3–5 лет ситуация меняется, а полученная профессия не становится любимой. * Не стоит забывать и про заработную плату.
-
На 28 ноября 2012 г. официальная безработица в России составляла 1,007 млн человек. Согласно свежим данным Росстата, 60% россиян сегодня работают не по специальности. Каждый второй специалист, уходящий из медицины, совершает это из-за низкого дохода. Более трети респондентов 38% утверждают, что готовы осваивать новую профессию с нуля.
-
Найдите себе работу по душе, и вам не придётся работать ни дня в своей жизни Конфуций
-
Профессиональная ориентация (от фран. orientation — установка) — комплекс психолого-педагогических и медицинских мероприятий, направленных на оптимизацию процесса трудоустройства молодежи в соответствии с желаниями, склонностями и сформировавшимися способностями и с учетом потребности в специалистах народного хозяйства и общества в целом.
-
-
Формы профориентационной работы.
Пассивные формы профориентации - школьные мероприятия: в младших классах так называемые «Встречи с профессией», в старших — вечера встреч со специалистами. беседы о профессиях, приглашение профессионалов на школьные тематические вечера «Кем быть?», «Займи свое место в трудовом строю», проведение викторин на знание техники и специальностей, оформление стенды и витрины «Профессии».
-
Активные формы профориентации.
организуемые в школах различные детские и юношеские спортивные лагеря, клубы юных техников, радистов, детские морские, железнодорожные и т.п. клубы, кадетские корпуса, вовлечение молодежи в клубы и кружки: радиотехнические, авиационно-спортивные, автодела и др. развитие сети различных школьных и внешкольных кружков по профессиональным интересам. занятия в цехах учебно-производственных комбинатов (УПК) - система первичной профессиональной подготовки, которая позволяет вести профподбор по интегральному критерию — успешности освоения профессии. консультация для заключения о профессиональной пригодности с представителями школы, мастеров производственного обучения. профориентация «на себя», т.е. работа, которая проводится вузом. рубрики и разделы в газетах, на радио, телевидении, посвященные целям профессиональной ориентации. издаваемая в ВУЗах справочная литература: книги, рекламные проспекты, красочные плакаты, фотоальбомы, в которых рассказывается об истории училища, о его выпускниках, о содержании профессии, о жизни и быте курсантов. создание в ВУЗах работниками телевидения и педагогами профориентационных фильмов. профориентационная работа центров занятости населения.
-
Важной формой профессиональной ориентации выступает профессиональная консультация -система психолого-педагогического и медицинского изучения личности кандидата для поступления в учебные заведения с целью оказания ему помощи в его профессиональном самоопределении.
-
Основой профконсультации является не экспертное психологическое испытание на профоконсультационном пункте, а результаты многолетнего наблюдения и изучения человека в школе и семье. Документированным основанием для советов по поводу выбора профессии и для составления характеристик на выпускников школ могли бы стать карты личности учащихся. В школе советы относительно выбора профессии даются учителями, школьными врачами. Профориентационная диагностика - процедура выявления и измерения направленности человека в том или ином виде профессиональной деятельности. Профессиональная направленность - мотивационная составляющая деятельности субъекта, которая характеризуется его личностной системой желаний, интересов, склонностей, подтверждаемая высокими результатами действий в определенной субъективно значимой профессиональной сфере. Она выражается как в форме желаний, интересов и склонностей человека, так виде результативности его работы.
-
Диагностика их осуществляется как прямыми, так и косвенными (непрямыми) методами.
-
Прямые методы
личностные опросники интересов: дифференциально-диагностический опросник Е. А. Климова (ДДО), профессионально-личностный опросник В. П. Петрова (ПЛО) и другие. Недостаток прямых методов - попытка выявить глубинные мотивационные структуры при помощи прямых вопросов При использовании прямых личностных опросников (ДДО и ПЛО) возможно получение первичной информации о мотивационной сфере человека, ее развитии (изменении). Опросники ДДО и ПЛО - перечень вопросов, требующих прямых ответов испытуемых. Вопросы составлены таким образом, чтобы при откровенных ответах человека выяснить принадлежность его интересов и склонностей к определенным сферам профессиональной деятельности.
-
Непрямые (косвенные) диагностические методы
Непрямые (косвенные) диагностические методы в целях профориентации - семантические методики, которые выявляют смысловые структуры личности, отражающие поведение индивида: ассоциативные методы типа семантического дифференциала Ч. Осгуда (СД), деятельностные методы – семантический анализ деятельности (САД).
-
Методы профессиональной ориентации.
Профессиональное просвещение - информационно-справочные и просветительские методы: профессиограммы (краткие описания профессий); компьютерные информационно-справочные системы, глобальная информационная сеть «Интернет»; профессиональная реклама и агитация; дни открытых дверей в образовательных учреждениях профессионального образования ; выступления перед молодежью специалистов-профессионалов; лекции, ориентационные уроки , беседыс молодежью; учебные фильмы и видеофильмы; выставки техники и др.
-
Методы профессионального воспитания: методы формирования у граждан необходимых понятий, суждений, убеждений, оценок (рассказ, беседа, лекция, диспут, показ кино- и видеофильмов, наглядных пособий, воспроизведение звукозаписей, самостоятельное чтение и др.); методы организации познавательной и практической деятельности граждан (поручения, задания, упражнения, приучение, создание специальных ситуаций); методы стимулирования ориентации граждан на профессиональную подготовку (состязания, деловые игры, средства материального и морального поощрения, порицание); методы контроля за ходом формирования военно-профессиональной направленности (проверка знаний, умений и навыков, оценка военно-профессиональной направленности).
-
Профессиональная ориентация представляет собой систему мер по: профинформации, профконсультации, профподбору и профадаптации, Которая помогает человеку выбирать профессию, наиболее соответствующую потребностям общества и его личным способностям и особенностям.
-
Профессиональная ориентация — это комплекс взаимосвязанных экономических, социальных, медицинских, психологических и педагогических мероприятий, направленных на формирование профессионального призвания, выявление способностей, интересов, пригодности и других факторов, влияющих на выбор профессии или на смену рода деятельности.
-
Типичные ошибки при выборе профессии неумение извлекать информацию о профессии и путях ее получения неумение разбираться в себе, в своих интересах, склонностях, способностях… не учитываются потребности в профессии в данном регионе выбор профессии без учета своих возможностей, физического состояние, здоровья и склонностей ориентация на профессии высшей категории выбор профессии под влиянием друзей увлечение внешней стороной профессии перенос отношения к человеку на профессию пренебрежение одним видом труда и возвышение другого устаревшее представление о профессии отождествление учебного предмета с профессией выбор профессии по местоположению вуза
-
«8 углов» при выборе профессии позиция родителей позиция сверстников позиция учителей личный профессиональный план способности уровень притязаний информированность склонности
-
Основные формы профориентационной работы 1- профессиональное просвещение, воспитание 2- профессиональная информация 3- профессиональная консультация 4- профессиональный отбор
-
Профессиональное просвещение и воспитание это начальная профессиональная подготовка школьников, осуществляемая через уроки труда, организацию кружков, специальных уроков по основам различной профессиональной деятельности и т.п. Главная цель профессионального воспитания – развитие у школьников профессионально важных качеств личности: профессионального долга и чести, ответственности, профессиональной гордости, этики и др.
-
Профессиональная психодиагностика и консультация это оказание помощи заинтересованным людям в выборе профессии и места работы путем изучения личности обратившегося за консультацией человека с целью выявления состояния его здоровья, направленности и структуры способностей, интересов и других факторов.
-
Профессиональный отбор участие в найме и отборе персонала с учетом требований конкретных профессий и рабочих мест с целью лучшей профориентации работников. Профориентация (в том числе профинформация и профконсультирование) позволяет формировать взаимосвязи работников и организаций еще на стадиях, предшествующих непосредственной адаптации.
-
Профессиональная информация система мер по ознакомлению учащихся и ищущих работу с: 1- ситуацией в области спроса и предложения на рынке труда 2- перспективами развития видов деятельности 3- характером работы по основным профессиям 4- условиями и оплатой труда 5- профессиональными учебными заведениями Профессиональная информация может быть реализована через: 1) Профинформационная встреча 2) Профинформационный семинар 3) Профессиографическая экскурсия и др. мероприятия
-
Интересные проекты Superjob.ru — это не только поиск работы. Портал приносит пользу и тем, кто уже нашёл работу своей мечты. Специалисты различного профиля могут общаться и обмениваться опытом в профессиональных Сообществах. На портале можно найти полезные материалы по трудоустройству, получить помощь в составлении резюме, а также оформить подписку на горячие вакансии, что сделает поиск работы более эффективным. АРТ личность Цели проекта: * способствовать формированию взвешенного, самостоятельного выбора ребенком профессиональной деятельности. * помочь раскрыть личностные качества ребенка и реализовать его творческие способности. * оказать поддержку родителям в развитии и самоопределении ребенка. * формировать круг комфортного общения подростков.
-
Что такое профессиональное информирование?
Цель информирования. Что представляет собой профессиональное информирование ? Основные элементы профинфор-мационной системы В чем сущность профессиональной агитации ? Что еще необходимо для успешного проведения агитации? Профессиональная пропаганда. Сущность.
-
Профпросвещение как направление профориентационной работы предполагает систему мер по профвоспитанию, профинформации, профпропаганде и профагитации, осуществляемую через публикации, беседы, лекции, другие мероприятия, проводимые для разных категорий населения. Профессиональное воспитание – это комплекс психолого-педагогических мероприятий, направленных на формирование у учащихся личностных качеств, лежащих в основе профпригодности, таких как профессиональная. направленность, ответственность, дисциплинированность, положительное отношение к труду и т. д. В процессе профессионального воспитания профессиональные интересы должны перерастать в соответствующие стремления, идеалы и призвание. Решение этой задачи в большей степени актуально на этапах допрофессионального становления личности и профессионального обучения, когда происходит социализация и усвоение культурных традиций общества. Как правило, эта работа ложится на плечи педагогов, учителей и наставников, занимающихся общеобразовательной и профессиональной подготовкой.
-
Цель информирования:
сообщить учащимся определенный объем сведений о наиболее массовых профессиях народного хозяйства, информировать их о способах и условиях овладения ими; пропагандировать общественную значимость профессий, в которых в данное время испытывает острую потребность хозяйство экономического региона.
-
Различают также профессиональное воспитание, под которым понимают воспитание у школьников профессионально важных качеств личности: профессионального долга и чести, ответственности, профессиональной гордости, этики и др.
-
Что представляет собой профессиональное информирование ?
Профессиональная информация как отдельный относительно самостоятельный элемент профессионального просвещения и профориентации в целом представляет собой систему организации и проведения учебно-воспитательной работы, направленной на усвоение учащимися необходимых знаний о социально-экономических, психологических и психофизиологических условиях правильного выбора профессии В следующем слайде я перечислю элементы профинфор-мационной работы системы.
-
Основные элементы профинформационной системы
Профинформационный урок, задачами которого являются активизация интереса учащихся к изучению и выбору профессий; воспитание у подростков ответственного и активного отношения к сознательному выбору профессии; выявление правильной мотивации выбора профессиональной деятельности; содействие развитию познавательной активности и самостоятельности учащихся; стимулирование школьников к самовоспитанию профессионально значимых качеств с целью профессионального самоопределения и становления личности.
-
Профессиографическая встреча, которая является одним из путей изучения профессий учащимися и представляет собой встречу представителя определенной профессии со школьниками. В ходе профессиографической встречи учащиеся вместе с представителем профессии проводят психологический анализ содержания профессионального труда, описывают требования профессии к психологической сфере личности. С помощью учащихся представитель профессии раскрывает социально-экономические и технологические аспекты профессиональной деятельности, а также психологическую структуру своей профессии и анализирует себя как специалиста, отвечая на поставленные им же вопросы: Чем ему нравится избранная профессия? Благодаря чему ему удается добиваться высокой продуктивности в труде? Почему эта профессия нравится не каждому человеку? Почему в этом виде профессионального труда некоторые люди не справляются с отдельными заданиями или выполняют их плохо?
-
Профинформационные игры. Сегодня использование профинформационных игр очень востребовано. Человек получает не только словесную информацию в готовом виде, но и личностный опыт, заменить который не может ни одна лекция. К тому же информация сопровождается позитивными эмоциями. Проведение профинформационных игр требует нетолько профессиональной подготовки, но и организационных способностей.
-
Основные элементы профинфор-мационной системы
Профинформационные стенды (наглядная информация) – один из традиционных способов профинформирования. На стендах может быть представлено описание профессий, учебных заведений, достижений в области данной профессии, а в некоторых случаях и образцы продукции. Эта форма профинформирования позволяет человеку самому получить информацию. Их размещают на предприятиях, в учебных заведениях, в службах занятости консультационных центрах.
-
Профессиографическая экскурсия, задача которой состоит в том, чтобы, с одной стороны, ознакомить учащихся со структурой современного производства, его техникой, технологией, организацией труда, с устройством и принципами действия машин, с применением и использованием в технологии производства знаний о различных природных закономерностях, а с другой — научить их самостоятельно анализировать профессии в профориентационных целях. Иными словами, профессиографическая экскурсия — это форма организации познавательной деятельности учащихся, направленной на получение и анализ профессиографической информации непосредственно в конкретных условиях профессиональной деятельности людей.
-
Профессиографическое исследование, основывающееся на организации самостоятельной деятельности учащихся и предполагающее самостоятельное добывание информации о данной профессии определенными группами школьников с целью составления профориентационной характеристики данного вида профессиональной деятельности. Профессия изучается по пяти аспектам, соответственно которым учащихся разбивают на пять групп: первая исследует общие сведения о профессии, вторая — характеристику процесса труда, третья — санитарно-гигиенические условия труда, четвертая — требования профессии к физической и психологической сфере человека, пятая — требования к профессиональной подготовке. Основные элементы профинформационной системы
-
Профессиональная агитация
Профессиональная агитация это средство идейного психолого- педагогического воздействия на сознание и настроение молодежи, их родителей и других групп населения с целью формирования у них определенных профессиональных, нравственных и др. общественных ценностей, побуждающих к сознательному и обоснованному выбору профессии и подготовки к ней (здесь идет формирование глубинных мотивов личности). Для людей, занимающихся профпропагандой и профагитацией, важно иметь коммуникативные навыки, навыки словесного воздействия на человека, а также творческий потенциал, поскольку данная работа в чем-то сродни рекламе. Если профессиональное просвещение осуществляется в рамках отдельного учебного заведения и носит личностно-ориентированный характер, то планировать эту работу (в особенности мероприятия по профпропаганде и профагитации) целесообразно только после завершения предварительной профдиагностики.
-
Что еще необходимо для успешного проведения агитации?
Важную роль в организации и проведении профориентационной работы с учащимися играют учебно-методические кабинеты профориентации в школах и профтехучилищах. В работу кабинета профессиональной ориентации входит информирование учащихся о различных отраслях хозяйства; ознакомление с наиболее распространенными профессиями; выявление и развитие профессиональных интересов, склонностей, способностей учащихся к определенным видам трудовой деятельности; формирование у учащихся профессиональных намерений, соответствующих психофизиологическим качествам личности и учитывающих потребности общества в кадрах; организация консультаций для учащихся по вопросам выбора профессии, трудоустройства и продолжения образования; проведение собраний, лекций, встреч, индивидуальных консультаций с учителями и родителями учащихся; изучение и обобщение передового опыта по профориентации школьников; осуществление связи с трудовыми коллективами и общественностью по вопросам профессиональной ориентации.
-
Профессиональная пропаганда. Сущность
Профессиональная пропаганда это система профинформационных мероприятий, направленных на формирование или коррекцию отношения к профессии (активное воздействие на психику); это – целенаправленная деятельность школы, предприятия, СМИ по формированию общественного мнения о необходимости осваивать те или иные профессии, в том числе и о необходимости самой профориентационной помощи . Заказчиком такой работы может быть и конкретное предприятие (например, если оно является градообразующим), и общество в целом, так как позволяет сформировать положительное отношение к профессиям, в которых имеется острая потребность.
-
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, профпросвещение имеет большое значение, так как именно оно закладывает основы профессиональной направленности личности. Для того, чтобы успешно осуществлять профпросвещение, психолог-профориентатор должен: 1) знать текущие и перспективные потребности производства района в кадрах (на сегодняшний день организациям приходится самостоятельно добывать эту информацию); 2) своевременно подготавливать справочный информационный материал: наглядные пособия, профориентационные листки и т.д. (в центральных изданиях такой информации нет, а специально далеко не каждое предприятие занимается этим)
-
Профессиональный отбор
— это процесс исследования личности кандидата и принятия решения о соответствии его знаний, умений, навыков, профессионально важных качеств и здоровья для конкретной деятельности. Среди базовых кадровых технологий одной из важнейших выступает отбор персонала.
-
При отборе определяется соответствие возможностей и взглядов кандидатов условиям и особенностям работы на конкретной должности. В малых фирмах, где нет специального подразделения по работе с персоналом, решение по отбору принимает менеджер соответствующего линейного профиля. В крупных и среднего размера фирмах к принятию решения при отборе, как правило, привлечены специалист (менеджер) по персоналу и линейный менеджер.
-
Основные цели и задачи профессионального отбора
сформировать оптимальную социально-профессиональную структуру, способную обеспечить достижение поставленных стратегических целей компании; Организовать работу с персоналом, обеспечивающую формирование у каждого работника профессионального поведения, отвечающего целям и задачам компании.
-
текущие задачи профессионального отбора:
исследование и улучшение профессиональной атмосферы внутри фирмы; повышение престижа компании; анализ перспектив развития кадрового потенциала; анализ причин и предупреждение текучести кадров.
-
Условия для осуществления отбора
определить наиболее общие характеристики организации и на их основе сформулировать существенные социальные требования к человеку; раскрыть содержание, характер и условия труда персонала, определяющие содержание профессиональной деятельности и специализацию конкретной должности (предметную область, профиль должности); сформулировать и конституировать (официально установить) с учетом специализации должности необходимые профессионально-квалификационные требования (профессиог-рамму должности) к претендентам на замещение должности; изучить, используя разнообразные методы, качества и способности претендентов на должности и произвести их идентификацию (сопоставление, сравнение) с требованиями должности; установить полномочия субъектов управления процессом отбора, порядок его проведения и оформление его результатов.
-
Содержание и организация профессионального отбора
-
Отбор персонала
Представляет систему мероприятий, обеспечивающих формирование такого состава персонала, количественные и качественные характеристики которого отвечали бы целям и задачам организации.С точки зрения содержания отбор персонала, как кадровая технология, - это идентификация, сопоставление, соотнесение наиболее общих требований, присущих или выдвигаемых организацией, сферой деятельности с характеристиками персонала, конкретного человека.В процессе отбора происходит поиск людей под определенные должности, установленные требования социального института, вида деятельности, решаются задачи комплектования персоналом организации, органа государственной власти, исходя из:1. наиболее общих требований к человеку как личности;2. требований к претенденту как субъекту социальных отношений и носителю 3. определенных социальных качеств;4. состояния здоровья;5. возраста;6. наличия гражданства;7. общего стажа работы и стажа работы на конкретной должности.
-
человек подбирается на должность с учетом:
профессиональных способностей; личностных качеств; уровня и профиля образования; стажа работы по специальности; профессионального опыта, включая соответствующие знания и действия.Большая часть указанных требований определяет, по сути, потребность в интеллектуальном отборе персонала.Важным элементом профессионального отбора является профессиональный психологический отбор. С его помощью осуществляется идентификация психологической структуры профессиональной деятельности и психологических характеристик личности.Исходя из специфики должностей, в структуру профессионального отбора могут включаться медицинский, а при необходимости и другие его разновидности.
-
Результатом профессионального отбора должен стать выбор наиболее профпригодного работника. Не самого наилучшего, а наиболее профессионально соответствующего данной деятельности. При нормальном (без специальных протекций) отборе, естественно, предпочтение отдается соискателю, который более других кандидатов соответствует предъявляемым требованиям. Основная цель отбора — набрать работников с нужной квалификацией и необходимыми личностными качествами, способных решать поставленные перед ними задачи максимально эффективно. Следует отметить, что в широком смысле под эффективностью деятельности сотрудника понимается мера достижения не только производственных целей, но и социально—личностных, включая сохранение здоровья работника и его развития как личности.
-
На процесс подбора и отбора сотрудников в первую очередь влияет кадровая политика, формируемая на основе общей стратегии фирмы на определенный период. Как показывает опыт ведущих зарубежных и российских компаний, эффективное развитие фирмы невозможно без определения ее базовых ценностей по отношению к персоналу.
-
Зарубежный опыт профориентации
-
Введение
В ситуации выбора учащимся учреждения профессионального образования или профилирующего направления образования по окончании предпрофильной подготовки становится обязательной организация работы по профессиональной ориентации. При ограничении ориентационной работы только на профиль проектируемые модели профильного обучения будут способствовать, с одной стороны, становлению индивидуального жизненного, образовательного сценария, расширять пространство маневра, но с другой – будут для целого ряда детей с разнонаправленными интересами и склонностями неизбежно ограничивать это пространство самим фактором своего существования.
-
Существующая ситуация
Термина «профессиональная ориентация» в буквальном смысле слова за рубежом не существует, а есть термин «развитие карьеры». CareerDevelopment представляет собой обширную сферу деятельности, включающую хорошо подготовленных и организованных специалистов, имеющих в своем распоряжении мощные информационные и методические ресурсы.Среди западных специалистов находит признание системный подход, с помощью которого профориентация и трудоустройство рассматриваются как составные части единого комплекса, включающего профинформацию, профсовет и консультирование, профессиональный отбор и профподбор, трудоустройство и меры по адаптации к трудовой деятельности, что в целом обозначается термином “переходные услуги”. Комплексная система “переходных услуг” представляет собой спектр координированных последовательных действий в отношении учащихся при переходе от учебы к профессиональной деятельности.
-
Ситуация во Франции
Во Франции профессиональная ориентация характеризуется жестким законодательным регулированием. Она осуществляется через процедуру проведения в каждом учебном заведении собеседования представителей данного учебного заведения с родителями и учащимися. Французские учёные считают важнейшей особенностью профориентации педагогическую направленность, которая обеспечивает способность делать выбор, включая умение учитывать объективные и субъективные факторы, влияющие на него. Только такой выбор может обеспечить молодым людям самостоятельность в экономической, социальной и личной жизни. Другой важной чертой концепции профориентации во Франции является информационная направленность. Значительное внимание уделяется изучению влияния на выбор профессии полученной информации и субъективно-личностных особенностей её восприятия.
-
Ситуация в Англии
Задача профориентации в Великобритании – помочь учащимся не только выбрать профессию, но и научить их оценивать себя в контексте требований рынка труда. В стране уделяют большое внимание повышению самостоятельности учащихся при выборе профессии. Особенностью является проведение диалоговых консультаций, использование психологических тренингов. Большое значение придаётся приобретению учащимися практического опыта в той или иной профессии. Акцент делается на активных формах и методах обучения, с этой целью вводятся имитационные программы, трудовая практика. Они разработаны с учётом специфики британского рынка труда и воспроизводят различные социальные и трудовые ситуации: планирование трудового дня, выработку собственного стиля трудовой деятельности, поведение в ситуации потери работы, определение баланса между семейной и трудовой жизнью. Особо следует отметить практику создания мини-предприятий в образовательных учреждениях. Учащиеся принимают активное участие в этой работе. Они определяют вид производимой продукции или оказываемых услуг, проводят маркетинг, осуществляют продажи. Такая деятельность помогает им развить свои интересы и склонности; приобрести предпринимательские навыки в малом бизнесе; научиться полагаться на себя и проявлять инициативность и ответственность в разнообразных жизненных и трудовых ситуациях.
-
Ситуация в Германии
В Германии профориентационная работа с учащимися ведется путем проведения опросов, тестов, консультаций, совместных мероприятий с организациями родителей. Особенностью организации профориентационной работы в стране состоит в том, что каждый ребенок заполняет Рабочую тетрадь, где дается общая информация о семье, личных интересах, склонностях, профессиональных намерениях, предварительном выборе профессии. Рабочая тетрадь вместе с дополнительными данными об успеваемости, результатами освидетельствований и итогами тестирования служит основой для профконсультаций. В случае необходимости профконсультант может прибегнуть к помощи медицинской, психологической служб, располагающих необходимыми специалистами.
-
Ситуация в США
В Соединенных Штатах Америки профориентация как самостоятельная научно-практическая система начала складываться в начале прошлого века. Здесь возникло и получило развитие несколько теорий профессиональной ориентации: 1) теория случайности или случайного выбора; 2) концепция внутреннего импульса Э.Джоуна; 3)концепции свободного развития Э Гинзберга, Д.Сьюпера, Дж.Холланда; социологические концепции профессиональной ориентации А.Лоуренса, М.И.Томаса и других.В настоящее время главным национальным богатством страны провозглашаются высококвалифицированные, обучаемые и гибкие кадры. Перед молодыми людьми ставятся задачи в плане поддержания собственной конкурентоспособности и мобильности в трудоустройстве на протяжении всей жизни. Новые требования к профессиональному развитию подрастающего поколения провели к переосмыслению профориентации в стране, которая должна способствовать умению самостоятельно “выстраивать” профессиональную карьеру, принимая ответственные решения в течение всей трудовой жизни.
-
Исключительные особенности
Интересным опытом в создании системы помощи учащимся в выборе профессии обладает Канада. Стержень реформ первичной профессиональной ориентации — усиление ее взаимосвязи с реально существующими потребностями в рабочей силе. Структура профессиональных программ в образовательных учреждениях изменяется с учетом рекомендаций региональных комитетов по трудовым ресурсам, одна из основных задач которых — изучение текущего и перспективного спроса на рабочую силу на местах и управление в соответствии с этим процессом подготовки кадров.Важной формой познания “мира профессий” для учащихся являются самостоятельные занятия в специализированных центрах профессиональной ориентации (“центрах выбора”). Это особый тип учреждений, располагающих автоматизированными информационными системами, видеотехникой, электронными экзаменаторами. Придя в центр, можно получить информацию приблизительно о 4 тысячах профессий. По каждой из них даются следующие сведения: а) содержание трудовых функций работника данной профессии; б) необходимые личные качества и требуемый уровень общего образования; в) пути профессионального роста и освоения смежных специальностей; г) спрос на работников данной профессии на местном и общенациональном рынках труда.
-
Ситуация в Японии
Организация профориентационной работы в Японии в значительной степени обусловлена особенностями системы образования, одна из главных целей образования которой — подготовка к карьере: вооружение учащихся основными знаниями о профессиях, развитие у них профессиональных навыков и усиление способности выбирать будущие курсы, которые отвечают планируемому профессиональному пути, соответствующему их личным склонностям и качествам.Для контроля за формированием готовности подростков выбирать профессиональный путь и за подготовкой к профессии С.Фукуяма разработал тест, позволяющий количественно оценить эту способность школьников. Данный тест получил название «F-тест» (Fukuyama-тест). Автор выделяет три основных фактора осознанного выбора профессии: самоанализ, анализ профессий, профессиональные пробы. Чтобы выявить свои возможности, учащиеся подвергают анализу свой характер, умения, навыки, интеллектуальные способности и физическую силу. Самоанализ осуществляется в сочетании с наблюдением, изучением и оценкой экспертов-взрослых – педагогов, психологов, родителей – для своевременной коррекции самооценки.
-
Анализ профессий состоит в изучении возможных родов занятий. Профессиональные пробы позволяют приобрести опыт в той деятельности, которую он выбрал, и определить, соответствует ли её характер его способностям и умениям. Реализация этого подхода предполагает самостоятельное, полное выполнение работы, с возложением всей ответственности за нее на учащегося. Каждый год японские подростки по выбору участвуют в разных видах работ из 16 фиксированных областей труда. К ним относятся: растениеводство; животноводство; рыбоводство; изготовление вещей трёх лет учащиеся получают возможность иметь 48 профессиональных проб. Полученный ими профессиональный опыт фиксируется в F-тесте. Экспериментальные профессиональные пробы позволяют ребёнку определить уровень собственной готовности к избираемой профессии и адаптационные возможности профессии в отношении индивидуальных свойств, интересов, устремлений.двух типов: а) приближающихся к сфере промышленного производства и б) к сфере обслуживания и ремеслу; работа с механизмами ; канцелярская работа; бизнес; обеспечение контактов с людьми; заготовка продуктов питания; проектные и чертежные работы; приготовление пищи; уход за людьми; публичные выступления; спортивные занятия; исследовательская работа. Выделенные группы отражают рынок труда в Японии. В них представлены все виды деятельности: взаимодействие с человеком, техникой, природой, знаковыми системами, художественными образами. В течение трёх лет учащиеся получают возможность иметь 48 профессиональных проб. Полученный ими профессиональный опыт фиксируется в F-тесте. Экспериментальные профессиональные пробы позволяют ребёнку определить уровень собственной готовности к избираемой профессии и адаптационные возможности профессии в отношении индивидуальных свойств, интересов, устремлений.
-
Итог
Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод, что в развитых странах уделяется большое внимание профессиональной ориентации учащихся, наряду с помощью в выборе профессии приоритетным является формирование самостоятельности, умения оценивать себя в контексте рынка труда, стремления к профессиональной конкурентоспособности и мобильности. В контексте организации предпрофильной подготовки является интересным обучение учащихся оцениванию себя в контексте требований рынка труда и самостоятельному выстраиванию карьеры, активные формы и методы обучения, организация профессиональных проб и трудовых практик.
-
Должностные инструкции профконсультанта
-
Профконсультант
Сотрудник службы управления персоналом, в задачи которого входят: консультирование и информирование клиентов с целью выбора работы, возможности профобучения и переобучения; профессиональная ориентация и психологическая поддержка персонала.
-
Должностные обязанности профконсультанта
1. Общие положения 1.1. Профконсультант относится к категории специалистов. 1.2. На должность профконсультанта I категории назначается лицо,имеющее высшее профессиональное (психологическое, социологическое,педагогическое, социальное) образование и стаж работы в должностипрофконсультанта II категории не менее 3 лет;- на должность профконсультанта II категории - лицо, имеющее высшеепрофессиональное (психологическое, социологическое, педагогическое,социальное) образование и стаж работы в должности профконсультанта неменее 3 лет;- на должность профконсультанта назначается лицо, имеющее высшеепрофессиональное (психологическое, социологическое, педагогическое,социальное) образование, без предъявления требований к стажу работы.
-
1.3. Профконсультант назначается на должность и освобождается от нееруководителем учреждения по представлению _______________________________и подчиняется непосредственно __________________________________________.1.4. Профконсультант должен знать:- законы и иные нормативные правовые акты в области профессиональнойориентации и психологической поддержки населения;- этические нормы деятельности профконсультанта;- основы практической психологии, в том числе методы современнойпсиходиагностики;- правила организации психодиагностического обследования;- методы оказания психологической поддержки;- типологию и симптоматику пограничных нервно-психических состояний;- основы психологии труда и управления, инженерной и социальнойпсихологии, физиологии труда, в том числе методы изучения психологическихособенностей трудовой деятельности, психофизиологического исследованиячеловека;- основы профессиоведения и профессиографии, в том числеклассификацию профессий и специальностей;- требования, предъявляемые профессией к человеку;- формы и методы организации профориентационной работы и особенностипрофориентационного сопровождения образовательного процесса,индивидуальной, групповой и массовой профориентационной работы сразличными категориями населения, работодателями;- потребность в кадрах на федеральном и региональных уровнях спрофессиональной дифференциацией;- социально-демографические особенности региона;- передовой отечественный и зарубежный опыт профориентационнойработы;- основы законодательства о труде;- правила и нормы охраны труда;- правила внутреннего трудового распорядка;
-
1.5. Во время отсутствия профконсультанта (отпуск, болезнь и пр.)его обязанности исполняет лицо, назначенное в установленном порядке.2. Должностные обязанностиПрофконсультант:2.1. Осуществляет деятельность по профессиональной ориентации ипсихологической поддержке населения.2.2. Оказывает помощь гражданам в профессиональном самоопределении,формировании и развитии профессиональной карьеры, принятии обоснованногорешения о выборе или перемене профессии, направления профессиональногообучения с учетом их психологических особенностей, потребностей,возможностей, возврата, состояния здоровья, перспектив развитияпрофессиональных способностей, а также с учетом социально-экономическойситуации, сложившейся на рынке труда.2.3. Способствует достижению основных целей профессиональнойориентации - повышению качества использования профессионального,интеллектуального и творческого потенциала общества, содействиюсоциализации и профессиональному становлению, непрерывномупрофессиональному развитию граждан, повышению конкурентоспособности исоциально-психологической адаптации к трудовой деятельности в условияхрыночных отношений.2.4. Участвует в разработке и внедрении программ, эффективныхметодов работы в области профессиональной ориентации и психологическойподдержки учащейся молодежи, безработных и незанятых граждан, граждан,высвобождаемых с предприятий, из организаций, учреждений, граждан,уволенных с военной службы, инвалидов и других категорий граждан,разрабатывает и распространяет профориентационные информационные иметодические материалы.2.5. Информирует граждан о рынке труда о его особенностях вконкретном регионе, об особенностях профессий и должностей, требованиях,предъявляемых ими к личности, в том числе на конкретном предприятии, ворганизации, учреждении.2.6. Проводит ознакомление граждан с профессиями, специальностями,конкретными рабочими местами.
-
2.7. Проводит профессиональное консультирование с использованиемпрофессиограмм, других информационных и справочных материалов,применением методов психологической и профессиональной диагностики:методов входного контроля, первичной психодиагностики, диагностикипознавательных способностей (память, мышление, внимание и т.д.) иличностных особенностей, диагностики профессионально важных качеств.2.8. Определяет степень профессиональной пригодности человека кконкретной профессии (рабочему месту, должности) в соответствии снормативными требованиями.2.9. Оказывает психологическую поддержку гражданам в целях сниженияактуальности психологических проблем, препятствующих трудовой,профессиональной, социальной самореализации; при необходимости проводитдиагностику личностных особенностей и коррекцию их психическогосостояния.2.10. Организует работу по социальной и психологической адаптацииграждан в условиях рынка труда, обучает навыкам эффективного поискаработы.2.11. Принимает участие в социологических обследованиях по проблемампрофессионального самоопределения граждан, в работе по определениюпотребности населения в услугах по профессиональной ориентации ипсихологической поддержке и оценке эффективности этой деятельности,вносит предложения по их совершенствованию с учетом отечественного имеждународного опыта.2.12. Ведет учет статистических данных, готовит отчеты по формамгосударственной и ведомственной статотчетности.2.13. Консультирует население по применению законов и иныхнормативных правовых актов в области труда, занятости, профессиональнойориентации и психологической поддержки населения.
-
3. ПраваПрофконсультант имеет право:3.1. Получать от руководителей и специалистов структурныхподразделений предприятия информацию, необходимую для осуществления своейдеятельности.3.2. Представлять на рассмотрение руководства предприятияпредложения по вопросам своей деятельности.3.3. Требовать от руководства предприятия оказания содействия висполнении своих должностных обязанностей.4. ОтветственностьПрофконсультант несет ответственность:4.1. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностныхобязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, - впределах, определенных трудовым законодательством Российской Федерации.4.2. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своейдеятельности, - в пределах, определенных административным, уголовным игражданским законодательством Российской Федерации.4.3. За причинение материального ущерба - в пределах, определенныхдействующим трудовым и гражданским законодательством РоссийскойФедерации.
-
4.4. Требования к квалификации Профконсультанта. Профконсультант I категории: высшее профессиональное (психологическое, социологическое, педагогическое, социальное) образование и стаж работы в должности профконсультанта II категории не менее 3 лет.Профконсультант II категории: высшее профессиональное образование (психологическое, социологическое, педагогические, социальное) образование и стаж работы в должности профконсультанта не менее 3 лет.Профконсультант: высшее профессиональное (психологическое, социологическое, педагогическое, социальное) образование без предъявления требований к стажу работы.Профконсультант: 2.1. Осуществляет деятельность по профессиональной ориентации и психологической поддержке населения. 2.2. Оказывает помощь гражданам в профессиональном самоопределении,формировании и развитии профессиональной карьеры, принятии обоснованного решения о выборе или перемене профессии, направления профессионального обучения с учетом их психологических особенностей, потребностей, возможностей, возврата, состояния здоровья, перспектив развития профессиональных способностей, а также с учетом социально-экономической ситуации, сложившейся на рынке труда. 2.3. Способствует достижению основных целей профессиональной ориентации - повышению качества использования профессионального, интеллектуального и творческого потенциала общества, содействию социализации и профессиональному становлению, непрерывному профессиональному развитию граждан, повышению конкурентоспособности исоциально-психологической адаптации к трудовой деятельности в условиях рыночных отношений.
-
2.4. Участвует в разработке и внедрении программ, эффективных методов работы в области профессиональной ориентации и психологической поддержки учащейся молодежи, безработных и незанятых граждан, граждан, высвобождаемых с предприятий, из организаций, учреждений, граждан,уволенных с военной службы, инвалидов и других категорий граждан, разрабатывает и распространяет профориентационные информационные и методические материалы.2.5. Информирует граждан о рынке труда о его особенностях в конкретном регионе, об особенностях профессий и должностей, требованиях, предъявляемых ими к личности, в том числе на конкретном предприятии, в организации, учреждении.2.6. Проводит ознакомление граждан с профессиями, специальностями, конкретными рабочими местами.2.7. Проводит профессиональное консультирование с использованием профессиограмм, других информационных и справочных материалов, применением методов психологической и профессиональной диагностики:методов входного контроля, первичной психодиагностики, диагностики познавательных способностей (память, мышление, внимание и т.д.) и личностных особенностей, диагностики профессионально важных качеств.2.8. Определяет степень профессиональной пригодности человека к конкретной профессии (рабочему месту, должности) в соответствии с нормативными требованиями. 2.9. Оказывает психологическую поддержку гражданам в целях снижения актуальности психологических проблем, препятствующих трудовой, профессиональной, социальной самореализации; при необходимости проводит диагностику личностных особенностей и коррекцию их психического состояния.
-
2.10. Организует работу по социальной и психологической адаптации граждан в условиях рынка труда, обучает навыкам эффективного поиска работы. 2.11. Принимает участие в социологических обследованиях по проблемам профессионального самоопределения граждан, в работе по определению потребности населения в услугах по профессиональной ориентации и психологической поддержке и оценке эффективности этой деятельности, вносит предложения по их совершенствованию с учетом отечественного и международного опыта. 2.12. Ведет учет статистических данных, готовит отчеты по формам государственной и ведомственной статотчетности. 2.13. Консультирует население по применению законов и иных нормативных правовых актов в области труда, занятости, профессиональной ориентации и психологической поддержки населения. 3. Права Профконсультант имеет право: 3.1. Получать от руководителей и специалистов структурных подразделений предприятия информацию, необходимую для осуществления своей деятельности. 3.2. Представлять на рассмотрение руководства предприятия предложения по вопросам своей деятельности. 3.3. Требовать от руководства предприятия оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей. 4. Ответственность Профконсультант несет ответственность: 4.1. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, - в пределах, определенных трудовым законодательством Российской Федерации. 4.2. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, - в пределах, определенных административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации. 4.3. За причинение материального ущерба - в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.