Содержание
-
Культура II половины XIX века
-
Русское изобразительное искусство второй половины XIX века.
-
1870 г. создано Товарищество передвижных художественных выставок – профессионально-коммерческое объединение художников, стоявших на близких идейных позициях.
-
В творчестве передвижников большую роль играл бытовой жанр как наиболее доступный широкому зрителю, как связанный непосредственно с повседневной жизнью. Тема народных страданий находит свое место в искусстве русского художника В.Г.Перова В его произведениях обнаженная правда жизни сочетается с проникновенной лиричностью, лаконизмом, глубокой обобщенностью образов. В эпическом звучании полотен особую роль играет пейзаж, подчеркивающий настроение героев полотен Перова.
-
В.Г.Перов «Тройка»
-
В.Г.Перов «Проводы покойника»
-
В.Г.Перов «Последний кабак у заставы»
-
Важную роль в творчестве передвижников играет портрет, который открывает зрителю нового героя - разночинца, демократа, духовно богатого, творческого, активного общественного деятеля. Среди работ Перова хочется отметить портреты драматурга А.Н.Островского и писателя Ф.М.Достоевского, в которых художник проникает в сущность творческой индивидуальности крупнейших представителей русской литературы.
-
В.Г.Перов «Портрет А.Н.Островского»
-
В.Г.Перов «Портрет Ф.М.Достоевского»
-
Жизненной убедительностью, яркой индивидуальностью, глубиной и меткостью характеристик отличаются портреты И.Н.Крамского. Он всегда умел охватить характерное, типическое в изображаемом герое, видел значение обстановки, вещей, деталей. Интересными являются портреты Л.Н.Толстого и П.М.Третьякова, на которых он запечатлел сложность духовной жизни, глубину характеров.
-
И.Н.Крамской «Портрет Л.Н.Толстого»
-
И.Н.Крамской «Портрет П.Н.Третьякова»
-
Вершиной творчества передвижников и началом нового этапа в развитии русской национальной культуры является искусство мастеров исторической живописи И.Е.Репина и В.И.Сурикова. Свои исторические полотна Суриков пишет на сюжеты, позволяющие раскрыть мощную силу народа, передать достоверность исторических событий и приблизить прошлое к современности. Атмосфера сложных противоречий и социальных конфликтов петровского времени отразилась в картине Сурикова "Утро стрелецкой казни", которую художник трактует как народную трагедию.
-
В.И.Суриков «Утро стрелецкой казни»
-
В другом историческом полотне ("Боярыня Морозова") Суриков создает сложный противоречивый образ героини, чей подвиг, исполненный физической и нравственной красоты, пробуждает в народе несокрушимые силы.
-
В.И.Суриков «Меншиков в Березове»
-
Заметным историческим полотном является произведение И.Е.Репина "Иван грозный и сын его Иван", замысел которого возник как отклик на событие современности - казнь первомартовцев, как утверждение идеи безумия и преступности самодержавия как формы правления. Недаром эта картина Репина была арестована и не разрешалась к показу в Третьяковской галереи.
-
И.Е.Репин «Бурлаки на Волге»
-
И.Е.Репин «Не ждали»
-
И.Е.Репин «Арест пропагандиста»
-
И.Е Репин «М.П.Мусоргский»
-
Величием, богатством, лиризмом в картинах родной природы, песенностью наполнены пейзажи русских художников второй половины XIX века. В это время идет становление реалистического пейзажа (А.Саврасов"Грачи прилетели",
-
Ф.А.Васильев «Оттепель»
-
Н.Н.Шишкин «Рожь»
-
Становление лирического и задушевного пейзажа И.И.Левитан «Март»
-
И.И.Левитан «Золотая осень»
-
И.И.Левитан « Весна. Большая вода»
-
становление социально - философского пейзажа И.И.Левитан «Владимирка»
-
И.И.Левитан «Над вечным покоем»
-
Архитектура и скульптура II половины XIX века
-
Основные черты «Русского стиля»
«Русский стиль» стал применяться при строительстве не только храмов, но и светских сооружений. Широко использовались башенки, резные наличники, бочкообразные столбики и другие элементы деревянного зодчества. В дереве все это смотрелось очень легко, в каменном же исполнении приводило к созданию очень тяжелых архитектурных форм. В таком стиле был построен Политехнический музей. Политехнический музей И.А.Монигетти и Н.А.Шохин
-
Основные черты «Русского стиля» проявляются в построенном А. И. Кракау в 1857 году Балтийском вокзале в Петербурге
-
А.А.Семенов В.О.ШервудИсторический музей в Москве
-
Д.Н.Чичагов Здание Городской думы
-
А.Н.Померанцев Верхние торговые ряды
-
Скульптура
-
М.О. Микешин
Памятник Екатерине II в Санкт-Петербурге (1873)
-
В конце 50-х годов 19 века был объявлен конкурс на создание памятника «Тысячелетие России». Победителем этого конкурса стал 25-летний выпускник Академии художеств Михаил Осипович Микешин. В скульптурных изображениях, опоясывающих сооружении, были запечатлены основные вехи в истории России. Всего было отлито 129 скульптурных фигур. «Тысячелетие России 1861 г
-
А.М.Опекушин
Памятник А.С.Пушкину в Москве
-
Русская музыка второй половины XIX века.
-
В русской музыке второй половины XIX века прослеживаются связи с демократическим движением эпохи. В России возникают два музыкальных центра.Петербург Москва. "Могучая кучка". П.И.Чайковский- М.А.Балакирев.Н.А.Римский-КорсаковА.П.БородинМ.П.МусоргскийЦ.А.Кюи
-
М.А.Балакирев М.П.Мусоргский Н.А.Римский-Корсаков А.П.Бородин Ц.А.Кюи
-
Острые социальные конфликты 60-70 годов XIX века отразились в музыке М.П.Мусоргского. Композитор обращается к историческим событиям, сюжетам, позволяющим раскрыть противоречия российской жизни, трагедию народа, грозный размах освободительной борьбы. Отсюда ясен смысл высказывания Мусоргского: "Прошедшее в настоящем - вот моя задача". Особенно это относится к его операм "Борис Годунов" и "Хованщина", в которых события прошлых веков предстают перед нами в современном аспекте. В опере "Борис Годунов" композитор глубоко проникает в идейный замысел А.С.Пушкина, использовав вслед за поэтом легенду об убийстве царевича Димитрия. Основой драматургии оперы являются резкие контрасты - сопоставления. Трагически - противоречив образ Бориса Годунова, чьи монологи отличаются песенно - речитативным характером. Народ в трактовке Мусоргского предстает как великая личность, одушевленная великой идеей.
-
В творчестве Н.А.Римского-Корсакова ощущается поэзия и самобытная красота русского национального искусства. Ум, доброта, художественная одаренность народа, его мечты о свободе, его представления о справедливости - главная тема опер Римского Корсакова. Его героям присущ реализм фантастических образов, их живописность. Особое место в операх отводится музыкальным пейзажам. Мелодической красотой и разнообразием музыкальной палитры исполнены его сказочные образы (Волховы и Морского царя из оперы "Садко", Снегурочки, Леля, Мизгиря из "Снегурочки", персонажи из "Золотого петушка").
-
Героические образы русского народного эпоса составляют основу творчества А.П.Бородина.Опера "Князь Игорь" - эпическая поэма о Древней Руси, в которой по, мнению В.Стасова, ощущается "великая сила и ширина, монументальная мощь, соединенная страстностью, нежностью и красотой." В опере звучит патриотическое начало, лирика (песнь Ярославны, танец половецких девушек), тема Востока (ария Кончака, Кончаковны).
-
П.И.Чайковский
Другой, московский, центр музыкального искусства второй половины XIX века представлен произведениями П.И.Чайковского, который в своем творчестве развивал интонации городского романса, продолжая традиции М.И.Глинки и В.А.Моцарта. Наследие П.И.Чайковского отличается богатством музыкальных жанров: Балеты "Лебединое озеро", "Щелкунчик", "Спящая красавица", оперы "Иоланта", "Евгений Онегин", шесть симфоний, вальсы и романсы, фортепьянные произведения.Двумя вершинами творчества Чайковского являются опера "Пиковая дама" и "Шестая симфония".
-
Театр
Малый театр Москва Александринский театр в Петербурге
-
М.Н.Ермолова
Русская актриса. Родилась в Москве 3 июля 1853, в семье, несколько поколений которой служили при театре. Отец был суфлером московского Малого театра. Детство Марии прошло в бедности. В 1862 поступила на балетное отделение театральной школы, но вскоре в ней проснулось сильное влечение к драме, и она стала со своими подругами разыгрывать сцены из современных драм. Актер Самарин, давший Ермоловой несколько уроков, отослал ее обратно в балет, сказав, что ее настоящее дело - "плясать у воды", а не быть актрисой; у нее были угловатые манеры и грубый голос. В 16 лет Ермолова случайно выступила на сцене Малого театра. После первых произнесенных Ермоловой слов в театре раздались рукоплескания: всех поразил ее мощный, почти мужской голос, "идущий из груди и отдающийся в сердце". Когда она в 1896 праздновала свой 25-летний юбилей, то считалась уже одной из первых актрис не только в России, но и в Европе.
-
Пров Михайлович Садовский
Садовский (Пров Михайлович, собственно Ермилов) - знаменитый русский актер, родился в г. Ливнах 10 октября 1818 года, рано остался на попечении своих дядей по матери, Григория и Дмитрия Садовских, известных провинциальных актеров, фамилию которых и принял. Дебютировал четырнадцати лет в Туле, играл в разных провинциальных городах, в 1838 году приехал в Москву и скоро был принят на сцену Императорских театров, с которой не сходил до самой смерти, в июле 1872 года. Известность его постепенно увеличивалась с 1853 года, когда он исполнил роль Русакова в комедии “Не в свои сани не садись”. Удивительно хорош был С. и в пьесах Гоголя (Осип и городничий в “Ревизоре”, Подколесин в “Женитьбе”, Замухрышкин в “Игроках”).
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.