Содержание
-
Самоорганизация и самоуправление
Выполнили: Семёнова К. Чубынина А. ГМУ-21
-
Понятие самоорганизации и самоуправления
Деятельность любой организации базируется на уставных документах, законодательных и нормативных актах, должностных инструкциях для персонала, отделов, цехов и т. д. Наряду со штатной управленческой деятельностью в организации происходят процессы, связанные с появлением неформальных лидеров, с несанкционированной организацией и управлением. Эти процессы называются самоорганизацией и самоуправлением.
-
Определения самоорганизации и самоуправления
Самоорганизация – спонтанное возникновение процессов, направленных на устранение диспропорций (нарушения гармонии), введение новых элементов в организации или ликвидацию устаревших. Самоуправление – автономное функционирование какой-либо социальной системы: коллективов, организаций, объединений и даже одного человека. Самоорганизация и самоуправление – это естественные процессы, свойственные живой и неживой материи. В ряде случаев самоуправление и самоорганизация более эффективны, чем искусственные управление и организация. В некоторых случаях они инициируют развитие искусственного управления в организации или же функционируют совместно.
-
Взаимосвязь формальной и неформальной организации и самоорганизации
-
Виды самоорганизации
Техническая самоорганизация основана на программе автоматической смены алгоритма действия при изменении свойств управляемого объекта, цели управления или параметров окружающей среды. Среди них различают самонастраивающиеся, самообучающиеся и самоорганизующиеся системы. Биологическая самоорганизация основана на генетической программе сохранения вида, призванной обеспечить соматическое (телесное) построение объекта. Процессы мутации живых организмов, их приспособление к конкретным условиям существования являются проявлением биологической самоорганизации. Социальная самоорганизация основана на общественной социальной программе гармонизации общественных отношений. Самоорганизация реализуется путем самообучения, самовоспитания и самоконтроля.
-
Позитивные факторы самоорганизации
Основные качества, способствующие проявлению самоорганизации человека или организации, - это инициативность, мужественность, настойчивость, решительность, самоанализ, саморегуляция, самообладание, сдержанность, самодисциплина, терпение, умение предвидеть, самостоятельность, энергичность. Позитивными формами проявления самоорганизации руководителя и специалиста выступают изобретательская и рационализаторская деятельность, создание эффективных машин и структур, техническое и управленческое консультирование.
-
Компоненты самоорганизации
Самообучение - это необходимое самопроизвольное стремление человека или организации к изменениям внутренней базы данных и базы знаний. Самообучение реализуется путем затрат собственного свободного времени и финансовых ресурсов. Самовоспитание может относиться как к человеку, так и к организации. Цель самовоспитания - преодоление вредных или создание новых позитивных качеств, в том числе формирование активной деловой политики, утверждение своей продукции, технологии или имиджа; самовнушение, самодисциплина и лояльность; самоодобрение и самостимулирование. Самоконтроль - это контроль собственной деятельности человека, коллектива или организации, осуществляемый с целью сравнения результатов деятельности с имеющимися нормами, правилами и стандартами. Для проведения самоконтроля применяются самоанализ, самоотчет, самооценка, самоисповедь, тестирование по индивидуальному тесту, внутренний голос.
-
Самоуправление
Под самоуправлением понимается автономное функционирование какой-либо социальной системы (коллективов, организаций, объединений и даже одного человека). Оно реализует потребность человека и организации к свободе, самовыражению и самопроявлению. В отличие от регламентного управления в самоуправлении иерархия подчинения или отсутствует, или слабо выражена. Самоуправление предполагает выбор целей, формирование сопутствующих им задач, разработку средств и методов их решения. Процесс самоуправления служит элементом демократизации общего управления в результате непосредственного участия работников в разработке решений компании, стратегий ее развития и др.
-
Принципы самоуправления
Принцип вторичности. Самоуправление не может быть первичным в организации. Она включается в систему хозяйственных или общественных организаций с заданной структурой под общим государственным управлением. Если организация не будет следовать законодательным актам государства, она будет ликвидирована. Полностью самоуправляемая организация практически невозможна. Принцип сочетания управления и самоуправления. В любой организации управление и самоуправление должны сочетаться на каждом уровне управления. Данный принцип основан на обязательности удовлетворения потребностей и интересов персонала в организации, относящихся как к управлению, так и к самоуправлению. Принцип мягкой регламентации. Процесс самоуправления не может быть жестко регламентированным законодательными актами и положениями организации. Самоуправление основано на субъективизме активного персонала.
-
Базисные потребности человека и общества, реализуемые с помощью самоуправления
-
Изначально самоорганизация возникает спонтанно, а затем постепенно формируется самоуправление и, наконец, профессиональное управление. Внутренние и внешние возмущающие воздействия приводят к нарушению принятого порядка деятельности в организации. Вследствие этого возникают процессы, помимо воли и сознания людей стремящиеся сформировать новые пропорции, ввести новые элементы в деятельность организации или вывести из нее устаревшие. Таким образом, может быть достаточно много циклов возникновения самоорганизации и вследствие этого самоуправления. Возникновение самоорганизации
-
Социальная самоорганизация
Социальная самоорганизация может быть личной и коллективной. Личная самоорганизация в большей мере рассматривается в психологии и только частично в рамках теории организации в плане информационного обеспечения и формах самоорганизации. Коллективная самоорганизация может происходить в среде: внутренних коммуникаций (при выполнении работ в отделе, цехе, лаборатории и т.д.); внешних коммуникаций (при проведении региональных собраний, конференций, объединенных работ, при виртуальных контактах); рисковых (венчурных) операций (работа в условиях стрессов, неожиданностей, опасностей).
-
Схемы коммуникаций при самоорганизации
Схемы коллективной самоорганизации определяются типом среды коммуникаций. Для внутренней среды характерны типовые схемы отношений в виде линии, кольца, колеса, звезды и т.д., в которых узловым элементом является не руководитель, а неформальный лидер (НЛ). Некоторые схемы коллективной самоорганизации при внутренних коммуникациях: а) линия, б) кольцо, в) колесо, г) звезда, (пустыми прямоугольниками обозначены члены неформальных организаций)
-
Для среды внешних коммуникаций могут использоваться матричная и редко применяемая иерархическая схемы а также сочетания всех приведенных схем, которые могут быть реализованы в виртуальном виде. Схемы коллективной самоорганизации при внешних коммуникациях: а) матрица, б) иерархия
-
Для среды рисковых (венчурных) используется узловая схема на базе всех существующих схем, в которых на ключевых (узловых) местах выдвигаются неформальные лидеры. Они организуют только часть общей структуры и могут не знать о существовании других.
-
Заключение
Развитие самоуправления, его эффективность в конкретной хозяйственной организации во многом определяется степенью реализации лидерского потенциала всех работников. Таким образом, мера сочетания управления и самоуправления в любой организации зависит как от общего стиля поведения в ней, от поведения отдельных индивидов и их групп, так и от индивидуального стиля руководства и ситуации в конкретной организации. Самоорганизация и самоуправление более эффективны, чем регламентное управление и организация.
-
Спасибо за внимание!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.