Презентация на тему "Семинар-практикум "Детская одаренность и проблема ее развития"КАКИЕ ОНИ, ОДАРЁННЫЕ ДЕТИ?"

Презентация: Семинар-практикум "Детская одаренность и проблема ее развития"КАКИЕ ОНИ, ОДАРЁННЫЕ ДЕТИ?
Включить эффекты
1 из 26
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
1.0
1 оценка

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Посмотреть и скачать бесплатно презентацию по теме "Семинар-практикум "Детская одаренность и проблема ее развития"КАКИЕ ОНИ, ОДАРЁННЫЕ ДЕТИ?", состоящую из 26 слайдов. Размер файла 0.16 Мб. Средняя оценка: 1.0 балла из 5. Каталог презентаций, школьных уроков, студентов, а также для детей и их родителей.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    26
  • Слова
    другое
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Семинар-практикум "Детская одаренность и проблема ее развития"КАКИЕ ОНИ, ОДАРЁННЫЕ ДЕТИ?
    Слайд 1

    Семинар-практикум "Детская одаренность и проблема ее развития"КАКИЕ ОНИ, ОДАРЁННЫЕ ДЕТИ?

  • Слайд 2

    Эпиграф: Тебе от Господа даны таланты, Ты приумножь их, в землю не зарой. Как это сделать, знаешь только сам ты, Но честным должен быть тот способ твой. И вот когда пред Господом явиться Тебе придется, чтоб долги отдать, Сторицею твой труд вознаградится, С тобою вечно будет благодать!(«О талантах» Вероника Высоцкая) 

  • Слайд 3

    Анкета «Определение склонностей педагога к работе с одаренными детьми» 

  • Слайд 4

    Ответы: а) 3 балла, б) 1 балл, в) 2 балла. Подсчитать количество набранных баллов: 49 и более баллов. Вы имеете большую склонность к работе с одаренными детьми. У Вас есть для этого, большой потенциал. Вы способны стимулировать творческую активность, подержать различные виды творческой деятельности учащихся. 24 - 48 баллов. У Вас есть склонности к работе с одаренными детьми, но они требуют дополнительных ресурсов и активного саморегулирования в интеллектуальном процессе. Вам необходим правильный выбор объекта направленности творческого интереса учащихся. 23 и менее баллов. Склонностей к работе с одаренными детьми у Вас маловато, в большей мере Вы сами не проявляете особого рвения, но при соответствующей мобилизации сил, вере в себя, кропотливости в работе в сфере повышения интеллекта Вы сможете достичь многого в решении этой проблемы.

  • Слайд 5

    Одарённость – уровень развития способностей, определяющий диапазон деятельностей, в которых человек может достичь больших успехов. Одарённые дети – дети, обнаруживающие общую или специальную одарённость – к музыке, рисованию, технике и пр., которая диагностируется по темпу опережения сверстников при прочих равных условиях. Дарование – то же, что талант: 1) выдающиеся врождённые качества, особые природные данные; 2) высокий уровень развития способностей, прежде всего способностей специальных. О таланте следует судить по результатам деятельности, которые должны отличаться принципиальной новизной, оригинальностью подхода. Творчество – деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью. Креативность (от лат. – созидание) - способность порождать необычные идеи, отклоняться от традиционных схем мышления, быстро решать проблемные ситуации.

  • Слайд 6

    2. Характеристика одарённых детей (предложил К.Тэкэкс).

    Одарённость проявляется в опережающем развитии и физических данных. Опережающее познавательное развитие: отличаясь широтой восприятия, одарённые дети остро чувствуют всё происходящее в окружающем их мире и чрезвычайно любопытны в отношении того, как устроен тот или иной предмет. Им интересно, отчего мир устроен так, а не иначе и что бы было, если бы внешние условия изменились. Они способны следить за несколькими процессами одновременно, и склонны активно исследовать всё окружающее. они обладают способностью воспринимать связи между явлениями и предметами и делать выводы; им нравится создавать альтернативные системы в своём воображении. отличная память в сочетании с ранним языковым развитием и способностью к классификации помогают такому ребёнку накапливать большой объём информации и интенсивно использовать её. одарённые дети обладают большим словарным запасом, позволяющим им свободно и чётко излагать свои мысли. Ради удовольствия они изобретают новые слова. наряду со способностью воспринимать смысловые неясности, сохранять высокий порог восприятия в течение длительного времени, с удовольствием заниматься сложными и даже не имеющими практического решения задачами одарённые дети не терпят, когда им навязывают готовый ответ. некоторые одарённые дети обладают повышенными математическими способностями в плане вычислений и логики, сто может повлиять на их прогресс в чтении. они отличаются продолжительным периодом концентрации внимания и большим упорством в решении той или иной задачи. характерная для одарённого ребёнка увлечённость заданием в сочетании с отсутствием опыта часто приводит к тому, что он замахивается на то, что пока не по ислам. Он нуждается в поддержке и помощи.

  • Слайд 7

    Психосоциальная чувствительность:

    одарённые дети обнаруживают обострённое чувство справедливости, нравственное развитие, опережающее восприятие и познание. они быстро реагируют на несправедливость, предъявляют высокие требования к себе и окружающим. живое воображение, включение в выполнение задач элементов игры, творчество, изобретательность и богатая фантазия (воображение) весьма характерны для одарённых детей. они обладают отличным чувством юмора, любят смешные несоответствия, игру слов, шутки. им недостаёт эмоционального баланса, в раннем возрасте одарённые дети нетерпеливы и порывисты. порой для них характерны преувеличенные страхи и повышенная уязвимость. Они чрезвычайно чувствительны к неречевым сигналам окружающих. эгоцентризм, как и у обычных детей. нередко у одарённых детей развивается негативное самовосприятие, возникают трудности общения со сверстниками.

  • Слайд 8

    Физические характеристики:

    одарённых детей отличает высокий энергетический уровень, причём спят они меньше обычного. их моторная координация и владение руками часто отстают от познавательных способностей. Им необходима практика. Разница в интеллектуальном и физическом развитии таких детей может обескураживать их и развивать несамостоятельность. зрение одарённых детей (в возрасте до 8 лет) часто нестабильно, им трудно менять фокус с близкого расстояния на дальнее (от парты к доске).

  • Слайд 9

    3. Признаки одарённости.

    Совместно с педагогами назвать и выписать на доске признаки одарённых детей. Внимательно относясь к особенностям одарённого ребёнка, педагоги и родители могут понять их и стимулировать все аспекты их развития.

  • Слайд 10

    4. Научное понимание одарённости.

    Чаще всего к одарённым детям относят умных, понятливых, сообразительных детей. И если Вы среди различных признаков одарённости выделяете хорошо развитое мышление как наиболее существенный признак, Ваше мнение совпадает с точкой зрения ряда учёных (А.А.Люблинская, А.И.Макарова и др.). В последние годы наука значительно продвинулась в изучении детской одарённости. Исследователи всё больше убеждаются, что отождествление одарённости с высоким уровнем развития мышления неправомерно. Интеллект не существует сам по себе. А успешность, достижения часто зависят от эмоционального настроя, чувств, интересов, потребностей, воли, упорства и много другого, что относится к личностным особенностям человека. Многие исследователи считают, что одарённость – это особый склад личности. Сильное стремление к познанию способствует накоплению знаний, быстрому развитию мышления и речи в дошкольном возрасте. Ребёнок развивается с опережением. Эти особенности выделяются как показатели детской одарённости. Специалисты в подобных случаях говорят о сильно выраженной познавательной потребности (потребности в новых занятиях, способах и условиях действий), побуждающей ребёнка к активному поиску новых впечатлений, информаций, что сопровождается положительными эмоциями (радость от познания). Эта потребность не насыщаема: чем больше ребёнок знает, тем больше хочет узнавать. У одарённого ребёнка познавательная потребность может преобладать над другими потребностями: ради новой книги, занятия, дающего возможность узнать что-то новое и интересное, он готов отказаться от сладостей, от прогулки и сна. Ярко выраженное стремление к познанию является важнейшим признаком дарования на этапе дошкольного детства.

  • Слайд 11

    Могут ли бурная фантазия, развитое воображение, интересные детские суждения, рисунки, поделки и многие другие творческие проявления свидетельствовать об одарённости? Расположенность к творчеству выступает отличительной чертой детского возраста, в том числе и дошкольного, и это вызывало всегда интерес у исследователей детских дарований. В современных теоретических концепциях одарённость рассматривается как сложное психологическое явление, включающее личность в целом; наряду с высоким уровнем развития интеллекта важным фактором считается творчество. Раскрытие одарённости во многом зависит от социального окружения и обучения, но при этом признаётся влияние внутренних условий – природных задатков (анатомо-физиологических особенностей). Более выраженные творческие проявления наряду с более высокой восприимчивостью к учению большинство специалистов в настоящее время признают как основные показатели одарённости ребёнка.

  • Слайд 12

    5. Проблемы одарённых детей.

    1. Неприязнь к школе. Такое отношение часто появляются оттого, что учебная программа скучна и неинтересна для одарённого ребёнка. Нарушения в поведении одарённых детей могут появится потому, что учебный план не соответствует их способностям. 2. Игровые интересы. Одарённым детям нравятся сложные игры и неинтересны те, которыми увлекаются их сверстники средних способностей. Вследствие этого одарённый ребёнок оказывается в изоляции, уходит в себя. 3. Конформность. Одарённые дети, отвергая стандартные требования, не склонны, таким образом, к конформизму, особенно если эти стандарты идут вразрез с их интересами или кажутся бессмысленными. 4. Погружение в философские проблемы. Для одарённых детей характерно задумываться над такими явлениями, как смерть, загробная жизнь, религиозные верования и философские проблемы, в гораздо большей степени, чем для среднего ребёнка. 5. Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием. Одарённые дети часто предпочитаю общаться и играть с детьми старшего возраста. Из-за того им порой трудно становиться лидерами, так как они уступают последним в физическом развитии. 6. Стремление к совершенству (перфекционизм). Для одарённых детей характерна внутренняя потребность совершенства. Они не успокаиваются, не достигнув высшего уровня. Свойство это проявляется весьма рано.

  • Слайд 13

    7. Ощущение неудовлетворённости. Такое отношение к самим себе связано с характерным для одарённых детей достичь совершенства во всём, чем они занимаются. Они критически относятся к собственным достижениям, часто неудовлетворенны, отсюда ощущение собственной неадекватности и низкая самооценка. 8. Нереалистические цели. Одарённые дети часто ставят перед собой завышенные цели. Не имея возможности достичь их, они начинают переживать. С другой стороны, стремление к совершенству и есть та сила, которая приводит к высоким достижениям. 9. Сверхчувствительность. Поскольку одарённые дети более восприимчивы к сенсорным стимулам и лучше понимают отношения и связи, они склонны к критическому отношению не только к себе, но и к окружающим. Одарённый ребёнок более уязвим, он часто воспринимает слова или невербальные сигналы как проявления неприятия себя окружающими. 10. Потребность во внимании взрослых. В силу природной любознательности и стремления к познанию одарённые дети нередко монополизируют внимание учителей, родителей и других взрослых. Это вызывает трения в отношениях с другими детьми, которых раздражает жажда такого внимания. 11. Нетерпимость. Одарённые дети нередко с недостаточной терпимостью относятся к детям, стоящим ниже их в интеллектуальном развитии. Они могут отталкивать окружающих замечаниями, выражающими презрение или нетерпение.

  • Слайд 14

    6. Как помочь раскрытию дарования.

    Как предпочтительнее относится к ребёнку, если мы действительно заинтересованы в раскрытии его дарования, способностей? Н.Роджерсв соответствии с принципами гуманистической психологии предлагает настроиться следующим образом: 1. Я буду внимательно слушать тебя: твои чувства и мысли. Я услышу твою боль, твои мучения, твой гнев, печаль, радость. 2. Я буду уважать тебя и твои решения, которые ты принимаешь по отношению к себе. 3. Я буду не соглашаться с тобой, но я буду всегда уважать тебя и твою правду (найденную тобой). 4. Я буду подбадривать и поддерживать тебя, чтобы ты пробовал новое, но я никогда не буду толкать тебя силой. 5. Я учусь у тебя и открыт новому опыту, который я познаю в общении с тобой; временами я совершаю ошибки, поступаю так, как бы мне не хотелось, временами я заблуждаюсь. В таких случаях я скажу об этом тебе прямо, скажу “прости”. Принимая эти советы и стараясь им следовать, вы быстрее будете находить решение ваших проблем с детьми.

  • Слайд 15

    7. Решение задач.

    Подгруппам предлагается решить следующие задачи: 1. Как Вы думаете, какого возраста должны быть родители, чтобы у них родился одарённый ребёнок?  2. Могут ли быть одарёнными дети из неблагополучных семей, с девиантным поведением? (обосновать ответ) 3. Может ли одарённый ребёнок быть одинаково успешен в разных видах деятельности? 4. Чем, по Вашему мнению, объясняется малообщительность одарённых детей?

  • Слайд 16

    Виды одарённости по критерию «Виды деятельности и обеспечивающие её сферы»

  • Слайд 17

    8. Специальные виды одарённости, проявляющиеся в отдельных областях деятельности (выступления специалистов).

    Музыкальное дарование. С раннего возраста у музыкально одарённого ребёнка отмечается повышенное любопытство в отношении любых звучащих объектов. К двум-трём годам такие дети различают все мелодии, которые слышат и точно их интонируют. Некоторые начинают петь раньше, чем говорить. В три-пять лет резко возрастает стремление к самостоятельным действиям по “извлечению” звуков. Первоначально – это подражание игре на музыкальных инструментах. В дальнейшем это приведёт к первым попыткам придумать что-то своё. Появление первых произведений знаменует переход на более высокий уровень развития одарённости.

  • Слайд 18

    Художественная одарённость. Высокая избирательность в отношении зрительных образов и представлений появляется в раннем детстве в острой наблюдательности, сильной впечатлительности, способности всё вокруг видеть в красках, в цветовых контрастах, замечать необычное, красивое и запоминать надолго. Большую роль играет собственная активность ребёнка, его стремление к творческому поиску. Талант без творческого поиска немыслим.

  • Слайд 19

    Математическая и шахматная одарённость. Появляется рано. В три-четыре года некоторые дети увлечённо играют с числами: отыскивают их на вывесках домов, страницах книг и журналов, позже пробуют составлять разные новые комбинации. Освоение простых арифметических действий происходит радостно и быстро. В четыре-пять лет одарённые дети с лёгкостью демонстрируют способность складывать и вычитать в уме двухзначные и трёхзначные числа, а в пять-шесть лет начинают проявлять большой интерес к учебникам математики, и не только для начальной школы. Для других одарённых детей не составляет большого труда просчитывание в уме сложных шахматных композиций. Научившись в четыре-пять лет играть в шахматы, они потом большую часть времени проводят за шахматной доской, добиваясь поразительных результатов. Шахматная игра – постоянное экспериментирование, требующее внимательности, сосредоточенности, умения быстро и логично мыслить. Именно познавательная активность ребёнка обусловливает раскрытие его одарённости в этой области.

  • Слайд 20

    Литературное дарование. Раскрывается позднее. Зависит от опыта и знаний ребёнка. Но в некоторых случаях признаки литературных способностей выявляются и на этапе дошкольного детства. Ребёнок настроен на музыку слов, его завораживает звучание рифм, он радуется возникновению новых слов и сочетаний. По сравнению с работами ровесников сочинения одарённых детей более оригинальны и выразительны.

  • Слайд 21

    Социальная одарённость. Не заметить лидера в группе детей невозможно. Быстро обратит на себя внимание уверенный, инициативный ребёнок. У него хорошо развита речь, он не боится и не стесняется обратиться к другому ребёнку, к взрослому. У такого ребёнка обнаруживается свой деловой подход ко всему происходящему. Его отличительная особенность – такому ребёнку до всего есть дело. Любой ребёнок обязательно имеет одарённость в одной из областей человеческой деятельности. Оценить правильность предположения о врождённых способностях ребёнка или помочь в этом важнейшем деле поможет тест-анкета, разработанная специалистами в области детской психологии.

  • Слайд 22

    9. Личность педагога.

    Совместно с педагогами выписать на доске комплекс качеств, которыми необходимо обладать педагогу для работы с одарёнными детьми.

  • Слайд 23

    Требования к личности учителя, работающего с одарёнными учащимися:

    нравственность мотивационная готовность к работе с одарёнными учащимися знание психологии одарённых учащихся эрудированность знание всех областей человеческой жизни желание работать нестандартно увлечённость своим делом поисковая активность любознательность

  • Слайд 24

    Примерная классификация качеств педагога: 1. Личностные: позитивная Я-концепция, целеустремлённость, зрелость – чёткое осознание своих целей и задач, эмоциональная стабильность, чуткость. 2. Профессиональные: знания и умения, помогающие развитию каждого рёбёнка; знания и умения, способствующие развитию общей и специальной одарённости. Умение идентифицировать одарённых детей; выбор оптимальных форм обучения для них; разработка и индивидуализация учебных программ; оценка результативности обучения; консультирование одарённых детей и их родителей. 3. Поведенческие: умение слушать; умение создавать вдохновляющую атмосферу; владение техникой постановки вопросов. На уровне межличностных отношений – педагог получает удовлетворение от учеников, как от интересных людей и позволяет учить себя.

  • Слайд 25

    10. Творческие задания.

    Подгруппам предлагается выполнить творческие задания: 1.“Соедини два предмета” (развитие способности к сближению понятий). Составьте как можно больше вопросов, соединяя два предмета. Постарайтесь, чтобы вопросы были необычными или смешными. Поставьте напротив каждой пары количество придуманных вопросов. БАНКА-РЕКА, НОЖНИЦЫ-ДОРОГА, ОГОНЬ-РАКОВИНА, КАРАНДАШ-ЗАМОК, ШЛЯПА-МОСТ, СОЛОМА-ТЕЛЕВИЗОР, УТЮГ-ТРАМВАЙ. 2. “Переделай один предмет в другой” (развитие способности к сцеплению наблюдаемого с заранее выработанными теоретическими представлениями). Попробуйте переделать один предмет в другой. Это делается поэтапно, на каждом этапе можно менять только один признак предмета. Например, как столб превратить в нору. Сначала столб можно сделать полым внутри, затем распилить его на более короткие части, потом одну из частей вкопать в землю. ДВЕРЬ-ВЕЛОСИПЕД, КЛУМБА-БАТАРЕЯ ОТОПЛЕНИЯ, БУТЫЛКА-ДОМ, ДЕРЕВО-БОТИНОК. 3. “Сочини сказку”. Сочините сказку, которая начинается с фразы: “Мама купила в магазине рыбу …”, и заканчивается фразой: “…Поэтому вечером пришлось зажигать свет”.

  • Слайд 26
Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке