Содержание
-
Серов Валентин Александрович
Выполнила студентка 4 БПО – НО Степанова Анастасия Руководитель: Тритенко А. В.
-
Валентин Александрович Серов
Русский живописец и график, мастер портрета, академик Императорской Академии художеств. Родился 19 января 1865 г. в Петербурге. Сын композитора Александра Николаевича Серова. Учился живописи в Германии, брал уроки у И. Е. Репина (в Париже и Москве), затем перешёл в петербургскую Академию художеств (1880—1885 гг.), где его учителем стал П. П. Чистяков. Дружил с М. А. Врубелем и А. И. Куинджи, оказавшими на него значительное влияние, входил в абрамцевский кружок художников. Автопортрет. 1880 г. Холст, масло. 23х29,5
-
Портреты Валентина Александровича Серова
-
«Девушка, освещённая солнцем»
Натурой для данного портрета стала двоюродная сестра Валентина Александровича – Мария Симонович
-
«Княгиня Орлова Ольга» Натурой для данного портрета стала -Княгиня Ольга Константиновна Орлова – легендарная петербургская модница и профессиональная светская львица
-
«Девочка с персиками»
Натурой для данной картины стала – двенадцатилетняя Вера Мамонтова (дочь известного мецената и покровителя художников Мамонтова С. И.)
-
План анализа картин
ЧТО? Что изображено, сюжетное описание КАК? Чувства, настроение ЧЕМ? С помощью чего выражено, средства художественной выразительности
-
Девочка с персиками. 1887 Холст, масло. 91 x 85 смТретьяковская галерея, Москва
-
ЧТО? (Что изображено, сюжетное описание)
На данной картине изображена девочка в розовой блузе с чёрным бантом и красной гвоздикой, которая сидит за столом, накрытым белоснежной скатертью; рядом на столе лежат персики, оторванные вместе с листочками, и нож; из окна виднеются деревья в золотом убранстве; комната прописана тщательно вместе со всеми стульями, белой с синим узором тарелкой на стене и деревянной фигуркой гренадера позади девочки. Мягкие тёплые лучи касаются девочки и каждого предмета в комнате, озаряя чистым светом всё вокруг. «Девочка с персиками» стала настоящей гармонией света и тени, статики и динамики. Картина, полная тончайших переходов, точных мазков и ярких бликов, удивительно тонко объединила красоту живописи конкретного образа и обобщения всего прекрасного и светлого, что есть в юности.
-
КАК?(Чувства, настроение)
В картине Серова поражает гармония между внутренним миром изображаемого персонажа и окружающей природой, наполненной чистым воздухом, теплом и светом. Из окна справа, откуда идет свет, виден, а точнее угадывается, жизнерадостный дачный пейзаж в ранне-осенних, золотистых красках. Этот свет живописно связывает пейзаж с интерьером в одно жизненное пространство: свет сияет на стене и фарфоровой тарелке, бликами отражается на спинках стульев, мягко ложится на скатерть, скользит по лицу и рукам, обтекая фигуру и все предметы, создает единую, органически цельную среду. Мастерски пользуясь приёмом светописи, Серов подчёркивает женственность столь юного создания: светотени на лице девочки создают еле заметную вуаль загадочности, неопределённости.
-
ЧЕМ?(С помощью чего выражено, средства художественной выразительности
Сохраняя естественность случайности, художник четко продумывает и выверяет и живопись, и композицию картины, но это незаметно для зрителя. Картина как бы соткана из света и воздуха. В решении этой задачи колорит картины играет самую активную роль: белая скатерть, светлые стены комнаты, розовое «пятно» кофты в центре, а если учесть, что у Серова и белое - не белое, и розовое - не розовое, но все в рефлексах, что каждый участок живописной поверхности дополняет и обогащает соседствующие с ним и что в передаче ощущения изменчивости, мимолетности важное значение имеет фактура, то может показаться, что и впрямь его полотно - большой импрессионистический этюд. Свет струится по поверхности предметов, вспыхивает и гаснет. Цвет неуловимо сложен, изменчив, полон рефлексов и тончайших переходов.
-
Композиционная схема
-
Девушка, освещенная солнцем. 1888 Холст, масло 89,5 x 71 смТретьяковская галерея. Москва
-
ЧТО?(Что изображено, сюжетное описание)
На этой картине изображена девушка на фоне красочной природы. Лес, изображенный на заднем плане, наполнен неповторимыми яркими красками лета. Густая зелень листвы образует единое, бескрайнее царство, а освещенная солнцем поляна дарит ощущение радости, тепла и света. Присев отдохнуть с дороги или, может быть, просто наслаждаясь окружающей красотой, немного задумчиво сидит девушка, прислонившись к стволу мощного дерева. Она о чем-то задумалась. Взгляд ее лучистых глаз направлен куда-то вдаль. Художник воспевает молодость и красоту как отдельно взятого человека, так и всей природы в целом. В позе, во всем облике своей героини Серов демонстрирует ее непосредственность, открытость, внутреннюю чистоту и красоту души, ясность мировосприятия, гармонию с окружающим миром.
-
КАК?(Чувства, настроение)
Мастерство художника так высоко, что мы словно реально осязаем воздух, обволакивающий изображенные предметы и фигуру женщины. Все кажется удивительно настоящим: и зелень листвы, переливающая изумрудно-салатовыми оттенками, и похожая на чешую кора дерева, на которое опирается героиня, и ее спокойный взгляд синих глаз. Солнце слегка освещает ее, даря невероятно радостное ощущение счастья. Не хочется никуда спешить, растворившись в прелести лета, теплоте солнечных лучей, свежести воздуха, прохладе тенистых деревьев. Радостное, светлое чувство отражается и на лице девушки. Об этом говорит нам ее легкая улыбка и здоровый розовый румянец на ее щеках. Он выражает в своей работе радость бытия, радость жизни, радость молодости. И когда мы смотрим на картину, то теми же чувствами наполняются и наши сердца.
-
ЧЕМ?(С помощью чего выражено, средства художественной выразительности)
Серов добивается необычайной чистоты и звучности синего цвета юбки, также данного в градации его светосилы. На этом холодном синем фоне интенсивно пишутся теплыми тонами руки, тени на которых даются красным и коричневым. Красный «откликается» в губах, в румянце щек, в нежном ушке, просвечивающем на солнце, а коричневый - в волосах. Серов полностью овладел приемами передачи изменяемости цвета в зависимости от освещения и цветов соседних предметов: он пишет белую кофточку зелеными и желтыми красками с добавлением коричневато-розовых рефлексов от ствола дерева и синих - от юбки. Игра цветовых пятен в картине напоминает мозаику - так живописную форму любил строить Врубель, а Серов, тогда как раз находился под обаянием его творчества и в какой-то мере стремился повторить врубелевскую манеру письма.
-
Княгиня Орлова Ольга. 1911 Холст, масло. 237,5 × 160 см Русский музей, Санкт-Петербург (инв. Ж-4289)
-
ЧТО?(Что изображено, сюжетное описание)
На картине изображена княгиня Ольга Орлова. Неестественная поза княгини выдает ее нетерпение – она при параде и готова покорять свет. Брови высокомерно вскинуты, на лице – едва сдерживаемое раздражение: что-то или кто-то смеет отвлекать хозяйку жизни от ее неотложных дел. Холеный пальчик указывает на саму себя – еще одно свидетельство непомерно воспалившегося эго. Некоторые из искусствоведов всерьез полагают, что Серов намеренно исказил тень от вазы, чтобы она повторяла очертания Орловой в ее абсурдной шляпе, подчеркивая, тем самым, что его героиня – так же пуста. Серов выбирает очень высокий горизонт, что уже как бы умаляет значимость модели, ведь мы смотрим на неё сверху вниз. На усиление эффекта "работает" и слишком низкий стул, на котором княгине явно неудобно. Поза приобретает неустойчивость, напряжённость, отражающуюся на лице модели.
-
КАК?(Чувства, настроение)
Княгиня изображена во всём великолепии: помпезная шляпа, дорогое соболиное манто, декольте по последней моде, нить крупного жемчуга на шее, лаковые туфли... Но какое впечатление производит этот демонстративно роскошный наряд на фигуре княгини, буквально загнанной художником в угол? Массивная шляпа, словно подталкиваемая углом рамы, угрожает опрокинуться на фарфоровую вазу; высоко вскинутая нога длинным носом туфли режет тонкую ножку стула; будто оживший мех манто волнуется, стремится убежать, тянет вниз, готовый обнажить интуитивно угадывающуюся наготу. Но взгляд княгини надменен. Вцепившись в манто, тщась сохранить элегантную позу, опутанной жемчугом рукой она указывает на себя. А жемчужная нить вот-вот лопнет от усилия. "Указующий перст" повторяется во фрагменте картины, украшающей интерьер.
-
ЧЕМ?(С помощью чего выражено, средства художественной выразительности)
Картина писалась с большими перерывами на протяжении 1910—1911 годов практически одновременно с совсем непохожим на неё портретом Иды Рубинштейн, что говорит о разнонаправленности творческих поисков художника. Произведение выполнено с утончённой живописной техникой, оно не лишено иронии и даже насмешки. О. К. Орлова изображена в необычной, изломанной позе, напоминающей портреты Джованни Больдини: огромная, непропорционально большая шляпа, обнажённые плечи, соболий палантин, руки, сжимающие жемчужное ожерелье, выставленная лакированная туфля придают образу вычурное изящество.
-
Живопись Валентина Александровича Серова
-
Осень. Домотканово, 1892 г. Холст, масло. 60,4 х 105,3 см. Ивановский областной художественный музей.
-
Водяная мельница в Финляндии. 1902Картон, масло. Третьяковская галерея, Москва.
-
«И рисунок, и колорит, и светотень, и характерность, и чувство цельности своей задачи, и композиция — все было у Серова, и было в превосходной степени». Павел Чистяков
-
Источники:
https://valentin-serov.ru https://rosuchebnik.ru/material/v-a-serov-devochka-s-persikami-analiz-kartiny/ https://olga-dubova.ru/biografii/serov-devushka-osveshhennaya-solntsem-opisanie-kartiny-analiz-sochinenie.html https://history-of-art.livejournal.com/805517.html
-
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.