Содержание
-
Школьный музей как средство формирования гражданско-патриотического воспитания, как важный фактор проектно-исследовательской деятельности учащихся в рамках обновленного фгос
-
Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание ответственной, инициативной личности с высокими морально-нравственными ценностями, с активной гражданской позицией, патриота России. Для развития универсальных учебных действий в соответствии с требованиями ФГОС проектная и учебно-исследовательская виды деятельности в школе являются основными.
-
Школьный музей - одно из средств формирования основных компетенций учащихся, способствующего саморазвитию и самореализации учеников в процессе совместной деятельности. Школьный музей расширяет это пространство в процессе организации своей работы, которая способствует развитию сотворчества, активности, самостоятельности учащихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды историко-краеведческих материалов, имеющих воспитательную и научно-познавательную ценность.
-
Школьный музей призван способствовать формированию гражданско-патриотических качеств, расширению кругозора и воспитанию познавательных интересов и способностей, овладению учебно-практическими навыками поисковой, проектно-исследовательской деятельности, служить целям совершенствования образовательного процесса средствами дополнительного образования.
-
В 1975 году в МАОУ СОШ №35, был открыт музей « Зал Боевой славы». Целью школьного музея является гражданско-патриотическое воспитание учащихся, реализация их прав на полноценное духовное и нравственное развитие через целенаправленную деятельность музея Боевой Славы. Формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина-патриота и способной успешно выполнять гражданские обязанности, личности с широким мировоззренческим кругозором, с развитым интеллектом, с высоким уровнем знаний, личности.
-
В нашей школе реализуется долгосрочный проект «Виртуальный музей». Главной целью нашего проекта: является создание видеоматериалов о биографии, боевом пути ветеранов ВОВ, ветеранах тыла, труда. Исследовательская работа по поиску воинов, погибших в эвакогоспиталях, истории родного края. 1.Сохранение исторической памяти и наследия;Развитие интереса к истории, углубление знаний по истории и формирование на конкретном историческом материале гражданско – патриотических чувств и убеждений, утверждение значимости ценностей.
-
2.Использование материала наследия и традиций в работе с трудными подростками, вовлечение их в активную деятельность музея. 3.Организация обмена опытом с представителями других регионов с целью объединения людей, несмотря на административные границы и социальные барьеры. 4. Новое осмысление исторического наследия и возвращения его в культурный оборот. 5.Воспитание у учащихся стремления к овладению глубокими знаниями, высоконравственными качествами в процессе изучения истории, культуры родного края.
-
Основные задачи проекта: 1.Через краеведческий материал, изучаемый с учащимися осуществлять связь с окружающим миром, воспитывать интерес к истории родного края, города. Развивать интерес к истории, формировать представление о неразрывной связи исторических судеб народа родного края с историей своей страны. Осуществлять деятельность по охране памятных мест, памятников истории и культуры родного края, уважаемых земляков, героев войны и труда, вести “Летопись событий наших дней”; Поисково-исследовательская работа по изучению истории республики, города, школы. Результат проекта: Сохранение исторического, культурного наследия и использование его в воспитании и формировании личности подрастающего поколения.
-
Исследовательская деятельность учащихся – это деятельность, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и, предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере. Главным отличием исследования в сфере образования является то, что оно является учебным. Это означает, что главной целью является развитие личности учащегося, а не открытие объективно нового результата, как в науке.
-
В образовании цель исследовательской деятельности: в приобретении учащимися функционального навыка исследования, развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения объективно новых знаний.
-
В музеях школы учащиеся занимаются поиском, хранением, изучением и систематизацией подлинных памятников истории, культуры, природы родного края, различных предметов и документов. В качестве основного средства организации исследовательской работы выступает система проектно-исследовательских заданий.
-
Проектно-исследовательские задания – это предъявляемые учащимися задания, содержащие проблему; решение ее требует проведения теоретического анализа, применения одного или нескольких методов научного исследования, с помощью которых учащиеся открывают ранее неизвестное для них знание. Их педагогическая ценность в том, что они помогают учителю подвести учащихся к самостоятельному мышлению и самостоятельной практической деятельности; способствуют формированию у школьников компетенций.
-
В процессе исследовательской деятельности учащиеся овладевают различными приемами и навыками краеведческой и музейной деятельности, а в ходе краеведческих изысканий - основами многих научных дисциплин, не предусмотренных школьной программой. Они учатся выбирать и формулировать темы исследования, производить историографический анализ темы, заниматься поиском и сбором источников, их сопоставлением и критикой, составлением научно-справочного аппарата, формулированием гипотез, предположений, идей, их проверкой, оформлением выводов исследования и выработкой рекомендаций по использованию достигнутых результатов.
-
Школьный музей позволяет репетировать социальные роли, у ученика возникает возможность выступать попеременно и в роли лидера, и в роли исполнителя. Работа в составе Совета школьного музея, являющегося органом ученического соуправления, прививает участникам навыки управленческой деятельности, воспитывает чувство сопричастности с происходящими событиями: исследователя, экскурсовода, археолога, видеооператора и т. д.
-
Практика музейного дела выявила необходимость соблюдения в данном виде деятельности следующих принципов: -Систематическая связь с уроками, со всем образовательным процессом. -Проведение научного и учебно-исследовательского поиска. -Использование в образовательном процессе разнообразных приемов и форм учебной и внеурочной работы музейных уроков, школьных лекций, семинаров, научно-практических конференций, поисковой и проектной деятельности, шефской помощи ветеранам и др.
-
-Опора музейной деятельности на предметные кружки и факультативы, элективные курсы. -Самостоятельность, творческая инициатива учащихся, выступающая важнейшим фактором создания и жизни музея. - Связь с общественностью, с ветеранами войны и труда, ветеранами локальных войн, ветеранами педагогического труда. -Обеспечение единства познавательного и эмоционального начал в содержании экспозиций, проведении экскурсий, во всей деятельности музея. -Строгий учет, правильное хранение и экспонирование собранных материалов. -Организация постоянных связей с государственными музеями, архивами, их научно-методическая помощь школьным музеям.
-
Особенности проектно-исследовательской деятельности в школьном музееведении 1) цели и задачи этих видов деятельности учащихся определяются как их личностными мотивами, так и социальными. Это означает, что такая деятельность должна быть направлена не только на повышение компетенции подростков в предметной области определенных учебных дисциплин не только на развитие их способностей, но и на создание продукта, имеющего значимость для других;
-
2) учебно-исследовательская и проектная деятельность должна быть организована таким образом, чтобы учащиеся смогли реализовать свои потребности в общении с одноклассниками, учителями и т. д. Строя различного рода отношений в ходе целенаправленной, поисковой, творческой и продуктивной деятельности, подростки овладевают нормами взаимоотношений с разными людьми, умениями переходить от одного вида общения к другому, приобретают навыки индивидуальной самостоятельной работы и сотрудничества в коллективе;
-
3) организация исследовательских и проектных работ школьников обеспечивает сочетание различных видов познавательной деятельности. Эти виды деятельности могут быть востребованы практически любые способности подростков, реализованы личные пристрастия к тому или иному виду деятельности.
-
Проектная форма учебной деятельности учащихся - есть система учебно-познавательных, познавательных действий школьников под руководством учителя, направленных на самостоятельный поиск и решение нестандартных задач с обязательным представлением результатов своих действий в виде проекта. Проектная деятельность – это обязательно практическая деятельность, где школьники сами ставят цели своего проектирования[2]. Она гораздо в меньшей степени регламентируется педагогом, т. е. в ней новые способы деятельности не приобретаются, а превращаются в средства решения практической задачи. Ставя практическую задачу, ученики ищут под эту конкретную задачу свои средства, причем решение поставленной задачи может быть более или менее удачным.
-
Структура проектной и учебно-исследовательской деятельности 1.анализ актуальности проводимого исследования; целеполагание, формулировку задач, которые следует решить; 2.выбор средств и методов, адекватных поставленным целям; 3. планирование, определение последовательности и сроков работ; 4. проведение проектных работ или исследования; 5.оформление результатов работ в соответствии с замыслом проекта или целями исследования; 6.представление результатов в соответствующем использованию виде;·
-
Итогами проектной и исследовательской деятельности следует считать не столько предметные результаты, сколько интеллектуальное, личностное развитие школьников, рост их компетенции в выбранной для исследования или проекта сфере, формирование умения сотрудничать в коллективе и самостоятельно работать, уяснение сущности творческой исследовательской и проектной работы, которая рассматривается как показатель успешности исследовательской деятельности.
-
Одно из ведущих мест на рынке образовательных услуг занимает музейная педагогика, которая становится активным элементом общественной жизни. Она через историко-культурное просвещение содействуют духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения. Эффективность работы музея заключается в разработке форм, методов и приёмов культурно-образовательной деятельности, которые способствуют повышению внимания детей к окружающей действительности, помогают им ценить подлинные вещи ушедших эпох, семейные реликвии. воспитанию, формированию общечеловеческих ценностей и национальных традиций, эстетическому воспитанию подрастающего поколения.
-
Интерактивность (от англ. interaction «взаимодействие») – понятие, которое раскрывает характер и степень взаимодействия между объектами. Используется в областях: теория информации, информатика и программирование, системы и телекоммуникации, социология, промышленный дизайн, музейное дело и др. Интерактивность (от лат. inter «между, внутри» и activus «деятельный») – модернистский термин, характеризующий новые виды эстетической деятельности виртуальной реальности, компьютерной графики. В более широком, радикальном смысле усиление роли зрителя и даже замена авторского видения зрительской активностью, творческим воображением дилетанта.
-
Самые распространенные и известные активные формы, используемые при проведении экскурсий в школьном музее: 1. Использование видеоматериалов. Современное техническое оборудование школ позволяет в деятельности школьных музеев использовать демонстрацию кадров из художественных кинофильмов или архивных документальных фильмов, сделать этот процесс более зрелищным и доступным. 2. Использование аудиозаписей. Трансляция аудио записей военной поры: информационные сообщения о событиях на фронтах, военные песни, воспоминания фронтовиков и тружеников тыла. Эта форма по-прежнему остается востребованной и широко используется в школьных музеях.
-
3. Встречи с ветеранами, выдающимися людьми. Встречи с участниками различных исторических и важных событий широко распространенная форма работы школьных музеев. В настоящее время ветеранов Вов с каждым становится меньше, поэтому организовать встречу с ними становится труднее. Можно приглашать на встречи со школьниками не только ветеранов Великой Отечественной войны, но и людей детство которых пришлось на годы войны. 4. Элементы ритуала. Минута молчания, возложение цветов, вынос знамени и боевых наград – это методы позволяющие придать экскурсии эмоциональную окраску и активизировать экскурсантов.
-
Интерактивные технологии: 1. Виртуальная экскурсия. С помощью виртуальной экскурсии возможна наглядная и увлекательная демонстрация любого реального места (город, страна, музей и т.д.). Преимущество виртуальных экскурсий заключается в том, что, не покидая аудитории, возможно, ознакомиться с объектами, расположенными за пределами кабинета, и даже страны. Это повышает производительность учебной деятельности и информативность. Если опубликовать виртуальную экскурсию школьного музея, на сайте образовательного учреждения, то можно рассказать зрителю о экспонатах, экспозиции. Это дает возможность познакомить со школьным музеем более широкую аудиторию. 2. Экскурсия – спектакль. Экскурсии-спектакли сейчас набирают популярность благодаря яркости и эмоциональной насыщенности. В ходе театрализованных экскурсий оживают страницы истории и литературы, персонажи и сюжеты. Такая экскурсия превращает слушателей не только в зрителей, но и в непосредственных участников описываемых событий, это сочетание интерактивной формы с динамичной и эмоционально выраженной подачей самых интересных фактов и историй.
-
3. Квест – экскурсия. Квест, quest (англ) - поиск чего-либо, путешествие к определенной цели через преодоление определенных трудностей. Квест – экскурсия это комбинация классической экскурсии и игры. От экскурсии берется определенная тема, заранее составленный маршрут, зрелищность, а от квеста – головоломки, загадки, активность участников квеста. На старте команды получают различные задания, шифры к которым находятся в экспозиции школьного музея. Квест – игра может выходить за рамки музейного пространства. Она может начинаться или заканчиваться в школьном музее, а основные задания могут выполняться в других кабинетах или вообще на территории школы. 4. Экскурсия «мастер-класс». Мастер–класс – это форма экскурсии, основанная на «практических» действиях показа и демонстрации творческого решения определенной познавательной и проблемной педагогической задачи. В ходе мастер–класса идет не прямое сообщение знаний, а способов самостоятельного их получения. Мастер-класс предполагает активное использование музейных предметов или их копий, ознакомление с принципами и методами изготовления их, что позволяет посетителю стать активным участником экскурсии.
-
5. Демонстрация экспонатов в действии. В основном в музеях, в том числе и школьных, распространены стационарные экспозиции. Оживить экспозицию можно продемонстрировав работу экспонатов, например: печатной машинки, барабана, солдатского вещмешка и т.д. 6. Музейный праздник. Особенность музейного праздника заключается в том, что он раздвигает границы музея, создавая неформальную атмосферу праздничности, эффект личной причастности, соучастия в происходящем благодаря театрализации, игре, непосредственному общению с «персонажами» праздничного действа, применению особой атрибутики. Главная задача музейного праздника это эмоциональное воздействие на аудиторию, для чего можно использовать такие ритуальные приемы как «минута молчания», звук метронома, возложение цветов.
-
7. Интерактивные музейные перемены. Интерактивные музейные перемены проводятся в течение всего учебного дня. Перед первым уроком на торжественной линейке руководитель школьного музея рассказывает учащимся, что сегодня каждая школьная перемена будет тематической: соответствовать определенному разделу школьного музея. На последующих переменах в рекреации школы учащихся ждут мини-выставки и викторины по определенному разделу школьного музея, подготовленные активом музея. Дети имеют возможность рассмотреть и даже потрогать музейные экспонаты, проверить свою эрудицию по знанию истории родного края. В конце учебного дня на торжественной линейке подводятся итоги и награждаются самые активные участники интерактивных музейных перемен.
-
Можно выделить следующие формы работы школьного музея с использованием информационных технологий: 1. Применение компьютерной техники для создания электронной базы фондов музея, описания музейных предметов, оформления учетной документации. 2. Формирование электронных каталогов, электронной библиотеки, коллекции аудио- и видеозаписей, коллекции фотографий. 3. Создание электронной экспозиции, интерактивного экспозиционно-выставочного пространства. 4. Применение офисной и компьютерной техники для редактирования и тиражирования печатных и электронных материалов, создание презентаций для использования в учебной деятельности и демонстрации их в рамках школьных мероприятий. 5. Организация проектной деятельности с использованием Интернет технологий.
-
Посещение музея предполагает достаточно пассивное участие экскурсантов. Они слушают, смотрят, но при этом не принимают активного участия в экскурсии. Интерактивные формы позволяют экскурсоводу вовлечь участников экскурсии в активное взаимодействие, а так же подтолкнуть их к «самостоятельному» исследованию экспонатов музея. Это делает мероприятия более интересными и более запоминающимися, а так же усиливает остроту восприятия материала. Применение интерактивных технологий в музеях предусматривает моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, совместное решение проблем. Использование интерактивных форм работы способствует: - интенсивности процесса понимания, усвоения и творческого применения знаний за счет более активного включения посетителей в процесс; - повышению мотивации и вовлеченность участников в решение обсуждаемых проблем, что дает эмоциональный толчок к последующей поисковой активности участников; - приросту знаний, умений, навыков, способов деятельности и коммуникации, раскрытию новых возможностей учащихся.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.