Содержание
-
Синтаксис
Белица Татьяна Ивановна
-
СИНТАКСИС. Разделы синтаксиса (от греч. ‘построение, порядок, составление’)
это 1) характерные для конкретных языков средства и правила создания речевых единиц; 2) раздел грамматики, изучающий процесс порождения речи. Это универсальный для всех языков, высший уровень грамматики. Синтаксическая система языка связана, с одной стороны, c процессом мышления человека, а с другой - с процессом коммуникации, речевого взаимодействия людей. РАЗДЕЛЫ СИНТАКСИСА Синтаксис словосочетания изучает все свойства словосочетания. Синтаксис предложения изучает формальное, семантическое и коммуникативное устройство разных по сложности предложений. Синтаксис текста изучает синтаксическую организацию текстов. 2
-
СИНТАКСИЧЕСКИЕ ЕДИНИЦЫ
предложение словосочетание синтаксема Cлово в его синтаксическом использовании, слово как носитель синтаксической функции (термин Г.А.Золотовой) Два и более знаменательных слова, связанные подчинительными отношениями. Выполняет номинативную функцию. Предложение - это оформленная по закону данного языка целостная единица речи, служащая главным средством формирования, выражения и сообщения мысли (В.В.Виноградов). Выполняет коммуникативную и номинативную функции. 3
-
Типы связи слов в словосочетании
Согласование- способ оформления подчинительной связи, при котором зависимое слово повторяет грамматические формы главного во флективных языках широко используется в субстантивных словосочетаниях для выражения атрибутивных отношений: синее небо, синий цветок, синяя чашка. Примыкание — такой вид подчинительной связи, при которой зависимый элемент словосочетания присоединяется к главному без изменения своей формы; это смысловая связь компонентов, представленная позиционно компоненты словосочетания располагаются обычно контактно (красиво вышивать, бегло читать по-немецки); широко распространено в аналитических языках (a French book). 4
-
Управление
— способ оформления подчинительной связи, при котором главенствующий компонент словосочетания требует постановки зависимого компонента в определенной грамматической форме; при этом изменение формы главного слова не вызывает изменения формы управляемого слова. в индоевропейских языках характерно для присоединения к главному слову предложной или беспредложной словоформы существительного или местоимения: англ. Не loves his country. сильноеуправление для выражения объектных (читать книгу, резать хлеб) и восполняющих (стать врагом, слыть чудаком) отношений слабоеуправление для выражения объектно-определительных отношений (подарок отцу). 5
-
Изафет
(от арабского ‘присоединение’) – определенные типы атрибутивных грамматических конструкций в некоторых иранских, семитских и тюркских языках. В тюркских языках изафеты формируются из двух существительных, одно из которых является определением, а второе - определяемым. В тюркских языках изафет обозначает именные определительные сочетания, оба члена которых выражены существительными. Всего в тюркологии 3 типа изафета. турец. Çaybardağı- чайный стакан, где Çay- это определение, а bardağı‘стакан’- определяемое. В иранских языках: соединение определяемого с постпозитивным определением при помощи энклитического показателя, присоединяемого к определяемому слову. Этот показатель восходит к местоимению который. таджик. китоб-и хуб‘хорошая книга’, где китоб‘книга’, -и (неизменяемый) показатель того, последующее слово определение к предыдущему. 6
-
Типы связи слов в предложении
Координация – двусторонняя равноправная связь между подлежащим и сказуемым. Тяготение (термин Л.А.Булаховского) – вид связи, которая реализуется только в предложении: синтаксическая связь между именной частью составного сказуемого (выраженной прилагательным или причастием и согласованной с подлежащим) и знаменательной связкой. Дети пришли усталые. Брат уехал больной. Девочка вернулась окрепшая. Соположение–взаимосвязь главных членов предложения, при которой грамматическое оформление сказуемого не зависит от оформления подлежащего. Жить – Родине служить. Берег над Волгой – настоящая гора. 7
-
Предложение как основная единица синтаксиса
Основная синтаксическая единица, предназначенная для общения Средство формирования, выражения и сообщения мысли Характеризуется смысловой и интонационной законченностью Центром предложения является грамматическая основа Является минимальной единицей высказывания В речи реализуется как фраза 8
-
Основные признаки предложения
Выполнение коммуникативной функции Предикативность – синтаксическая категория, относящая информацию к действительности. Предикативность выражается в формах времени, наклонения и лица (не универсальная категория, поскольку существуют безличные предложения: Светает. Знобит) Модальность – функционально-семантическая категория, выражающая отношение высказывания к действительности, а также разные виды субъективной квалификации сообщаемого (языковая универсалия) 9
-
Аспекты изучения предложения
I. Структурное (формальное) устройство предложения II. Смысловое устройство предложения (номинативная теория изучения предложения) III. Коммуникативное устройство предложения 10
-
1традиция 11
-
2. Вербоцентрическая теория
Люсьен Теньер(1893-1954) - французский лингвист, специалист по славянским языкам и общему синтаксису, один из выдающихся лингвистов XX века. 1959 г. «Основы структурного синтаксиса» В России опубликована в 1988 г. 12
-
Вербоцентрическая теория
Актанты – субстантивные элементы, называющие участников события (ситуации). У актантов разные роли: первый актант – субъект; второй актант – прямой объект (т.е. прямое дополнение), третий косвенное дополнение. Сирконстанты(обстоятельства) – в отличие от актантов не заложены в ролевой структуре глагола, они распространяют все предложение в целом. Зимой дует сильный ветер. Вечером мы отправимся в кафе. Теория актантов Л.Теньера уточнялась и дополнялась. В 60-70-е годы XX века появились более дробные описания семантических ролей, называемых в предложении: агенс/актор, пациенс, бенефициант и др. Атрибуты – то, что уточняет и определяет актанты. 13
-
Валентность в синтаксисе(от лат. valencia ‘сила’)
способность слова сочетаться в тексте с другой языковой единицей, прежде всего с другим словом В лингвистику впервые ввёл это понятие профессор С. Д. Кацнельсон (1948). Л. Теньер ввел в западноевропейское языкознание для обозначения сочетаемости, относил только к глаголу и определял валентностькак число актантов, которые может присоединять глагол. Л. Теньер различал глаголы авалентные (безличные: Светает»), одновалентные (непереходные: «Пётр спит»), двухвалентные (переходные: «Пётр читает книгу»), трёхвалентные («Он даёт книгу брату») 14
-
Валентность в синтаксисе
Валентность слова определяется: его лексическим значением (глаголы восприятия увидеть, услышать требуют распространения словом, называющим объект восприятия: увидеть небо) частью речи, к которой принадлежит слово, его грамматической формой (форма сравнительной степени в русском языке требует сочетания с формой, называющей объект сравнения: выше крыши). Различаются следующие виды валентности: обязательная валентность (у переходных глаголов, некоторых существительных, требующих род. падежа) факультативная валентность. В российской науке валентность стала рассматриваться как свойство всех значимых единиц, не только глаголов. 15
-
II. Смысловая организация предложения
Традиционная лингвистика (Фортунатов , Бодуэн де Куртенэ, Фердинанд де Соссюр) считала, что форма предложения диктует его смысл, а одинаковые формы дают одинаковое значение. Вторая половина XX века - Номинативная теория предложения Предложение отражает определенный фрагмент действительности, некое положение дел, событие, ситуацию Кафедра стоит в аудитории. Абитуриенты столпились у входа. Если предложениеединица плана выражения, то план содержания - какое-то событие, ситуация. 16
-
Пропозиция
Семантическая структура предложения отражает объективную структуру элемента действительности Модель ситуации, отраженная в предложении, есть ПРОПОЗИЦИЯ Пропозиция состоит из АКТАНТА(участник события) и ПРЕДИКАТА(существо события) Под пропозицией понимают то общее, что существует между предложением и его возможными перефразировками в пределах данного языка и при переводе на другие языки (Н.Д.Арутюнова. Предложение и его смысл. М., 1976) 17
-
Определение семантической структуры предложения (пропозиции)
Семантическая структура предложения – субъект и его действие (состояние) Студент сидит за партой Студент– кто? – актант Предикат – что делает? – сидит за партой
-
Реализация пропозиции
Предикативная(ПЕ - предикативная единица) Полупредикативная(деепричастные и причастные обороты) Непредикативная(потенциально предикативная) – адъективная конструкция, именные обороты с отвлеченным существительным (девербативом) Стажер вернулся рано Уставший, стажер вернулся рано Произведя все подсчеты, стажер вернулся рано Ранний приход стажера удивил начальство 19
-
Соотношение пропозиций и ПЕ
Количество пропозиций не всегда совпадает с количеством предикативных единиц. Асимметрия между единицами ПВ и ПС очень распространена. Пропозиция, выраженная словосочетанием или полупредикативной конструкцией, всегда называет событие менее дифференцированно, чем ПЕ. Предложение с одной ПЕ и одной пропозицией называется элементарным простым предложением (ЭПП). Оно монопредикативно и монопропозитивно. 20
-
Соотношение ПЕ и пропозиций
Сколько ПЕ и пропозиций в следующих предложениях? Насчет своего приезда после твоего сообщения насчет снега и холода в России не могу сказать ничего определенного (А.Чехов)к Если человек глуп, то он всегда хвастлив. То, что он испытывал, было чувством неимоверного стыда и раскаяния. Что касается Васи, то он уже спит. Шум в коридоре мешает нам работать. 21
-
Диктум и модус
Объективное и субъективное содержание в предложении Диктум– объективная часть содержания предложения, моделирует ситуацию внеязыковой действительности. Представлен эксплицитно (явно). Модус– субъективная часть содержания высказывания, моделирует отношение говорящего к сообщаемому. Может быть представлен эксплицитно и имплицитно (скрыто). Это факультативная часть высказывания. Модус может быть внедрен в диктум (Небо серое. – Небо кажется серым). Впервые такое деление содержания высказывания разработано и сформулировано в книге «Общая лингвистика и вопросы французского языка» (М., 1955). Шарль Балли (1865-1947) известный швейцарский лингвист 22
-
Диктум и модус в высказывании
Диктум и модус в разных частях Диктум: Завтра будет хорошая погода. Модус: Я думаю, что завтра будет хорошая погода. Я хочу, чтобы завтра была хорошая погода. Мне казалось, что завтра будет хорошая погода. Я уверен, что завтра будет хорошая погода. Наверное, завтра будет хорошая погода. Модус «внедрен» в диктум, представлены в одной части Завтра наконец-то будет хорошая погода. Завтра будет хорошая погода! Ура! Завтра будет хорошая погода. Пусть завтра будет хорошая погода. 23
-
III. Коммуникативная структура предложения. Целеустановка
1. Целеустановка(коммуникативная перспектива высказывания) Предложения по цели высказывания: повествовательные вопросительные побудительные Предложения по эмоциональной окраске: невосклицательные восклицательные невосклицательные восклицательные невосклицательные восклицательные 24
-
2. Актуальное членение предложения
смысловое членение фразы в контексте на исходную часть сообщения – тему (данное) и рему(новое). В зависимости от коммуникативной заданности говорящего одно и то же структурное образование (предложение) может приобретать разный смысл. Основные средства актуального членения предложения в устной речи порядок слов (тема обычно помещается в начале фразы, а рема — в конце) интонация (на теме она повышается, на реме — понижается) паузация. ВилемМатезиус (1882–1945), чешский лингвист, основатель и президент Пражского лингвистического кружка 25
-
Критерии выделения ремы
26
-
Дополнительные средства актуального членения
Акцентирующие частицы Именно Аня прочитала мою книгу. Прочитала мою книгу именно Аня. Аня прочитала-таки мою книгу. Только Аня прочитала мою книгу. В тексте часто рема предыдущего предложения становится темой последующего. Университет находится в Академгородке. Академгородок – научный центр Сибири. Сибирский научный центр известен во всем мире. 27
-
3. Прагматический аспект предложения
Прагматика (от греч. pragma ‘дело’) - раздел языкознания, изучающий условия использования языковых знаков говорящими. Термин введен в конце 30-х годов XX века как название одного из разделов семиотики. Прагматика исследует не только целеустановку высказывания, но и типы речевых актов, которыми эта цель достигается и отношение говорящего к действительности, к содержанию сообщения и к адресату (Ю.Д.Апресян) В рамках прагматики разработана теория речевых актов 28
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.