Содержание
-
Слепоглухие дети
-
Кто изучал:
Соколянский И.А., 1962; Ярмоленко А.В. , 1961; Скороходова О.И., 1972; Мещеряков А.И., 1974; Апраушев А.В., 1983;
-
Кто относится к слепоглухим?
Все люди, имеющих нарушения зрения и слуха: - дети с врожденной или рано приобретенной слепоглухотой; - дети с врожденными нарушениями зрения, теряющие с возрастом и слух; - глухие или слабослышащие с рождения люди, нарушения зрения у которых появляются с возрастом; - люди, потерявшие слух и зрение в зрелом или пожилом возрасте.
-
Известны более 80 наследственных синдромов, являющихся причиной слепоглухоты:
сочетания врожденной глухоты и прогрессирующей атрофии зрительных нервов; сочетания нарушений слуха и пигментного ретинита; сочетания глухоты, катаракты и заболеваний почек; сочетания врожденной тугоухости и прогрессирующей близорукости и т.д.
-
Внутриутробно, пренатально и перинатально перенесенные заболевания
краснуха; цитомегаловируснаяинфекция; токсоплазмоз, сифилис
-
К сложному нарушению зрения и слуха с возрастом могут привести:
тяжелый диабет, соматические заболевания,
-
Врожденные нарушения зрения и слуха у глубоко недоношенных детей
Примерно у 11% недоношенных детей аномалии развития глаз, приводящие к глубоким нарушениям зрения и даже к слепоте (врожденная глаукома, врожденная катаракта, атрофия зрительного нерва, ретинопатия или ретролентальнаяфиброплазия и др.). нарушения слуха, недоразвитие речи, в отдельных случаях недоразвитие интеллекта, ДЦП, другие нарушения
-
Критериианализа особенностей нарушения при слепоглухоте :
степень сохранности и развития остаточного слуха и зрения (глухой или слабослышащий, незрячий или слабовидящий); времянаступления нарушения, т.е. определение возраста, в котором у ребенка возникло нарушение зрения и слуха; состояние интеллектуальных возможностей, состояние опорно-двигательной системы; уровень развития речи (какой формой речи владеет ребенок, каков уровень словесной речи, в какой степени она сохранилась или подверглась распаду после наступления слепоглухоты); причины, обусловившие возникновение сложных нарушений.
-
Развитие маленьких детей с врожденной слепоглухотой
Большие компенсаторные возможности осязания и обоняния. развитиесохранной активности способствует своевременному формированию у него хватания, сидения, прямохождения, самостоятельности в бытовых действиях, свободной ориентировки ребенка в помещении, развития у него полноценных предметных действий узнаванию близких ему людей по запаху, характерным движениям и по ощупыванию ног и обуви, умению доставать понравившиеся ему предметы и игрушки и действовать с ними в соответствии с их назначением.
-
Психическое развитие слепоглухих детей
опирается на сохранные возможности и их совершенствование Интеллектуальные, Сенсорные: обоняние, вибрационная чувствительность, кинестетическая чувствительность,
-
Способы познания окружающего
Кожная чувствительность Двигательная память например, - Находят окна и двери даже в незнакомом помещении благодаря восприятиюкожей лица движений воздушной волны и температуры, излучаемой окном. - Осязание, активное ощупывание предметов руками или языком позволяет знакомиться с предметами и в дальнейшем их узнавать.
-
Пробованиемаленькими слепоглухими детьми предметов языком с целью осмотра поверхности предмета помогает различатьразные по материалу предметы на вкус. определятьего твердость зубами, взрослыемогут отличать медные гвозди от железных и серебряные деньги от медных Свозрастом слепоглухие дети, обучающиеся в школе, приучаются применять для распознавания объектов прежде всего осязающую руку, а «проба ртом» отходит на второй план
-
осязание
Осязательноевосприятие ногами свойств пола, почвы и т.д. и памятьна неровности почвы под ногами часто помогает запомнить дорогу в определенном направлении. Осязание используется детьми еще до начала специального обучения для знакомства с окружающим миром и для общения
-
Осязаниескладывается из тактильнойи кинестетической чувствительности, которые включены в пространственную схему организованных движений всего тела. Будущая ориентировка в окружающем пространстве постепенно складывается из ориентировки в движениях собственного тела, из осознания его частей.
-
Слепой или слабовидящий с детства ребенок не может полноценно контролировать свои движения с помощью зрения. Нарушенный слух лишает такого ребенка возможности ориентироваться в движениях по направлению звуков. Слепоглухой должен опираться во всем на свой собственный двигательный и осязательный опыт. Поэтому ВАЖНО с раннего детства развивать движения слепоглухого ребенка стимулировать самостоятельную разнообразную двигательную активность: переворачивания, подтягивания, хватания, сидения, вставания, ползания и хождения От этого во многом зависит будущая ориентировка в пространстве и восприятие слепоглухого человека.
-
Развитие Осязания в процессе обучения
Повышается уровень использования: дети научаются сравнивать и группировать предметы по определенному признаку, развиваются тонкие дифференцированные движения пальцев рук, позволяющие писать и читать тексты, написанные шрифтом Брайля и т.д
-
Слепоглухой может получать информацию от окружающего и на расстоянии, дистантно. Тонкость обоняния у слепоглухих людей: например слепоглухой человек может полностью ориентироваться в помещении на основе запахов, может не только отличить из груды перчаток две перчатки, составляющие пару, но и отобрать две пары, принадлежащие двум близким людям. обоняние позволяет почти всем слепоглухим отыскивать на расстоянии знакомого или незнакомого человека, узнавать погоду на улице по запахам из открытого окна, определять особенности помещений и отыскивать в них нужные предметы из запаха букета разных цветов выделить аромат белой лилии ОБОНЯНИЕ
-
Вибрационныеощущения
могут стать основой при восприятии и формировании устной речи у слепоглухого ребенка.
-
-
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.