Содержание
-
Социализация личности.
Социализация- это процесс, посредством которого индивидом усваиваются нормы его группы таким образом, что через формирование собственного "Я" проявляется уникальность данного индивида как личности. Этот процесс проходит под влиянием разных факторов: 1. Групповой опыт Известный американский психолог и социолог Чарльз Кули поставил перед собой задачу исследования процесса постепенного
-
понимания личностью отличия своего "Я" от других личностей. В результате многочисленных исследований он определил, что развитие концепции собственного "Я" происходит в ходе длительного, противоречивого и запутанного процесса и не может происходить без участия других личностей, т.е. без социального окружения. Каждый человек, по предположению Ч. Кули, строит свое "Я', основываясь на воспринятых им реакциях других людей, с которыми он вступает в контакт.
-
Это человеческое "Я", открывающееся через реакции других, получило известность как зеркальное "Я" Чарльза Кули, впервые проанализировавшего процесс "Я"-открытия. Кули выделил три стадии построения зеркального «Я»: 1) как по нашему мнению, нас воспринимают другие; 2) как они реагируют на то, что видят; 3) как мы отвечаем на воспринятую нами реакцию других.
-
Таким образом, социальное зеркало постоянно действует, оно постоянно перед нами и также постоянно изменяется. Эти изменения особенно видны, когда в детстве при оценке своих способностей человек ориентирован на мнение тех, с кем он постоянно находится в личном контакте, а затем, подрастая, он уже ориентируется на мнение личностей, хорошо разбирающихся в предмете его способностей. Поэтому можно сказать, что при достижении зрелости личность уделяет наибольшее внимание созданию образа социального "Я" на основании оценок компетентных специалистов
-
Определив возможность формирования личности, "Я"-образа на основании зеркального "Я", Ч. Кули тем не менее не учитывал активности личности. Профессор Чикагского университета, философ, социолог и социальный психолог Джордж Мид разработал теорию, в которой объясняется сущность процесса восприятия индивидом других личностей и развита концепция "обобщенного другого", в известной степени дополняющая и развивающая теорию зеркального "Я". В соответствии с концепцией Дж. Мида, "обобщенный другой" представляет собой всеобщие ценности и стандарты поведения некоторой группы, которые формируют у членов этой группы индивидуальный "Я"-образ.
-
Развиваясь, личность становится не только более строгой при выборе группы личностей, выполняющих роль социального зеркала, но и осуществляет отбор образов, оказывающих на нее влияние. Человек всегда оказывает больше внимания одним мнениям и меньше другим, он может даже вообще игнорировать некоторые мнения и реакции по поводу своего поведения. При этом существует возможность неправильного истолкования мнений, или искаженного зеркала.
-
Индивид в процессе общения как бы встает на место других индивидов и видит себя как другую личность. Он оценивает свои действия и наружность в соответствии с представляемыми оценками его "обобщенного другого". Каждый из нас знает ощущение, когда после нелепого случая человек со смущением представляет себе, как он выглядел в глазах остальных. Он ставит себя на их место и представляет, что они думают о нем. Дж. Мид различал три стадии процесса обучения ребенка исполнению взрослых ролей. Первая - подготовительная стадия (в возрасте от 1 до 3 лет), во время которой ребенок имитирует поведение взрослых без какого-либо понимания (например, девочка наказывает куклу).
-
Вторая стадия, называемая игровой (в 3-4 года), наступает тогда, когда дети начинают понимать поведение тех, кого они изображают, но исполнение роли еще неустойчиво. В какой-то момент мальчик изображает из себя строителя и укладывает игрушечные блоки один на другой, однако минутой позже он начинает бомбардировать свои постройки, затем становится милиционером, после чего космонавтом. Третья - заключительная стадия (в 4-5 лет и далее), в которой ролевое поведение становится собранным и целенаправленным и проявляется способность ощущать роли других актеров.
-
2. Уникальный индивидуальный опыт: каждый личностный опыт уникален потому, что никому в точности не удается повторить его.
-
Американский ученый-социолог А. Галлер в дополнение к теории Дж. Мида разработал концепцию "значимого другого". "Значимый другой" - это та личность, одобрения которой данный индивид добивается и чьи указания он принимает. В качестве "значимых других" могут выступать родители, замечательные учителя, наставники, некоторые товарищи детских игр и, возможно, популярные личности. Индивид стремится принять их роли, подражать им и таким образом осуществлять процесс социализации через "значимого другого"
-
Фазы и содержание процесса.
Процесс социализации проходит фазы, которые называют еще основными стадиями жизненного цикла: • Детство и юность (от 1 года до 18 лет) – подготовка к активному трудовому периоду. • Зрелость (18–60 лет) – активный трудовой период. • Старость (60 лет и старше) – выход из активного трудового периода.
-
По степени завершенности процесс социализации можно разделить на две крупные стадии – начинающуюся социализацию, захватывающую первую половину жизни человека, и завершающуюся, которая относится ко второй половине жизни. Начинающаяся социализация – в основном область приписываемых статусов, завершающаяся – сфера достигаемых. Обретение самостоятельности вначале политической (получение паспорта и права голосовать, а также быть избранным), затем экономической (устройство на работу, которая может вполне прокормить человека) и социальной (женитьба и создание собственной семьи,
-
отделение от родителей и вступление в статус родителя) означает качественную границу между двумя этапами социализации – начинающейся (ранней) и завершающейся (поздней). Помимо стадий или фаз процесса социализации надо выделять также понятие «содержание социализации». Взаимодействие с себе подобными в процессе социализации, когда одна социальная группа обучает «правилам жизни» другую, называется становлением социального «Я». Содержание социализации – не только обретение социальной и экономической самостоятельности, но и формирование личности.
-
Кризисные точки социализации.
Под кризисом надо понимать любую точку перелома в социальном процессе, где старые механизмы или способы решения проблемы уже не действуют, а новые механизмы или способы решения еще не действуют. Кризисная ситуация – это всегда мучительный (в социально-психологическом и экономическом плане) процесс перехода от одного стабильного периода жизни к другому. Чем длительнее пауза между двумя периодами, тем глубже кризис.
-
Первая кризисная точка (16–18 лет), которая приходит на время окончания школы и самоопределения человека, является переломной в его жизни: старая модель социально и экономически несамостоятельной жизни разрушилась, а новая модель самостоятельного поведения и образа жизни еще не сложилась. В традиционном обществе подростки начинали трудиться на заводе, в поле, на шахте в 14–16 лет, зарабатывая на жизнь самостоятельно. В постиндустриальном обществе, требующем более продолжительного обучения, социальная, и экономическая зависимость повзрослевших детей продолжается до 22–23 лет.
-
Они обучаются в вузе, и только часть из них одновременно с учебой работает в фирме или на предприятии. Но в том и другом случае студенческая молодежь продолжает жить в одном доме с родителями. Исключение представляют иногородние, которым вуз предоставляет общежитие. Но и они существуют за счет денежной помощи родителей. Подработки чаще всего идут на удовлетворение вторичных потребностей (духовных, культурных, развлекательных), а на удовлетворение первичных жизненных потребностей они получают деньги от родителей.
-
Возраст 16 лет – самый критический. Человек должен выбрать только одну профессию из 40000 существующих в современном мире. Сделать правильный выбор крайне сложно, поскольку школьные знания и школьная жизнь никогда его не сталкивали с реальным производством и реальными профессиями, о них он знает только понаслышке.
-
Вторая кризисная точка именуется кризисом середины жизни (45 лет), когда человек, давно избрав профессию, оглядывается на пройденный путь и оценивает его. В этом возрасте еще можно, но психологически крайне трудно изменить уклад жизни, профессию и место работы. В 45 лет человек пересматривает старые ценности; он соизмеряет идеальную траекторию жизни с реальной ее траекторией. Чем больше между ними расхождение, тем больше неудовлетворенность своей жизнью. В нашем обществе считается, что семью, как и карьеру, человек должен построить до 40 лет.
-
Третья кризисная точка указывает на завершение трудовой карьеры и выход на пенсию, который у женщин происходит в 55 лет, а у мужчин в 60. И она является кризисной, поскольку пенсионер, по крайней мере в нашей стране, часто – существо экономически и социально зависящее от помощи государства и родных. В Европе для обозначения старости используется термин «третий возраст». Успехи медицины, удлинение жизни и снижение пенсионного возраста в промышленно развитых странах привели к тому, что произошло расширение «третьего возраста».
-
Он стал охватывать два поколения мужчин и три поколения женщин в возрасте от 60 до 90 лет и старше. Но в России в 2000 г. средняя продолжительность жизни мужчины составляла 58 лет, а женщины – 72 года, в результате чего «третий возраст» сократился до столь малозаметной величины, что на фоне двух других возрастов – первого и третьего – его сложно именовать «возрастом».
-
Первичная и вторичная социализация.
Социализация делится на первичную и вторичную. Первичная социализация протекает в кругу близких и родных, вторичная социализация – в рамках формальных институтов (школа, институт, производство). Первичную и вторичную социализацию в научной литературе связывают: • с формальными и неформальными институтами; • с первой и второй половиной жизни.
-
Первичные группы – это малые контактные сообщества, где люди знают друг друга, где между ними существуют неформальные, доверительные отношения (семья, соседская община). Вторичными группами называются большие социальные множества людей, между которыми существуют только формальные отношения. Первичная группа – семья, группа ровесников. Вторичная группа – армия, школа, институт, суд. Таким образом, первичная социализация протекает в первичных группах, а вторичная – во вторичных группах.
-
Составляющие процесса социализации.
В целом процесс социализации человека условно можно представить как совокупность четырех составляющих: - стихийной социализации в процессе стихийного взаимодействия человека с обществом и стихийного влияния на него различных, обычно разнонаправленных, обстоятельств жизни; - относительно направляемой социализации в процессе и результате влияния со стороны государства на обстоятельства жизни тех или иных категорий граждан;
-
- относительно социально контролируемой социализации в процессе планомерного создания обществом и государством условий для воспитания человека; - более или менее сознательного самоизменения человека. Стихийная социализация происходит на протяжении всей жизни человека в процессе его стихийного взаимодействия с обществом.
-
Стихийная социализация протекает как в избирательном взаимодействии человека с теми или иными сегментами общества, так и в случае обязательного взаимодействия с какими-либо сегментами (например, в школе, в армии, в фирме и пр.), а также и в ситуации принудительного взаимодействия с некоторыми сегментами (например, в тюрьме). Относительно направляемая социализация человека происходит в процессе и в результате его взаимодействия с государством и государственными органами и организациями, которые в совокупности осуществляют управление обществом.
-
Термином «относительно направляемая социализация» определяют деятельность государства, направленную на реализацию им своих функций, которая объективно оказывает или может оказывать влияние на жизненный путь граждан, принадлежащих к тем или иным половозрастным, социокультурным, этноконфес- сиональным и иным слоям населения.
-
Воспитание Стихийная социализация -в основе воспитания лежит социальное действие: действие, направленное на разрешение проблем; действие, специально ориентированное на ответное поведение партнеров; -процесс непреднамеренных взаимодействий и взаимовлияний
-
Воспитание Стихийная социализация - систематическое преподавание знаний, формирование умений, навыков и способов познания, приобщение к нормам и ценностям. - бессистемное овладение человеком, благодаря языку, обычаям, традициям, обыденной моралью.
-
Воспитание Стихийная социализация - процесс дискретный (прерывный), ибо, будучи планомерным, оно осуществляется в определенных группах и организациях, т. е. ограничено местом и временем. - процесс инкретный (непрерывный), так как человек постоянно взаимодействует с социумом.
-
Воспитание Стихийная социализация -процесс парциальный (частичный). Человека воспитывают различные группы и все они имеют свои цели (семья, религия, школа, субкультура) -имеет целостный характер, ибо человек как ее объект в своем развитии испытывает влияние социума, а как субъект оказывает ответное влияние на него.
-
Человек не остается пассивным в процессе социализации (и стихийной, и относительно направляемой, и относительно социально контролируемой — воспитания). Он проявляет определенную активность для того чтобы: - в большей степени соответствовать ожиданиям и требованиям социума, как позитивным, так и негативным; - противостоять в той или иной мере требованиям социума, эффективнее решать возникающие в его жизни проблемы;
-
- избегать или преодолевать те или иные опасности, не стать жертвой тех или иных неблагоприятных условий и обстоятельств социализации; - в большей или меньшей степени приблизить свой образ «наличного Я» (каким человек видит себя в данный период времени) к образу «желаемого Я» (каким он хотел бы себя видеть). То есть в процессе социализации человек так или иначе самоизменяется.
-
Самоизменение— это процесс и результат более или менее осознанных, планомерных и успешных усилий человека, направленных на то, чтобы стать иным. Усилия могут быть нацелены на изменение: - своих внешности и физических качеств; -личностных свойств; - интеллектуальной, волевой, потребностной, духовной, социальной сфер (знаний, умений, ценностей, установок и пр.);
-
- поведенческих сценариев; - образа и/или стиля жизни; - отношения к себе (самооценок), отношений с собой (самоуважения, самопринятия), отношения к миру (мировосприятия, мировидения — картины мира), отношений с миром (способов самореализации и самоутверждения). Самоизменение может иметь просоциальный, асоциальный и антисоциальный векторы. Самоизменение может иметь характер:
-
- самосовершенствования, развития, преобразования имеющихся задатков, черт, знаний и т.д.; - самостроительства, взращивания, формирования желаемых свойств; - саморазрушения физических, духовных, личностных, социальных свойств (результат — алкоголизм, наркомания; физическая, духовная, социальная деградация).
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.