Содержание
-
Социальная психология
-
В общем виде социальная психология — это знание о законах совместного бытия людей. Социально-психологические знания используются в менеджменте, маркетинге, PR.
-
История становления социальной психологии
-
360 г до н. э. — Платон («Государство») 1512 — Николо Маккиавелли («Государь») 1879 — рождение психологии как науки (лаборатория экспериментальной психологии в Лейпциге, В. Вундт) 1892 — Г. Тард («Мнение и толпа») 1895 — Г. Ле Бон («Психология толп»)
-
1908 — официальная дата рождения социальной психологии. В этом году вышли два учебника: An Introduction to Social psychology (William McDougall) («Введение в социальную психологию») Social Psychology: an outline and source book (Edward Alsworth Ross) («Социальная психология: контуры и истоки»)
-
1913 — «Психология с точки зрения бихевиориста» (Дж. Уотсон) 1918 — введение понятия социальной установки 1920 — начало первого экспериментального периода 1924 — начало первого этапа Хоторнских исследований 1932 — переезд К. Левина в США
-
1933 — окончание Хоторнских исследований 1938 — публикация результатов Хоторнских исследований 1941-1942 — введение трёхкомпонентной структуры социальной установки 1950 — начало второго экспериментального периода 1960-1970 — сотрудничество с менеджментом (тренинги и т.п.) 1990 — исследования этнической идентичности и межнациональных конфликтов Настоящее время — исследования терроризма.
-
Социальная психология как предметная дисциплина
фокус — изучение поведения цель — предсказание поведения человека и его модификация не занимается душевными и, тем более, духовными процессами в строгом смысле слова — не наука классическая социальная психология — западная социальная психология
-
Социальная психология в системе наук
интрадисциплинарный подход (часть психологи либо социологии) интердисциплинарный подход (особая область знаний со своими методами)
-
Базовые психологические теории, оказавшие влияние на социальную психологию:
Бихевиоризм Акцент на изучении поведения, а не сознания. Основной метод — лабораторный эксперимент. Когнитивизм Акцент на изучении познавательных процессов.
-
Поведение: обычно под поведением понимают совокупность некоторых наблюдаемых проявлений человека. Поведение может быть осознанным, неосознанным, произвольным и непроизвольным… Словом, любым. Деятельность: деятельность характеризуется осознанностью и целенаправленностью. Деятельность не может быть неосознаваемой.
-
«Психология толп»(Г. Ле Бон и Г. Тард)
Определение толпы отсутствует Численность людей не имеет значения (толпа может состоять и из трёх человек) Основным является то, что в толпе на первый план выходят бессознательные стремления
-
Толпа: «Под словом «толпа» подразумевается в обыкновенном смысле собрание индивидов, какова бы ни была их национальность, профессия или пол и каковы бы ни были случайности, вызвавшие это собрание» Душа толпы: «Сознательная личность исчезает, причём чувства и идеи всех отдельных единиц, образующих целое, именуемое толпой, принимают одно и тоже направление. Образуется коллективная душа, имеющая, конечно, временный характер» Причины образования массовой души: Восприимчивость к внушению Ощущение силы (благодаря численности) Зараза (Г. Ле Бон)
-
Виды больших групп (Г. Тард)
Толпа (как правило — случайное собрание, предусматривает контакт людей друг с другом) Публика (основное — общее эмоциональное состояние, контакт не обязателен, может быть организована при помощи СМИ) Аудитория (основной признак — наличие коммуникативной цели)
-
Общественное мнение (Г. Тард)
«Мнение… есть кратковременная и более или менее логическая группа суждений, которые, отвечая задачам, поставленным современностью, воспроизведены в многочисленных экземплярах, в лицах одной и той же страны, одного и того же времени, одного и того же общества».
-
Непосредственные факторы мнения (Г. Ле Бон)
образы слова и формулы иллюзии опыт рассудок
-
Отдалённые факторы мнения (Г. Ле Бон)
раса традиции время политические и социальные учреждения образование и воспитание
-
Свойства толпы (Г. Ле Бон)
импульсивность внушаемость преувеличенность и односторонность чувств нетерпимость нравственность
-
«Продолжатели традиций»
З. Фрейд («Психология масс и анализ человеческого Я») Б. А. Грушин («Массовое сознание») Г. Г. Дилигенский («Социально-политическая психология») С. Московичи («Век толп», «Машина, творящая богов»)
-
Проблемы психологии толп:
Проблема эмпирических данных. Интеграция данных в принципы. Проверка гипотез.
-
Следствия и выводы «психологии толп»:
Группа представляет собой отдельный объект психологии Поведение человека в группе и индивидуальное поведение следует изучать различными методами
-
Методы:
Эксперимент Методы психологии личности (опросники, другие тестовые методики, проективные методики) Методы социологии (качественные и количественные)
-
Предмет социальной психологии
Одним из базовых понятий в социальной психологии является т.н. «малая группа». Предметом социальной психологии являются те закономерности поведения и деятельности людей, которые оформляются благодаря их включению в различные малые социальные группы; а также характеристики самих этих групп
-
Социальная психология
Малых групп Границы группы Лидерство Групповые нормы и ценности Групповое давление (конформизм) Подчинение Личности Социальная установка Теория личностных конструктов Теория когнитивного диссонанса Атрибутивные процессы Проблема общения
-
Социальная психология малой группы
-
Определение малой группы:
Малая группа — некоторое количество людей (обычно от 3 до 12), которые обладают общей целью, взаимодействуют друг с другом и воспринимают себя как «МЫ» (определение из западной социальной психологии) Малая группа — группа, в которой общественные отношения выступают в форме непосредственных личных контактов. (Г. М. Андреева)
-
Проблемы теории малых групп
Проблема нижней границы 2 (больше, чем 1) 3 (возникновение большинства и меньшинства) Проблема верхней границы 7 +/-2 (объём кратковременной памяти) 10-12 (норма управляемости) 30-40 (школьный класс)
-
Эксперименты и экспериментаторы
1920-1925 — серия экспериментов (Ф. Оллпорт, Ф. Мёде, В. Бехтерев) 1924 — Хоторнский эксперимент (Э. Мэйо и Ф. Ротлисбергер) 1955 — конформизм (С. Эш) 1960 — серия экспериментов про лидерство Ф. Фидлера. 1960 — исследование агрессии (С. Милграм) 1970 — Влияние роли на личность («Стэнфордский тюремный эксперимент», Ф. Зимбардо)
-
Темы исследований:
Ценности и нормы Лидерство и подчинение Групповая динамика
-
Ценности и нормы
ценности предусматривают внутреннее согласие иерархичны в каждом случае иерархия индивидуальна за несоблюдение ценности следует единственная санкция — муки совести нормы не предусматривают согласия в каждом конкретном случае задаются той группой, в которую включён человек за несоблюдение нормы следует санкция, одобренная группой
-
Виды норм (Р. Хардин)
Нормы различия (определяют взаимодействие между группами) Нормы исключения (определяют взаимодействие внутри группы) Универсальные нормы (определяют общие правила поведения) Честь Чувство вины Кровная месть
-
Конформизм
Следование индивида поведению группы в результате реального или воображаемого её давления.
-
Коллективизм
Осознанное единство целей индивида и группы как результат принятия и разделения индивидом групповых ценностей.
-
Эксперимент С. Эша.
Карточка 1 Карточка 2
-
Численность подставных испытуемых — 6. Мнению группы в этом случае следовали 37% испытуемых. В разных сериях численность варьировалась от 3 до 12.
-
Виды влияния (М. Дойч, Г. Джерард)
Нормативное Результат принуждения. Основано на неприемлемости санкций для отдельного индивида. Информационное Результат того, что группа информирует индивида. Основано на предположении о ценности информации, которая может быть сообщена группой.
-
Подчинение
Эксперимент С. Милграма. Приняло участие 40 мужчин. Первые испытуемые вышли из эксперимента на показателе в 300 вольт. 26 испытуемых дошли до максимального показателя напряжения (450 вольт).
-
Роль и идентичность
Роль — социальные ожидания от группы. Идентичность — «переживание роли». Роли всегда представляют собой пары («палач» — «жертва»)
-
«Стэнфордский тюремный эксперимент»
Провёл Ф. Зимбардо. Цель — изучить поведение человека в условиях тюремного заключения и оценить, как роль влияет на поведения человека. При расчётной длительности в 2 недели, эксперимент пришлось закончить на 5 день.
-
Лидерство
Теории харизмы. (М. Вебер) Теории черт (факторные теории). (Р. Кеттелл, Г. Оллпорт) Теории стилей. (К.Левин) Ситуативные / системные теории. (Ф. Фидлер, П. Херши, К. Бланшар)
-
Типы групп по Ф. Фидлеру
Группы совместного действия (групповое достижение — простая сумма индивидуальных). Группы противодействия (цели подгрупп несовместимы). Группы содействия (достижение общей цели требует координации и взаимодействия).
-
Лидер — член группы, назначенный или выбранный для того, чтобы координировать действия всей группы (Ф. Фидлер)
-
Основные показатели теории Фидлера:
LPC — индекс наименее предпочитаемого сотрудника. MPC — индекс наиболее предпочитаемого сотрудника. Aso — мера сходства LPC и MPC. LPC и MPC получаются при помощи шкал семантического дифференциала.
-
Структура задачи
Ясность цели. Количество решений. Степень предпочтительности решений. Дополнительные ограничения.
-
LPC и эффективность.
Лидер с высоким LPC ориентирован на отношения и максимально эффективен при решении среднеструктурированных задач. Лидер с низким LPC ориентирован на задачу, и максимально эффективен при решении либо неструктурированных, либо предельно структурированных задач.
-
«Бельгийский эксперимент»
Участвовало 96 групп. Цель — оценить влияние опыта руководителя на эффективность группы. В результате влияния не обнаружено.
-
Социометрия
Автор — Дж. Морено. Предназначена для анализа структуры группы. Ориентирована на изучение эмоциональных взаимосвязей. Обладает мощным формирующим эффектом.
-
Социометрические критерии
коммуникативные Касаются общения и всего, что с ним связано. гностические Касаются поведения и формирования образцов. Все критерии могут быть как позитивными, так и негативными.
-
Основные социометрические показатели
Социометрический статус (мера выборов, полученных человеком) Эмоциональная экспансивность (мера выборов, отданных человеком в группу)
-
Основные формы представления результатов социометрии
Социоматрица Социограмма Проксиграмма «Схема-мишень»
-
Социальная психология личности
-
Социальная установка
Понятие введено в 1918 году У. Томасом и Ф. В. Знанецким в работе «Польский крестьянин в Европе и Америке». Социальная установка — целостное отношение к объекту, характеризующееся, в первую очередь, готовностью человека осуществлять поведение в отношении этого объекта.
-
Различия понятий
Социальная установка Англоязычный эквивалент — attitude. Механизм поведения. Установка Англоязычный эквивалент — set. Механизм восприятия.
-
Парадокс ЛаПьера
Феномен расхождения между установкой и поведением. Обнаружен Р. ЛаПьером в ходе полевого эксперимента.
-
Структура социальной установки
Введена в начале 1940х годов М. Смитом. Когнитивный компонент (знание). Эмоциональный компонент (оценка). Поведенческий компонент.
-
Когнитивный диссонанс
Понятие введено Леоном Фестингером в 1950х годах. Когнитивный диссонанс — состояние рассогласования между знаниями об объектах и явлениях внешнего мира. Базовое следствие теории когнитивного диссонанса: в состоянии диссонанса человек целенаправленно ищет информацию, способную разрешить диссонанс.
-
Теории личностных конструктов (Дж. Келли)
Согласно теории Дж. Келли, любой человек описывает объекты и явления внешнего мира при помощи бинарных оппозиций (конструктов). Чем больше конструктов человек использует для описания одного объекта — тем выше его когнитивная сложность. Когнитивная сложность прямо соотносится с адаптивностью.
-
Теории каузальной атрибуции
Каузальная атрибуция — процесс приписывания причин происходящим событиям и поведению других людей. Фундаментальная ошибка атрибуции — тенденция преувеличивать диспозиционные и недооценивать ситуационные влияния при интерпретации поведения других.
-
Методы измерения социальных установок
Шкала равных интервалов Терстоуна. Шкала суммируемых оценок Лайкерта. ШкалограммаГуттмана. Семантический дифференциал Осгуда.
-
Проблема общения в социальной психологии
-
Структура процесса общения
Перцепция (восприятие). Коммуникация (передача информации). Интеракция (взаимодействие).
-
Общение
Вербальное Слова Невербальное Мимика Жесты Интонация
-
Коммуникативная рефлексия
Степень, в которой моё представление о себе соответствует представлению партнёра обо мне. Является необходимым условием эффективного общения.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.