Презентация на тему "Социальная типология культуры"

Презентация: Социальная типология культуры
Включить эффекты
1 из 39
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
0.0
0 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Презентация powerpoint на тему "Социальная типология культуры". Содержит 39 слайдов. Скачать файл 3.38 Мб. Самая большая база качественных презентаций. Смотрите онлайн с анимацией или скачивайте на компьютер.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    39
  • Слова
    другое
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Социальная типология культуры
    Слайд 1

    Социальная типология культуры

  • Слайд 2

    План

    1. Многообразие типологий культур. 2. Отрасли культуры. 3. Виды культуры. 4. Формы культуры. 5. Типы культуры.

  • Слайд 3

    Литература

    Добреньков В.И., Кравченко А.И. Фундаментальная социология: В 15 т. Т. 11: Культура и религия. М., 2007. Ионин Л.Г. Социология культуры. М., 2000. Кравченко А.И. Культурология. М., 2006. Культурология / Под ред. Ю.Н. Солонина и М.С. Кагана. М.,2008. Матецкая А.В. Социология культуры. Ростов н/Д, 2006. Минюшев Ф.И. Социология культуры. М., 2004.

  • Слайд 4

    1. Многообразие типологий культур

    Все многообразие существующих на свете культур ученые пытаются систематизировать по видам, формам, уровням, типам, категориям. Только благодаря такой подготовительной работе в науке стали возможными последующие гениальные открытия. Типология культур относится к такой предварительной и весьма кропотливой деятельности в безбрежном море научных изысканий.

  • Слайд 5

    Типология культуры только тогда примет стройный и завершенный вид, когда мы приведем в порядок сами критерии, или основания классифика­ции. Поскольку в культурологии не сложилось единого мнения о том, что считать видами, формами, типами, отраслями культуры, в качестве одного из вариантов можно предложить следующую концептуальную схему.

  • Слайд 6

    Отрасли культуры

    Отраслями культуры следует называть такие совокупности норм, правил и моделей поведения людей, которые составляют относительно замкнутую область в составе целого. Экономическая, политическая, педагогическая, профессиональная и прочие виды деятельности людей дают основание вы­делить их в самостоятельные отрасли культуры.

  • Слайд 7

    Типы культуры

    Типами культуры следует именовать такие совокупности норм, правил и моделей поведения людей, которые составляют относительно замкнутые области, но не являются частями одного целого. Например, китайская или русская культура – такие самобытные и самодостаточные явления, которые не принадлежат к реально существующему целому.

  • Слайд 8

    Формы культуры

    Формы культуры относятся к таким совокупностям правил, норм и мо­делей поведения людей, которые нельзя считать полностью автономными образованиями; они не являются также составными частями какого-то це­лого. Высокая, или элитарная культура, народная культура и массовая куль­тура именуются формами культуры потому, что они представляют собой особый способ выражения художественного содержания.

  • Слайд 9

    Виды культуры

    Видами культуры мы будем называть такие совокупности правил, норм и моделей поведения, которые являются разновидностями более общей куль­туры. К примеру, субкультура представляет собой такую разновидность гос­подствующей (общенациональной) культуры, которая принадлежит боль­шой социальной группе и отличается некоторым своеобразием.

  • Слайд 10

    2. Отрасли культуры

    Отраслевая спецификация культуры отражает разделение общества на четыре сферы: социальную, экономическую, политическую и духовную. Социальная сфера характеризу­ется бытовой культурой, которая отражает повседневную жизнь людей, образ жизни народа в традиционном либо современном обществе, а духовная сфе­ра не дает нам вообще никакого специализированного вида культуры, по­скольку вся она целиком принадлежит сфере культуры.

  • Слайд 11

    Экономическая культура

    Включает в свой состав: культуру производства, культуру распреде­ления, культуру обмена, культуру потребления, культуру управления, куль­туру труда.

  • Слайд 12

    Когда предприятие выпускает бракованную продукцию, говорят о низкой культуре производства. Когда договаривающиеся стороны не сдер­живают слово, подводят друг друга при заключении и реализации сделки, говорят о низкой культуре обмена. Когда интересы потребителя в обществе игнорируют, когда покупатель не может вернуть или обменять в магазине некачественный товар или когда хамят продавцы, говорят о низкой культу­ре потребления. Пренебрежительное обращение начальников с подчиненными входит в число показателей низкойкультуры управления на предприятии.

  • Слайд 13

    Деловая культура

    В экономической социологии активно употребляется категория деловой культуры. Она чаще всего сводится к правилам игры, достигнутым участниками деловых переговоров на данный момент времени. Участниками могут быть представители одной нации или разных.

  • Слайд 14

    Международный аспект деловой культуры подробно описал Ричард Льюис

    Области общих культурных интересов представителей разных стран

  • Слайд 15

    Политическая культура

    Политическая культура может быть достаточной, т.е. позитивной (когда люди соблюдают установленные нормы) и недостаточной, или негативной (когда в обществе царит аномия, правовой беспредел, неуважение законов и недоверие к социальным институтам).

  • Слайд 16

    Структура политической культуры (по Г. Алмонду)

    Познавательные ориентации — знание о политической системе, ее ролях и носителях ролей; Эмоциональные ориентации — чувства, испытываемые гражданами по отношению к политической системе, ее функционированию и тем, кто ее олицетворяет; Оценочные ориентации — представления и суждения о политических объектах, опирающиеся на ценностные стандарты и критерии в соче­тании с информацией и эмоциями.

  • Слайд 17

    Типология политических культур

    а) Приходская (провинциалистсая) политическая культура — политика не отделилась еще от религии и экономи­ки; б) Подданническая политическая культура — характеризуется пассивным отношением к полити­ческой системе со стороны подданных, интересующихся лишь практически­ми результатами деятельности правительства; в) Партисипативнаяполитическая культура — граж­дане активно участвуют в политической жизни, пытаются воздействовать на процессы принятия решений, смело и грамотно выражают свои интересы.

  • Слайд 18

    Профессиноальная культура

    Профессиональной культурой должен обладать каждый, кто занят оплачиваемой работой. Профессиональная культура включает совокупность специальных теоретических знаний и практических умений, связанных с конкретным видом труда. Степень владения профессиональной культурой выражается в квалификации и квалификационном разряде. Необходимо различать: а) формальную квалификацию, которая удостоверяется сертификатом (диплом, аттестат, зачетная книжка, удостоверение) об окончании определенного учебного заведения и подразумевает систему необходимых для данной профессии теоретических знаний; б) реальную квалификацию, получаемую после нескольких лет работы в данной профессии, включающей совокупность практических навыков и умений.

  • Слайд 19

    Педагогическая культура

    Педагогическая культура включает всю систему исто­рически сложившихся в данном обществе механизмов передачи научных знаний и нравственных ценностей молодому поколению, включая объект, субъект, содержание, механизм, систему и цели педагогического процесса. Иными словами, педагогическая культура представляет собой интегральную характеристику педагогического процесса, включающую единство как не­посредственной деятельности людей по передаче накопленного социального опыта, так и результаты этой деятельности, закрепленные в виде знаний, умений, навыков и специфических институтов такой передачи от одного поколения другому

  • Слайд 20
  • Слайд 21

    3. Виды культуры

    Виды культуры отражают не части, элементы или уровни общенацио­нальной культуры, а ее аспекты, которые представляют доминирующая культура (духовные ценности всего населения), субкультура и контркультура (умонастроение и культурная идентичность отдельных групп населения). Доминирующая культура может иметь два модуса существования, а имен­но быть этнической культурой или национальной культурой.

  • Слайд 22

    Доминирующая культура

    Совокупность ценностей, верований, традиций и обычаев, которыми руководствуется большинство членов данного общества, называется господствующей, или доминирующейкультурой. Доминирующая культура может быть национальной и этнической в зави­симости от того, насколько сложно организовано данное общество и на­сколько многолюдной является данная страна.

  • Слайд 23

    Этническая культура

    Этническая культура – совокупность черт культуры, касающихся преимущественно обыденной жизнедеятельности, бытовой культуры. Различают в этнической культуре два слоя: исторический ранний(нижний), образованный унаследованными из прошлого культурными элементами; исторический поздний (верхний), состоящий из новообразований, современных культурных явлений.

  • Слайд 24

    Национальная культура

    Национальная культура включает наряду с традици­онно-бытовой, профессиональной и обыденной также специализированные области культуры. О возникновении национальной культуры мы судим прежде всего по факту рождения литературного (письменного) языка и национальной лите­ратуры. Осоз­нание большими социальными группами своей приверженности к терри­тории своего расселения, общенациональному литературному языку, национальным традициям и символам составляет содержание национальной культуры

  • Слайд 25

    Субкультура

    Субкультура – это часть общей культуры нации, в отдельных аспектах отмечающаяся или противостоящая целому, но в главных чертах согласующая­ся и продолжающая культуру нации (доминирующ­ую культуру). Субкультура отличается от последней языком, взглядами на жизнь, манерами поведения, прической, одеждой, обычаями. Различия могут быть очень сильными, но субкультура не противостоит доминирующей культуре.

  • Слайд 26

    Контркультура

    Контркультура обозначает такую субкультуру, которая не просто отличает­ся от доминирующей культуры, но противостоит, находится в конфликте с господствующими ценностями.

  • Слайд 27

    Сельская культура

    Л.Н. Коган выделяет следующие особенности сельской культуры: Неравномерная загруженность аграрным трудом в течение года. Персонификация межличностных отношений. Плотный неформальный контроль. Подчеркнутая грубоватость и фамильярность обращения друг с другом. В потоке информационного обмена ведущую роль выполняют местные слухи. Ограниченный жизненный опыт. Высокий удельный вес коллективной деятельности. Уделяется большое внимание экологической культуре. Ограниченный культурный выбор. Раннее занятие физическим трудом.

  • Слайд 28

    Городская культура

    Общими чертами городской культу­ры, отличающими ее от сельской, высту­пают такие признаки, как: Высокая плотность застройки городской территории. Наличие большого числа транспортных магистралей социокультурного и инженерного назначения. Широкие возможности выбора учреждений досуга, быта и культуры. Наличие огромного числа незнакомых людей, одиночество в толпе. Транспортная усталость, нервные перегрузки. Большое число вредных веществ. Высокий уровень медицинского обслуживания. Длительная оторванность от живой природы. Отсутствие триединства: места работы, места жительства и места отдыха.

  • Слайд 29

    4. Формы культуры

    В зависимости от того, кто создает культуру и каков ее уровень, социологи различают три ее формы: элитарную, народную, массовую. Народная культура имеет не меньшую эстетическую, культурную и историческую ценность, чем элитарная культура. Даже массовая культура, которую ругают за вульгарность и дурной вкус, обладает не меньшей социально ценностью, чем первые две.

  • Слайд 30

    Таблица: Основные формы культуры

  • Слайд 31

    Высокая культура

    Элитарная, или высокая культура создается привилегированной частью общества, либо по ее заказу профессиональными творцами. Она включает изящное искусство, классическую музыку и литературу. Если высокую культуру мы оцениваем прежде всего по эстетической ценности произведений, то элитарную культуру нужно выделять по социальному статусу и рангу ее носителей.

  • Слайд 32

    Народная культура

    Народная культура состоит из двух видов – популярной и фольклорной культуры. Когда кампания подвыпивших друзей распевает «Шумел камыш», то речь идет о популярной культуре, а когда этнографическая экспедиция из глубин России привозит материал колядных праздников, то обязательно говорят о фольклорной культуре. В структуру народной культуры входят фольклор, традиции, обычаи, нравы, табу, ритуалы и церемонии, обряды, а также широкий слой народных знаний, связанный с приметами, гаданиями, верованиями и суевериями, поверьями, легендами, преданиями, сказками, былинками, заклинаниями, заговорами и др.

  • Слайд 33

    Массовая культура

    Массовая культура, как правило, обладает меньшей художественной ценностью, чем элитарная или народная культура. Но у нее самая широкая аудитория и она является авторской. Она удовлетворяет сиюминутные запросы людей, реагирует на любое новое событие и отражает его. Поэтому образцы массовой культуры быстро теряют актуальность, устаревают, выходят из моды.

  • Слайд 34

    Характерные черты массовой культуры

    - общедоступность, упрощенность, легкость восприятия; - развлекательность, забавность; - сентиментальность, доминирование чувственного начала; - мифологизация и мистификация реальных процессов, происходящих в природе и в человеческом обществе; - примитивизация человеческих отношений, игра на самых низменных чувствах и побуждениях (вплоть до биологических инстинктов); - натуралистическое смакование секса, насилия, жестокости; - культ сильной личности, культ успеха; - ориентация на искусственно создаваемые имиджи и стереотипы; - ставка на зрелищность.

  • Слайд 35

    Социальные функции массовой культуры

    1) социализация и адаптация человека к условиям рыночной экономики. Цель – помочь приспособиться к господствующему образу жизни, воспитать конформизм; 2) релаксация (компенсаторская функция), которая должна обеспечить психологическую устойчивость населения в непростой социальной ситуации, отвлечь от интенсивной гонки в сфере жизненного успеха приобщением к миру грез; 3) распространение и внедрение «модернизационных» образцов поведения, норм, стереотипов, в основном, западного образа жизни, что приводит к кризису национальной культуры; 4) распространение и популяризация классического наследия; 5) трансляции культурных смыслов от специализированной культуры к обыденному сознанию.

  • Слайд 36

    Основные направления массовой культуры

    Индустрия «субкультуры детства» (книжки, игрушки, учреждения, воспитание и т.д.). Массовая общеобразовательная школа, формирующая массовые знания, формы поведения и т.п. СМИ (печатные, электронные). Система национальной (государственной) идеологии и пропаганды. Массовые политические, общественные движения. Массовая социальная мифология. Индустрия развлекательного досуга. Индустрия оздоровительного досуга. Индустрия интеллектуальною досуга.  Разного уровня игровые комплексы. Всевозможные словари, справочники, энциклопедии, Интернет.

  • Слайд 37

    5. Типы культуры

    Типы культур представляют самую широкую категорию в классификации культуры, поскольку сюда относятся цивилизационные типы, например, европейская культура, этнонациональные типы, в частности, китайская и лаосская культуры, региональные – латиноамериканская или африканская, а также исторические типы культуры, характеризующие традиционное, индустриальное и постиндустриальное общества.

  • Слайд 38

    Хозяйственно-культурный тип

    Хозяйственно-культурный тип (ХКТ) – исторически сложившийся комплекс особенностей хозяйства и культуры характерных для народов, обитающих в определенных естественно-географических условиях, при определенном уровне их социально-экономического развития.

  • Слайд 39

    По хозяйственному укладу выделяют следующие главные типы культур: охотники и собиратели; огородники и фермеры; скотоводы; земледельцы; промышленная (индустриальная).

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке