Содержание
-
СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ
1. ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ. 2. ИНСТИТУТ СЕМЬИ.
-
СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ. ВОПРОС № 1.
ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ Социальный институт (от institutum - установление, учреждение) – организованные объединения людей, выполняющих социально значимые функции, обеспечивающие совместное достижение целей на основе исполнения социальных ролей, задаваемых социальными ценностями, нормами и образцами поведения. Предназначение социальных институтов — удовлетворять важнейшие жизненные потребности коллектива. Основных потребностей всего пять,ровно пять и основных социальных институтов: • потребности в воспроизводстве рода (ИНСТИТУТ СЕМЬИ И БРАКА); • потребности в безопасности и социальном порядке (ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИНСТИТУТЫ, ГОСУДАРСТВО); • потребности в добывании средств существования (ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИНСТИТУТЫ, ПРОИЗВОДСТВО); • потребности в передаче знаний, социализация подрастающего поколения, подготовка кадров (ИНСТИТУТЫ ОБРАЗОВАНИЯ В ШИРОКОМ СМЫСЛЕ, Т.Е. ВКЛЮЧАЯ НАУКУ И КУЛЬТУРУ); • потребности в решении духовных проблем, смысла жизни (ИНСТИТУТ РЕЛИГИИ). ГЕРБЕРТ СПЕНСЕР (1820 - 1903)
-
ПРОЦЕСС ИНСТИТУАЛИЗАЦИИ Институционализация представляет собой процесс определения и закрепления социальных норм, правил, статусов и ролей, приведение их в систему, которая способна действовать в направлении удовлетворения некоторой общественной потребности. ЭТАПЫ 1)возникновение потребности, удовлетворение которой требует совместных организованных действий; 2)появление социальных норм и правил в ходе стихийного социального взаимодействия, осуществляемого методом проб и ошибок; 3)институционализация норм и правил, процедур, т.е. их принятие, практическое применение; 4)установление системы санкций для поддержания норм и правил, дифференцированность их применения в отдельных случаях; 5)создание системы статусов и ролей, охватывающих всех без исключения членов института.
-
ПРИЗНАКИ СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ
-
ЯВНЫЕ ФУНКЦИИ СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ 1. ФУНКЦИЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ И ВОСПРОИЗВОДСТВА ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ.Каждый институт обладает системой правил и норм поведения, закрепляющих, стандартизирующих поведение своих членов и делающих это поведение предсказуемым. Соответствующий социальный контроль обеспечивает порядок и рамки, в которых должна протекать деятельность каждого члена института. 2.РЕГУЛЯТИВНАЯ ФУНКЦИЯсостоит в том, что функционирование социальных институтов обеспечивает регулирование взаимоотношений между членами общества путем выработки шаблонов поведения. 3.ИНТЕГРАТИВНАЯ ФУНКЦИЯ.Эта функция включает в себя процессы сплочения, взаимозависимости и взаимоответственности членов социальных групп, происходящие под воздействием институциональных норм, правил, санкций и систем ролей. Всякая интеграция в институте состоит из трех основных элементов или необходимых требований: 1)консолидация или совмещение усилий; 2)мобилизация, когда каждый член группы вкладывает свои ресурсы в достижение целей; 3)конформность личных целей индивидов с целями других или целями группы. 4.ТРАНСЛИРУЮЩАЯ ФУНКЦИЯ.Общество не могло бы развиваться, если бы не было возможности передавать социальный опыт. В связи с этим в каждом институте предусмотрен механизм, позволяющий индивидам социализироваться к его ценностям, нормам и ролям. 5.КОММУНИКАТИВНАЯ ФУНКЦИЯ. Информация, произведенная в институте, должна распространяться как внутри института с целью управления и контроля за соблюдением норм, так и во взаимодействиях между институтами.
-
ЛАТЕНТНЫЕ ФУНКЦИИ ДИСФУНКЦИИ СОЦИАЛЬНОГО ИНСТИТУТА
-
СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ. ВОПРОС № 2.
СЕМЬЯ - организованная социальная группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и потребностью в физическом и духовном самовоспроизводстве. СЕМЬЯ ЯВЛЯЕТСЯ ОСНОВОЙ ВСЕХ СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ; РАЗВИТИЕ СЕМЬИ ЕСТЬ РАЗВИТИЕ ОБЩЕСТВА В ЦЕЛОМ ИНСТИТУТ СЕМЬИ ВИДЫ СЕМЬИ А) ПО ДОМИНАЦИИ 1.ПАТРИАРХАЛЬНАЯ (МАТЕРНАЛЬНАЯ) - характеризуется преобладанием мужчины (женщины) в доме и подчинением ему (ей) всех остальных членов семьи. 2. ДЕТОЦЕНТРИСТСКАЯ СЕМЬЯ - большое значение придаётся благополучию детей и сохранению брака в интересах детей. 3. СУПРУЖЕСКАЯ СЕМЬЯ, в которой доминируют равноправные отношения, стабильность брака зависит от желаний и качества отношений между супругами.
-
Б)ПО РАЗМЕРУ СЕМЬИ(число её членов); В)ПО ТИПУ СЕМЬИ (нуклеарная, сложная (родственная), полная, неполная) Нуклеарные семьи (англ. nuclearfamily) — семьи, состоящие из одной брачной пары с детьми Сложная (родственная) семья — к семейному ядру добавляются другие родственники как по восходящей линии (прародители, прапрародители), так и по боковым линиям (различные родственники каждого из супругов). Г)ПО ЧИСЛУ ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ малодетные семьи — 1-2 ребёнка (недостаточно для естественного прироста) среднедетные семьи — 3-4 ребёнка (достаточно для малорасширенного воспроизводства, а также для возникновения внутригрупповой динамики) многодетные семьи — 5 и более детей (намного больше, чем это нужно для замещения поколений) Д) ПО ВНЕСЕМЕЙНОЙ ЗАНЯТОСТИ (одно- и двухкарьерная семья). Перечень важнейших перемен в состоянии семьи были кратко сформулированы Диркван де Каа: - переход от «золотого века» брака к конкубинативному союзу; - переход от пары «ребёнок-король с родителями» к «паре королей с ребёнком»; - переход от контрацепции в целях предохранения к контрацепции как самовыражению; - переход от однородного хозяйства к плюралистическим типам семьи и домашнего хозяйства.
-
ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ СЕМЬИ Жизненный цикл семьи - последовательность социальных и демографических состояний на непрерывной временной оси с момента образования семьи до момента прекращения ее существования.Демографические события, формирующие цикличность, следующие: вступление в брак, рождение первенца, рождение прочих детей, прекращение брака. Дж.Бернард и Л.Томпсон предлагают типологию из восьми стадий, каждый из которых различаются своей продолжительностью, интенсивностью и содержанием: I СТАДИЯ: начало семьи, замужняя пара без детей, продолжительность приблизительно 2 года, II СТАДИЯ: рождение детей и уход за ними - приблизительно 2,5 года, III СТАДИЯ: семья с детьми-дошкольниками (до 6 лет) - приблизительно 3,5 года, IV СТАДИЯ: семья с детьми-школьниками (от 6 до 13 лет) - приблизительно 7 лет, V СТАДИЯ: семья с подростками (тинэйджерами) (от 13 до 20 лет) - приблизительно 7 лет, VI СТАДИЯ: семья как ячейка, которую начинают покидать дети (старшие обзавелись собственной семьей, младшие готовы последовать за ними) - приблизительно 6,5 лет, VII СТАДИЯ: семья в середине пути («пустое гнездо», до момента выхода супругов на пенсию) - приблизительно 13,5 лет, VIII стадия: пожилая семья (выход на пенсию, до момента смерти обоих супругов) - приблизительно 16 лет и более.
-
ДОБРАЧНОЕ ПОВЕДЕНИЕ
-
ИНСТИТУТ БРАКА Брак - социально признанный союз полов между двумя взрослыми индивидами. БРАК МОНОГАМИЯ ГРУППОВОЙ БРАК ПОЛИГАМИЯ ПОЛИГИНИЯ ПОЛИАНДРИЯ 1.Эндогамный / Экзогамный. 2. Брак по любви / расчету. 3. Покупной брак / похищение. 4.Стационарный / гостевой. 5.Первый / повторный. 6. Официальный / «гражданский». 7.Равный / неравный. СТРУКТУРА БРАЧНОГО ПОТЕНЦИАЛА ФИЗИЧЕСКИЙ ФАКТОР (ФФ) имеет сугубо интуитивный характер вне зависимости от половой принадлежности один человек вызывает у другого безотчетную симпатию или антипатию. МАТЕРИАЛЬНЫЙ ФАКТОР (МФ) определяется соотнесением вклада партнера в общий материальный статус семьи и соответствием этого вклада ожиданиям и требованиям другого партнера. КУЛЬТУРНЫЙ ФАКТОР (КФ) определяется соотнесением интеллектуально-культурных запросов супругов и весьма изменчив на протяжении жизни даже у одной пары. СЕКСУАЛЬНЫЙ ФАКТОР (СФ) определяется соответствием реальной программы интимной близости каждого из партнеров их сексуальным ожиданиям. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКТОР (ПФ) — подразумевает соотнесение личностных особенностей обоих супругов, прежде всего их характеров и ролевых притязаний.
-
ФУНКЦИИ СЕМЬИ 1.Функция сексуального регулирования. 2.Репродуктивная функция. 3.Функция социализации. 4.Функция эмоционального удовлетворения. 5.Статусная функция. 6. Защитная функция. 7. Экономическая функция.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.