Содержание
-
Социальные институты
-
План
1.Понятие социальный институт 2.Функции и дисфункции социальных институтов 3.Основные ресурсы социальных институтов
-
Термин «социальный институт» впервые предложил английский социолог XIX века Герберт Спенсер. Он изучил и описал 6 типов социальных институтов:промышленный, профессиональный, политический, обрядовый, церковный, домашний.
-
При всем обилии потребностей фундаментальных, важных для всех – пять:
1.в воспроизводстве рода (институт семьи и брака) ; 2.в безопасности и социальном порядке (политические институты, государство) 3.в добывании средств существования (экономические институты, производство); 4.в передаче знаний, социализации подрастающего поколения, подготовке кадров (институты образования); 5.в решении духовных проблем, смысла жизни(институт религии).
-
Социальные институты – исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности людей, предопределяющие жизнеспособность любого общества в целом.
-
Социальные институты:
системы ценностей, идеалов, образцов деятельности и поведения, обязательных для всех, включенных в социальный институт гарантируют сходное поведение людей направляет в русло их определенные стремления устанавливают способы удовлетворения их потребностей разрешают конфликты, возникающие в повседневной жизни обеспечивают состояние равновесия и стабильности в рамках той или иной социальной общности и обществе в целом.
-
Институционализация – закрепление практики или области общественных отношений в виде закона или социальной нормы, принятого порядка. Это формализация социальных связей и отношений.
-
-
Этапы институционализации
Возникновение общественно значимой потребности, формирование задач для ее удовлетворения. Стихийно складываются социальные номы и правила. Практическое применение, утверждение данных норм и правил в обществе. Установление санкций для поддержания норм и правил, создание систему статусов и ролей для всех членов института.
-
-
Развиваясь,социальные институты меняют свою форму. Источники развития по факторам подразделяются на:
Эндогенные(внутренние) Экзогенные(внешние)
-
Эндогенные изменения происходят из-за кризисных явлений внутри института, отчего социальный институт уже не удовлетворяет все общественные потребности. Например, в догосударственный период общественного развития в человеческом стаде половые отношения были беспорядочными, что грозило генетическим вырождением человеческому роду. Постепенно свободу сексуальных отношений стали ограничивать запретами, что стало одним из первых видов социальных норм.
-
Развитие социальных институтов проявляется в двух направлениях:
Возникновении новых институтов. Совершенствование сложившихся социальных институтов
-
2.Функции и дисфункции социальных институтов
Функции социальных институтов Ясная Скрытая(латентная)
-
Если явная, осознаваемая, признанная функция носит произвольный («управляемый») характер, то латентная функция является непреднамеренной, часто неосознаваемой.
-
Фундаментальные институты задействованы в решении задач:
Политические, экономические – общественно-социальная регуляция поведения на основе норм, правил и предписаний, закрепленных в юридических и административных актах. Обязательность норм обеспечивается принудительной санкцией.
-
Семья,религия – механизмы морально-этической ориентации и регуляции поведения индивидов. Они придают поведению и мотивации нравственную аргументацию и этическую основу.
-
-
Дисфункция
Нарушение нормативного взаимодействия с социальной средой, в качестве которого выступает общество или сообщество, называется дисфункцией института.
-
Выражением дисфункции социального института является персонализация его деятельности. Потеря деперсонализации – нарушение условия нормального функционирования социального института. Принцип деперсонализации означает, что обеспечение всех функций института не зависит главным образом и исключительно от личных особенностей тех, кто должен выполнять существенные задачи, обеспечиваемые данным институтом, не зависит от их склонностей, предпочтений и т.д.
-
3. Основные ресурсы социальных институтов
Экономисты считают, что для производства товаров и услуг все они должны иметь в своем распоряжении четыре видаресурсов:1. землю, или всю совокупность природных ресурсов и технических знаний;2. труд, или мотивацию и навыки людей;3. капитал, или богатство, вкладываемое в средства производства;4. организацию, или способ сочетания и координации первых трех видов ресурсов.
-
Семья, к примеру, не может существовать при отсутствии некоторых необходимых условий:зарплаты, обеспечивающей удовлетворение материальных потребностей, любви и чувства долга между родителями и детьми, а также разумного использования власти (одного или обоих родителей) для преодоления внутрисемейных конфликтов.
-
Учебным институтам требуются оборудование для занятий физкультурой, преподаватели, обладающие соответствующим уровнем знаний и эрудицией, и хотя бы минимальное желание учащихся получать знания и социализироваться .
-
Следовательно, институты представляют собой социальное образование, созданное для использования ресурсов общества в формах интеракции ради удовлетворения той или иной социальной потребности. Одной из важных функций институтов является стабилизация деятельности людей путем сведения ее к более или менее предсказуемым образцам социальных ролей.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.