Презентация на тему "Социология потребления"

Презентация: Социология потребления
Включить эффекты
1 из 35
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
0.0
0 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Посмотреть и скачать бесплатно презентацию по теме "Социология потребления", состоящую из 35 слайдов. Размер файла 0.09 Мб. Каталог презентаций, школьных уроков, студентов, а также для детей и их родителей.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    35
  • Слова
    другое
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Социология потребления
    Слайд 1

    Социология потребления

  • Слайд 2

    Исторический экскурс

    Первоначально потребление рассматривалось лишь в контексте экономической науки, то есть как условие, предпосылка достижения целей производителя. Однако уже в 19 веке были заложены основы социологического подхода к индивидуальному потреблению, для которого характерен взгляд на потребление со стороны действующего индивида, преследующего свои осознанные интересы.

  • Слайд 3

    Теории потребления

    Первые попытки разработки теории потребления связаны с целым рядом ключевых фигур обществоведения 19 - 20 веков. К.Маркс выдвинул идею товарного фетишизма, сформулировал закон возвышения потребностей по мере их удовлетворения. Американец Т.Веблен в конце XIX в. предложил теорию показного (престижного) потребления. Немецкий социолог Г.Зиммель выдвинул ряд ключевых идей теории моды. Немецкий социолог и экономист В.Зомбарт предложил концепцию роскоши. Немецкий социолог М.Вебер сформулировал концепцию статусных групп и протестантской этики.

  • Слайд 4

    социология потребления

    1980-е гг. на Западе появляется особая отрасль - социология потребления, в центре внимания которой – осознанная деятельность людей по конструированию собственной идентичности (в широком смысле этого слова) посредством потребления. В центре внимания исследователей оказывается не просто распределение благ (кто и что имеет), а осмысленная деятельность в области потребления. На первый план выдвигается задача понимания потребления как деятельности.

  • Слайд 5

    М.Вебер

    «понимающая социология»М.Вебера. Он определял социологию как науку, «стремящуюся, истолковывая, понять социальное действие и тем самым казуально объяснить его процесс». При этом предметом исследования выступает ос мысленное действие, о котором можно говорить, «если и поскольку действующий индивид или индивиды связывают с ним субъективный смысл». Кроме того, социология изучает не всякое действие, а социальное, т.е. «такое действие, которое по предполагаемому действующим лицом или действующими лицами смыслу соотносится с действиями других людей и ориентируется на него».

  • Слайд 6

    символический интеракционизм

    В индивидуалистической традиции в центре внимания стоит потребляющий индивид, который видит себя в «зеркальном Я», т.е. в зеркале чужих глаз. Потребляя, он представляет себя окружающим, участвует в спектаклях повседневности. Этот вариант социологии потребления тесно связан с символическим интеракционизмом и особенно с драматургическим подходом И.Гофмана.

  • Слайд 7

    Исследования покупательского поведения (BuyerBehaviour)

    Этот подход доминировал в западном маркетинге до начала 1960-х гг. Характерной чертой данного подхода является фокусирование исследование на процессе покупки. В центре внимания исследователя индивид, размышляющий в магазине: «Купить или не купить? Вот в чем вопрос!».

  • Слайд 8

    Покупательское поведение

    В изучении покупательского поведения учитываются только стимулы и реакции на них, а все что находится между ними рассматривается как «черный ящик» (ключевая метафора кибернетики), содержание которого игнорируется, поскольку нет научных методов его изучения. В этом подходе наиболее популярны лабораторные эксперименты, в которых исследователи стремятся контролировать все переменные и таким образом выйти на закономерности поведения. Фундаментальной наукой, лежащей в основе таких исследований, выступает бихевиористская психология, пользовавшаяся большой популярностью в первой половине ХХ века

  • Слайд 9

    Современная социология потребления

    Современная социология потребления все теснее переплетается с социологией и теорией культуры. Этот процесс находится под сильным влиянием потсмодернисткой методологии. В 1990-е гг. в западной социологии культуры «возник теоретический консенсус относительно изучения потребления. В нем потребление рассматривается как арена выбора и индивидуальной свободы, внимание фокусируется на символической природе потребления, т.е. на его символической, а не материальной потребительной стоимости, подчеркивается значение потребления для формирования, поддержания и выражения собственной идентичности и стиля жизни».

  • Слайд 10

    Исследования покупательского поведения (BuyerBehaviour)

    Этот подход доминировал в западном маркетинге до начала 1960-х гг. Характерной чертой данного подхода является фокусирование исследование на процессе покупки. В центре внимания исследователя индивид, размышляющий в магазине: «Купить или не купить? Вот в чем вопрос!».

  • Слайд 11

    В изучении покупательского поведения учитываются только стимулы и реакции на них, а все что находится между ними рассматривается как «черный ящик» (ключевая метафора кибернетики), содержание которого игнорируется, поскольку нет научных методов его изучения. В этом подходе наиболее популярны лабораторные эксперименты, в которых исследователи стремятся контролировать все переменные и таким образом выйти на закономерности поведения. Фундаментальной наукой, лежащей в основе таких исследований, выступает бихевиористская психология, пользовавшаяся большой популярностью в первой половине ХХ века

  • Слайд 12

    В изучении покупательского поведения учитываются только стимулы и реакции на них, а все что находится между ними рассматривается как «черный ящик» (ключевая метафора кибернетики), содержание которого игнорируется, поскольку нет научных методов его изучения. В этом подходе наиболее популярны лабораторные эксперименты, в которых исследователи стремятся контролировать все переменные и таким образом выйти на закономерности поведения. Фундаментальной наукой, лежащей в основе таких исследований, выступает бихевиористская психология, пользовавшаяся большой популярностью в первой половине ХХ века

  • Слайд 13

    Поведение потребителей (ConsumerBehaviour)

    С конца 1960-х гг. на первый план выходит изучение поведения потребителей. Данный подход существенно шире: в предмет исследования включается не только акт покупки, но и поведение индивида до и после ее совершения. Особенность этого подхода в сравнении с бихевиористским в том, что здесь делается попытка понять содержание «черного ящика». Здесь используется теория когнитивного диссонанса, теории установок, теория малых групп и т.д. Для этого подхода наиболее типичен метод массового опроса. В основе процесса создания вопросника лежит модель рационального человека. Потребитель изучается не в лаборатории, а в его повседневной жизни и на рынке.

  • Слайд 14

    В качестве метафоры в этом подходе используется компьютер. В качестве теоретической основы применяется когнитивная психология. В центре рассматриваемого здесь процесса взаимодействия лежит усвоение людьми установок, процесс обучения. Индивид рассматривается как машина по переработке информации. С одной стороны, это собственные установки и представления, с другой – реальная жизнь в окружающей среде. И индивид стремится добиться равновесия между ними. Первые учебники по потребительскому поведению строились в основном в рамках такого понимания проблемы, хотя туда и вставлялись некоторые темы, касающиеся культуры, субкультуры, групп, классов, влияния семьи и личности.

  • Слайд 15

    поведения потребителей

    В условиях глобализации рынков нарастающая интенсивность конкуренции требует всестороннего исследования механизмов поведения потребителей и их использования для достижения целей эффективного хозяйствования. Содержательную основу поведения потребителей составляют процесс принятия решения потребителями и факторы, его определяющие. Исходной точкой такого поведения является жизненный (организационный) стиль, поддержание или улучшение которого является конечной целью потребителя.

  • Слайд 16

    Этапы принятия решений

    Процесс принятия решения потребителем рассматривается, как правило, в составе следующих этапов: осознание потребителем наличия проблемы, информационный поиск, оценка и выбор альтернатив покупки, покупка, использование и оценка решения. Факторы потребительского поведения, или решения о покупке, по отношению к покупателю условно можно разделить на внутренние внешние. К внешним факторам относят влияния на потребителя извне, т.е. формируемые социальным окружением: культура, ценности, демография, социальный статус, референтные группы, семья и домохозяйство. В качестве внутренних факторов потребительских решений рассматриваются характеристики, внутренне присущие потребителю как индивидууму: восприятие, обучение, память, мотивы, личность и эмоции. В современных условиях рынка производители идей, товаров и услуг стремятся влиять на поведение потребителей, строя свою хозяйственную деятельность на основе концепции маркетинга.

  • Слайд 17

    маркетинг

    Существует множество определений маркетинга. Маркетологи У.Прайд и О.Фаррелл дают следующее определение: Маркетинг – процесс создания, распространения, продвижения и ценообразования товаров, услуг и идей, обеспечивающий удовлетворение отношений обмена (потребительского спроса) в динамичной среде.

  • Слайд 18

    главный ориентир концепции маркетинга

    Удовлетворенность потребителя – главный ориентир концепции маркетинга, обращающая внимание менеджмента к трем доминантам деятельности: Быть ориентированными на потребителей во всех делах, от разработки продукта до гарантийной политики и сервисных контрактов. Акцентировать долгосрочную прибыльность в сравнении с краткосрочной прибылью или объемом продаж. Интегрировать и координировать функции маркетинга с другими корпоративными функциями: финансами, операциями, управлением человеческими ресурсами и т.п.

  • Слайд 19

    компоненты маркетинга

    Актуальным для экономической социологии сегодня является рассмотрение двух тесно связанных компонентов маркетинга: внешнего и внутреннего. Внешний маркетинг ориентирован на внешних потребителей продуктов. Однако наряду с внешним организация должна использовать и внутренний маркетинг – для привлечения, мотивации и удержания квалифицированных внутренних потребителей (занятых), совершенствуя внутренние продукты (работу), которые удовлетворяют желания и потребности занятых. Внутренний маркетинг основан на рыночном механизме распределения ресурсов (информационных, финансовых, материальных и др.), обеспечивающем реализацию внешнего маркетинга

  • Слайд 20

    Обмен

    Удовлетворенность потребителя происходит в процессе обмена. Именно он соединяет потребителя с маркетерами (организациями и лицами, ведущими маркетинг). Обмен – основной элемент функции маркетинга. Для того, чтобы обмен состоялся, необходимо несколько условий.

  • Слайд 21

    Условия обмена

    Наличие двух или более сторон. Каждая сторона должна иметь нечто, имеющее ценность для другой стороны. Каждая сторона должна обладать способностью к коммуникации и доставке (перемещению). Каждая сторона должна быть свободной в выборе – принять или отвергнуть предложение другой. Каждая сторона считает уместным или желательным иметь дело с другой.

  • Слайд 22

    Модель обмена

    Модель обмена представляется уравнением: Р = А – С, Р- прибыль участника обмена (profit); А – полученное вознаграждение (award); С – затраты, понесенные на обретение вознаграждения (costs), т.е. прибыль (фирмы или потребителя), получаемая в результате обмена, равняется разнице между вознаграждением, полученным в результате обмена, и затратами, понесенными на обретение вознаграждения.

  • Слайд 23

    обмен

    Вещи или ресурсы, которые могут обмениваться, делятся на шесть категорий: чувства (меценатство, благотворительность), статус (образование в престижном университете), информация, деньги, товары (в физической форме), услуги. Поэтому реальная сфера использования маркетинга шире, чем предполагает большинство людей.

  • Слайд 24

    потребительская полезность

    В условиях конкуренции выживает и преуспевает производитель товаров, услуг и идей, который представляет потребителю максимальную потребительскую полезность (consumer value). Эта полезность определяется как разность всех выгод, вознаграждений (awards) от обмена и всех затрат (costs) на получение.

  • Слайд 25

    обмен

    Чтобы предвидеть потребительскую ценность товара с точки зрения потребителя, ее превосходство в сравнении с конкурентными, необходимо представлять процесс организации и управления отношениями обмена. Обмен может быть: Ограниченный или сложный (комплексный). Внутренний (внутри группы) или внешний (между группами). Формальный или неформальный. Реляционный (relational), основанный на долгосрочной перспективе, или дискретный (discrete), ориентированный на конкретную и однократную сделку, краткосрочную прибыль.

  • Слайд 26

    теория справедливости

    потребитель нередко оценивает потенциальный или состоявшийся обмен как нечестный, несправедливый. Причину неудовлетворенности объясняет теория справедливости(equity theory). Теория справедливости утверждает, что человек оценивает и сравнивает соотношение «результаты – вклад» участников обмена. Если человек воспринимает свое соотношение «результаты – вклад» как менее благоприятное, чем у другой стороны, он склонен испытывать неудовлетворенность.

  • Слайд 27

    факторы внешнего влияния

    К факторам внешнего влияния на поведение потребителей относятся: культура, ценности, демография, социальный статус, референтные группы, домохозяйства. Эти факторы представляют собой, по сути, разнохарактерные влияния групп различного масштаба на потребителя Мы рассмотрим эти влияния, начиная с макроуровня (культуры) и до микроуровня (домохозяйства).

  • Слайд 28

    Культура

    Г.Зиммель (1996, т.2) выделял объективную и субъективную культуру. Объективная культура – это все достояние культуры времени: нравы, знания, искусство, религия, социальные организации и т.д. Субъективная культура – это процесс совершенствования индивидов, усваивающих и развивающих объективную культуру. Объективная культура – это надиндивидуальная реальность, создаваемая массой людей. Они вносят в культуру свой вклад, формируя своего рода «банк», в котором каждый индивид «берет кредиты» на свое развитие. Разные люди – разные по форме и объему кредиты. Процесс освоения индивидом культуры своего общества обычно называют социализацией. Жить в обществе еще не означает владеть его культурой. В каждом обществе есть т.н. «высокая культура», создаваемая и потребляемая культурной элитой: философия, наука, сложное искусство, усложненная теология, теоретическая этика и т.д. Большинство членов общества и не может, и не хочет усваивать эту культуру. Каждый берет из «банка культуры» то, что, во-первых ему доступно, и, во-вторых, что ему необходимо. То, что доступно жителю столицы, не доступно крестьянину из глухой деревни. То, что необходимо художнику, излишне токарю. И наоборот.

  • Слайд 29

    Культура потребления

    Культура потребления – это функционирующая господствующая программа использования членами общества всех потребительских благ. Она включает в себя все выше описанные компоненты культуры: представления о потребительских ценностях и нормах, регулирующих потребление, санкции общества на нарушение или соблюдение потребительских норм, язык как свод правил интерпретации потребительских актов, устойчивые автоматические потребительские практики (свободные привычки). Культура потребления включает также в себя объективный и субъективный компоненты, т.е. надындивидуальную реальность (пространство культурных возможностей) и освоение этих возможностей на уровне индивидов и их групп.

  • Слайд 30

    Культура потребления – это господствующая ( в силу массовости или опоры на власть социальных институтов) программа потребительского поведения. Однако этой категории недостаточно для объяснения феномена потребления. «Культура» - слишком крупномасштабная категория. Культура проявляется в более конкретных формах субкультур.

  • Слайд 31

    Субкультура

    Субкультура - это подсистема культуры, включающая в себя совокупность устойчивых специфических форм взаимодействия, присущих какой-либо социальной группе, слою или совокупности людей, объединенных на иных основаниях (например, в силу общности стиля жизни). Одним из важнейших проявлений субкультуры являются модели потребления, характерные для возрастных, профессиональных, региональных групп, а также групп людей, сплоченных какой-то общей идеей, интересом (например, туризмом, рыбалкой), вкусом (например, общей любовью к определенному музыкальному жанру, стилю и т.п.).

  • Слайд 32

    Современная модель культуры

    потребительский выбор опирается на идеи, рекламу и рекомендации людей различных культур и нации. Современная модель культуры общества включает в себя три набора факторов, три измерения, формирующих эту модель – трехмерную матрицу: набор культурных ценностей (стереотипы поведения, нормы и традиции); материальная среда (экономическое развитие, географические характеристики, природные ресурсы, научно-технические уровень); институциональная среда (правовая, политическая, деловая, религиозная, субкультуры).

  • Слайд 33

    Культура как внешний фактор потребительского поведения, имеет следующие особенности:

    Культура приобретаема, большая ее часть обусловлена обучением. Процесс обучения ценностям и нормам своей культуры с детства называется энкультурацией. Обучение ценностям и нормам другой культуры – аккультурацией. В силу высокой сложности современных обществ культура редко предоставляет детальное описание подходящего поведения. Вместо этого в большинстве индустриальных (постиндустриальных) обществ культура предоставляет рамки, в которых функционирует личность. Влияние культуры часто не осознается. Человек ведет себя по определенной программе (социальной матрице) автоматически, что представляется ему как само собой разумеющееся. Культура адаптивна. Она эволюционирует вместе с развитием общества, но изменяется с течением времени крайне медленно. Однако возможны значительные изменения в течение относительно короткого периода времени в силу стремительных технологических достижений, конфликта между существующими ценностями, воздействия ценностей другой культуры или драматическими внутриполитическими событиями (войны, революции и т.п.).

  • Слайд 34

    Потребительская социализация

    Потребительская социализация – это процесс приобретения молодыми людьми умений, знаний и отношений, затрагивающих их функционирование на рынке в качестве потребителей. Потребительская социализация в семье происходит несколькими методами: наблюдение, инструментальный тренинг, моделирование, посредничество. В их основе психологические механизмы формирования потребительских решений, главные из которых - это процессы восприятия и обработки информации для принятия решения о покупке.

  • Слайд 35

    Модель потребительской социализации включает в себя четыре основных шага:

    экспозиция (exposure) – ситуация доступности индивида стимулу, при которой существует возможность активирования одного или нескольких органов чувств; внимание (attention)возникает тогда, когда стимулы активируют один или более рецепторов сенсорных нервов и возникающее ощущение передается в мозг для обработки; интерпретация (interptеtation) – это приписывание значений ощущениям; память (conscious)– хранилище информации, обеспечивающее краткосрочное использование значений ощущений для немедленного принятия решений или долгосрочное удержание значений ощущений (информации).  

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке