Презентация на тему "Современное музееведение"

Презентация: Современное музееведение
Включить эффекты
1 из 47
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
4.2
6 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Скачать презентацию (5.79 Мб). Тема: "Современное музееведение". Содержит 47 слайдов. Посмотреть онлайн с анимацией. Загружена пользователем в 2017 году. Средняя оценка: 4.2 балла из 5. Оценить. Быстрый поиск похожих материалов.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    47
  • Слова
    другое
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Современное музееведение
    Слайд 1

    Современное музееведение

  • Слайд 2

    Что такое музей?

    Музей от греч. μουσεῖον — Дом Муз – "философская школа с книгохранилищем» Музы ( др.-греч.μοῦσαι — «мыслящие») покровительницы искусств и наук. Музей – это концентрированное выражение культуры прошлого и настоящего, через которое человек осуществляет свою адаптацию к изменяющимся условиям окружающей его действительности. Музей позволяет человеку путем собственных душевных усилий, преодоления собственных и внешних стереотипов, внутренних барьеров сформировать целостное восприятие прошлого и настоящего времени.

  • Слайд 3

    Музеи бывают разные

  • Слайд 4
  • Слайд 5

    Музей Марихуаныг. Амстердам

  • Слайд 6

    Музей Лжиг. Кюриц

  • Слайд 7

    Музей Русской водкиг. Санкт-Петербург

  • Слайд 8

    Музей Телаг. Лейден

  • Слайд 9

    Катакомбы капуцинов г. Палермо

  • Слайд 10

    Шанхайский музей науки и техники г. Шанхай

  • Слайд 11

    Согласно Федеральному закону №54-ФЗ «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации»:

    Музей — это некоммерческое учреждение культуры, обладающее коллекцией культурных ценностей, входящих в состав Музейного фонда

  • Слайд 12

    социальная научная, научно-исследовательская культурно-просветительская

  • Слайд 13

    составляющими понятия музей являются:

    Собрание предметов (идей и носителей), осмысленных в качестве ценностей собирателем, индивидуальным или коллективным. "Храм муз" – музей как пространство предъявления различных фрагментов реальности – место коллективного действа и собирания произведений. Общение по поводу представленных ценностей, коллективное действо, в котором осуществляется выход за грани обыденности, в атмосферу иной реальности, праздника, смена ролей, воссоздания "иного".

  • Слайд 14

    Формы работы музея

    Организованная экскурсиия «Индивидуальный» осмотр экспозиции Лекция Консультация Научные чтения (конференции, сессии, заседания и т.п.); клуб (студия, кружок и т.п.) Конкурс (викторина, олимпиада и т.д.) «Вечер» встреч (работников, ветеранов и пр.) Концерт (театрализованное представление, литературный, литературно-музыкальный вечер и пр.) Киносеанс Музейный праздник Семейные абонементы выходного дня, Музейные игры, квесты Мастер-класс Образовательный урок И т.д.

  • Слайд 15

    Классификация музеев

    1. Исторические музеи: а) общеисторические (вся история человечества); б) национальной истории (история отдельных стран); в) региональной истории (история отдельных регионов); г) истории отдельных периодов или исторических событий, феноменов (историко-революционные, истории декабризма, истории религии или атеизма и т.п.); д) узкоспециализированные (археологические, этнографические, нумизматические, военно-исторические и т.д.). 2.     Музеи отдельных отраслей культуры (в узком смысле слова): а) художественные музеи; б) литературные музеи; в) музыкальные музеи; г) театральные музеи; д) музеи физкультуры и спорта.

  • Слайд 16

    3.     Педагогические музеи. 4.     Естественнонаучные музеи. 5.     Промышленные музеи: а) музеи торговли, промышленности и ремесел; б) музеи техники (музеи отдельных отраслей); в) музеи отдельных предприятий. 6.     Сельскохозяйственные музеи. 7.     Комплексные.

  • Слайд 17

    Размещение

    1) старинное, связанное с какими-то историческими событиями здание, которое само по себе является ценным объектом, подлежит охране здание может быть выстроено специально под музей здание музея может представлять собой музеефицированный объект, где главная задача – сохранить не только здание, но интерьеры, т.е. целый комплекс. Музейный квартал Территориальный комплекс Эко-музей Город музей

  • Слайд 18

    Экомузеи

    «В музее теперь новая миссия: отражать сферу обитания человека и его деятельность как целостный творческий процесс развития» французский этнограф Жорж Анри Ривьер Термин "экомузей" сформулировал Юг де Варин в 1971 году, когда началась работа по созданию первого музея нового типа - Музея Человека и Промышленности в ЛеКрезо (Франция). Огромная территория (свыше 500 тысяч квадратных километров с населением около 150 тысяч человек) старого региона горнодобывающей промышленности послужила основой его создания.

  • Слайд 19

    Подводный музей скульптур

    Карибское море, Мексика

  • Слайд 20

    Город-музей

    Это исторический город (Историческое поселение), сохранивший историческую застройку и являющийся, как целостный организм, основным объектом показа. Г.-м. отличает высокая степень музеефикации и ориентация на культурный туризм. В Список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО включено ок. 70 городов-памятников, в т.ч. один российский – исторический центр С.-Петербурга.

  • Слайд 21

    Крумлов

  • Слайд 22

    Музеи в городе-музее

  • Слайд 23

    Музейное здание

    музей Porsche г. Штутгарт

  • Слайд 24

    ЭТАПЫ проекта

    Архитектурное проектирование Научное проектирование тематический план экспозиции  тематико-экспозиционный план (ТЭП) Художественное проектирование генеральный проект архитектурно-художественного решения экспозиции эскизный проект, детализирующий художественную концепцию монтажные листы 

  • Слайд 25

    Создание архитектурного проекта

    Уесть особенности прилежащего к будущему музею участка Сделать предварительную разметку помещений: все помещения распределяются на доступные и недоступные для публики, предназначенные для коллекций и не предназначенные для коллекций определяются направление схем движения в музейном здании указывается допустимый уровень освещенности и перепадов контрастности освещения помещений, рекомендации по прямому или непрямому освещению, особенности крепления осветительных приборов, виды осветительных приборов Определяется материал, которым будут покрыты стены помещения: он может иметь разную степень светоотдачи. Вырабатываются и реализуются требования к микроклимату помещений (к влажности, температуре, уровню шума, требования к фильтрации воздуха и т.п.), указать и архитектурные особенности здания: наличие несущих стен, конструкций, возможности перепланировки помещений. Помещения также оцениваются с точки зрения безопасности и возможности соблюдения режима охраны в экстремальных ситуациях, размещения всевозможных охранных систем.

  • Слайд 26

    Планировка помещений

    40% – на экспозиции и временные выставки; 20% на фонды, лаборатории консервации и реставрации и др. помещения, связанные с хранением экспонатов; 20% на вспомогательные помещения для персонала («комнаты для оборудования и офисы»); 20% на рекреационную зону (холлы, залы, аудитории, кафе или рестораны и т.п.)

  • Слайд 27

    Концентрический проект музейного здания

    Стрелками обозначено направление движения посетителей по экспозиции. ® – направление движения;  – часть здания, изолированная от публики: фондовые помещения, библиотека,архив, учебные помещения, мастерские по реставрации и т.д.; – околомузейная территория

  • Слайд 28

    Линейный проект музейного здания

    Доступные публике помещения идут вдоль фасада. Непосредственно за ними – помещения без окон, где располагаются фондовые помещения. В задней, освещаемой окнами части здания располагаются рабочие и учебные помещения

  • Слайд 29

    Экспозиционная работа музеев

    «Экспозиция» (от лат. «expositio» – выставлять, выкладывать). «Совокупность музейных предметов, подобранных по определенной системе для обозрения». Основная форма музейной коммуникации, образовательные и воспитательные цели которой осуществляются путем демонстрации музейных предметов, организованных, объясненных и размещенных в соответствии с разработанной музеем научной концепцией и современными принципами архитектурно-художественных решений Музейная экспозиция – целенаправленная, научно-обоснованная демонстрация музейных предметов, связанных единством содержания, композиционно организованных, откомментированных, технически и художественно оформленных, в совокупности создающих специфический (музейный) образ природных, общественных или культурных явлений и процессов»

  • Слайд 30

    экспозиционные комплексы

    Экспозиции состоят из отдельных экспозиционных комплексов – тематически связанных, пространственно и художественно организованных групп музейных предметов, научно-вспомогательного материала, текстов и экспозиционного музейного оборудования. Выделяют несколько типов экспозиционных комплексов: тематические (есть мнение, что только тематические комплексы следует относить к экспозиционным, т.е. это понятия-синонимы); жизненные (естественные) – биогруппы, панорамы и диорамы, типовые – мемориальные, коллекционные. Иногда к экспозиционным комплексам относят весь демонстрационный зал, созданный по единому проекту и имеющий свой неповторимый стиль

  • Слайд 31
  • Слайд 32
  • Слайд 33

    Жизненный цикл экспозиции

    1) проектирование экспозиции научное проектирование – разработка основной идеи и конкретного содержания; художественное проектирование – разработка архитектурно-художественных принципов и решений; техническое и рабочее проектирование; 2) монтаж экспозиции; 3) демонтаж экспозиции; 4) реэкспозицию (обновление старой экспозиции без полного демонтажа).

  • Слайд 34

    Методы создания экспозиций

  • Слайд 35

    Систематический метод

    В результате его применения появляются систематические экспозиции, т.е. экспозиции, построенные в соответствии с классификацией, принятой в определенной профильной дисциплине, отрасли культуры или отрасли общественного производства. Основная структура систематической экспозиции – типологический (систематический) ряд музейных предметов, отражающий эволюцию тех или иных процессов природы, человеческого общества. Часто такой метод экспозиции применяется в естественнонаучных музеях, например в зоологических, биологических, минералогических. В России первым художественным собранием, использовавшим систематический метод построения экспозиции, был Эрмитаж: после проведенной в 1793 г. Мартинелли и Георги ревизии собрания развеска приобрела систематический характер – по странам и школам.

  • Слайд 36

    Ландшафтный метод

    в результате которого появляется ландшафтная экспозиция, чаще применяется в естественнонаучных музеях. Задача такой экспозиции воспроизвести сочетаемость, взаимосвязь и взаимозависимость каких-то компонентов явления или процесса Данный метод часто применяется в музеях естественнонаучного профиля. Впервые этот метод был применен при показе естественнонаучных коллекций на Всемирной выставке в Лондоне в 1851 г. Характерная черта ландшафтной экспозиции – использование диорам или панорам, содержание которых раскрывается и дополняется музейными предметами, ландшафтными картами, профилями и т.п.

  • Слайд 37

    Диорама

    Основой диорамы служит одноплоскостная картина-задник, как правило выхватывающая некий «характерный» участок среды, не охватывающий полный круг горизонта, зритель смотрит экспозицию как бы через окно. Картина-задник дополняется макетом местности (трехмерными, объемными предметами, например, макетами характерных деревьев, имитацией травяного покрова и т.п. – для леса; макетами гористых склонов и каменных пляжей – для участков побережья и т.д.), и все это потом наполняется музейными предметами

  • Слайд 38

    Панорама

    Панорама отличается, прежде всего, организацией картины-задника, которая охватывает полный круг горизонта (т.е. зритель помещается в центр такой экспозиции). В остальном панорама организуется как диорама: картина дополняется макетом местности и музейными предметами.

  • Слайд 39

    Ансамблевый метод

    сохраняет или реконструирует на документальной основе реальную обстановку жизни конкретного человека, типичную для определенного социального слоя конкретной исторической эпохи среду. Основная структурная единица ансамблевой экспозиции – «жизненный» экспозиционный комплекс: интерьер, где музейные предметы представлены в среде своего бытования благодаря воспроизведению реально существовавших между ними связей. Примером такой экспозиции может служить рабочий кабинет

  • Слайд 40

    Тематический метод

    сформирован на основе ансамблевого метода в практике советского музееведения 2-й половины 1920-х гг. для историко-революционных музеев. Позже он получил распространение и в других профильных группах и подгруппах. Задача метода – раскрыть посредством музейных предметов определенный сюжет, создать в сознании посетителя музейный образ отображаемых явлений или процессов. Тематическая экспозиция строится как система взаимосвязанных разделов, тем, подтем, содержание которых связано и обосновано общей концепцией. В центре такой экспозиции должен быть предмет, обладающий наивысшей коммуникативностью, репрезентативностью, экспрессивностью и т.д.

  • Слайд 41
  • Слайд 42

    «эстетическоий» метод

    демонстрации произведений, особенно на выставках малоизвестных или молодых художников. Картины развешиваются и не систематически (по школам – их в данном случае может и не быть), и не тематически (с единством сюжетной линии), а исходя из принципа привлечения наибольшего внимания. Это может быть цветовой контраст висящих рядом работ, контраст техники и манеры исполнения, или, наоборот, единство эстетических принципов в разных жанрах (живописи и скульптуре, графике и керамике и т.п.).

  • Слайд 43

    Инсталляция

    (от англ. installation – установка) – пространственная композиция, созданная художником из различных элементов: бытовых предметов, промышленных изделий и материалов, природных объектов, текстов, визуальной информации. Основоположниками инсталляции были дадаист М. Дюшан и сюрреалисты. Эстетическое содержание инсталляции заключается в игре смысловых значений, которые изменяются в зависимости от того, где находится предмет: в привычном бытовом окружении или в выставочном зале. Инсталляция как метод оформления экспозиции широко применяется в музеях, стремящихся уйти от образа просветителя и в большей степени направленных на развлечение посетителя (говоря иначе, музеев с преобладанием в их деятельности рекреационной функции над остальными). Инсталляция не реконструирует реальные образы и объекты, а направлена на создание яркой ассоциации

  • Слайд 44
  • Слайд 45

    виртуальные экспозиции

    Показ компьютерных изображений музейных предметов

  • Слайд 46

    тэп

    ТЭП, как правило, оформляется в виде таблиц, куда заносятся данные: 1) о наименовании разделов, тем, тематических комплексов; 2) заглавные тексты, ведущие тексты (если это цитаты, то с указанием изданий, из которых они взяты) и аннотации; 3) перечни экспонатов в экспозиционных комплексах с атрибутивными сведениями о каждом, в том числе с указанием мест хранения и шифров, размеров и т.д.; 4) данные о характере научно-вспомогательных материалов (копий и пр.) с указанием размеров (для копий в дополнение необходимо указать место хранения подлинника и его шифр по месту хранения). К ТЭПу прилагаются проекты этикетажа (сами тексты с указанием мест их размещения в экспозиции), документация для создания реконструкций, разработки научно-вспомогательных материалов, указания для художественного проектирования (какие экспонаты вынести на первый или второй план), предпочтительные художественные приемы оформления и т.д. ТЭП включает и сведения о необходимых мерах по обеспечению сохранности экспонатов.

  • Слайд 47

    Эскизный проект

    Создается на основе генерального проекта, а также ТЭПа (если есть, то и сценария) В нем окончательно распределяются экспозиционные площади для размещения разделов, тем и подтем и экспозиционных материалов, выбираются объемно-пространственное, световое и цветовое решения (освещение залов, экспозиции, выбор конструкции оборудования и объемных элементов декора), определяются места для экспозиционного оборудования и технических средств

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке