Содержание
-
Музейная педагогика в системе дошкольного образования
Старший воспитатель ГБОУ СОШ № 933 Васильева О. Л.
-
История музейной педагогики
Первоначальным местом накопления культовых и материальных ценностей, к которым относились и произведения искусства, были храмы и дворцы правителей. Такие коллекции, символизировавшие богатство или общение с божественными силами, складывались еще в Вавилоне и Египте. В античности произведения искусства стали не только предметами отправления культа, но и средством воспитания. В Греции и, позднее, Риме обладателями произведений искусства были прежде всего храмы, в которых находились изваяния богов и предметы культа. Священнослужители в них, помимо своих основных функций, выполняли также роль «экскурсоводов», показывая эти сокровища посетителям. К середине II в. до н. э. Грецию захватил Рим, быстро освоивший их культурные достижения. Концентрация античных памятников в Вечном городе была исключительно велика в силу сформировавшегося у римлян ощущения исторического времени, что открывало возможность оценить греческое наследие по достоинству.
-
Наследуя и развивая античные традиции собирания произведений искусства и разного рода раритетов, эпоха Возрождения делает шаг вперед, систематизируя коллекции и превращая их в музеи. Собирательская деятельность папы Юлия II и других римских первосвященников положила начало не только формированию отдельных коллекций, но и созданию принципиально нового, полифункционального по своему назначению религиозно-музейного комплекса. Речь идет о Ватикане. Древнее название одного из холмов, на котором расположился Рим, уже не одно столетие ассоциируется с центром римско-католической церкви и грандиозным архитектурно-музейным ансамблем. Он включает в себя храмы и построенные для папы и его приближенных дворцы, вместившие бесчисленные музейные коллекции и библиотеку.
-
В 1591 г. художник Дж. П. Ломаццо в трактате «О музах», подводя определенный итог развитию коллекционирования, выразил представление о музее как о месте, где публике представляются произведения искусства и разного рода редкие предметы. Интерес к окружающему миру, свойственный эпохе Возрождения, в XVII в. нашел свое воплощение в том числе в коллекционировании вещей и раритетов прежде всего естественнонаучного характера. Ставшие особенно популярными в это время так называемые Кабинеты с коллекциями разного рода природных диковинок имеющими научно-познавательную направленность, были предметом гордости ученых и университетов. Именно тогда Ян Амос Коменский в труде «Orbis Sensulium Hidus»(1658) впервые обозначил педагогический аспект ценности такой коллекции. Выступая за наглядность обучения, великий педагог термин «музей» употребляет в дидактическом ключе – применительно к кабинету ученого, все содержание которого ориентировано на процесс познания. Впоследствии такие Кабинеты стали именоваться Кунсткамерами, превратившись в организованные по энциклопедическому принципу обширные собрания произведений искусства разнообразных естественнонаучных редкостей. Ян Амос Коменский
-
Следует отметить, что Петр I положил также начало собиранию художественных коллекций. Во время поездок в Западную Европу как сам царь, так и его доверенные лица приобретали картины и скульптуры, украсившие дворцы и парки Петергофа и Летний сад. Позже эту традицию продолжит основательница Эрмитажа Екатерина II и другие российские государи. Широкую известность, благодаря своим уникальным коллекциям, получили Кунсткамеры в Праге, Мюнхене и Дрездене. В русле указанной тенденции общего развития научного знания следует рассматривать и открытие первого в России естественнонаучного музея – Санкт-Петербургской Кунсткамеры, которая была учреждена указом Петра I в 1718 г. «для назидания взрослым, обучения юношей». Таким образом, ей предназначалось быть общественным учреждением с широким спектром образовательных задач.
-
Основой для развития музейного дела в Западной Европе и в России в последующую эпоху стали идеи французского и немецкого Просвещения. Гуманистическая философия энциклопедистов, Ф. Вольтера, Д. Дидро, Г. Лессинга, И. Гердера, И. Канта, И. Винкельмана привела к осознанию ценности цивилизации, что обусловило активный интерес к гуманитарным наукам и искусству, осведомленность в которых оценивалась как долг каждого человека. В эпоху Просвещения возникла и получила развитие столь актуальная сегодня образовательная и социокультурная функция музея, ставшего центром популяризации искусства и науки. В качестве примера можно назвать два музея: Британский в Лондоне и Лувр в Париже. Британский музей открыт в 1753 г. В основу его собрания легли частные коллекции X. Слоуна, Р. Коттона, Р. Харли, У. Гамильтона и других. Огромную часть его экспонатов составили рукописи, археологические памятники, диковинки природы. История Лувра является подтверждением мнения известного музеолога К. Хадсона о том, что «музеи несут на себе отпечаток общества, в котором существуют». Декретом правительства от 26 мая 1791 г. Лувр объявлен «Королевской резиденцией, собранием памятником науки и искусства, помещением для главных учреждений народного образования».
-
Накопленный к началу XX века в США опыт работы позволил конкретизировать задачи, которые можно считать типичными для музея: Музей должен создавать условия для образования детей, условия для здорового отдыха и накопления знаний взрослых. Он должен быть хранилищем, из которого черпает знания студент, и источником вдохновения для художника. Его влияние должно ощущаться в доме и отражаться на жизни всех членов общества. На основе данного опыта в 1924 г. были сформулированы типы программ для разных категорий зрителей (Д. Хайд): для отдыха и развлечения публики; для повышения уровня знаний; в помощь знатокам; для блага детей.
-
В России в первые десятилетия XX в. цель отечественного музейного воспитания была определена как формирование свободной творческой личности, способной к преобразовательской деятельности. Были определены и основополагающие установки для достижения этой цели: опора на потребности ребенка, исходя из специфики его возрастного развития; сотрудничество с учителем; в постижении произведения искусства главное — не знания, а проживание художественного образа. В своих исследованиях отечественные специалисты сконцентрировали внимание прежде всего на специфике художественного музея. Рассматривая музейный памятник как самоценный эстетический, они разделили эстетическую и познавательную стороны составляющие единое целое в процессе восприятия музейного памятника. В этом них было много общего с их немецкими коллегами, но они пошли дальше их в утверждении: необходимости акта сопереживания в процессе восприятия произведения искусства (А. В. Бакушинский); необходимости преподавания искусства в школе как средства нормального психического развития ребенка (Ф. И. Шмит); необходимости формирования потребности навыков эстетического созерцания в рамках школьного учебно-воспитательного процесса.
-
Музейная педагогика
Итак, музей – это учреждение, занимающееся собиранием, изучением, хранением и экспонированием предметов – памятников естественной истории, материальной и духовной культуры, а также просветительской и популяризаторской деятельностью. Музейная педагогика – известное и доказавшее свою эффективность на практике направление современной педагогики. Музейная педагогика в образовании всегда играла существенную роль в нашей стране. Но в дошкольном образовании её стали применять совсем недавно – в начале XXI века. Хотя сам принцип известен давно. Если говорить о музейной педагогике как о научной дисциплине, нужно подчеркнуть её интегрированный характер. Развитие этого направления происходит, благодаря взаимодействию музееведения, педагогики и психологии.
-
Образовательную деятельность современного музея следует рассматривать в трех аспектах: познавательном, творческом и социальном. Каждый из них, будучи в тесной взаимосвязи с другими, отражает определенное содержание музейной работы по данному направлению. Познавательный аспект. В основе понятия «познавательный» лежит понятие «знание», определение содержания которого является фундаментальной проблемой для философии и науки глубокой древности. Так, Платон характеризовал знание через его противоположность «мнение», а Аристотель представлял его как «умение», то есть знание ремесла, языка, обряда и т. д., являющееся непременным условием пользования им. Творческий аспект. Творчество является важнейшей составляющей любой деятельности человека. Термин «творчество» рассматривается как категория философии, психологии и культуры и трактуется в следующих смыслах: как процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности; как деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не встречавшееся; как некоторый аспект развития личности, относящийся к переходу на более высокий интеллектуальный уровень. Социальный аспект. Музей является частью среды и активно участвует в социализации человека с самого раннего его возраста, расширяя его восприятие окружающего мира. Приобщение к окружающему миру и обществу происходит в его среде в процессе передачи чувственного опыта, знаний, умений и ценностей от одного поколения к другому. Этот процесс вписывается в концепцию непрерывного образования, ибо его образовательным результатом является преобразование социокультурного опыта в собственные установки, ценности, ориентации, усвоение социальных норм, ролей и т. д.
-
. В настоящее время в дошкольной музейной педагогике можно выделить два основных направления деятельности: 1) сотрудничество детского сада с музеями (краеведческими, художественными и т.п.); 2) создание и использование мини-музеев в дошкольном учреждении. Есть дошкольные учреждения, которые реализуют одно из указанных направлений, но многие успешно сочетают оба. В условиях современного мира чрезвычайно важным является формирование у дошкольников чувства патриотизма. На уровне понимания , что они – будущее нашей страны, и это будущее совсем скоро будет в их руках.
-
. Музейная педагогика помогает решать практически все задачи дошкольного образования и может быть использована для реализации как комплексных, так и дополнительных программ дошкольного образования. Это направление играет большую роль в формировании системы ценностей ребенка, в его приобщении к историческому, культурному, природному наследию. Музейная педагогика способствует формированию у детей навыков взаимопонимания и позитивной коммуникации, познавательному, творческому и эмоциональному развитию. Кроме того, музейная педагогика обеспечивает наглядность образовательного процесса, способствует взаимодействию дошкольного учреждения с семьей и социумом.
-
. Этнограф и создатель подмосковного музея «Славянский Кремль» Виталий Сундаков на пресс-конференции «Современное понимание патриотизма в молодежной среде» 27 октября 2014 г . в Международном информационном агентстве «Россия сегодня» в рамках реализации социально-значимого проекта «От Древней Руси до Новой России» сказал: «Слово «культура» происходит от слова «культ», под которым понимается вера, обычаи и традиции предков. Тот, кто забывает это, наверное, не вправе считаться культурным человеком, тем более, что культура славян насчитывает тысячелетия, а отсчет отечественной культуры, в лучшем случае ведется от крещения Руси, в худшем – с 1917 года. Древнейшая традиция наших народов, а главное их воззрений на природу и человека, исключается из сферы знаний современников. Необходима история – не как хронология событий, перечень имен, стран и революций, а как понимание процесса трансформации глубинной, личностной, духовной сущности человека». Проект «Славянский Кремль» получил грант Президента России В.В. Путина.
-
. Патриотизм – это сложное системное чувство, которое получается, если люди воспринимают прошлое славным, настоящее – справедливым, а будущее – великим. То есть мало точно знать свою великую историю, надо еще и видеть достойный образ будущего, в котором хочется жить. Есть некая пирамида, в основе которой лежит субъектность или самость. Патриотизм – это убеждение. А чтобы быть в чем-то убежденным, надо про это знать. Чтобы знать, надо этому учиться. А чтобы учить, надо ответить на вопросы: кто, где, как будет учить, и чему будет учить.
-
Специфика детского музея определяется: профильной направленностью коллекций взрослого музея; особенностями среды конкретного музея и степенью ее включенности в городское социокультурное пространство; уровнем взаимодействия детского музея с основными музейными службами; уровнем взаимодействия с образовательными учреждениями города и региона; обеспечением музея профессиональными кадрами. В условиях художественного музея, роль которого особенно Лика в эстетическом развитии и художественном воспитании ребенка, эта специфика дополняется: мерою включения музея в современный художественный процесс; условиями и возможностями развития творческого потенциала ребенка на основе диалога с произведением искусства и материально-художественной деятельности; взаимодействием детского творчества и «взрослого» искусства. Педагогические задачи детского музея заключаются в: развитии и формировании визуальной грамотности и мышления; постижении языка музейного памятника; освоении — через игру, иные педагогические приемы и формы, а также современные видеокомпьютерные технологии — специфики изобразительного искусства во всей глубине и многомерности его содержания; полихудожественном развитии ребенка через различные формы студийно-кружковой работы; развитии межличностной коммуникации на основе профильного музею материала и музейной среды.
-
Педагогические задачи детского музея заключаются в: развитии и формировании визуальной грамотности и мышления; постижении языка музейного памятника; освоении — через игру, иные педагогические приемы и формы, а также современные видеокомпьютерные технологии — специфики изобразительного искусства во всей глубине и многомерности его содержания; полихудожественном развитии ребенка через различные формы студийно-кружковой работы; развитии межличностной коммуникации на основе профильного музею материала и музейной среды. Принципы функционирования детского музея: наглядность; интерактивность и полифункциональность музейного пространства; психологическая комфортность и безопасность деятельности в этом пространстве; обеспечение необходимых условий для занятий детей материально-художественной деятельностью; презентация результатов такой деятельности; исследование этих результатов.
-
Формы работы детского музея: студии и кружки; выставки; фестивали, конкурсы и праздники; издание информационных, научных и методических материалов; фонд детского творчества и художественно-педагогическийархив. В завершение разговора по данной теме вновь обратим внимание на следующее: Образовательная деятельность музея отражает происходящие в обществе социально-политические и экономические процессы. Развитие образовательной деятельности музея инициируется реформами в области образования. Идеи наглядного обучения обусловили рождение школьных, педагогических и детских музеев.
-
Развитие образовательной деятельности естественнонаучных музеев определяется ориентацией на формирование у посетителя комплекса знаний в профильной им научной сфере или навыков впрактической деятельности. Развитие образовательной деятельности художественных музеев определяется спецификой изобразительного искусства и связано с профессиональным обучением и общим художественным образованием, а также эстетическим воспитанием. Развитие педагогических, школьных и детских музеев связанопреимущественно с частной педагогической инициативой работников системы образования. Подводя итог первому и очень продуктивному этапу развития образовательной деятельности музеев, отметим, что ее направленность, содержание и особенности являются отражением происходящих в обществе политических и экономических процессов и выражают его актуальные культурные потребности.
-
Музейная педагогика
. Мини-музей в детском саду имеет свою специфику: с одной стороны, он отличается от традиционных «больших» музеев, с другой – отражает особенности этих учреждений культуры. Приступая к организации мини-музеев в детском саду, необходимо обсудить в своем коллективе, с детьми и родителями, что такое музей, для чего он создаётся и как можно использовать наш музей в дошкольном образовании. Самое главное – достижение взаимопонимания как среди педагогического коллектива, так и между родителями и педсоставом о целях и задачах музея.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.