Содержание
-
СОЗНАНИЕИ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ
-
СОЗНАНИЕподобно ветру: увидеть и поймать его нельзя , но очевидны результаты его деятельности- гнущиеся деревья, волны, цунами/нейрофизиолог Роберт Сперри/
-
ЧЕГО ОЖИДАТЬ ОТ ЛЕКЦИИ? СОВРЕМЕННЫЕ ДАННЫЕ О СОЗНАНИИ ЧЕМ ЭТО ПОЛЕЗНО В ЖИЗНИ?
-
Большая иллюзия - считать, что человек произошел от обезьяны. Он еще далеко не произошел. Мы происходим от обезьяны всю жизнь и результат нам не гарантирован.Происходить от обезьяны - наша человеческая задача на всю жизнь. Это тяжелая работа, тяжелое и постоянное усилие.(Д.А. Леонтьев)
-
Принятое в психологии понимание сознания
высший уровень психического отражения объективной реальности, высший уровень саморегуляции, присущий только человеку направлено на познание , преобразование и создание окружающего мира и самого себя
-
Развивается через взаимодействие в социуме: культурная форма поведения возникает первоначально как форма сотрудничества с другими людьми, как подражание другому или обращение к взрослому; только на следующем шаге эта форма становится индивидуальной функцией самого ребенка.
-
появилось в процессе эволюции и не существует без нервной системы условия развития: язык, речь и труд. От приспособительной деятельности животных к производственной человека
-
Элементы сознания
ВПФ: познавательные , эмоциональные и волевые процессы произвольная память произвольное внимание логическое мышление речь воля эмоции
-
Вопросы к определению сознания
Объективную ли реальность отражает сознание, если «парадокс в том, что мозг находится в мире, а мир — в мозге и в большой степени им определяется. Можем ли мы доверять мозгу? Мир для нас таков, каким его может до нас донести наш мозг, для нас мир таков, каким мы его способны воспринять и описать . /Т.В. Черниговская, нейролингвист, биолог/
-
Современные подходы к сознанию
сознание обязательно подразумевает наличие субъективного индивидуального опыта: разные люди дают разные картины мира, вроде бы об одном и том же
-
Современные подходы к сознанию: нейрофизиология
сознание–процесс, протекающий в мозге, инструмент мозга и активность нервных клеток, организованных определенным образом: нет доказательств, что сознание может существовать, когда нет мозга или что оно существует ,когда мозг умер
-
Сегодня мы ещё не можем сказать, как рождается мысль, но мы много знаем о том, что происходит в мозге при ее рождении, какие уникальные условия работы мозга создаются, когда возникает мысль /нейрофизиолог , д-р мед наук К.В. Анохин/
-
Обладает ли сознанием только человек?
В последние 15 лет ситуация изменилась Эксперименты показали иное отрицалась возможность наличия субъективного опыта у животных отрицалось наличие у животного опыта перемещения в прошлое и будущее, считалось, что животное замкнуто в настоящем
-
Сознание животных
Процессы, которые мы видим у себя: мышление, целеполагание, фантазии, сновидения, являются непрерывными и не разделяют животных автоматов от человека /К.В. Анохин/
-
Способны решать сложные когнитивные задачи
-
способны иметь то, что для человека долгое время считалось одним из основных признаков существования сознания, — эпизодическую память - возвращаться к прошлому субъективному опыту и вести себя в настоящем сообразно ему мозг животного проигрывает следы прошедших событий и важного для животного эпизода поведения , н-р, во сне
-
Узнать подробнее
К.В. АНОХИН нейробиолог, нейрофизиолог, доктор медицинских наук, профессор, член-корреспондент РАМН Т.В. ЧЕРНИГОВСКАЯ доктор филологических наук, доктор биологических наук
-
Где узнать в ближайшее время
-
Психология: что остается сознанию человека? Чем оно уникально?
осознание своей конечности и возможность создавать свое настоящее из образа отдаленного будущего
-
Самосознание: осознание самого себя физическое Я, психологическое представление о себе: какой я? я вчера-я сегодня-я завтра Рефлексия, функции самостроительства(возможность быть не равным самому себе) Саморегуляция
-
метакатегории : добро-зло, справедливость, нравственность высшие уровни обобщения: наука, искусство ,культура, создание идеальных конструкций прообразов которых нет в мире творчество
-
возможность изменять мир – создание орудий труда- труд совместно с другими людьми совместная когнитивная деятельность: обучение в более высоких формах Речь (в том числе и внутренняя), язык и развитые формы коммуникации –расшифровкой сигналов сознания занимается язык: «на нем сознание говорит с нами»
-
языкобеспечивает сложные формы мышления: формирование гипотез о мире, его законах и структуре переживание смысла и отсутствия смысла жизни ценности и мотивы,метапереживания Главный человеческий вопрос- не есть ли жизнь после смерти ,а есть ли она до нее
-
Психология: свойства сознания
СВОЙСТВА (присущие особенности) активность, интенциональность субъективность и пристрастность существование в мозге способность воспринимать окружающую действительность в форме образов
-
Психология: функции человеческого сознания
ФУНКЦИИ (Что оно делает? Зачем? Для чего?) отражение познание /присвоение значений явлениям, выявление причинно-следственных связей/ осознание физического Я /схема тела / переживание и отношение - образ и мысль могут, окрашиваясь эмоциями, становиться переживанием рефлексивная /самосознание/ регулятивно-оценочная преобразующая, создающая коммуникативная смыслообразующая
-
ВЫВОД
Благодаря сознанию, только человек МОЖЕТ выбрать: выйти из режима удобного функционирования в более энергозатратный режим создания себя и осуществить процесс жизнетворчества, а может…и не выйти
-
Неосознаваемые процессы включают
Неоосознаваемые механизмы сознательных действий Неосознаваемые побудители сознательных действий Надсознательные процессы
-
Неосознаваемые механизмы сознательных действий
1. АВТОМАТИЗМЫ - совершаются без участия сознания, как бы «сами собой» Первичные автоматизмы
-
Автоматизированные действия (навыки)
-
2. ЯВЛЕНИЯ НЕОСОЗНАВАЕМОЙ УСТАНОВКИ готовность к совершению определенного действия или к реагированию в определенном направлении Перцептивная готовность воспринимать одно и игнорировать другое
-
2. ЯВЛЕНИЯ НЕОСОЗНАВАЕМОЙ УСТАНОВКИ готовность к совершению определенного действия или к реагированию в определенном направлении Умственная готовность использовать стереотипы мышления и решать задачи с помощью известных и доступных способов
-
Неосознаваемые механизмы сознательных действий
3. НЕОСОЗНАВАЕМЫЕ СОПРОВОЖДЕНИЯ СОЗНАТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ Мимика пантомимика
-
Неосознаваемые механизмы сознательных действий
Физиологические показатели мышечные реакции, пульс, частота дыхания, зрачковые реакции …
-
БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ
область психического, которая «не видится» сознанием , т.е. в отношении которой отсутствует субъективный контроль, но ее содержание влияет на наши поступки
-
Неосознаваемые побудители сознательных действий
СОЗНАНИЕ ПРЕДСОЗНАНИЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ
-
Неосознаваемые побудители сознательных действий: бедный котэ
-
Итоги встречи
Сознание субъективный образ объективного мира, который не существует вне мозга. Задачи сознания : отражать действительность, предварительно мысленно строить действие, предвидеть результаты того или иного действия, регулировать и саморегулироватьповедение
-
Сознательные и бессознательные процессы не противостоят другу, а постоянно влияют друг на друга Сознание – это только потенциал , которым каждый из нас может пользоваться по – разному,
-
Вопросы на семинар
Соотношение понятий душа и сознание в контексте современных междисциплинарных научных подходов Самосознание и Я-концепция Медицинские аспекты проблемы сознания Уровни сознания Надсознательные процессы Состояния сознания/мистические состояния, околосмертные состояния/
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.