Презентация на тему "Специальная педагогикаРаздел 1 История специальной педагогики"

Презентация: Специальная педагогикаРаздел 1 История специальной педагогики
1 из 39
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
0.0
0 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Смотреть презентацию онлайн на тему "Специальная педагогикаРаздел 1 История специальной педагогики". Презентация состоит из 39 слайдов. Материал добавлен в 2017 году.. Возможность скчачать презентацию powerpoint бесплатно и без регистрации. Размер файла 0.7 Мб.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    39
  • Слова
    другое
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Специальная педагогикаРаздел 1 История специальной педагогики
    Слайд 1

    Специальная педагогикаРаздел 1 История специальной педагогики

    Лекция №4 Становление специальной педагогики в европейских странах и США (XVII-XVIIIвв.)

  • Слайд 2

    Ян Амос Коменский

  • Слайд 3

    В этот период развиваются естественные науки, которые для становления специальной педагогики стали основополагающими. Была начата разработка физиологии органа слуха. Открылись первые клиники ушных заболеваний и появились первые «слуховые аппараты» - рожки. Развитию обучения глухих детей словесной речи как родному языку способствовало то обстоятельство, что языкознание обогатилось фонетикой и описаниями артикуляций европейских языков. Первым представителем обшей педагогики того времени, высказавшим мысль о возможности обучения и воспитания детей с нарушениями развития, стал Ян Амос Коменский (1592 — 1670) — выдающийся чешский ученый XVII в., основоположник христианской педагогики и педагогики как науки.

  • Слайд 4

    В своих педагогических трудах он указывал на необходимость учить детей с теми или иными отклонениям в развитии. Я.А.Коменский утверждал, что образование необходимо для всех. Особую заботу, по его мнению, общество должно проявлять по отношению к слабоумным. Для всех западных общественных систем, по крайней мере, до XVI в. было характерно общественное сознание, базировавшееся на религиозном мировоззрении. Церковь заботило, как спасти души глухих людей путем приобщения их к христианской вере, несмотря на то что их уши закрыты для божественного гласа и учения церкви.

  • Слайд 5

    По отношению к слепым такая проблема отсутствовала. Значительную роль играл и социальный заказ на обучение глухих, исходивший от состоятельных семей в странах. Стремление состоятельных граждан преодолеть правовой барьер, отделявший их из-за отсутствия речи от дееспособных, чтобы распоряжаться собственным имуществом, часто совпадало с интересами священнослужителей, и с научными интересами исследователей.

  • Слайд 6

    Преобладало научное внимании к глухим, ученым XVII в. необходимо было доказать, что они вопреки препятствиям к общению, имеют полноценный разум и способны научиться и говорить благодаря искусственной постановке звуков, и понимать речь, как и другие люди. В отношении слепых подобные вопросы не возникали, несмотря на определенные ограничения в коммуникации и социальную дискриминацию беднейших из них. Для науки и образования того времени главной проблемой применительно к глухим был поиск средств для их общения с остальными людьми, и в первую очередь с представителями церкви, средств, доказывающих их принадлежность к человеческому сообществу. В обучении слепых проблема поиска состояла в другом — в нахождении методов обучения письменному общению, которым в то время владели немногие.

  • Слайд 7

    Французская буржуазная революция 1789—1793 гг. имела общеевропейское и мировое значение. В законодательные органы революционной Франции были представлены для рассмотрения проекты организации народного образования. Этими проектами предусматривалось введение общего обязательного образования, отделение школы от церкви, воспитание детей в духе республиканского патриотизма. заложенные в них идеи имели большое влияние на развитие демократической педагогики во многих странах мира. Эпоха Просвещения — это время интенсивного развития частных наук. Значительные успехи были достигнуты в области физиологии и психологии, что дало возможность четко определить значение органов чувств в познавательной деятельности человека.

  • Слайд 8

    Педагогическая мысль этого времени стремилась сделать личность свободной путем обновления внутреннего мира и духовной природы человека на основе его воспитания и образования. Представители эпохи Просвещения, несмотря на идейные различия, сходились на критике сословного воспитания и образования, выдвигали педагогические подходы, пронизанные убеждением в необходимости приблизить школу и педагогику к реальным жизненным условиям. Признавая решающую роль воспитания в становлении и развитии личности, французские просветители настаивали на расширении общественного образования, объявляли его главным приоритетом социально-экономического прогресса. Остро ставились вопросы демократизации школы.

  • Слайд 9

    Дени Дидро (1713—1784), в частности, отстаивал принцип доступности общего образования, считая, что прекрасные задатки свойственны представителям всех сословий, признавал «природные различия детей» и рекомендовал учителям учитывать индивидуальные особенности воспитанников в своей педагогической деятельности. В 1749 г. он опубликовал известное «Письмо о слепых в назидание зрячим», а в 1751 г. «Письмо глухим и немым» где выдвигает мысль о том, что, хотя слепота и ограничивает восприятие предметов, но оставшиеся органы чувств связывают слепого с внешним миром. Развивая эти органы чувств (осязание, слух и др.) в процессе обучения, учитель помогает слепому "открыть двери", через которые он познает окружающий мир.

  • Слайд 10

    Дени Дидро

  • Слайд 11

    Во второй работе Д.Дидро развил мысль о том, что общение глухонемых с окружающими вполне возможно. Для этого следует с детства учить их единообразному способу коммуникации. Исходя из материалистических идей, Дидро считал первостепенным развитие природных задатков и способностей неслышащих в ходе специального обучения и воспитания. Иоганн Генрих Песталоцци (1746—1827) разработал на рубеже XVIII—XIX вв. теорию элементарного образования, которая предусматривала развивающее обучение и включала наряду с умственным и физическим обязательное трудовое воспитание.

  • Слайд 12

    И. Г. Песталоцци высказывал убежденность в необходимости воспитывать и обучать «тупоумных». Для них он рекомендовал открывать специальные воспитательные дома, называл и некоторые педагогические принципы работы с «тупоумными» - посильность обучения, использование дидактических материалов, сочетание умственного и физического воспитания, соединение обучения с производительным трудом.

  • Слайд 13

    Иоганн Генрих Песталоцци

  • Слайд 14

    Оценивая роль речи в общем развитии человека и в совершенствовании его познавательных способностей, И.Г.Песталоцци высказал оригинальные мысли о последовательности развития речи у ребенка раннего возраста, о роли слухового восприятия и «опознания звуков» (фонематического слуха) в формировании звучащей речи, о средствах развития слухового восприятия, раскрыл закономерности в овладении ребенком речью, показал значение сенсорного воспитания и роль окружающей речевой среды в становлении детской речи.

  • Слайд 15

    Педагогические идеи энциклопедистов-просветителей Западной Европы подготовили прочную базу для дальнейшего изучения особенностей развития речи в норме и при нарушениях сенсорного и интеллектуального развития, создали предпосылки для накопления и систематизации педагогических знаний о речевых расстройствах и методах их преодоления. Педагогика этого периода установила определенную дистанцию по отношению к детям с отклонениями в развитии, парадоксальным образом создав предпосылки для развития самостоятельной отрасли — специальной педагогики.

  • Слайд 16

    Эпоха французских энциклопедистов оказала решающее влияние на формирование педагогических систем в обучении глухонемых — появились «мимический метод» и «чистый устный метод». Основоположником системы мимического метода был представитель эпохи Просвещения — Шарль Мишель де Л'Эпе (1712 —1789). Опыт индивидуального обучения глухонемых детей, успешные занятия с неслышащими привели этого выдающегося педагога к мысли открыть училище (школу) и обучать воспитанников в небольших группах.

  • Слайд 17

    Шарль Мишель де Л'Эпе

  • Слайд 18

    Первым представителем педагогической системы «чистый устный метод» был учитель немецкого языка Самуил Гейнике (1727 — 1790). К обучению глухонемых детей в составе группы он пришел, опираясь на опыт обучения слышащих. В 1778 г. Гейнике открыл в Лейпциге первую в Германии специальную школу для глухонемых — Саксонский институт для немых и для людей с другими недостатками речи. Организуя обучение своих воспитанников, он исходил из следующих положений: дефект слуха не может компенсироваться зрением, т.е. языком жестов; абсолютные идеи не доступны уму глухонемого на основе письма и методических знаков: знаки и слова, изученные по системе Ш. М. де Л'Эпе, быстро забываются.

  • Слайд 19

    Самуил Гейнике

  • Слайд 20

    Главную задачу Гейнике видел в том, чтобы научить неслышаших родной устной речи. Он исходил из качественной идентичности развития речи у глухого и слышащего ребенка, ставя на первое место устную речь и только после нее — письменную. Система «чистый устный метод» благодаря изменениям, внесенным последователями С. Гейнике, на многие годы определила характер обучения глухонемых детей в Германии и ряде других стран и в конце XIX в. оказалась самой популярной дидактической системой. Преобразователями устного метода стали такие выдающиеся сурдопедагоги, как Ф. М.Гилль, И.Фаттер и другие.

  • Слайд 21

    Фридрих МорицГилль

  • Слайд 22

    Иоганн Фаттер

  • Слайд 23

    Во второй половине XVIII в. сложились благоприятные социально-экономические, идеологические и научно-педагогические предпосылки для создания дидактической системы обучения людей, имеющих нарушения зрения. Зарождение науки о методах обучения слепых и начало практики их обучения в специальных учебных заведениях связаны с деятельностью талантливого французского тифлопедагога Валентина Гаюи (1745— 1822).

  • Слайд 24

    Валентин Гаюи

  • Слайд 25

    В. Гаюи пришел к выводу о возможности обучения слепых письму, чтению и другим общеобразовательным предметам. Проведенный им опыт индивидуального обучения слепого в 1784 г. стал отправной точкой для формирования научно обоснованной системы обучения слепых, что послужило важным шагом к открытию в 1786 г. первого учебного заведения такой направленности — Парижского института слепых.

  • Слайд 26

    Основные задачи своего метода В. Гаюи видел в следующем: предоставить «несчастным» возможность учиться и быть занятыми; избавить их от праздности, усвоения «худых» привычек, нищенства; научить собственным трудом добывать средства для существования. В соответствии с этим в Парижском институте воспитанникам давали общеобразовательные знания и ремесленную подготовку, которая в дальнейшем служила важным средством их личностного развития. Главное внимание при обучении незрячих детей было обращено на чтение, письмо и арифметику, в программу были включены элементы географии, ремесло и музыка, в программу были включены элементы географии.

  • Слайд 27

    Ведущим средством обучения, по мнению В. Гаюи, служила устная речь, которая была ориентирована на возможности сохранного анализатора — на слух учащихся. При письме и чтении использовался латинский рельефный шрифт. Педагогическая и общественная деятельность В. Гаюи — основоположника системы образования слепых детей — оказала заметное влияние на весь ход дальнейшего развития тифлопедагогики в странах Западной Европы и в России. Пример Франции и Германии, стран, где были открыты первые учебные заведения для детей с сенсорными нарушениями, приобрел последователей в других государствах Западной Европы и Америки и России.

  • Слайд 28

    Пример Франции и Германии, стран, где были открыты первые учебные заведения для детей с сенсорными нарушениями, обрел последователей в других государствах Западной Европы и Америки. Так, после посещения австрийским императором Иосифом II школы де Л'Эпе (1777) в Вене в 1779 г. была открыта школа для глухих детей. Оттуда идея создания школ для обучения глухих перешла в Баварию (Германия); еще ранее, с 1778 г., в Лейпциге функционировали две школы — для слепых и глухих (С. Гейнике). На рубеже XVIII и XIX вв. такие школы открываются во многих странах: в Англии, Ирландии, России, Швеции, Португалии, Испании.

  • Слайд 29

    В частности, первые школы для слепых появились: в Англии — Ливерпуль (1791), Лондон (1791 и 1793), Бристоль (1793); в Шотландии — Эдинбург (1792); в Ирландии — Дублин (1799); в Австрии — Вена (1804); в Польше — Варшава (1805); в Германии — Берлин (1806); в Чехии — Прага (1807); в Голландии — Амстердам (1808); в Швейцарии — Цюрих (1809); в Дании — Копенгаген (1811); в России — Санкт-Петербург (1807). В 1817 г. ученик аббата де Л'Эпе Лоран Кларк открыл школу для глухих детей в США (в Хартфорде); затем (1831) появилась школа для слепых в Бостоне (СамюэльГридлиХоув). Вскоре были созданы также школы в Нью-Йорке и Филадельфии.

  • Слайд 30

    Социальные потрясения в Европе второй половины XVIII в., связанные, прежде всего, с Французской буржуазной революцией, оказали влияние на формирование гуманного отношения к людям с ограниченными возможностями. Согласно декрету Законодатель­ного Национального собрания Франции (1781) Парижский национальный институт для глухих и Парижский национальный институт для слепых были переведены на государственное мате­риальное обеспечение.

  • Слайд 31

    В 1793 г. Конвент объявил в Декларации прав человека о том, что священным долгом общества является постоянная помощь своим несчастным соотечественникам — обеспечение занятостью тех, кто способен трудиться, общественным содержанием тех, кто не в силах работать. Это относилось ко всем душевнобольным, к которым причисляли и умственно отсталых детей.

  • Слайд 32

    Реорганизацией содержания и лечения психически больных эпоха Просвещения была обязана французскому психиатру Филиппу Пинелю (1745— 1826), который впервые снял цепи с душевнобольных в лечебницах Бисетре (1792) и Сальпетриере (1793) и определил основные направления изучения психических болезней. Психически больные люди наконец-то обрели некоторые человеческие и гражданские права. На основании наблюдений за своими пациентами Пинель разработал классификацию душевных болезней, в соответствии с которой тупоумие и идиотия стали рассматриваться как две особые формы психозов.

  • Слайд 33

    Придерживаясь принятого в психиатрии взгляда, согласно которому «идиотия» — одна из форм безумия, Ф. Пинель дал этому понятию расширительное толкование и выделил четыре ее вида. Из классификации Ф. Пинеля также следует, что он различал две клинические формы слабоумия — врожденную и приобретенную. Его работа «Описание психических болезней» стала первым систематическим описанием психических заболеваний. Медицинскую линию в изучении природы и сущности слабоумия в XIX в. продолжил ученик и последователь Ф. Пинеля Ж. Эскироль, который ввел в оборот понятия «имбецилизм», «идиотия», «умственная отсталость».

  • Слайд 34

    Он создал симптоматическую классификацию умственно отсталых детей, приняв в качестве ведущего показателя состояние речи слабоумных. Благодаря исследованиям Ф. Пинеля слабоумие стало самостоятельным предметом изучения в психиатрии, а затем и в психолого-педагогической сфере. Однако многие историографы лечебной педагогики утверждают, что начало медико-педагогическому направлению помощи детям с глубокими интеллектуальными аномалиями было положено еще на рубеже XVIII —XIX вв. известным французским психиатром французским психиатром Жаном Марком ГаспаромИтаром (1774— 1838), который осуществил попытку обучения и воспитания глубоко умственно отсталого ребенка («авейронского дикаря»).

  • Слайд 35

    Опыт Ж. Итара оказал позитивное влияние как на развитие практических методов работы с умственно отсталыми детьми, так и на теоретические исследования в этой области. Он «был положен в основу всех систем воспитания и обучения слабоумных, которые создавались в первой половине XIX в.». Ж. Итар известен также как школьный врач, проводивший регулярные занятия по развитию остаточного слуха у глухих учеников школы аббата де Л'Эпе. Свои научные взгляды и наблюдения он изложил в работе «Обучение авейронского дикаря».

  • Слайд 36

    Жан Итар

  • Слайд 37

    Накопление медицинских знаний способствовало изменению отношения к людям с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Уничтожение младенцев с физическими увечьями, в немалой степени обусловленное мистическим страхом и устаревающими представлениями о ценности человеческой жизни, постепенно сменялось христиански-милосердным, участливым отношением к этим людям со стороны верующих христиан и попытками медицины лечить рассматриваемые дефекты.

  • Слайд 38

    Причины, и формы заметных для окружающих нарушений опорно-двигательного аппарата имели определенное своеобразие применительно к той или иной исторической эпохе. Например, до XVIII столетия эти дефекты в большинстве своем были последствиями эпидемических заболеваний. С развитием капиталистических общественных отношений, для которых были характерны рост городского населения, живущего в неблагоприятных условиях, широкое использование в фабричном производстве детского труда, отсутствие даже элементарной медицинской помощи, резко увеличивается доля нарушений опорно-двигательного аппарата, причинами которых становятся социальные заболевания, такие, как:

  • Слайд 39

    туберкулез, детский церебральный паралич, сколиоз как последствие рахита в раннем возрасте, производственные травмы и увечья у детей, работающих на мануфактурах и фабриках. Именно в связи с этими обстоятельствами наряду с призренческой (каритативной) формой социальной помощи появляются первые специализированные лечебницы для людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Одна из таких больниц была открыта в 1779 г. швейцарским педиатром Ж. А. Венелем (1740— 1791). История не содержит каких-либо других сведений об организации специального обучения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата вплоть до конца XVIII в.

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке