Содержание
-
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ «ШКОЛА № 2083» ДОП «Семицветик»
ФГОС НОО и ФГОС ДО. Сравнительный анализ семинар для педагогов, реализующих программы дошкольного и начального уровней образования в рамках внедрения ФГОС Москва 2020 год
-
План семинара: Анализ преемственности в методологии и структуре ФГОС ДО и ФГОС НОО. Сравнительный анализ содержательных областей образовательных программ ФГОС. Отличия ФГОС ДО и ФГОС НОО. Преемственность результатов ДО и НОО. Портрет выпускника. Обсуждение. Подведение итогов.
-
Федеральный государственный стандарт начального общего образования Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 .10 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»
-
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (зарегистрировано в Минюсте РФ от 14.11.2013г., № 30384)
-
Преемственность – понимается как непрерывный процесс воспитания и обучения ребенка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода. При этом дошкольное образование обеспечивает базисное развитие способностей ребенка, а начальное общее образование, используя опыт дошкольного образования, способствует дальнейшему личностному становлению ребенка.
-
Преемственностьмежду дошкольнымобразованием и начальным общим образованием осуществляется как : по содержанию обучения и воспитания; так и по методам, приемам, организационным формам учебно-воспитательной работы. Формирование готовности к обучению в школе означает создание у детей предпосылок для успешного усвоения учебной программы и вхождения в ученический коллектив. Это длительный и сложный процесс, целью которого является всестороннееразвитие дошкольников.
-
Преемственностьгосударственных образовательныхстандартов дошкольного и начального общего образования можно проследить в следующем: единый структурно-организационный подход, заключающийсявсовокупности требований: к условиям реализации стандарта,структурно-содержательным компонентам основной образовательной программы, образовательным результатам; единый психолого-педагогический методологический подход, который прослеживается: в ориентации на деятельностный подходи понятие «ведущей деятельности»; опоре на зону актуального развития и ориентации на зону ближайшего развития ребенка; понятии об универсальных учебных действиях; ориентации на возрастные психофизиологические особенности детей; общий принцип организации инклюзивного образования, который отражается: в минимальной регламентации образования детей c ОВЗ; разработке адаптированных (в некоторых случаях индивидуальных) образовательных программ; опоре на индивидуальную программу реабилитации.
-
ФГОС ДО повышение социального статуса дошкольного образования; обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования, их структуре и результатам их освоения; сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования; ФГОС НОО воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества. ЦЕЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ:
-
ФГОС ДО к структуре ООП ДО и ее объему; к условиям реализации ООП ДО, включающим требования к психолого-педагогическим, кадровым, финансовым условиям, материально-техническим условиям и к развивающей среде; к результатам освоения ООП ДО, представленным в виде целевых ориентиров дошкольного образования ФГОС НОО к структуре ООП НОО, в том числе требования к соотношению частей ООП и их объему, а так же соотношению обязательной части ООП и части, формируемой участниками образовательного процесса; к условиям реализации ООП НОО , включающим требования к психолого-педагогическим, кадровым, финансовым, материально техническим условиям, информационно-образовательной среде ОУ, учебно -методическому и информационному обеспечению образовательного процесса; к результатам ООП НОО. СТАНДАРТ ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ ТРЕБОВАНИЯ:
-
Дошкольное образование Включает три основных раздела: Целевой, который включает в себя пояснительную записку и планируемые результаты освоения Программы Содержательный, который представляет общее содержание Программы, обеспечивающее полноценное развитие личности детей. Он включает в себя : описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка; Начальное общее образование Включает три основных раздела: Целевой, который включает в себя пояснительную записку, планируемые результаты освоения ООП НОО, систему оценки достижения планируемых результатов освоения ООП НОО. Содержательный, определяет общее содержание начального общего образования и включает следующие программы ориентированные на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов СТРУКТУРА ООП:
-
Дошкольное образование Содержательный описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов; описание образовательной деятельности профессиональной коррекции нарушений развития детей в случае, если работа предусмотрена Программой Начальное общее образование Содержательный а) программа формирования универсальных учебных действий (УУД) у обучающихся на ступени начального общего образования; б) программы отдельных учебных предметов, курсов; в) программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования; г) программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни; д) программа коррекционной работы СТРУКТУРА ООП:
-
Дошкольное образование Организационный, который содержит описание материальнотехнического обеспечения Программы, обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и воспитания, включать распорядок и/или режим дня, а также особенности традиционных событий, праздников и мероприятий; особенности организации развивающей предметно-пространственной среды (РППС). В каждом из которых отображается обязательная часть (предполагает комплексность подхода, обеспечивающая развитие детей во всех пяти образовательных областях) и часть Начальное общее образование Организационный, который включает в себя: учебный план начального общего образования; план внеурочной деятельности; систему условий реализации ООП в соответствии с требованиями Стандарта. ООП НОО содержит обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательного процесса. СТРУКТУРА ООП:
-
Дошкольное образование и часть, формируемая участниками образовательного процесса (должны быть представлены выбранные и/или разработанные самостоятельно участниками образовательных отношений Программы, направленные на развитие детей в одной или нескольких образовательных областях). Объем обязательной части Программы должен составлять не менее 60% от ее общего объема, а части, формируемой участниками образовательных отношений, - не более 40% Начальное общее образование Объем обязательной части Программы должен составлять не менее 80% от ее общего объема, а части формируемой участниками образовательных отношений, - не более 20% СТРУКТУРА ООП:
-
Преемственность ФГОС дошкольного и начального общего образования: единый структурно-организационный подход, заключающийся в совокупности требований к: условиям реализации стандарта; структурно-содержательным компонентам основной образовательной программы; образовательным результатам. Анализ преемственности в методологии и структуре ФГОС ДО и ФГОС НОО
-
единый психолого-педагогический методологический подход: ориентация на деятельностный подход и понятие «ведущей деятельности»; опора на зону актуального развития и ориентация на зону ближайшего развития ребенка; понятие об универсальных учебных действиях (УУД); ориентация на возрастные психофизиологические особенности детей. Анализ преемственности в методологии и структуре ФГОС ДО и ФГОС НОО
-
принцип организации инклюзивного образования: минимальная регламентация образования детей, имеющих ОВЗ, детей-инвалидов; разработка адаптированных (в некоторых случаях индивидуальных) образовательных программ; опора на индивидуальную программу реабилитации (при организации специальных образовательных условий для детей-инвалидов). Анализ преемственности в методологии и структуре ФГОС ДО и ФГОС НОО
-
√ направленность основных образовательных программ ДО и НОО на: формирование и развитие основ духовнонравственной культуры, личностное и интеллектуальное развитие детей; процесс успешной социализации ребенка; развитие творческих способностей, инициативы, самосовершенствования; сохранение и укрепление здоровья детей. Анализ преемственности в методологии и структуре ФГОС ДО и ФГОС НОО
-
Образовательные области Предметные области ФГОС НОО: ФГОС ДО: Сравнительный анализ содержательных областей образовательных программ ФГОС Социально-коммуникативное развитие Обществознание и естествознание (окружающий мир) Основы религиозных культур и светской этики
-
Образовательные области Предметные области ФГОС НОО: ФГОС ДО: Сравнительный анализ содержательных областей образовательных программ ФГОС Познавательное развитие Математика и информатика Технология
-
Образовательные области Предметные области ФГОС НОО: ФГОС ДО: Сравнительный анализ содержательных областей образовательных программ ФГОС Художественно-эстетическое развитие Физическое развитие Физическая культура Искусство («Изобразительное искусство», «Музыка») Филология («Русский язык. Родной язык», «Литературное чтение», «Иностранный язык») Речевое развитие
-
ФГОС ДО ∎ Нецензовый характер образования в связи с необязательностью данного уровня образования ∎Результаты освоения ООП ДО – целевые ориентиры, не подлежат непосредственной оценке и не являются основанием для сравнения с реальными результатами детей ∎Разработка специальных вариантов стандарта для детей с ОВЗ не предусмотрена ФГОС НОО ∎ Цензовый характер образования: итоговая оценка достижения результатов освоения ООП НОО – основание для перевода на следующий уровень образования ∎ Результаты освоения ООП НОО: личностные (не подлежат индивидуальной оценке), метапредметные (УУД) и предметные подлежат промежуточной и итоговой индивидуальной оценке ∎ Утвержден ФГОС НОО для детей с ОВЗ (Приказ Министерства Образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1598. Зарегистрировано в Минюсте России 3 февраля 2015 г. N 35847) Отличия ФГОС ДО и ФГОС НОО
-
Преемственность результатов ДО и НОО От целевых ориентиров к универсальным учебным действиям (УУД) Целевые ориентиры ДО: ∎ инициативен, самостоятелен, способен выбирать занятия, игры ∎ уверен в своих силах, открыт внешнему миру, положительно относится к себе и другим, имеет чувство собственного достоинства ∎ способен к фантазии, воображению и творчеству ∎ любознателен, проявляет интерес к причинно-следственным связям ∎ способен к принятию собственных решений с опорой на свои знания и умения в различных сферах деятельности Личностные УУД
-
Преемственность результатов ДО и НОО От целевых ориентиров к универсальным учебным действиям (УУД) Целевые ориентиры ДО: ∎ активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх ∎ способен договариваться, учитывать чувства и интересы других, способен к сопереживанию, стремится к разрешению конфликтов ∎ хорошо понимает устную речь, способен выражать свои мысли и желания Коммуникативные УУД
-
Преемственность результатов ДО и НОО От целевых ориентиров к универсальным учебным действиям (УУД) Целевые ориентиры ДО: ∎ склонен наблюдать, экспериментировать ∎ обладает начальными знаниями о себе, о предметном, природном, социальном и культурном мире ∎ знаком с книжной культурой и детской литературой ∎ обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории ∎ имеет предпосылки грамотности Познавательные УУД
-
Требования к выпускнику ДО ∎ Развита крупная и мелкая моторика. Он может контролировать свои движения и управлять ими, обладает развитой потребностью к движению….. ∎ Проявляет инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности. Способен сам выбирать себе род занятий, участников совместной деятельности…… ∎ Ребенок уверен в своих силах, открыт внешнему миру, положительно относится к себе и к другим, обладает чувством собственного достоинства Требования к выпускнику НОО ∎ Готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию ∎ Ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества ∎Сформированность основ гражданской идентичности) Портрет выпускника Личностные результаты
-
Требования к выпускнику ДО ∎ Интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объясняться Требования к выпускнику НОО Портрет выпускника Метапредметные результаты ∎Ребенок обладает развитым воображением, способность ребенка к фантазии развивается и проявляется в игре. Ребенок владеет разными формами и видами игры….. ∎ Ребенок способен к волевым усилиям в разных видах деятельности, преодолевать сиюминутные побуждения, доводить до конца начатое дело…. ∎Освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями Личностныерезультаты
-
Портрет выпускника Метапредметные результаты ∎Складываются предпосылки грамотности, способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных сферах действительности… Требования к выпускнику ДО Требования к выпускнику НОО Предметные результаты ∎Творческие способности также проявляются в рисовании, придумывании сказок, танцах, пении и т.п. Ребенок может фантазировать вслух, играть звуками и словами. Хорошо понимает устную речь и в игре может выражать свои мысли и желания… ∎Освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира
-
Благодарим за внимание!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.