Содержание
-
Старшеклассниккаксубъектучебнойдеятельности
Период ранней юности с 14—15 до 17 лет.
-
Вступает в новую социальную ситуацию развития сразу же при переходе из средней школы в старшие классы или в новые учебные заведения — гимназии, колледжи, училища, характеризующая направленность на будущее: на выбор образа жизни, профессии, референтных групп людей.
-
В этом периоде присутствует ценностно-ориентационная активность. Она связывается с стремлением к автономии, правом быть самим собой.
-
И.С. Кон подчеркивает, что «современная психология ставит вопрос об автономии выросших детей конкретно, разграничивая :
1)поведенческую автономию (потребность и право юноши самостоятельно решать лично его касающиеся вопросы) 2)эмоциональную автономию (потребность и право иметь собственные привязанности, выбираемые независимо от родителей) 3) моральную и ценностную автономию (потребность и право на собственные взгляды и фактическое наличие таковых»
-
Большое значение в этом возрасте имеют дружба, доверительные отношения.
-
В этот период старшеклассники начинают строить жизненные планы и сознательно задумываться над выбором профессии.
-
Только очень целеустремленные и по-настоящему увлеченные люди 15—17 лет сохраняют верность призванию на пути дальнейшего профессионального становления, личностного самоопределения, которое наиболее тесно связано с типом учебного.
-
Потребность в самоопределении не только влияет на характер учебной деятельности старшеклассника, но иногда и определяет ее. (выбор учебного заведения, классов с углубленной подготовкой, игнорированию предметов того или иного цикла: гуманитарного или естественно-научного)
-
Определенность выбора профессии и его устойчивость по М.Р. Гинзбургу:
1)«определенность будущего»- показатель характеризующий смысловое будущее старшеклассника. 2) «валентность» —показатель объединяющий ценностную насыщенность эмоциональной привлекательности и активности смыслового будущего.
-
Старшеклассник как субъект учебной деятельности характеризуется:
Появляются широкие социальные и узколичные внешние мотивы, среди которых мотивы достижения занимают большое место. Учебная мотивация качественно меняется по структуре Учебная деятельность для старшеклассников — средство реализации жизненных планов будущего.
-
Основным внутренним мотивом, является ориентация на результат.Основной предмет учебной деятельности старшеклассника, является структурная организация, комплексирование, систематизация индивидуального опыта за счет его расширения, дополнения, внесения новой информации.
-
Особая форма учебной деятельности включает элементы анализа, исследования в общем контексте некоторой уже осознанной либо осознаваемой как необходимость профессиональной направленности, личностного самоопределения.
-
Психологическое новообразование данного возраста — умение школьника составлять жизненные планы, искать средства их реализации определяет специфику содержания учебной деятельности старшеклассника (Д.И. Фельдштейн).
-
Для старшеклассника авторитет отдельного учителя-предметника дифференцируется от авторитета школы.Возрастает авторитет родителей, которые участвуют в личностном самоопределении старшеклассника.
-
Готовность учащегося к профессиональному и личностному самоопределению включает систему ценностных ориентации. Это завершающий этап созревания и формирования личности.
-
В этом возрасте формируется полная структура самосознания, развивается личностная рефлексия, осознаются жизненные планы, перспективы, формируется уровень притязания.Старший школьник включается в новый тип ведущей деятельности — это в учебно-профессиональную.
-
Студент как субъект учебной деятельности
Студенческий возраст (18—25 лет)
-
«по общему смыслу и по основным закономерностям возраст от 18 до 25 лет составляет, скорее, начальное звено в цепи зрелых возрастов, чем заключительное в цепи периодов детского развития»
-
Постановки проблемы студенчества принадлежит школе Б.Г. Ананьева.
Студенчество — это особая социальная категория, специфическая общность людей, организационно объединенных институтом высшего образования, включающая людей, целенаправленно, систематически овладевающих знаниями и профессиональными умениями.
-
Как социальная группа оно характеризуется профессиональной направленностью, сформированностью устойчивого отношения к будущей профессии, которые суть следствие правильности профессионального выбора, адекватности и полноты представления студента о выбранной профессии.
-
Студенчество выступает как социальная общность, характеризуемая наивысшей социальной активностью и достаточно гармоничным сочетанием интеллектуальной и социальной зрелости.
-
В личностно-деятельностном подходе студент рассматривается как активный, самостоятельно организующий свою деятельность субъект педагогического взаимодействия.
Основная форма - знаково-контекстное обучение (А.А. Вербицкий).
-
Студенчество — центральный период становления человека, личности в целом, проявления самых разнообразных интересов.
Это время установления спортивных рекордов, художественных, технических и научных достижений, интенсивной и активной социализации человека как будущего «деятеля», профессионала.
-
Студенческий возраст — это пора сложнейшего структурирования интеллекта.Учебные задания всегда одновременно направлены как на понимание, осмысление, так и на запоминание и структурирование в памяти студента усваиваемого материала, его сохранение и целенаправленную актуализацию.
-
Мотивы характеризующие учебную деятельность студента :1)Мотив достижения 2)Познавательный мотив.«Усвоенные в обучении знания, умения, навыки выступают уже не в качестве предмета учебной деятельности, а в качестве средства деятельности профессиональной»
-
Результаты исследований показывают, что большинство студентов не умеют слушать и записывать лекции, конспектировать литературу (в большинстве случаев записывается только 18-20% лекционного материала).
-
Задача преподавателя для студента, как субъекта учебной деятельности - это необходимость обучить его умению планировать, организовывать свою деятельность, умению полноценно учиться, общаться.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.