Содержание
-
Профессиональное самоопределение
-
- Профессиональное самоопределение – процесс принятия личностью решения о выборе будущей трудовой деятельности – кем стать, к какой социальной группе принадлежать, и с кем работать. Кроме того, профессиональное самоопределение, важное событие на жизненном пути человека. Оно связано не только с прошлым опытом личности, но и простирается далеко в будущее, участвуя в формировании образа «Я», предопределяя, в конечном счете, многие стороны жизни.
- Начинается с раннего возраста в играх детей и постепенно достигает своего реального завершения в юности и молодости.
-
Дошкольник
- Возраст сюжетно-ролевых игр
- Сюжетно-ролевая игра - это основной вид игры ребенка дошкольного возраста. В чем же ее особенность? Характеризуя ее, С. Я. Рубинштейн подчеркнул, что эта игра есть наиболее спонтанное проявление ребенка и вместе с тем она строится на взаимодействии ребенка со взрослыми. Ей присущи основные черты игры: эмоциональная насыщенность и увлеченность детей, самостоятельность, активность, творчество.
- Основной источник, питающий сюжетно-ролевую игру ребенка,— это окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников.
- Основной особенностью сюжетно-ролевой игры является наличие в ней воображаемой ситуации. Воображаемая ситуация складывается из сюжета и ролей.
-
Младший школьник
- Младший школьник — это начало общественного бытия человека как субъекта учебной деятельности. В этом качестве младший школьник характеризуется прежде всего готовностью к ней. Начало периода уходит корнями в кризис 6-7 лет, когда ребенок сочетает в себе черты дошкольного детства с особенностями школьника. У дошкольника имеется две сферы социальных отношений – «ребенок – взрослый» и «ребенок – дети». В школе возникает новая структура этих отношений. Система «ребенок – взрослый» дифференцируется на «ребенок – учитель» и «ребенок – родители».
- Подражает значимым взрослым: родителям, учителям.
- Свои возможности младшие школьники реализуют в учебной деятельности. Наряду с учебной деятельностью существенное место в жизни младших школьников продолжает занимать игровая деятельность, прежде всего игры с правилами, игры-драматизации.Учебная деятельность – это такая деятельность, которая поворачивает ребенка на самого себя, требует рефлексии, оценки того, «чем я был» и «чем я стал».
-
Подросток
- Существует так называемая «формула выбора профессии»: хочу – могу – надо. Что такое хочу? Это интересы, склонности, желания. Могу – психофизиологические возможности, здоровье, способности, то есть профессиональная пригодность. И, наконец, надо – потребность в кадрах на рынке труда, востребованность профессии.если подросток сумеет совместить свои хочу, могу и надо, то профессиональный выбор будет удачным.в трудовом периоде профессионального самоопределения, когда хочется иметь всё сразу и как можно быстрее, будущая профессия представляется весьма муторным занятием, цель которого – получить доход, на который подросток сможет приобрести всё желаемое.
- Для подростка выбор профессии в значительной степени - сложная дискуссия с самим собой и окружающим его миром. Справлюсь ли я с обязанностями, предполагающимися на будущей работе? Будет ли удовлетворять будущая профессия мои амбиции и интересы? Как отнесутся к выбору мои родители? Высокооплачиваема ли будет выбранная профессия через пять лет учебы в институте?
-
Ранняя юность
Центральным новообразованием становится профессиональное и личностное самоопределение. Оказавшись на пороге истинной взрослости, старшеклассник весь устремляется в будущее, которое притягивает и тревожит его. Без достаточной уверенности в себе, принятия себя, он не может сделать нужный шаг, определить свой дальнейший путь. Поэтому самооценка в ранней юности выше, чем в подростковом возрасте. Юность – период стабилизации личности. В это время складывается система устойчивых взглядов на мир и свое место в нем – мировоззрение. Юношеский максимализм связан со становлением мировоззрения.
-
Самоопределение
Самоопределение - это новая внутренняя позиция, включающая осознание себя как члена общества, принятие своего места в нем:
- происходит осознание временной перспективы: «Я» охватывает принадлежащее ему прошлое и устремляется в будущее (постепенно устанавливается связь между «мной как ребенком» и «тем взрослым, которым я стану»), появляется преемственность настоящего и будущего, что важно для личностного роста;
- построение жизненных планов: это тесно связано с позитивной самооценкой старшеклассника, с уверенностью в себе, с формированием позитивной «Я - концепции»;
- формирование мировоззрения (системы ясных, устойчивых убеждений) как основа стабилизации личности, т.е. кризис юности, состоит в выработке собственных убеждений. Типичные вопросы, относящиеся к кризису юности:«Что я значу в этом мире?», «Какой я?». Ответы молодой человек ищет четкие и определенные, поэтому часто категоричен в оценках, негибок – в этом проявляется максимализм (крайность в каких либо требованиях, взглядах).
- изменение учебной мотивации: ведущая деятельность – учебно-профессиональная – становится необходимой базой, предпосылкой будущей профессиональной деятельности. Поэтому одним предметам уделяется большее внимание, другими пренебрегают. Именно в этот период появляется сознательное отношение к учению.
-
Юность
- В возрасте 16 — 23 лет подавляющее большинство девушек и юношей получают профессиональное образование в учебных заведениях или профессиональную подготовку на предприятиях либо в учреждениях.
- Общеобразовательная школа с ее романтическими устремлениями и профессионально ориентированными мечтами осталась в прошлом. Желаемое будущее стало настоящим. Однако многие переживают неудовлетворенность и разочарование в сделанном (вынужденно или по желанию) выборе учебно-профессионального поля. Предпринимаются попытки внести коррективы в профессиональный старт.
- У большинства же девушек и юношей в ходе профессионального обучения укрепляется уверенность в оправданности сделанного выбора. Идет неосознаваемый процесс кристаллизации профессиональной направленности личности. Постепенное усвоение будущей социально-профессиональной роли способствует конструированию себя как представителя определенного профессионального сообщества.
-
Молодость
- Молодость (до 27 лет). Это возраст социально-профессиональной активности. Позади остались сомнения в правильности сделанного профессионального выбора, Как правило, уже имеются определенный профессиональный опыт и место работы. Актуальным становится профессиональный рост. Часть сверстников уже добилась определенных профессиональных достижений. Но подавляющее большинство молодых людей, завершивших, казалось бы, строительство своей жизни и профессионально самоопределившихся, начинают испытывать психологический дискомфорт, обусловленный нереализованными возвышенными профессиональными планами и психологическим насыщением профессиональным трудом.
- Отсутствие реальных профессиональных достижений, неопределенность перспектив карьеры актуализируют рефлексию своего бытия, порождают самоанализ и самооценку «Я-концепции».
- Наступает период душевной смуты. Ревизия профессиональной жизни инициирует определение новых жизненно значимых целей.
- Перечислим некоторые из них:
- совершенствование и повышение профессиональной квалификации;
- инициирование повышения в должности и смена работы;
- выбор смежной специальности или новой профессии.
- Очевидно одно: для многих молодых людей к 30 годам вновь актуальной становится проблема профессионального самоопределения. Возможны два пути: либо оставаться в избранной профессии и утверждать себя в ней, становиться профессионалом, либо профессиональная миграция, означающая смену места работы или профессии.
-
На самоопределение влияют
- Социальное положение семьи
- Материальное благополучие семьи
- Уровень образования родителей
- Случайные факторы подросткового и юношеского увлечений
- Профессиональное самоопределение личности – очень важный момент в жизни человека. Выбор профессии имеет самое прямое отношение к удовлетворенности жизнью, к будущему человека.
- Профессиональное самоопределение является важным фактором самореализации личности в конкретной профессии и в культуре вообще. Постоянный поиск своего места в мире профессий позволяет личности найти область деятельности для полной реализации.
-
Раннее профессиональное самоопределение обычно связано
- с неблагополучными семейными условиями;
- с низкой успеваемостью в школе;
- с недостаточно осознанным выбором специальности
-
Профессиональное самоопределение
- это взросление;
- это устойчивый образ «Я»;
- это самовыражение и т. д.
Профессиональное самоопределение — это не просто выбор профессии или альтернативных сценариев профессиональной жизни, а своеобразный творческий процесс развития личности.Самоопределение может быть адекватным профессионально важной проблеме — и тогда происходит развитие личности, а может быть и неадекватным — тогда оно порождает внутренний конфликт, активизируя защитные механизмы вместо процессов развития.
-
Очень сильно на выбор профессии влияет семья
Семья обычно заинтересована в профессиональном определении своих детей:
- домашние разговоры о проблемах на работе;
- посещение рабочего места родителей;
- внешние атрибуты профессий, инструмент;
- сама окружающая атмосфера.
-
Только зрелая личность может осмысленно сделать правильный выбор профессии
А.П. Чернявская выделяет 5 параметров:
- Автономность. Человек должен принимать самостоятельное решение, а не навязанное из вне. Это возможно при наличии:
- своих целей, инициативы и активности;
- знаний и навыков в области профессий;
- ориентации на успех;
- опыта решения жизненных проблем (опыта по планированию своих поступков, общих дел своего времени и т. д.);
- умения прогнозировать профессиональный рост;
- умения принимать компромиссные решения между своими желаниями и возможностями.
- Информированность о мире профессий(в целом и, в частности, отдельных) и умение соотнести информацию со своими особенностями.
- Умение принимать решения.
- Умение планировать свою профессиональную жизнь.
- Эмоциональное отношение к ситуации выбора профессии.
- Автономность. Человек должен принимать самостоятельное решение, а не навязанное из вне. Это возможно при наличии:
-
Мотивы выбора профессии
В настоящее время основными мотивами выбора профессии являются:
- Материальный
- Родительские установки
- Интерес к профессии
-
Процесс формирования профессионального самоопределения
Психологи условно разделили процесс формирования профессионального самоопределения на несколько этапов.
-
Заключение
Выбор профессии - важное и ответственное дело. Прежде чем Вы сделаете окончательный выбор профессионального будущего, прислушайтесь к этим простым рекомендациям:
- выбирайте профессию сознательно, обязательно учитывая свои индивидуально-психологические возможности (склонности, способности, интересы);
- составьте список подходящих профессий и основные требования к ним;
- уясните конъюнктуру рынка труда, то есть насколько и где востребованы данные профессии;
- ни в коем случае не следует выбирать профессию или учебное заведение „за компанию;
- сделайте осознанный выбор и обсудите его дома, в классе, с врачом, представителями данной профессии;
- не следует делить профессии на "легкие" и "сложные", "хорошие" и "плохие". Все эти понятия субъективны: кому-то не тяжело отремонтировать автомобиль, в то время для другого эта задача не выполнима;
- рассматривайте выбор будущей профессии не только с позиции материальной выгоды, но и с позиции морального удовлетворения;
-
- постарайтесь обратить особое внимание на те предметы, которые необходимы для поступления в выбранное учебное заведение;
- не откладывай на завтра то, что можно узнать сегодня. Пытайтесь узнать все: как поступают, как учатся, как устраиваются работать после окончания обучения.
Рекомендации для родителей выпускников:
- не старайтесь следовать династической традиции профессий вашей семьи. Хотя дети во многом и похожи на своих родителей, но жизнь у них своя и время, в которое они живут, другое;
- дайте своему ребёнку право выбора будущей профессии, не давите на ребёнка, т.к. дети в последствие могут просто не захотеть работать по полученной специальности. Информацию о профессиональных планах ребенка можно получить только в ходе откровенной беседы с ним. При этом старайтесь проявлять терпение, такт и искреннюю заинтересованность.
- если ребенок не может выбрать профессию сам: попытайтесь понять, с чем связаны трудности в определении планов на жизнь (с личными особенностями, страхами, неуверенностью в себе, незнанием профессий и пр.);
- помогите ребенку определиться с его интересами, желаниями, способностями и возможностями;
- помогите разработать критерии выбора профессии (принципиальные требования к будущей деятельности и необходимые условия труда), делитесь своим опытом.
-
- если ребенок выбирает профессию, которая Вас не устраивает: обсуждайте вместе с ним возможные «за» и «против» выбранной им профессии. Не навязывайте свою точку зрения;
- не отговаривайте его и не запрещайте ему что-то категорично. Постарайтесь выяснить, на чем основан его выбор;
- помогите своему ребенку подготовить «запасной вариант» на случай неудачи на выбранном пути;
- если ребенок уже выбрал профессию:
- психологически поддерживайте ребёнка, если у него есть терпение и желание, чтобы его мечта сбылась. Напоминайте ему о его успехах; демонстрируйте свою уверенность в его силах.
- помогите ему превратить мечту в цель, предложите ребенку разработать план действий для достижения поставленной цели с указанием сроков и промежуточных результатов на пути.
Помните, что дети перенимают традиции отношения к профессии своих родителей! Выбирая профессию, нужно учитывать в первую очередь интересы подростка, его склонности, способности, желания и только потом семейные традиции и интересы.
-
Спасибо за внимание!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.