Содержание
-
СТАТИСТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ АНАЛИЗА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ
Разработчик: к.п.н., доцент ОмГПУГилязова И.Б.
-
Общие понятия об измерении в пед.исследовании
ИЗМЕРЕНИЕ – «совокупность действий, выполняемых при помощи средств измерения с целью нахождения числового значения измеряемой величины в принятых единицах измерения» (Работы Н.В. Кузьминой, А.И. Кочетова, Я. Скалковой, Л.М. Фридмана и др.)
-
Виды измерений
Прямое (непосредственное сравнение измеряемого объекта с нормативом, эталоном. Пр. – рост, вес и др.) Косвенное (определение на основе результатов деятельности учеников, проявлений в поведении и др. Пр. – уровень знаний, моральные качества и др.)
-
СПОСОБЫ ИЗМЕРЕНИЯ
Номинальное (определение числа элементов совокупности, имеющих общие свойства. Определение количественной характеристики – мощности множества. Пр. доля выполнивших задания опред.типа ) Порядковое (упорядочение выборки по убыванию или возрастанию частоты изучаемого свойства. Пр. определение места химии среди других дисциплин для ребёнка.) Интервальное (измерение в баллах, %, единицах времени. Пр. сложность задания по времени выполнения, уровень развития качеств личности в баллах) Пропорциональное (образование шкалы пропорций от нулевой начальной величины. В педагогике – трудности с таким измерением)
-
Способы получения фактического материала для количественной интерпретации
Письменные контрольные работы Тесты Контрольные срезы Опросы Анкеты Экзамены ЕГЭ и др.
-
ШКАЛИРОВАНИЕ – создание шкалы как основы измерения
Диагностический метод измерения, с помощью которого реальные качественные педагогические или психологические явления получают своё числовое выражение в форме количественных оценок. Присвоение баллов или др. цифровых показателей исследуемым характеристикам Помогает определить высшую и низшую ступени исследуемого явления
-
Пример шкалы: определение интереса ребёнка к химии
Очень большой интерес (5) Большой (4) Средний (3) Слабый (2) Очень слабый интерес (1)
-
Шкалы С. Стивенса
Номинальная (неметрическая) – шкала наименований. Пр. Список детей по возрасту, полу, список специальностей, перечисление причин неуспеваемости, показателей воспитанности, трудолюбия и др. (Характеристика – принадлежит к выборке или нет)
-
Порядковая (ранговая, ранжирования), неметрическая. Предполагает создание иерархии, объектам приписываются ранги, д.быть не менее 3 классов. Пр. Ст. обр: процентный ранговый показатель, коэффициент ранговой корреляции
-
Интервальная (метрическая)– по принципу больше или меньше на определённое число единиц (сравнительная). Применение метрики. (Измерение в этой шкале не соответствует абсолютному количеству измеряемого свойства)
-
Абсолютная шкала (отношений). В ней устанавливается нулевая точка, соответствующая полному отсутствию выраженности измеряемого свойства. В педагогике, психологии, социологии нулевая точка всегда условна, поэтому такая шкала не применяется
-
Оценочные шкалы в психолого-педагогических исследованиях
Числовые Графические Шкалы стандартов Оценочные листы Шкалы принуждённого выбора и др.
-
Числовые (бальные) оценочные шкалы
-
Трёхградусная односторонняя шкала активности Многоградусная односторонняя шкала активности
-
Двусторонние (биполярные) шкалы Пр. отношение обучающегося к какому-либо виду деятельности Пр. Дисциплинированность- недисциплинированность 54321012345
-
Градации оценочных шкал (по А.И. Кочетову)
Уровни: самый высокий, высокий, средний, низкий, очень низкий – развитие качеств личности, коллектива, интересов, потребностей детей и др. Отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно, плохо, очень плохо – оценка связей, отношений в коллективе, качества работы, показателей знаний, умений, навыков и др. Выражены ярко, достаточно полно, неопределённо, плохо, не выражены – проявления качеств и свойств личности и др.
-
Числовые (бальные) оценочные шкалы
Предполагается составление сводных таблиц по результатам, качественный и количественный анализ результатов. Методы стат. обработки: определение выборочной средней, медианы, моды, выборочной дисперсии, корреляционного анализа и др.
-
«+» простота построения, обсчёта «-» необходимость «ключей», дифференцированных описаний, характеристики не должны перекрывать друг друга для точности оценки(пр. разница между активным и среднеактивным?)
-
Оценочные листы
Для оценки сложного явления, умения. Требует разбивки на составляющие и пункты шкалы – элементы. Наблюдатель отмечает наличие или отсутствие проявления, составляющей, ставя плюс или минус. Балл – сумма пюсов.
-
Пример оценочного листа «Выполнение лабораторной работы по химии»
Оформление в тетради Соблюдение техники безопасности Знание и понимание сути проводимых опытов Уборка рабочего места Фиксация наблюдений в тетради Правильность выводов Наличие отчёта и др.
-
Числовые оценочные шкалы
Шкала самооценки Шкала взаимных оценок Шкала сравнительных оценок (рейтинговая) Шкала принуждённого выбора Шкала экспертной оценки Шкала парного сравнения и др.
-
Ошибки оценки (по Н.М. Кузьминой)
Ошибка великодушия (снисходительности) Действие ореола (предвзятость) Ошибка центральной тенденции Логическая ошибка Ошибка контраста Ошибка близости Вывод – тщательная подготовка, анализ, подбор методики.
-
Этапы ПЭ
Отработка показателей в соответствии с предметом исследования Отработка критериев оценки уровня (степени, меры) развития конкретного показателя, качества Выбор видов оценочных шкал как эталонов измерения (числовых, графических, самооценки, сравнительных и др.) Выбор методов эмпирического исследования (подбор методик, форм, методов, приёмов и др.) Сопоставление модели ПЭ и выбор статистических методов методов Оформление сводных таблиц Статистическая обработка результатов Обработка результатов, построение выводов
-
Литература
Загвязинский В.И. Методология и методика психолого-педагогических исследований. – М.: Академия, 2001. – 257 с. Мартынова С.С. Введение в измерение педагогических явлений: учебно-практическое пособие для студентов педагогических учебных заведений. – Омск: ОмГПУ, 2009. – 84 с. Мартынова С.С. Использование статистических методов в педагогическом исследовании: учебно-практическое пособие для студентов педагогических учебных заведений. – Омск: ОмГПУ, 2005. – 125 с. Шелонцев В.А, Шелонцева Л.Н., Ольхович И.П. Анализ результатов педагогического эксперимента: учебное издание. Омск – ООО « Гуманитарный центр Альфа и Омега». – 2008. – 32 с.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.