Содержание
-
Летопись«100 лет учительской династии»
Морохова Лариса Александровна Учитель математикимуниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 50 г. Воронежа Адрес: 394052, г. Воронеж, переулок Туркменский, 14а. Телефон: 76-72-08, 76-72-09, 36-53-72 Электронная почта: laramorojova@rambler.ru
-
100 лет учительской династии
-
«Аз букву ведаю, глаголю добро, добро есть жизнь...».
-
Дедушка Егор Иванович
Егор Иванович Шишков, сын зажиточного крестьянина из подмосковного села, отличавшийся с малых лет сообразительностью и умом, несмотря на запрет отца, уехал учиться в Рязанскую гимназию, после окончания которой вернулся учительствовать в родное село Шарапово и вскоре стал директором школы.
-
Бабушка Александра Сергеевна
Горностаева Александра Сергеевна – моя бабушка - в 1910 году, окончив гимназию, могла бы остаться работать в Москве, но по велению души уехала в известное уже нам глухое село Шарапово учить крестьянских детей. Три её сестры, последовав её примеру, тоже учительствовали.
-
Учительская семья Шишковых
Конечно, они встретились – Горностаева Саша и Шишков Егор. Он уже директор и учитель физики сельской школы, она молоденькая учительница русской словесности. Уже через год они стали мужем и женой. Вдохновлённые общим стремлением образовывать и воспитывать молодое поколение России, они всю жизнь прошли рука об руку, не изменяя этой идее. У них родилось трое детей, о которых я расскажу далее.
-
А жизнь сельского учителя в то время была очень тяжёлой. Зарплата маленькая, своего хозяйства не было. Жили они при школе во флигеле. Ни о каких магазинах и рынках в то время в деревне и не слыхивали. Всё приходилось покупать у односельчан втридорога. Крестьянки приносили в школу молоко, яйца, овощи и приговаривали: «С кого же денег содрать, как не с «уцытельницы». Зажиточный отец Егора Ивановича так и не признал семью сына. Моя мама вспоминает, что когда они с сестрой и братом приходили в дом деда, он недовольно ворчал: «А зачем «уцытельские» дети пришли? Опять побираться?» А её бабушка тайком уводила их в каморку и угощала чёрным хлебом с растительным маслом.
-
Но все эти бытовые проблемы не заслоняли главного, ради чего они работали в школе. Начало педагогической деятельности молодых Егора и Александры совпала с введением в России всеобщего начального образования. Этот проект был представлен I и II Государственным Думам, которые не успели его обсудить. И только III Дума приступила к его обсуждению. В 1-ой статье проекта провозглашалось: «Всем детям обоего пола должна быть предоставлена возможность обучения в правильно организованной школе». Правительство начало выделять средства на нужды народного образования. Егор Иванович и Александра Сергеевна из двухгодичной церковно-приходской школы создали современную по тем меркам семилетку. Вдохновлённые их примером, в школу приехали работать учителя младших классов, математики, географии и даже редкий по тем временам учитель немецкого языка.
-
Я смотрю семейный альбом. Вот эта красивая девушка в строгом гимназическом платье – моя бабушка Александра Сергеевна. Такой она приехала работать учительницей в деревню.
-
А на этой фотографии Александра Сергеевна через двадцать лет. Годы тяжёлого труда сделали своё дело, но она, как всегда, с детьми. Среди этих бедно одетых сельских детей будущие инженеры и учителя, известные учёные и военные. Один из них станет директором Московского станкостроительного завода, другой - конструктором ракетных двигателей - будет работать с Сергеем Королёвым.
-
История моей семьи, как и многих семей России, стала отражением тех политических событий, которые происходили в нашем государстве. В 1917 году в стране произошли революции, которые привели к серьёзным изменениям. Провозглашённый Советской властью курс на ликвидацию безграмотности дал возможность за короткий срок повысить образовательный уровень рабочих и крестьян. Александра Сергеевна вспоминала, как в школу с утра приходили дети, а затем взрослые, стесняясь, трудовыми, заскорузлыми руками выводили буквы и складывали слоги. Ликвидация безграмотности
-
Заслуженная награда
Государство отметило самоотверженный учительский труд Александры Сергеевны высокой наградой – ей был вручён орден Ленина. К сожалению, Егор Иванович рано ушёл из жизни. Но и Егор Иванович и Александра Сергеевна внесены в Книгу Почётных Граждан города Егорьевска, где они работали учителями с 1930 года.
-
Дети Егора Ивановича и Александры Сергеевны
Своих детей они воспитали образованными, талантливыми людьми. Старшая дочь Анна Егоровна пойдёт по стопам родителей и всю жизнь будет работать учительницей русского языка и литературы. На фотографии она после окончания учительского института. Посмотрите, её взгляд устремлён в будущее, она уже видит себя среди учеников.
-
Сын Александры Сергеевны и Егора Ивановича – Николай Георгиевич Шишков - генерал-майор, заместитель главнокомандующего ВВС СССР, участник Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза - тоже не остался в стороне от семейной традиции – преподавал в военной академии.
-
И, наконец, младшая дочь - моя мама Мария Георгиевна, закончив в 1945 году Московский технологический институт, поехала возрождать пищевую промышленность в разорённой гитлеровцами Украине. Она прошла трудовой путь от технолога хлебозавода до Генерального директора управления хлебопекарной промышленности города Львова и Львовской области.
-
Работая Генеральным директором, Мария Георгиевна передавала свой опыт учащимся Львовского техникума пищевой промышленности. Среди её учеников – директора и главные инженеры хлебозаводов, заместитель министра пищевой промышленности Украины. За доблестный труд Мария Георгиевна награждена орденом «Знак почёта»,
-
Семейный альбом опять возвращает нас в прошлое. Моя бабушка Александра Сергеевна уехала из Москвы в глухую провинцию учить детей, и мама Мария Георгиевна, воспитанная её примером, из столицы уехала в далёкий западный город Львов, где по ночам в послевоенном 1945 году ещё хозяйничали бандеровцы. Уехала одна и всю дорогу плакала в поезде. Но судьба знала, что делает. Уже через полгода бабушка на новогоднем вечере случайно познакомилась с демобилизованным после войны старшим лейтенантом Скотниковым Александром Васильевичем, к удивлению оказавшимся её земляком из города Егорьевска. И снова история страны создала историю моей семьи. Мария Георгиевна и Александр Васильевич полюбили друг друга, вскоре поженились и остались жить во Львове.
-
Мой отец Александр Васильевич
Окончив школу, а потом рабфак, мой отец Александр Васильевич поступил в военное лётное училище, откуда был призван на фронт в начале Великой Отечественной войны. Всю войну прошёл в действующей армии, был награждён медалями «За оборону Москвы» и «За оборону Кавказа».
-
Демобилизовавшись, работал военным синоптиком во Львовском аэропорту. Встреча с моей бабушкой, которая выросла в семье с благородными учительскими традициями, изменила его судьбу. Он поступил на географический факультет Львовского государственного университета и 35 лет работал учителем географии и физики в школе.
-
Морохова Лариса Александровна
Оказывается, по наследству могут передаваться не только болезни, но и профессии. Когда меня спросили в шесть лет, кем я хочу быть, когда вырасту, я ответила: «Окончу «урниверситет» и буду учительницей».
-
Как задумала, так и вышло. Вот уже 35 лет я учу детей математике. Работала в вечерней школе рабочей молодёжи, во Львовском техникуме пищевой промышленности, а после переезда в Воронеж - в МОУСОШ № 50. Учитель высшей категории.
-
Мастерство учителя не случайная удача, не счастливые находки, а систематический, кропотливый поиск и труд, часто черновой, будничный, наполненный тревожными раздумьями, открытиями и неудачами.Условия, в которых формировался мой педагогический опыт, поставили меня перед проблемой поиска и внедрения новых продуктивных технологий обучения. С 1985 года при появлении в школах первых персональных компьютеров стремлюсь реализовать огромные возможности компьютерных технологий при обучении математике. Пришлось постигать азы информатики, а затем конструировать методику урока с применением компьютера. Принимала участие в создании первого методического пособия для учителей по информатике. До сих пор являюсь участником многих конкурсов для IT-активных учителей.
-
-
Мой муж Морохов Владимир Александрович
Мой муж закончил Ленинградское морское училище им. Макарова Начальником радиостанции он ходил на многих судах: китобойцах, сухогрузах, пассажирских. Побывал почти во всех странах мира.
-
Сойдя на берег, «морской волк» решил приобрести сухопутную специальность и окончил с отличием Львовский полиграфический институт по специальности инженер-механик. Работал на одном из самых больших и известных телевизорных заводов страны - «Электрон». Уже тогда я уговаривала его перейти на преподавательскую работу, чувствуя в нём большие педагогические способности. Он сопротивлялся вплоть до переезда в Воронеж.
-
Но магнетизм учительской профессии победил, и с 1995 года мой муж работает в профессиональном лицее № 7 города Воронежа. Начинал преподавателем, а теперь он заместитель директора. Педагогические способности помогли ему освоить профессию педагога и достичь высоких результатов в воспитании и образовании молодого поколения. За плодотворный труд в деле воспитания и образованияВладимир Александрович награждёнграмотой Министерства образования РФ. Его портрет находится на доске почёта в ВОИПКРО г. Воронежа.
-
О значительном вкладе Владимира Александровича в успешное внедрение инновационных проектов в профессиональном лицее № 7 писала «Учительская газета» в № 21 от 20 мая 2008 г.
-
«С детства меня окружало маленькое государство, придя в которое один раз, очень трудно уйти. Этим государством для меня была школа, в которой работала моя мама – Морохова Лариса Александровна. Впервые она привела меня в школу, когда мне исполнилось 3 года, и, пока она вела уроки, я тихо сидел за последней партой сначала у неё на уроках, а потом, осмелев, - у других учителей. Поэтому в первый класс я пришёл уже не новичком. Тем более, что мой отец Морохов Владимир Александрович тоже учитель, и я успел побывать на уроках в его лицее. Наш сын Морохов Александр Владимирович В одном из школьных сочинений сын написал:
-
Из поколения в поколение члены моей семьи как эстафету передавали гордое знамя учительской профессии. Они преподавали разные предметы, но их объединяли профессионализм, стремление к творчеству, строгая взыскательность к себе и желание отдавать сердце детям. Я в будущем мечтаю стать экономистом. Думаю, что со временем, достигнув профессионализма в этой области, тоже смогу передавать свои знания молодёжи. Эти мечты мне предстоит воплотить в жизнь. Я буду достоин своей семьи».
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.