Содержание
-
Технологии формирования безопасного поведения у детей дошкольного возраста.
Нестеренко Наталия Владимировна воспитатель ГБОУ шк.№1384 им.А.А.Леманского ДО №2
-
Главной задачей воспитания у детей безопасного поведения должно стать формирование понятия об опасных ситуациях и овладение умением правильно вести себя в тех или иных условиях. Период дошкольного возраста – один из главных этапов становления здоровья и развития навыков безопасного поведения, а также физического и психического статуса, на базе которого закладываются основы безопасного поведения. Именно поэтому развитие навыков безопасного поведения детей дошкольного возраста является острой проблемой в наши дни.
-
Работа строилась в три этапа: Первый этап: выявить уровень сформированности у детей мотивации и знаний о способах безопасного поведения. На данном этапе проводились беседы, наблюдения и анкетирование, которые показали: - что дети знают правила безопасного поведения, но они еще не стали для них убеждениями и привычками. - ответственное и безопасное поведение ассоциируется у ребенка с ролью взрослого. дети убеждены, что только родители способны помочь им быть здоровыми. -соглашаются с утверждением, что только врач, воспитатель и полицейский убережет их от беды и сохранит здоровье. Вывод: дети связывают понятия «здоровье», «безопасность»с конкретными ситуациями болезни или реальной опасности, не осознавая их сущности.
-
Наблюдение, в ходе которого фиксировались следующие показатели: -соблюдение санитарно-гигиенических правил, -навыки питания, -поведения на улице. Вывод: правила здорового образа жизни не выступают для детей естественными, жизненно необходимыми потребностями, и соблюдаются лишь под контролем взрослых.
-
Анкетирование родителей: - стремятся следить за состоянием здоровья детей, -обеспечивают необходимую безопасность жизни своего ребенка, -стараются формировать здоровые привычки у ребѐнка. Однако в силу разных причин такая работа осуществляется в семье нерегулярно, время от времени. Большинство родителей ответили, что не смогли бы назвать себя примером для подражания. Вывод : проведенная работа показала в средний уровень овладения детьми привычками безопасного поведения и низкий уровень мотивации к здоровому образу жизни. Однако, у детей имеются первоначальные представления о безопасности и здоровье, есть интерес к данной теме.
-
Дошкольный возраст характеризуется нарастанием двигательной активности и увеличением физических возможностей ребенка, которые, сочетаясь с повышенной любознательностью, стремлением к самостоятельности, нередко приводят к возникновению опасных ситуаций. Поэтому создание для ребенка условий, позволяющих ему планомерно накапливать опыт безопасного поведения, является актуальной педагогической задачей.
-
На втором этапе: был разработан цикл интегрированных занятий с детьми «Я, мое здоровье и безопасность», направленный на формирование основ безопасности жизни и здоровья детей. По каждому тематическому раздел проводилась определенная работа.
-
При изучении раздела «Ребенок и другие люди»: -рассказывали об опасности контактов с незнакомыми людьми, при этом учитывали, что у детей собственные представления о том, какие взрослые могут представлять опасность, а какие - нет. -рассматривали типичные опасные ситуации контактов с незнакомыми людьми (взрослый приглашает покататься на машине, взрослый угощает конфетой и уговаривает пойти с ним куда-либо). отрабатывали защитные формы поведения. дети узнавали о том, что опасности могут подстерегать на улице, в подъезде, дома, и в связи с этим нужно выполнять ряд правил: нельзя уходить далеко от дома, заходить в лифт с незнакомыми людьми, открывать дверь незнакомым людям. разыгрывали различные ситуации: ребенок дома один, ребенок дома с взрослыми, ребенок с друзьями.
-
В разделе «Ребенок дома» : делили все потенциально опасные для детей предметы на три группы: предметы, которыми категорически запрещается пользоваться (спички, газовые плиты, электроприборы);предметы, с которыми, в зависимости от возраста детей, нужно научиться пользоваться (нож, иголка, ножницы);предметы, которые взрослый должен хранить в недоступных для детей местах. Для обучения навыкам пользования предметами второй группы организовывалиспециальные обучающие занятия по выработке соответствующих навыков в зависимости от возраста детей. проблемы безопасности детей по обращению с предметами третьей группы и правила их хранения стали содержанием работы с родителями.
-
В ходе в нашей работы приоритетным направлением было содержание раздела «Здоровье ребенка»: -объясняли детям, что здоровье – это одна из главных ценностей жизни, -знакомили детей с тем, как устроен организм человека, -предлагали послушать с помощью фонендоскопа биение сердца. -в целях формирования представлений о ценности здорового образа жизни рассказывали детям о значении и необходимости проведения дыхательной гимнастики, массажа, физиотерапии, -проводили цикл познавательных бесед «Правила поведения на воде», «Воздух и здоровье»,«Для чего мы чистим зубы», «Правила приѐма пищи», «Зеленая аптека» и др.
-
Для формирования у детей осознанного выполнения элементарных правил здоровьесбережения применялся целый комплекс средств: -физкультминутки и паузы, -эмоциональные разрядки - минутки покоя, -гимнастика(после сна, пальчиковая, зрительная, дыхательная, корригирующая), -зрительные паузы, -музыкотерапия, -подвижные и спортивные игры, -массаж и самомассаж, психогимнастика и др.
-
В своей работе мы широко применяли арт-технологию- технология педагогического воздействия, основанная на изобразительном искусстве. В широком понимании арт-технология включает в себя различные технологии, воздействующую на развитие личности посредствомискусства: валеологическая сказка, танец, музыка, психодрама и др. С помощью валеологической сказки, через игры-драматизации, ролевые игры, вечера загадок и волшебных превращений, воспитывали у детей основы двигательной культуры, привычки к рациональному питанию, закаливанию, соблюдению гигиенических норм, отказ от вредных привычек способствующих укреплению здоровья. Комплексное использование всех этих средств способствовало развитию психологической комфортности детей, обеспечивало их эмоциональное благополучие, снимало умственное напряжение.
-
На третьем этапе: была проведена итоговая оценка, направленная на выявление результативности работы. Формами подведения итогов были: викторины, участие в конкурсах и соревнованиях, контрольные занятия мониторинг учебной деятельности. Полученные результаты показали положительную динамику в освоении детьми основ безопасности жизнедеятельности.
-
Методы ознакомления детей с основами безопасности: Метод сравнения. Дети могут сравнить: огонь это хорошо или огонь это плохо. Метод моделирования ситуаций. Дети учатся располагать предметы в пространстве, соотносить их, «читать» карту. Задания типа «Составим план-карту групповой комнаты, отметим опасные места красными кружочками». Метод повторения. Важнейший дидактический принцип, без применения которого нельзя говорить о прочности усвоения знаний и воспитании чувств. На занятии он может выступать как ведущий метод или методический приём. От детей требуется умение повторить то, что они усвоили. Повторение приводит к появлению обобщений, способствует самостоятельному формулированию выводов, повышает познавательную активность.
-
Экспериментирование и опыты. Дает ребенку возможность самостоятельно находить решение, подтверждение или опровержение собственных представлений. Ценность этого метода в том, что он дает ребенку возможность самостоятельно находить решение, подтверждение или опровержение собственных представлений. Игровые приемы. Одним из приемов может быть воображаемая ситуация: воображаемое путешествие к древним людям, встреча с воображаемыми героями и т. п. «К нам в гости пришел Незнайка, давайте ему расскажем об опасных ситуациях в группе и дома». Игровое «как будто…» раскрепощает детей, снимает обязательность изучения и делает этот процесс естественным и интересным. Придумывание сказок на разные темы. Придумаем сказку «Как я спасал куклу от пожара…о доме, где я живу и где много электрических приборов…». Повышению активности детей помогают игры-драматизации, которые можно включать в занятия. Сильное воздействие на чувства оказывает сочетание разнообразных средств на одном занятии. Таким образом, ребенок знакомится с основами безопасности с помощью разнообразных средств.
-
В воспитании детей неоспорима роль семьи. Важно, чтобы родители осознали, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо правила поведения, если они сами не всегда ему следуют. Формы работы с родителями: родительские собрания, беседы, анкетирование, тренинги, консультации. Темы: «Не оставляйте детей без присмотра». «Что нужно делать при пожаре». «Как устанавливать елку». «Как вести себя во время пожара». «Предметы, требующие осторожного обращения». «Обращение с электрическими приборами». «Правила поведения при пожаре».
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.