Содержание
-
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение Детский сад общеразвивающего вида «Солнышко» с.Боровиха Проект «Формирование основ безопасной жизнедеятельности дошкольников через совместную деятельность и организацию предметно – развивающей среды в ДОУ» Воспитатель первой квалификационной категории Терпугова Н.В.
-
Жизнь и здоровье ребенка - важнейший приоритет для каждого человека. Одним из условий их сохранения является обеспечение безопасности, создание условий, в которых минимизированы риски травм, заболеваний, гибели детей и молодежи.
-
Пояснительная записка
Самое главное – здоровье и жизнь ребёнка. Часто втягиваясь в круговорот повседневности, мы забываем о том, сколько неожиданных опасностей подстерегает человека на жизненном пути. Наша беспечность и равнодушное отношение к своему здоровью зачастую приводят к трагедии. А ведь человек может предотвратить беду, уберечь себя и своих близких от опасности, если будет владеть элементарными знаниями основ безопасности жизнедеятельности. Знания эти формируются в процессе воспитания, следовательно, обучение детей безопасности их жизнедеятельности является актуальной педагогической задачей.
-
Федеральные государственные требования – образовательная область « Безопасность»
Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности через решение следующих задач: формирование представлений об опасных для человека ситуациях и способах поведения в них; приобщение к правилам безопасного поведения; передача детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства; формирование осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека ситуациям.
-
Мы провели диагностику ЗУН детей по основам безопасности, которая показала, что (диаграмма)
38 % -воспитанников плохо владеют информацией о собственной безопасности; 23 % - не знают как вести себя в опасных ситуациях; -39 % - знают правила, но не применяют их. Провели анкетирование родителей (предлагается анкета).
-
Результаты показали, что родители заинтересованы в обеспечении безопасности своих детей, но не всегда знают как и что следует предпринять. С учетом этого я поставила перед собой задачу: -научить воспитанников адекватному поведению в сложных, опасных ситуациях, повысить их компетентность в вопросах личной безопасности. В рамках реализации этого проекта мною разработано: -перспективное планирование (раздать посмотреть планы); -были проведены консультации для родителей. Реализация проекта осуществлялась в течение учебного года тремя блоками Незнакомые люди Пожарная безопасность Безопасная дорога
-
Ежегодно в России более одной тысячи детей гибнут и около 25 тысяч получают различные травмы в дорожных происшествиях. Одна из задач воспитания и обучения детей в ДОУ – подготовка ребенка к процессу обеспечения личной безопасности (самосохранению). Каждый 14-й пожар происходит вследствие детской шалости. Ежегодно в них гибнут сотни детей. Согласно статистике МВД РФ , в России ежегодно находится в розыске более 350 тысяч детей. Судьбу каждого пятого выяснить так и не удается. По данным российского отделения Детского фонда ООН ЮНИСЕФ, за последние несколько лет количество пропавших в стране детей увеличилось на 25 %. Особую роль при создании обучающей среды играет использование технологий и методов обучения. Здесь Важно отметить роль игровых технологий, а в качестве основных методов обучения рекомендуется использовать методы проблемного изложения информации и моделирования.
-
Основные разделы затрагивающих основные сферы жизни ребёнка. Ребенок и природа Ребенок дома Эмоциональное благополучие ребенка Здоровье ребенка Ребенок на улице Ребёнок и другие люди
-
Познавательно-творческий долгосрочный Сроки реализации проекта: учебный год Работа с детьми по обучению правилам безопасного поведения на дорогах, на улице, дома, с незнакомыми людьми и т.д. осуществляется через: Тематические занятия; Беседы; Чтение художественной литературы; Рассматривание картин, плакатов; Дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые игры; Целевые прогулки; Развлечения; Конкурсы рисунков; Изготовление атрибутов для игр.
-
о
На данный момент наиболее оптимальный вариант – это учебно-методическое пособие по «Основы безопасности и жизнедеятельности» детейдошкольного возраста Авдеева Н.Н., Князева Н.Л., Стеркина Р.Б. Оно включает программу для дошкольных образовательных учреждений и систему развивающих заданий. Задания предполагают разные формы взаимодействия детей и взрослых и направлены на формирование основ экологической культуры, ценностей здорового образа жизни, осторожного обращения с опасными предметами, безопасного поведения на улице. (недостаток –представляет старший дошкольный возраст) Для повышения дошкольников в вопросах личной безопасности в нашем детском саду разработан проект «Безопасность вашего ребенка». Основная цель проекта – содействие в становлении адекватного поведения дошкольников в опасных ситуациях.
-
В качестве задач проекта были определены:
-знакомство детей с правилами поведения в опасных ситуациях; -формирование навыков безопасного поведения в опасных ситуациях путем участия в различных видах деятельности; -закрепление правил поведения в опасных ситуациях и практических навыков в условиях игрового пространства; -обучение детей применению полученных знаний в конкретных ситуациях; -развитие чувства ответственности за свои поступки; -повышение педагогической компетентности родителей в вопросах безопасности детей.
-
Учебно - воспитательный процесс состоит из трех видов деятельности:
1. Обучение теоретическим знаниям (вербальная информация); 2. Самостоятельная работа (рассматривание иллюстраций, решение ситуативных задач); 3. Практическая отработка умений и навыков безопасного поведения на улицах, дорогах и в транспорте (дидактические, настольно-печатные, сюжетные игры, игры-драматизации).
-
Модель реализации проекта: практические игры – тренинги на развитие у дошкольников навыков безопасного поведения; тематические выставки детских работ: « Мы рисуем улицу», « Мы жить желаем в мире без пожаров» подборка дидактических игр; художественных произведений; рассматривание иллюстраций; сюжетно-ролевые игры; драматизация сказок; подборка занятий, бесед, досугов, развлечений; цикл наблюдений, целевых прогулок; цикл консультаций для педагогов и родителей;
-
Ресурсное обеспечение проекта: уголок ОБЖ; спортивный уголок в группе; дидактические игры, настольно-печатные игры; центр сюжетно-ролевой игры: атрибуты для организации сюжетно- ролевых игр «ПДД», «СКОРАЯ ПОМОЩЬ», «ПОЖАРНАЯ», « АПТЕКА», « ПОЛИКЛИНИКА С РАЗНЫМИ ОТДЕЛЕНИЯМИ». центр литературы: книги о правилах дорожного движения, пожаре, огне, здоровье, произведения К.Чуковского, С.Маршака, С.Михалкова, Г.К.Андерсена, А.Барто и других писателей. Матодическая литература по ОБЖ плакаты, иллюстрации по ОБЖ
-
Основные направления деятельности педагога
Проект реализуется по двум направлениям: совместная деятельность с детьми; взаимодействие с родителями.
-
Участники проекта: дети педагог родители
-
оо
Основные принципы Интегративность Системность Координация деятельности педагогов Приемственность взаимодействия с ребенком в ДОУ и семьей сотрудничество и сотворчество
-
Предметно-развивающая среда: уголок безопасности; познавательно–агитационные материалы; иллюстративные стенды для детей и взрослых. подборка литературы; подборка иллюстрационного материала; информационный уголок для родителей;
-
Iблок проекта (октябрь- ноябрь)Тема: «Незнакомые люди»
– главная задача– расширить знания детей о ситуациях опасности при контакте с незнакомыми людьми.
-
II блок проекта (март- апрель).Тема «Дорожная азбука».
Главными задачами при изучении темы были: -обобщение и систематизация знаний детей о правилах дорожной безопасности; -воспитание у детей чувства ответственности за свои поступки.
-
IIl блок проекта (декабрь, февраль).Тема «Пожарная безопасность».
Задачами педагогов на этом этапе стали:-научить дошкольников правилам поведения во время пожара, а главное – формирование знаний о том, как его не допустить.
-
Проект «Дорожная азбука»
-
Повысить процент воспитанников с устойчивыми навыками безопасного поведения на улицах и дорогах. Цель:
-
Задачи:
1.Создать условия для формирования у воспитанников устойчивых навыков безопасного поведения на дороге. 3.Повысить профессиональную компетентность во внедрении новых ситуационных форм обучения воспитанников. 2.Разнообразить формы работы с родителями, повышающие их личную ответственность за безопасность своих детей.
-
Ожидаемые результаты:
1.Созданы условия для формирования навыков безопасного поведения воспитанников на улице, дороге. 2. Обеспечены условия для предупреждения детского дорожно-транспортного. травматизма. 3. Повышена профессиональная компетентность во внедрении новых ситуационных форм обучения воспитанников. 4. Повышена личная ответственность родителей за безопасность своих детей.
-
Реализация:Образовательная область :«Социализация»
Беседа:«Какие опасности могут быть на дороге» - познакомить детей с правилами дорожного движения закрепить знания о возникновении ДТП Беседа: «Светофор» - обобщить знания детей о светофоре, его предназначении и сигналах Проблемная ситуация:«Случилась беда, позвони по телефону и расскажи». -Закрепление алгоритма телефонного разговора о случившейся беде. Преодоление страха или дискомфорта перед официальным разговором по телефону Беседа: «Пешеходный переход» закреплять знания детей о пешеходном переходе -закреплять правила использования пешеходного перехода Заучивание пословиц , поговорок и стихов
-
Образовательная область:«Познание»
Составление рассказа по картинкам «Кто правильно переходит дорогу?» учить детей составлять рассказ описание Беседа:«Осторожно - машины» -закрепить знания детей о правилах перехода дорги Дидактическая игра «Автомобили» -закреплять правила дорожного движения лото «Регулировщик» закрепить знания детей о деятельности регулировщика игра «Будь внимателен» Развивать зрительное внимание, закреплять знания детей о ПДД Мозаика «Пожарная машина» Рассматривание плакатов по ПДД -закреплять с детьми правила дорожного движения
-
Образовательная область:«Здоровье»
Рассматривание плакатов по ПДД -закреплять с детьми правила дорожного движения Ситуация: «Как вести себя на дороге?» «Что необходимо делать если мяч выкатился на дорогу» -объяснить детям, как необходимо действовать в подобной ситуации Беседа: «Как правильно переходить дорогу» -предложить детям хорошо запомнить эти правила, -помочь им самостоятельно сделать выводы о возможных последствиях при несоблюдении ПДД
-
Образовательная область:«Художественное творчество»
Рисование «Светофор» -учить детей создавать творческую коллективную работу , используя нетрадиционные техники рисования «Мы - пешеходы » учить детей в рисунках передавать впечатления, полученные в совместной деятельности с воспитателем «Мы пассажиры» Лего-конструирование «Проезжая часть» Аппликация из бросового материала «Спецмашины» Лепка «Светофор»
-
Образовательная область:«Чтение художественной литературы»
«Не беги через дорогу», «Подземный переход», «С мамой через дорогу», «Светофор», «Зебра», - познакомить детей с творчеством С.Я Маршака - воспитывать уважение к действиям людей в чрезвычайных ситуациях Б.Житкова«Непослушный пешеход» - познакомить детей с литературным произведением Заучивание стихов С. Маршака «Зебра», П. Юрцина«Светофор».
-
Образовательная область:«Безопасность»
Игровые упражнения: «Чтобы не было беды», «Не беги через дорогу», «Сигналы светофора», «Регулировщик и машины»; Практическая отработка правил дорожного движения; Решение кроссвордов на дорожную тему.
-
Образовательная область:«Физическое воспитание»
П/и: «Веселый трамвайчик», «Срочный груз»; «дорога, транспорт, пешеход, пассажир», «Регулировщик», «К своим знакам» Игры–эстафеты: «Полоса препятствий», «Такси», «Автомобильные обгонялки»; «Передай жезл», «Автомобильные догонялки» Игра-пантомима «Светофорик - светофор»; Физкультминутки на дорожную темутему Досуг «Дорожная азбука» Закрепить знания детей о: - соблюдении правил дорожног движения и поведении на дорогах - светофоре, его предназначении и сигналах Развивать ловкость. Быстроту, навыки лазания, выносливость Создать положительный эмоциональный настрой
-
Образовательная область:«Музыка»
Разучивание песни «Дорога» Слушание музыки Шабровой«Светофор»; Музыкальнаые игры «Воробушки и автомобиль», «Светофорик- светофор»
-
Этапы реализации проекта
I. Подготовительный этап 1.Создание предметной развивающей среды. 2.Подбор методической, художественной литературы. 3.Разработка занятий.
-
Предметно -развивающая среда
-
II. Основной этап
Формы работы с детьми Беседы и разговоры по ПДД Рассматривание иллюстраций, альбомов, картинок Чтение художественной литературы Наблюдения за транспортом и пешеходами Досуги, праздники, развлечения Различные виды игр Художественно-продуктивная деятельность Целевые прогулки к перекрестку
-
Формы работы с воспитанниками:
-
Внимание!
Правильный ответ!
-
о
1. «Пешеходный переход» 2. «Пешеходная дорожка» 3. «Движение запрещено» 4. «Подземный пешеходный переход» 5. «Велосипедная дорожка» 6. «Пересечение с велосипедной дорожкой» 7. «Движение пешеходов запрещено» 8. «Главная дорога» ОТВЕТ
-
1. «Пешеходный переход» 2. «Пешеходная дорожка» 3. «Движение запрещено» 4. «Подземный пешеходный переход» 5. «Велосипедная дорожка» 6. «Пересечение с велосипедной дорожкой» 7. «Движение пешеходов запрещено» 8. «Главная дорога»
-
Кто переходит дорогу, соблюдая ПДД?
ОТВЕТ
-
-
В ящике находятся предметы, которые есть у каждого регулировщика. Назовите их.
о
-
о
-
«Буриме» (фран.сл.) - стихи на заданные рифмы.
рифмы
-
о
нарушитель, водитель стоять, подождать спор, светофор дорога, строго
-
«Правила поведения в общественном транспорте»
-
Методы активизации родителей
Обсуждение разных точек зрения по профилактике детского травматизма Решение проблемных задач в воспитании и формировании навыков безопасного поведения Ролевое проигрывание ситуаций. Тренинговые игровые упражнения и задания. Анализ родителями и педагогами поведения ребенка на улице Обращение к опыту родителей Привлечение к активной деятельности
-
Рассматриваем, изучаем,исследуем, беседуем…
-
Рисуем, конструируем, создаем…
-
Играем…
-
Музыкально-спортивые и спортивные развлечения и игры
о
-
Игровая деятельность по ПДД на территории детского сада
-
Совместная продуктивная деятельность
-
Просмотр мультфильмов,рассматривание иллюстраций,
-
Знакомим с ПДД не только в детском саду но и дома
-
Активная агитация и привлечение к участию родителей
-
Совместное творчество родителей с детьми
-
III Заключительный этап
Досуг «Дорожная Азбука»
-
Детские творческие работы
Выставка рисунков «Наш друг – светофор»
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.