Содержание
-
Тема: «Нормативно-правовое обеспечение качества»
Лекция
-
План:
1. Правовые основы нормирования качества товаров. 2. Права потребителей, объектов в области качества. 3. Ответственность за качество продукции. Формы и виды ответственности изготовителей. Механизм обеспечения прав потребителей и ответственности изготовителей при обеспечении качества.
-
Литература для подготовки к занятиям:
Миронов М.Г. Управление качеством: учеб.пособие / М.Г. Миронов. – М.: Проспект, 2006. – 288 с. Коноплев С.П. Управление качеством: Учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 252с. – (Высшее образование). Михеева Е.Н. Управление качеством: Учебник / Е.Н. Михеева, М.В. Сероштан. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2009. – 708с. Басовский Л. Е. Управление качеством : учебник для вузов / Л. Е. Басовский, В. Б. Протасьев. – М. : ИНФРА-М., 2005. – 212 с.
-
Правовые основы нормирования качества товаров: нормативные документы, устанавливающие требования к качеству продукции
ВОПРОС 1
-
Техническое регулированиеФЗ от 1 июля 2003г.
Правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации на обязательной и добровольной основе
-
Технический регламент
- документ, содержащий обязательные требования к продукции, методам производства, эксплуатации, транспортирования.
-
Виды технического регулирования:
Общие тех. регламенты: Пожарная безопасность; Биологическая безопасность Промышленная безопасность; Безопасность эксплуатации и утилизации машин и оборудования;; Экологическая безопасность. Специальные тех. регламенты Устанавливают конкретные тех. требования для специфических видов продукции
-
Цель технического регламента
Повышение уровня безопасности объектов с учетом риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; Сопоставимость результатов исследований и измерений, технических и экономико-статистических данных.
-
Виды регулирующей деятельности государства
-
Системы технического регулирования
-
Нормативные документы, устанавливающие требования к качеству услуги(продукции) в ИТ сфере
должностная инструкция специалиста по контролю качества информационной системы; национальные стандарты; правила стандартизации, нормы и рекомендации в области стандартизации; стандарты организаций; положение о сертификации средств защиты информации; технические требования; руководства и т.д.
-
Стандартизация
- это один из видов деятельности по установлению норм, правил и характеристик в целях обеспечения: экономии всех видов ресурсов; безопасности продукции, работ и услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества; безопасности хозяйственных объектов с учётом риска возникновения природных и техногенных катастроф и других чрезвычайных ситуаций; технической и информационной совместимости, а также взаимозаменяемости продукции; качества продукции, работ и услуг в соответствии с уровнем развития науки, техники и технологии; единства измерений и т.д.
-
Основные понятия
Стандартизация - процесс установления и применения стандартов. Стандарт- образец, эталон, модель, принимаемые за исходные для сопоставления с ними др. объектов; Стандарт - нормативно-технический документ по стандартизации, устанавливающий комплекс норм, правил, требований к объекту стандартизации и утвержденный компетентным органом.
-
Объекты стандартизации
товары/услуги, нормы, требования, методы, термины, процессы, обозначения и т.д., имеющие перспективу многократного применения, используемые в науке, технике, производстве и т.д.
-
Цели стандартизации:
- защита интересов потребителей и государства по вопросам качества продукции, процессов и услуг.
-
повышения уровня безопасности жизни или здоровья граждан, и содействия соблюдению требований технических регламентов; обеспечения научно-технического прогресса; повышения конкурентоспособности продукции, работ и услуг; рационального использования ресурсов; технической и информационной совместимости; сопоставимости результатов исследований (испытаний) и измерений, технических и экономико-статистических данных; взаимозаменяемости продукции и т.д.
-
Принципы стандартизации:
1.Добровольное применение стандартов. 2.Применение международного стандарта как основы разработки национального стандарта. 3.Сбалансированность интересов сторон, разрабатывающих, изготавливающих, предоставляющих и потребляющих продукцию (услугу).
-
4.Системность стандартизации. 5.Динамичность и опережающее развитие стандарта. 6.Недопустимость создания препятствий производству и обращению продукции, выполнению работ и оказанию услуг в большей степени, чем это минимально необходимо для выполнения целей стандартизации. 7.Эффективность стандартизации. 8.Принцип гармонизации.
-
Основной документ стандартизации
Стандарт – документ, в котором устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов производства, выполнения работ или оказания услуг. (требования к упаковке, маркировке, этикетке и т.д.)
-
Международная организация по стандартизации (ISO)
- международная неправительственная организация, осуществляющая разработку международных стандартов и сотрудничество в области стандартизации. Учреждена в 1946 в Лондоне на совещании представителей 25 стран.
-
Нормативные документы стандартизации РФ:
национальные стандарты («ГОСТ Р»,); межгосударственные стандарты (ГОСТ); правила стандартизации, нормы и рекомендации в области стандартизации; общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации (ОКТЭСИ); стандарты организаций (СТП).
-
Категории стандартов
МС ИСО; Стандарты EIN ГОСТ, ГОСТ Р СТО – стандарт организации (СТП – стандарт предприятия)
-
Виды стандартов
Основополагающие На продукцию и услуги На процессы (упаковка, маркировка, транспортирование, хранение, производство) На методы испытаний (в т.ч. определение сортности, определение конкретных показателей качества)
-
Обозначение стандартов
Основополагающие: ГОСТ 4.12 - Система показателей качества продукции. Обувь. Номенклатура показателей ГОСТ 12.4.018 – Система стандартов безопасности труда. Обувь специальная кожаная. Номенклатура показателей качества
-
ГОСТ 12566-88** Изделия швейные бытового назначения. Определение сортности ГОСТ – категория - государственный стандарт 12566 – регистрационный номер 88 – год утверждения ** - наличие изменений
-
Технические условия
нормативные документы, устанавливающие требования к конкретной разновидности продукции и услуги
-
Направления стандартизации
Комплексная стандартизация Опережающая стандартизация – закрепление в стандартах повышенных требований к объекту Перспективная стандартизация – разработка перспективных стандартов, учитывающих результаты НИР, прогнозирования, испытаний, открытий, изобретений
-
Технические условия
нормативные документы, устанавливающие требования к конкретной разновидности продукции и услуги
-
Оценка соответствия
- прямое или косвенное определение соблюдения требований, предъявляемых к объекту. Формы оценки соответствия: контроль(надзор гос-ва); аккредитация; испытания, регистрация, подтверждение соответствия и т.д.
-
-
Добровольное подтверждение соответствия (сертификация)
Осуществляется по инициативе заявителя на соответствие стандартам, стандартам организации и т.д. Знак соответствия – регистрация федеральным органом исп. Власти по тех. регулированию.
-
Обязательное подтверждение соответствия
Осуществляется в формах декларирования соответствия или обязательной сертификации. Осуществляется в случаях установленных спец. тех регламентами.
-
Декларирование соответствия
форма подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов, проводимая на основе принятия декларации на основании собственных доказательств собственных доказательств, доказательств, полученных с участием органа по сертификации (третьей стороны)
-
-
Сертификация
форма подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов и НТД проводимая на основе доказательств, полученных с участием органа по сертификации (третьей стороны)
-
-
Виды сертификации
Обязательная сертификация Добровольная сертификация
-
Порядок проведения сертификации
-
Знак обращения на рынке
-
-
Знаки соответствия Европейских стран
-
-
Возможные схемы сертификации услуг
-
-
Органы и службы систем стандартизации РФ
Региональные органы Государственной метрологической службы (Центр стандартизации и метрологии ЦСМ), поверка средств измерения.
-
ФЗ «Об обеспечении единства измерений»
устанавливает правовые основы обеспечения единства измерений в РФ
-
Государственное управление деятельности по обеспечению единства измерений РФ осуществляет Комитет РФ по стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандарт России).
-
Основные понятия Закона:
единство измерений средство измерений для измерений; государственный эталон единицы величины; метрологическая служба; метрологический контроль и надзор; поверка средства измерений и т.д.
-
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕТРОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ И НАДЗОР ВКЛЮЧАЕТ:
утверждение типа средств измерений; поверку средств измерений, в том числе эталонов; лицензирование деятельности юридических и физических лиц по изготовлению и ремонту средств измерений.
-
Сферы распространения государственного метрологического контроля и надзора распространяются на :
здравоохранение, ветеринарию, охрану окружающей среды, обеспечение безопасности труда; торговые операции; государственные учетные операции; обеспечение обороны государства; геодезические и гидрометеорологические работы; банковские, налоговые, таможенные и почтовые операции; производство продукции, поставляемой по контрактам для государственных нужд в соответствии с законодательством РФ и т.д.;
-
Нормативно-правовые акты стандартизации:
I уровень - Техническое законодательство РФ. II уровень - Государственные стандарты и общероссийские классификаторы технико-экономической информации. III уровень - Стандарты отрасли и стандарты научно-технических обществ. IV уровень - Стандарты предприятий и технические условия.
-
Правовая основа ГСС РФ:
«О стандартизации», «Об обеспечении единства измерений», «О сертификации продукции и услуг». «Законе об охране прав потребителей». Пример: в США на защиту интересов потребителей принято
-
Гос. контроль осуществляются территориальными органами (ЦСМ); государственными инспекторами по надзору за исполнением требований государственных стандартов Государственный контроль и надзор ЦСМ включает: согласование планов проверок, проведение комплексных совместных проверок, обмен информацией о результатах проверок, выпуск совместных информационных материалов.
-
Право контролировать выполнение требований стандартов
комитеты, службы экологии, служба противопожарной безопасности, охраны труда, охраны здоровья, горного дела, транспорта, торговли, архитектуры и строительств а и т. д.
-
Основная форма деятельности ГКиН
выборочная проверка (акт проверки, выдача предписаний о наложении штрафов). направление информации о нарушениях органам исполнительной власти, общественным организациям потребителей.
-
Права потребителей объектов в области качества
ВОПРОС 2
-
Закон «О защите прав потребителей»
регулирует отношения, возникающие между потребителями и продавцами, устанавливает права потребителей, обеспечивает защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.
-
Структура обращений потребителей по сферам потребительского рынка
-
Мотивы обращений потребителей в сфере розничной торговли
-
Структура обращений по группам непродовольственных товаров
-
Общие положения Закона
Отношения в области защиты прав потребителей регулируются ГК РФ. Право потребителей на просвещение в области защиты прав потребителей (гос. стандарты, гос. программы); Качество товара (работы, услуги). Права и обязанности изготовителя исполнителя, продавца) в области установления срока службы, срока годности товара (работы), а также гарантийного срока на товар (работу), пример (На продукты питания, парфюмерно-косметические товары, медикаменты, товары бытовой химии и т.д.);
-
Обязанность изготовителя обеспечить возможность ремонта и технического обслуживания товара; Право потребителя на безопасность товара (работы, услуги); Право потребителя на информацию об изготовителе (исполнителе, продавце) и о товарах (работах, услугах); Информация об изготовителе (регистрация, лицензия, адрес и т.д.); Информация о товарах (работах, услугах) (свойства, срок годности, цена, состав, технический регламент и т.д.); Режим работы продавца (исполнителя); Ответственность изготовителя (исполнителя, продавца) за ненадлежащую информацию о товаре (работе, услуге);
-
Ответственность изготовителя (исполнителя, продавца) за ненадлежащую информацию о товаре (работе, услуге) и за нарушение прав потребителей (штраф 50% от суммы); Имущественная ответственность за вред, причиненный вследствие недостатков товара (работы, услуги); Компенсация морального вреда; Недействительность условий договора, ущемляющих права потребителя; Судебная защита прав потребителей;
-
ст.18 Общие положения Закона
Права потребителя при обнаружении в товаре недостатков: замена, уменьшение покупной цены, устранение недостатков, возврат уплаченной суммы, проверка качества товара, проведение экспертизы); По технически сложным товарам до 15 дней; Отсутствие у потребителя чека не является основанием для отказа в удовлетворение требований.
-
Перечень технически сложных товаров
Автотранспортные средства и номерные агрегаты к ним Мотоциклы, мотороллеры ; Снегоходы Катера, яхты, лодочные моторы Холодильники и морозильники Стиральные машины автоматические Персональные компьютеры с основными переферийными устройствами Тракторы сельскохозяйственные, мотоблоки, мотокультиваторы
-
Статья 19.
Сроки предъявления потребителем требований в отношении недостатков товара: в течение срока годности; в течение гарантийного срока; в течение 2 лет, при отсутствии сроков. если гарантийный срок составляет менее 2 лет, а недостатки обнаружились в течение 2 лет. Гарантийный срок, срок службы может исчисляться: со дня передачи товара потребителю; с начала сезона; со дня доставки.
-
Общие положения Закона
Устранение недостатков товара изготовителем (продавцом) осуществляется: по согласованию сторон; без согласования не более 45 дней. Для товаров длительного пользования, предоставление в 3-х дневный срок безвозмездно на период ремонта товара
-
Товары длительного пользования
1) товары, изделия, используемые потребителями в течение нескольких месяцев, лет: Товары для детей; Оборудование и приборы для отопления и горячего водоснабжения, сантехника; Предметы обстановки дома; Хозяйственные товары (электробытовые товары); Культтовары; Автомобили Капитальные блага.
-
Общие положения Закона
Замена товара ненадлежащего качества осуществляется: в течение 7 дней; Если для замены товара длительного пользования требуется более 7 дней, по требованию потребителя, продавец в течение 3-х дней должен безвозмездно предоставить во временное пользование на время замены товар, обладающий этими же свойствами; При дополнительной проверке качества товара – 20 дней; При отсутствии необходимого для замены товара, в течение 1 месяца. Товар ненадлежащего качества заменяется на новый товар.
-
Сроки удовлетворения отдельных требований потребителя (при ненадлежащей информации, ненадлежащем качестве товара) удовлетворяются в течение 10 дней со дня требования потребителя;
-
Ответственность за просрочку выполнения требований потребителя (неустойка 1 % за каждый день просрочки); Расчеты с потребителем в случае приобретения им товара ненадлежащего качества (при замене товара на ту же марку, перерасчет не производится).
-
Право потребителя на обмен товара надлежащего качества (в течение 14 дней) кроме:
-
Перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектацииутв. Постановление Правительства РФ от 19 января 1998 г. № 55. С изменениями от 20 октября 1998г., 6 февраля 2002 г. )
Товары для профилактики и лечения заболеваний в домашних условиях, лекарственные препараты; Предметы личной гигиены; Парфюмерно-косметические товары; Текстильные товары (отпускаемые на метраж); Швейные и трикотажные изделия (изделия швейные и трикотажные бельевые, изделия чулочно-носочные); Изделия и материалы, контактирующие с пищевыми продуктами Товары бытовой химии, пестициды и агрохимикаты Мебель бытовая; Изделия из драгоценных металлов;
-
Перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации
Автомобили и мотовелотовары, прицепы и номерные агрегаты к ним; мобильные средства малой механизации сельскохозяйственных работ; прогулочные суда и иные плавсредства бытового назначения; Технически сложные товары бытового назначения, на которые установлены гарантийные сроки: станки металлорежущие деревообрабатывающие бытовые; электробытовые машины и приборы; бытовая радиоэлектронная аппаратура; бытовая вычислительная и множительная техника; фото- и киноаппаратура; телефонные аппараты и факсимильная аппаратура; электромузыкальные инструменты; игрушки электронные; бытовое газовое оборудование и устройства);
-
Гражданское оружие, основные части, патроны к нему; Животные и растения; Непериодические издания.
-
Перечень технически сложных товаров, в отношении которых требования потребителя об их замене подлежат удовлетворению в случае обнаружения в товарах существенных недостатков
Автотранспортные средства и номерные агрегаты к ним Мотоциклы, мотороллеры Снегоходы Катера, яхты, лодочные моторы Холодильники и морозильники Стиральные машины автоматические Персональные компьютеры с основными переферийными устройствами Тракторы сельскохозяйственные, мотоблоки, мотокультиваторы
-
ПЕРЕЧЕНЬ ТОВАРОВ, КОТОРЫЕ ПО ИСТЕЧЕНИИ ОПРЕДЕЛЕННОГО ПЕРИОДА МОГУТ ПРЕДСТАВЛЯТЬ ОПАСНОСТЬ ДЛЯ ЖИЗНИ, ЗДОРОВЬЯ ПОТРЕБИТЕЛЯ, И СЧИТАЮТСЯ НЕПРИГОДНЫМИ ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПО НАЗНАЧЕНИЮ
Продовольственные товары Продукция хлебопекарной промышленности Изделия бараночные Изделия сухарные Пироги, пирожки и пончики Изделия кондитерские сахаристые Конфеты глазированные (шоколадной и шоколадно-молочной глазурью) Конфеты глазированные помадой, сахарной и жировой глазурью и неглазированные Жевательная резинка Шоколад и шоколадные изделия Ирис Халва и т.д.
-
Непродовольственные товары Товары для профилактики и лечения заболеваний в домашних условиях Лечебно-профилактические средства Воды минеральные лечебные и лечебно-столовые Косметические средства по уходу за зубами и полостью рта Парфюмерно-косметические товары Наборы косметические Продукция косметическая Товары бытовой химии Средства моющие Средства для отбеливания, подсинивания и аппретирования изделий из тканей Средства для очистки и полировки Средства по уходу за автомобилями, мотоциклами и велосипедами Средства клеящие и т.д.
-
ПЕРЕЧЕНЬ ТОВАРОВ ДЛИТЕЛЬНОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ, В ТОМ ЧИСЛЕ КОМПЛЕКТУЮЩИХ ИЗДЕЛИЙ (ДЕТАЛЕЙ, УЗЛОВ, АГРЕГАТОВ), КОТОРЫЕ ПО ИСТЕЧЕНИИ ОПРЕДЕЛЕННОГО ПЕРИОДА МОГУТ ПРЕДСТАВЛЯТЬ ОПАСНОСТЬ ДЛЯ ЖИЗНИ, ЗДОРОВЬЯ ПОТРЕБИТЕЛЯ, ПРИЧИНЯТЬ ВРЕД ЕГО ИМУЩЕСТВУ ИЛИ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЕ И НА КОТОРЫЕ ИЗГОТОВИТЕЛЬ ОБЯЗАН УСТАНАВЛИВАТЬ СРОК СЛУЖБЫ
Товары для детей Игрушки; коляски и велосипеды детские, узлы и детали к ним; видеоигры; персональные бытовые компьютеры детские Товары для профилактики и лечения заболеваний в домашних условиях Инструменты, приборы и аппараты медицинские; Оборудование и приборы для отопления и горячего водоснабжения, сантехника Предметы обстановки дома Хозяйственные товары (Электробытовые товары)
-
ПЕРЕЧЕНЬ ТОВАРОВ ДЛИТЕЛЬНОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ, В ТОМ ЧИСЛЕ КОМПЛЕКТУЮЩИХ ИЗДЕЛИЙ (ДЕТАЛЕЙ, УЗЛОВ, АГРЕГАТОВ), КОТОРЫЕ ПО ИСТЕЧЕНИИ ОПРЕДЕЛЕННОГО ПЕРИОДА МОГУТ ПРЕДСТАВЛЯТЬ ОПАСНОСТЬ ДЛЯ ЖИЗНИ, ЗДОРОВЬЯ ПОТРЕБИТЕЛЯ, ПРИЧИНЯТЬ ВРЕД ЕГО ИМУЩЕСТВУ ИЛИ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЕ И НА КОТОРЫЕ ИЗГОТОВИТЕЛЬ ОБЯЗАН УСТАНАВЛИВАТЬ СРОК СЛУЖБЫ
Культтовары Бытовая радиоэлектронная аппаратура; бытовая вычислительная и множительная техника; музыкальные инструменты Спортивные товары, прогулочные суда и плавсредства ; Изделия спортивного назначения; прогулочные суда и плавсредства бытового назначения, агрегаты, узлы и детали к этим судам и плавсредствам Технические средства для домашнего содержания животных и по уходу за растениями Принадлежности для домашнего содержания рыб, птиц и зверей; средства малой механизации садово-огородные .
-
Единый перечень продукции,подлежащей обязательной сертификации от 01.12.09 г. N 982)
Электроэнергия Нефтепродукты светлые. Альтернативные виды топлива Масла смазочные (нефтяные) Изделия медицинские, санитарно-гигиенические и предметы ухода за больными; Котлы; Оборудование для освещения вентиляции и пылеподавления и т.д……
-
Общие положения Закона
Правила продажи отдельных видов товаров Сроки выполнения работ (оказания услуг) Последствия нарушения исполнителем сроков выполнения работ (оказания услуг) (отказ от услуги, уменьшение цены, новый срок исполнения работ и т.д.)
-
Права потребителя при обнаружении недостатков выполненной работы (оказанной услуги): уменьшение цены, устранение недостатков и т.д. Сроки устранения недостатков выполненной работы (оказанной услуги) Сроки удовлетворения отдельных требований потребителя
-
Что такое ответственность за качество продукции?
- обязательства, возлагаемые на изготовителя или других лиц, по возмещению ущерба из-за нанесения травм, повреждения собственности или другого вреда, вызванного продукцией.
-
Форма защиты права:
судебный; внесудебный порядок. Способы защиты прав потребителей: самозащита права, изменение или прекращение правоотношения, возмещение убытков, взыскание неустойки возмещение морального вреда.
-
Вопросы для самостоятельного изучения:
Ответственность за качество продукции. Формы и виды ответственности изготовителей. Механизм обеспечения прав потребителей и ответственности изготовителей при обеспечении качества.
-
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Все можно сделать лучше, чем делалось до сих пор ГЕНРИ ФОРД
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.