Презентация на тему "Делинквентное поведение"

Презентация: Делинквентное поведение
Включить эффекты
1 из 28
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
2.5
2 оценки

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Презентация для студентов на тему "Делинквентное поведение" по педагогике. Состоит из 28 слайдов. Размер файла 0.25 Мб. Каталог презентаций в формате powerpoint. Можно бесплатно скачать материал к себе на компьютер или смотреть его онлайн с анимацией.

Содержание

  • Презентация: Делинквентное поведение
    Слайд 1

    Делинквентное поведение

  • Слайд 2

    Делинквентное поведениеребенка

  • Слайд 3

    Делинквентность её особенности

    Поведение, сопряженное с риском, иногда принимает формы противозаконных действий. Правонарушения по своей значимости варьируют о магазинных краж и вандализма до разбойных нападений, изнасилований и убийств. Лиц моложе 16 или 18 лет, совершающих преступные действия, называют делинквентами.

  • Слайд 4

    В некоторые моменты своей жизни большинство детей вовлекаются в отдельные формы делинквентного поведения. Очень распространены кражи, а так же умеренные акты вандализма – разрушение или осквернение собственности. Трудности возраста Рано или поздно большинство подростков втягиваются в деструктивное поведение, связанное с риском Генетические, социологические и психологические факторы обуславливающие делинквентность

  • Слайд 5

    Особенность подросткового возраста в том и состоит, что внешне и по своим притязаниям это взрослый, а по внутренним особенностям и возможностям это во многом еще ребенок. Отсюда сохраняющаяся у подростка потребность в ласке, внимании, интерес к играм, забавам, возне друг с другом. Наряду с этим, вместе с чувством взрослости у подростка пробуждается и активно формируется самосознание, обостренное чувство собственного достоинства, осознание половой принадлежности. Подростку свойственна повышенная критичность. Если, будучи ребенком, он на многие события в окружающем мире не обращал внимания или был снисходителен в своих оценках, то став подростком, он начинает переоценивать давно знакомое и привычное, вынося собственные суждения, нередко очень прямолинейные, категоричные и бескомпромиссные.

  • Слайд 6

    Подростковый возраст, по словам Л.С.Выготского, представляет собой совокупность условий, в высшей степени предрасполагающих к воздействию различных психотравмирующих факторов. Самыми сильнодействующими из них являются недостойное поведение родителей, конфликтные взаимоотношения между ними, наличие у них недостатков, унизительных с точки зрения подростка окружающих, оскорбительное отношение к подростку, проявления недоверия или неуважения к нему. Все это не просто осложняет учебно-воспитательную работу с ними, но и делает ее порой практически невозможной. У подростка на этой почве могут возникнуть различные отклонения в поведении.

  • Слайд 7
  • Слайд 8

    девиантное поведение подростков

    Отклоняющееся поведение имеет сложную природу, обусловленную самыми разнообразными факторами, находящимися в сложном взаимодействии и взаимовлиянии. Человеческое развитие обусловлено взаимодействием многих факторов: наследственности, среды, воспитания, собственной практической деятельности человека. Можно выделить основные факторы, обусловливающие девиантное поведениенесовершеннолетних. 1. Биологические факторы выражаются в существовании! неблагоприятных физиологических или анатомических особенностей организма ребенка, затрудняющих его социальную адаптацию.

  • Слайд 9

    —генетические, которые передаются по наследству. Это могут быть нарушения умственного развития, дефекты слуха и зрения, телесные пороки, повреждения нервной системы. — психофизиологические, связанные с влиянием на организм человека психофизиологических нагрузок, конфликтных ситуаций, химического состава окружающей среды, новых видов энергии, приводящих к различным соматическим, аллергическим, токсическим заболеваниям. — физиологические, включающие в себя дефекты речи, внешнюю непривлекательность, недостатки конституционно-соматического склада человека, которые в большинстве случаев вызывают негативное отношение со стороны окружающих, что приводит к искажению системы межличностных отношений ребенка в среде сверстников, коллективе.

  • Слайд 10

    2. Психологические факторы, в которые включаются наличие у ребенка психопатологии или акцентуации (чрезмерное усиление) отдельных черт характера. Эти отклонения выражаются в нервно-психических заболеваниях, психопатии, неврастении, пограничных состояниях, повышающих возбудимость нервной системы и обусловливающих неадекватные реакции подростка.

  • Слайд 11

    В каждый период развития ребенка, формируются некоторые психические качества, черты личности и характера. У подростка наблюдается два процесса развития психики: либо отчуждение от той социальной среды, где он живет, либо приобщение. Если в семье ребенок чувствует недостаток родительской ласки, любви, внимания, то защитным механизмом в этом случае будет выступать отчуждение

  • Слайд 12

    Характерологические подростковые реакции, такие как отказ, протест, группирование, являются, как правило, следствием эмоционально зависимых, дисгармоничных семейных отношений. В случае несформированности системы нравственных ценностей подростка сфера его интересов начинает принимать преимущественно корыстную, насильственную, паразитическую или потребительскую направленность. Для таких подростков характерен инфантилизм, примитивность в суждениях, преобладание развлекательных интересов. Эгоцентрическая позиция подростка с демонстрацией пренебрежительного отношения к существующим нормам и правам другого человека приводит к «отрицательному лидерству», навязыванию физически более слабым сверстникам системы их «порабощения»,

  • Слайд 13

    3. Социально-педагогические факторы выражаются в дефектах школьного, семейного или общественного воспитания, в основе которых лежат половозрастные и индивидуальные Такие дети, как правило, изначально бывают плохо подготовлены к школе, негативно относятся к домашним заданиям, выражают безразличие к школьным оценкам, что говорит о их учебной дезадаптации.

  • Слайд 14

    Учебная дезадаптация школьника проходит в своем развитии следующие стадии: учебной декомпенсации — состояния ребенка, характеризующееся возникновением затруднений в изучении одного или нескольких предметов при сохранении общего интереса к школе; школьной дезадаптации — состояния ребенка, когда наряду с возрастающими трудностями в обучении на первый план выступают нарушения поведения, выраженные в виде конфликтов с педагогами, одноклассниками, пропусков занятий; социальной дезадаптации — состояния ребенка, когда отмечается полная утрата интереса к учебе, пребыванию в школьном коллективе, уход в асоциальные компании, увлечение спиртными напитками, наркотиками;

  • Слайд 15

    4. Социально-экономические факторы, включают социальное неравенство; расслоение общества на богатых и бедных; обнищание значительной массы населения, ограничение социально приемлемых способов получения достойного заработка; безработицу; инфляцию и, как следствие, социальную напряженность.

  • Слайд 16

    Жестокому обращению дети подвергаются в семье, на улице, в школе, детских домах, больницах и других детских учреждениях. Дети, которые подверглись таким действиям, лишены чувства безопасности, необходимого для их нормального развития. Тип реагирования детей и подростков на жестокое обращение зависит от возраста ребенка, черт его личности, социального опыта. Наряду с психическими реакциями (страх, нарушение сна, аппетита и пр.), наблюдаются различные формы нарушения поведения: повышение агрессивности, выраженная драчливость, жестокость или неуверенность в себе, робость, нарушение общения со сверстниками, снижение самооценки. что большинство детей, переживших в детстве жестокое обращение (насилие) взрослых, склонны воспроизводить его, выступая уже в роли насильника и мучителя.

  • Слайд 17

    Предпосылки девиантногоповедения

    В подростковом возрасте у ребенка проявляется потребность в познании самого себя. Ответ на вопрос «Кто я?» часто мучает подростка. Он проявляет интерес к самому себе, у него формируются собственные взгляды и суждения; появляются собственные оценки на те или иные события и факты; он пытается оценить свои возможности и поступки, сопоставляя себя со сверстниками и их действиями. В этом возрасте происходит временное психологическое отдаление подростка от семьи и школы, их значение в становлении личности подростка снижается, тогда как влияние сверстников усиливается. Зачастую он стоит перед выбором между официальным коллективом и неформальной группой общения.

  • Слайд 18

    Значительно изменяются интересы подростка по сравнения сребенком младшего возраста. Наряду с любознательностью и стремлением к творческой деятельности, для него характерна разбросанность и неустойчивость интересов. Таким образом, можно выделить характерные особенности подросткового возраста: эмоциональная незрелость, недостаточно развитое умение контролировать собственное поведение, соразмерять желания и возможности в удовлетворении своих потребностей, повышенная внушаемость, желание самоутвердиться и стать взрослым.

  • Слайд 19

    У подростка формируется чувство взрослости, которое проявляется через стремление к независимостии самостоятельности, протест против желания взрослых «поучить» его. Подросток в этом возрасте нередко выбирает для себя кумира (герой фильма, сильный взрослый, герой передачи, выдающийся спортсмен и др.), которому он пытается подражать: его внешнему облику, манере поведения.

  • Слайд 20

    Типы девиаций Подростков, чье поведение отклоняется от принятых в обществе правил, норм поведения, называют трудными или трудновоспитуемыми. Трудновоспитуемость под-ростка, несоблюдение им норм и вправил, установленных в обществе, в науке рассматривается через явление, которое называется девиация. Девиация (отклонение) является одной из сторон явления "изменчивости, которое присуще как человеку, так и окружающему его миру. Изменчивость в социальной сфере всегда связанна с деятельностью и выражается в поведении человека, которое представляет взаимодей-ствие его с окружающей средой, опосредованное внешней и внутренней активностью подростка. Как уже было сказано ранее, поведение может быть нормальное и отклоняющееся.(Баженов.В.Г. 1989 )

  • Слайд 21

    Нормальное поведение подростка полагает взаимодействие его с микросоциумом, адекватно отвечающее потребностям и возможностям его развития и социализации. Отсюда отклоняющееся поведение может быть охарактеризовано как взаимодействие ребенка с микросоциумом, нарушающее его развитие и социализацию вследствие отсутствия адекватного учета средой особенностей его индивидуальности и проявляющееся в поведенческом противодействии установленнымнравственным и правовым общественным нормам.. Говоря о детскопод-ростковой дезадаптации, необходимо уточнить категории детей, которые подвержены этому процессу: — дети школьного возраста, не посещающие школу

  • Слайд 22

    — социальные сироты; действительность мест в детских домах, дети месяцами ждут очереди для помещения их в детский дом, живя с родителями, лишенными родительских прав, не имея нормальной еды, одежды, подвергаясь физическому, психическому, сексуальному насилию;— подростки, употребляющие наркотики и токсические средства;— подростки сексуально распущенного поведения;— подростки, совершившие противоправные действия; not официальным данным, их число среди детей и подростков растет в два раза быстрее, чем среди взрослых.Девиации включают в себя девиантное, делинквентное и криминальное поведение.

  • Слайд 23

    Девиантное поведение — один из видов отклоняющегося поведения, связанный с нарушением соответствующих возрасту социальных норм и правил поведения, характерных для микро социальных отношений (семейных, школьных) и малых половозрастных социальных групп. Типичными проявлениями девиантного поведения являются ситуационно обусловленные детские и подростковые поведенческие реакции, такие как; демонстрация, агрессия, вызов, самовольное и систематическое отклонение от учебы или трудовой деятельности; систематические уходы из дома и бродяжничество, пьянство и алкоголизм детей и подростков; ранняя наркотизация и связанные с ней асоциальные действия; антиобщественые действия сексуального характера; попытки суицида.

  • Слайд 24

    Делинквентное поведение, в отличие от девиантного, характеризуется как повторяющиеся асоциальные проступки детей и подростков,, нарушающих правовые нормы, но не влекущих уголовной ответственности из-за их ограниченной общественной опасности или не достижения ребенком возраста, с которого начинается уголовная ответственность. Выделяются следующие типы делинквентного поведения: — агрессивно-насильственное поведение, включая оскорбления, побои, поджоги, садистские действия, направленные в основном, против личности человека; — корыстное поведение, включая мелкие кражи, вымогательство, угоны авто­транспорта и другие имущественные посягательства,— распространение и продажа наркотиков.

  • Слайд 25

    . Криминальное поведение определяется как противоправный поступок, который по достижению возраста уголовной ответственности служит основанием для возбуждения уголовного дела и квалифицируется по определенным статьям уголовного кодекса. Криминальному поведению, как правило, предшествуют различные формы девиантного и делинквентного поведения. Негативные формы девиаций являются социальной патологией: пьянство и алкоголизм, токсикомания и наркомания, (проституция, суицид, правонарушения и преступность). Они дезорганизуют систему, подрывают ее основы и наносят значительный ущерб, в первую очередь, личности самого подростка.

  • Слайд 26

    В зависимости от типа нарушаемой нормы отклоняющееся поведение классифицируется по следующим характеристикам: - видам преступления (уголовные, административные) и аморальных поступков (пьянство, проституция); - уровню или масштабности отклонения, когда принято говорить об индивидуальном или массовом отклонении; - внутренней структуре отклонения, когда отклонение связывают с принадлежностью к той или иной социальной группе, половозрастными особенностями; - ориентированности отклонения на внешнюю среду (семейные ссоры, насильственные преступления и др.) или на самого себя (суицид, алкоголизм и др).

  • Слайд 27

    Заключение

    Для раскрытия природы и причины социальных отклонении необходимо исходить из того, что они как и социальные нормы, есть выражение отношений людей, складывающийся в обществе. Социальная норма и социальное отклонение - два полюса на одной и той же оси социально значимого поведения индивидов, социальных групп и других социальных общностей.Социальные отклонения столь же разнообразны, сколь сами социальные нормы. Более того, разнообразие отклонений превышает разнообразие норм, ибо норма типична, а отклонения могут быть весьма индивидуализированы.

  • Слайд 28

    Автор проекта

Посмотреть все слайды

Конспект

Окружающий мир - 2 класс

(Развивающая система Л.В.Занкова)

Подготовила:

Учитель Федосюк Е.В.

г. Астрахань МБОУ «Гимназия №3»

Тема урока: «Жизнь и судьба наших верных четвероногих друзей»

Цель:

1. Познакомить учащихся с жизнью и деятельностью наших помощников – собак.

2. Научить пользоваться дополнительной литературой при подготовке к уроку.

3. Воспитывать любовь к животным, ответственность за наших четвероногих друзей. Учить детей сопереживать, сочувствовать.

4. Развивать мышление, учить анализировать, сравнивать, работать самостоятельно.

Оборудование к уроку:

1. Видеоматериалы о жизни собак.

2. Фильм – презентация о жизни собак на основе собранных детьми материалов.

3. Картинки пород собак.

4. Рисунки детей о собаках.

5.Телевизор, видеомагнитофон, компьютер.

Использованная литература:

1. П.Р.Ляхов «Я познаю мир»: Детская энциклопедия - Животные - М. 1998г.

2. В.В.Пивоваров, А.В.Лебедев «Ваши домашние Любимцы» - сборник М. 1993г.

3. Н.Я.Дмитриев, И.П.Товпинец «Естествознание» - учеб.1 кл. – М. 1995г.

4. Н.Акиншин «Родничок» - книга для внек. чтен. – М. 2003г.

Ход урока.

1. Организационный момент.

- Ребята, приготовились к уроку окружающего мира. Сегодня наш урок необычен тем, что готовились мы к нему не по учебнику. Вам пришлось прочитать массу интересных книг, покопаться в энциклопедиях, поискать картинки и нарисовать замечательные рисунки, которые помогут нам сегодня на нашем уроке.

1 слайд.

Благодаря той информации, которую мы собрали к уроку, сегодня на протяжении занятия мы посмотрим фильм, созданный с вашей помощью. Так

о чем или о ком пойдёт речь? – вам подскажет стихотворение:

Ученик: В день, наверно, раз по десять,

Раз по триста каждый месяц,

Больше тыщи раз в году

В переулке и в саду,

На вокзале, во дворе,

На мосту, на пустыре,

На бульваре, на проспекте

Вам встречались звери эти.

Может, даже вы видали

На ошейниках медали?

А скажите, вам известны

Их отвага, ум и честность?

Вот об этом-то сейчас

И пойдёт у нас рассказ…

- О ком же будет наш сегодняшний разговор? (О собаках.)

(Картинка собаки на доску.)

2слайд.

2. Тема урока.

- Сейчас на земном шаре нет такого места, где бы рядом с человеком не жила собака. Мы привыкли говорить, что собака – домашнее животное. Но давайте вспомним немного историю. Так ли это было всегда?

А) Ученик: - Много тысячелетий назад, когда сам человек был первобытным, рядом с ним обитали волки, которые и дали продолжение роду собак. Эти волко-собакоподобные существа понимали, что рядом с человеком всегда есть еда - кости, съеденных животных, которыми можно полакомиться. И находясь рядом с человеком, сам человек понял, что эти животные своим лаем, воем отпугивают других диких зверей. Волко-собаки следовали за человеком и во время охоты, помогая ему загонять жертву в ловушку. Человек понимал, что польза от этих животных велика. И волки-

собаки привыкали к человеку и одомашнивались. Так собаки стали одними из первых помощников человеку в его жизни.

3 слайд.

Б) Породы собак.

- Собаки не оставались в неизменном виде. Они становились разными и с помощью природы и с помощью человека. Человек выделял самые лучшие качества этих животных и выводил именно такие породы, которые пригодятся человеку в его жизни. Отсюда возникли самые разные породы собак.

- Какими качествами на ваш взгляд обладает собака?

(Ответы детей: - у собак отличный нюх,

- хорошее чутьё,

- они преданны своим хозяевам,

- они выносливы,

- они защищают своё с особой преданностью.

- Какие породы собак Вам известны?

(Колли, овчарки, лайки, борзые, таксы, пудели, водолазы и т.д.)

Не все породы знакомы вам, ребята, хотя вы знаете их названия. Давайте поближе познакомимся с некоторыми из них.

4 слайд.

1) Колли.

Своё название «колли» получили от черноголовых овец – коллиз, которых с древности пасут в Шотландии. Внешне «колли» чем-то похожи на лису. Морда у них длинная, узкая, сухая, конечно, больше лисьей, и хитрости в глазах нет, полное добродушие и доверчивость. Свою нежность и мягкость в обращении с подопечными колли ещё раз доказали в 1952 году, когда привезли их в оленеводческие совхозы Приморья к пятнистым оленям. Раньше оленей держали в загонах, но им нужен простор, дыхание степей и предгорий. Каких только собак не пробовали на роль пастухов! Ни одна не подошла. А колли справились. Олени быстро привыкли к мохнатым подпаскам и во всём подчинялись им.

В домашних условиях колли очень любят детей и привязаны к ним.

Часто эту породу называют «няньками». Эти собаки добродушны к своим хозяевам, но и чужих близко не подпускают на свою территорию.

5 слайд.

2) Овчарка.

Из Германии в Россию завезли НЕМЕЦКУЮ ОВЧАРКУ. Много воды утекло с тех пор. Много поработали селекционеры-собаководы. И в результате сложился новый тип собаки - восточноевропейская овчарка.

6 слайд.

О людях говорят: «Мастер на все руки». Это про очень умелых. А вот про овчарок можно сказать: «Мастер на все лапы». Нет такой работы, которая была бы ей неизвестна.

Она освоила много специальностей. Ходит в дозор с пограничниками, охраняет заводы и склады, долго и терпеливо отыскивает в лабиринте городских улиц следы преступников.

7 слайд.

И пастухам помогает. Служит подпаском. Собирает разбредшихся животных, зорко следит, что - бы коровы или овцы ненароком не забрели в рожь или овёс и не потравили посевы.

8 слайд.

Во время войны овчарки помогали раненым. Находили их в очень трудных условиях, на себе переносили медикаменты.

9 слайд.

В самых трудных условиях служебные собаки приходят на помощь. Сколько раз под завалами домов собаки находили и спасали людей. Обладая хорошим, чутьём овчарка стала незаменимым помощником нашим пограничникам. Она ловит преступников, прекрасно находит наркотики.

3) Охотничьи.

10 слайд.

Само название «охотничьи» собаки говорит о том, что эти собаки помогают людям на охоте. Эти собаки делятся на две группы – ЛЕГАВЫЕ, БОРЗЫЕ. Для охоты на антилоп, лисиц, зайцев в пустынной зоне выводились породы борзых собак. Борзые могут развивать скорость до 100км/ч. В лесной зоне для добычи крупного зверя получены прекрасные породы гончих. В северных зонах ЕВРОПЫ и АЗИИ своеобразным способом задержания животных на месте является облаивание зверей и птиц. Для этой цели была выведена группа пород, называемая ЛАЙКАМИ.

- Чем необычна порода ЛАЙКА?

Во-первых: это ездовые собаки. На Севере без них не могут обходится люди, т.к. эти собаки перевозят на себе людей и их грузы.

Во-вторых: это очень выносливые и преданные собаки.

В-третьих: это замечательные охотники.

В) История про Бальта.

Всей своей жизнью собаки доказали, что они верны и преданны человеку. В истории есть масса случаев, которые доказывают их преданность. Об одном мы сегодня вспомним:

(Кадры из фильма про Бальта.)

В маленьком северном посёлке на Аляске лет 100 назад началась эпидемия опасного заболевания – дифтерита. Больных становилось с каждым днём всё больше, многим грозила смерть. Остановить эту болезнь можно было с помощью противодифтерийной сыворотки. За ней нужно было послать в город. Но как добраться до города, когда кругом метель, снега и нет никакого транспорта? Это можно сделать только на собаках. Но дойдут ли они в такой буран!?

Один охотник вызвался помочь. В его упряжке был вожак – собака лайка по кличке Бальт. В дороге многие собаки не выдержали трудного пути и погибли. Сам охотник из последних сил привязал лекарство к Бальту и приказал ему идти в посёлок. Бальт один добрался сквозь буран и пургу домой, доставил драгоценное лекарство, которое спасло жизни многим людям. Этой собаке люди поставили памятник, который стоит и по сей день в этом посёлке, чтобы люди не забывали о преданности наших четвероногих друзей.

11 слайд.

Г) Декоративные собаки.

- Всем ясно для чего нужны служебные и охотничьи собаки. Они помогают людям вих жизни и работе. А вот для чего нужны декоративные собаки? Какие породы декоративных собак Вы знаете?

(Пудель, болонка, пекинес, пинчер и др.)

12 слайд.

- А что это за собака шагает рядом со старушкой?

Неспеша идёт старушка:

Рядом с ней шагают стружки.

Да, охапка черных стружек,

Только это лишь снаружи.

Стружки – хвост,

Макушка – стружки…

А попробуй тронь старушку:

Вот тогда узнают люди,

Что внутри – собака… (ПУДЕЛЬ).

(Сообщение о декоративных собаках.)

Маленькие собачки порой напоминают нам мягкие игрушки. Это почти так и есть. Декоративные собаки скрашивают жизнь одиноким, пожилым людям. Собаки не доставляют особых хлопот, но они всегда рядом, согревают своим теплом своих хозяев, являются самыми благодарными слушателями, всегда рады видеть вас, при встрече виляют хвостом очень искренне и ждут именно вас. Декоративных собак всегда отличают такие черты характера – жизнерадостность и весёлый нрав.

13 слайд.

Д) Кроссворд.

- Ребята, вы довольно много услышали и прочитали о собаках, поэтому, я думаю, легко справитесь с кроссвордом про собак.

1.Одна из разновидностей овчарок имеет красивую длинную шерсть черного, рыжего, белого цвета. (Колли).

2. Самая распространенная порода служебных собак, обладает хорошо развитым чутьём. (Овчарка).

3. Одна из любимых пород комнатных собак, очень подвижная, игривая и умная, герой сказки А.Толстого «Золотой ключик». (Пудель).

4. Одна из самых крупных собак, выведена на острове Ньюфаундленд, очень хорошо плавает, спасает утопающих. (Водолаз).

5. Небольшая декоративная собака с мягкой, шелковистой, кудрявой шерстью. (Болонка).

6. Охотничья собака. Используется для охоты на крупного и мелкого зверя. При обнаружении добычи громко лает. (Лайка).

3.

2.

1.

4.

5.

6.

Е) Знаете ли Вы?

- О собаках создана наука – кинология. ( Кинос – греч. – собака, логос – греч. – учение, наука о собаках.)

1. Самое древнее домашнее животное – это собака. Сейчас в мире 400 пород собак. Самая высокая имеет рост 1м 54см, самая маленькая – 9 см. Самая тяжёлая – 149кг, самая лёгкая – 283г.

2. Если собака виляет хвостом, значит, она радуется, настроена дружелюбно. Если хвост высоко поднят и лишь чуть-чуть ходит из стороны в сторону, значит, собака сильная, но плохого тебе не желает. Если же хвост жесткий – следует опасаться.

3. Мы знаем, что первым человеком, полетевшем в космос был Юрий Гагарин. Но до него в космос уже летали, оказывается, космонавты! И были это собаки – космонавты. 3 ноября 1957года совершила полёт в космос собака Лайка. Она погибла, т.к. ещё не были созданы системы возвращения на Землю из космоса. 19 августа 1960года, Белка и Стрелка Уголёк и Ветерок установили рекорд по продолжительности и высоте полёта. Звёздочка, Чернушка, Мушка, Пчелка, Снежинка – так звали собак – космонавтов. Не все вернулись на Землю. За отвагу и мужество, за службу людям в разных странах есть памятники собакам.

И вы, ребята, не должны забывать о том, что наши четвероногие друзья верны и преданны нам – людям и постоянно нуждаются в заботе.

Ж) Домашние и бездомные собаки.

- А умеют ли собаки говорить? Конечно, умеют, только мы не знаем собачьего языка. Давайте представим, что к нам пришли два письма. И написали их собаки…

Письмо домашней собаки: 14 -15 слайды.

«Я живу в большой семье и в большом доме. У меня отличные хозяева. Они заботятся обо мне. Прекрасно кормят, гуляют со мной на природе. Они любят меня и всегда следят за моим внешним видом и здоровьем. Я тоже без них не могу, скучаю, когда их нет дома. А что делает мой хвост, если я заслышу шаги моих хозяев? Он прямо сходит с ума. Вертится в разные стороны, а сердце так бешено стучит, что готово выпрыгнуть из груди. Я готов облизать моих хозяев с ног до головы, я никому не дам их в обиду. Я буду защищать их дом, как свой!»

Письмо бродячей собаки: 16-17 слайды.

«Вам приходилось голодать? Наверное, нет. И мне когда-то было так хорошо, тепло и уютно в моём доме. Но случилось непоправимое. Я потерялся. И хотя обладаю хорошим чутьём, найти своих хозяев не смог. Нет у меня тёплого дома, нет сытной пищи. Чтобы выжить, я научился лазить по мусорным бакам - ищу что-нибудь съестное. Я опаршивел, меня кусают блохи, никто не почешет мне спинку и животик. А рядом другие собаки – такие же одинокие и голодные. Зачем вы бросаете нас, люди?»

Во Франции во время войны жил летчик А.Сент-Экзюпери. Он написал замечательную сказку для взрослых «Маленький Принц». Но в ней есть такие слова, которые понятны даже детям:

«Ты всегда в ответе за всех, кого приручил». 18 слайд.

Не бросайте животных, которых вы берёте в свой дом! Подумайте, ведь маленький щенок – это не мягкая игрушка. О нем надо заботиться, животное вырастит. Можешь ли ты взять на себя такую ответственность? Будьте самым лучшим другом для своих четвероногих питомцев.

- Ребята, подумайте, что надо сделать, чтобы бездомных собак было меньше?

3. Итог урока.

- Дорогие ребята! Надеюсь, вам урок понравился! Какой Вы можете сделать вывод по теме «Наши четвероногие друзья»?

- Что нового для себя вы узнали?

- Как необходимо относиться ко всем домашним животным?

4. Домой: Напишите рассказ – сочинение о вашем любимом домашнем животном.

Окружающий мир - 2 класс

(Развивающая система Л.В.Занкова)

Подготовила:

Учитель Федосюк Е.В.

г. Астрахань МБОУ «Гимназия №3»

Тема урока: «Жизнь и судьба наших верных четвероногих друзей»

Цель:

1. Познакомить учащихся с жизнью и деятельностью наших помощников – собак.

2. Научить пользоваться дополнительной литературой при подготовке к уроку.

3. Воспитывать любовь к животным, ответственность за наших четвероногих друзей. Учить детей сопереживать, сочувствовать.

4. Развивать мышление, учить анализировать, сравнивать, работать самостоятельно.

Оборудование к уроку:

1. Видеоматериалы о жизни собак.

2. Фильм – презентация о жизни собак на основе собранных детьми материалов.

3. Картинки пород собак.

4. Рисунки детей о собаках.

5.Телевизор, видеомагнитофон, компьютер.

Использованная литература:

1. П.Р.Ляхов «Я познаю мир»: Детская энциклопедия - Животные - М. 1998г.

2. В.В.Пивоваров, А.В.Лебедев «Ваши домашние Любимцы» - сборник М. 1993г.

3. Н.Я.Дмитриев, И.П.Товпинец «Естествознание» - учеб.1 кл. – М. 1995г.

4. Н.Акиншин «Родничок» - книга для внек. чтен. – М. 2003г.

Ход урока.

1. Организационный момент.

- Ребята, приготовились к уроку окружающего мира. Сегодня наш урок необычен тем, что готовились мы к нему не по учебнику. Вам пришлось прочитать массу интересных книг, покопаться в энциклопедиях, поискать картинки и нарисовать замечательные рисунки, которые помогут нам сегодня на нашем уроке.

1 слайд.

Благодаря той информации, которую мы собрали к уроку, сегодня на протяжении занятия мы посмотрим фильм, созданный с вашей помощью. Так

о чем или о ком пойдёт речь? – вам подскажет стихотворение:

Ученик: В день, наверно, раз по десять,

Раз по триста каждый месяц,

Больше тыщи раз в году

В переулке и в саду,

На вокзале, во дворе,

На мосту, на пустыре,

На бульваре, на проспекте

Вам встречались звери эти.

Может, даже вы видали

На ошейниках медали?

А скажите, вам известны

Их отвага, ум и честность?

Вот об этом-то сейчас

И пойдёт у нас рассказ…

- О ком же будет наш сегодняшний разговор? (О собаках.)

(Картинка собаки на доску.)

2слайд.

2. Тема урока.

- Сейчас на земном шаре нет такого места, где бы рядом с человеком не жила собака. Мы привыкли говорить, что собака – домашнее животное. Но давайте вспомним немного историю. Так ли это было всегда?

А) Ученик: - Много тысячелетий назад, когда сам человек был первобытным, рядом с ним обитали волки, которые и дали продолжение роду собак. Эти волко-собакоподобные существа понимали, что рядом с человеком всегда есть еда - кости, съеденных животных, которыми можно полакомиться. И находясь рядом с человеком, сам человек понял, что эти животные своим лаем, воем отпугивают других диких зверей. Волко-собаки следовали за человеком и во время охоты, помогая ему загонять жертву в ловушку. Человек понимал, что польза от этих животных велика. И волки-

собаки привыкали к человеку и одомашнивались. Так собаки стали одними из первых помощников человеку в его жизни.

3 слайд.

Б) Породы собак.

- Собаки не оставались в неизменном виде. Они становились разными и с помощью природы и с помощью человека. Человек выделял самые лучшие качества этих животных и выводил именно такие породы, которые пригодятся человеку в его жизни. Отсюда возникли самые разные породы собак.

- Какими качествами на ваш взгляд обладает собака?

(Ответы детей: - у собак отличный нюх,

- хорошее чутьё,

- они преданны своим хозяевам,

- они выносливы,

- они защищают своё с особой преданностью.

- Какие породы собак Вам известны?

(Колли, овчарки, лайки, борзые, таксы, пудели, водолазы и т.д.)

Не все породы знакомы вам, ребята, хотя вы знаете их названия. Давайте поближе познакомимся с некоторыми из них.

4 слайд.

1) Колли.

Своё название «колли» получили от черноголовых овец – коллиз, которых с древности пасут в Шотландии. Внешне «колли» чем-то похожи на лису. Морда у них длинная, узкая, сухая, конечно, больше лисьей, и хитрости в глазах нет, полное добродушие и доверчивость. Свою нежность и мягкость в обращении с подопечными колли ещё раз доказали в 1952 году, когда привезли их в оленеводческие совхозы Приморья к пятнистым оленям. Раньше оленей держали в загонах, но им нужен простор, дыхание степей и предгорий. Каких только собак не пробовали на роль пастухов! Ни одна не подошла. А колли справились. Олени быстро привыкли к мохнатым подпаскам и во всём подчинялись им.

В домашних условиях колли очень любят детей и привязаны к ним.

Часто эту породу называют «няньками». Эти собаки добродушны к своим хозяевам, но и чужих близко не подпускают на свою территорию.

5 слайд.

2) Овчарка.

Из Германии в Россию завезли НЕМЕЦКУЮ ОВЧАРКУ. Много воды утекло с тех пор. Много поработали селекционеры-собаководы. И в результате сложился новый тип собаки - восточноевропейская овчарка.

6 слайд.

О людях говорят: «Мастер на все руки». Это про очень умелых. А вот про овчарок можно сказать: «Мастер на все лапы». Нет такой работы, которая была бы ей неизвестна.

Она освоила много специальностей. Ходит в дозор с пограничниками, охраняет заводы и склады, долго и терпеливо отыскивает в лабиринте городских улиц следы преступников.

7 слайд.

И пастухам помогает. Служит подпаском. Собирает разбредшихся животных, зорко следит, что - бы коровы или овцы ненароком не забрели в рожь или овёс и не потравили посевы.

8 слайд.

Во время войны овчарки помогали раненым. Находили их в очень трудных условиях, на себе переносили медикаменты.

9 слайд.

В самых трудных условиях служебные собаки приходят на помощь. Сколько раз под завалами домов собаки находили и спасали людей. Обладая хорошим, чутьём овчарка стала незаменимым помощником нашим пограничникам. Она ловит преступников, прекрасно находит наркотики.

3) Охотничьи.

10 слайд.

Само название «охотничьи» собаки говорит о том, что эти собаки помогают людям на охоте. Эти собаки делятся на две группы – ЛЕГАВЫЕ, БОРЗЫЕ. Для охоты на антилоп, лисиц, зайцев в пустынной зоне выводились породы борзых собак. Борзые могут развивать скорость до 100км/ч. В лесной зоне для добычи крупного зверя получены прекрасные породы гончих. В северных зонах ЕВРОПЫ и АЗИИ своеобразным способом задержания животных на месте является облаивание зверей и птиц. Для этой цели была выведена группа пород, называемая ЛАЙКАМИ.

- Чем необычна порода ЛАЙКА?

Во-первых: это ездовые собаки. На Севере без них не могут обходится люди, т.к. эти собаки перевозят на себе людей и их грузы.

Во-вторых: это очень выносливые и преданные собаки.

В-третьих: это замечательные охотники.

В) История про Бальта.

Всей своей жизнью собаки доказали, что они верны и преданны человеку. В истории есть масса случаев, которые доказывают их преданность. Об одном мы сегодня вспомним:

(Кадры из фильма про Бальта.)

В маленьком северном посёлке на Аляске лет 100 назад началась эпидемия опасного заболевания – дифтерита. Больных становилось с каждым днём всё больше, многим грозила смерть. Остановить эту болезнь можно было с помощью противодифтерийной сыворотки. За ней нужно было послать в город. Но как добраться до города, когда кругом метель, снега и нет никакого транспорта? Это можно сделать только на собаках. Но дойдут ли они в такой буран!?

Один охотник вызвался помочь. В его упряжке был вожак – собака лайка по кличке Бальт. В дороге многие собаки не выдержали трудного пути и погибли. Сам охотник из последних сил привязал лекарство к Бальту и приказал ему идти в посёлок. Бальт один добрался сквозь буран и пургу домой, доставил драгоценное лекарство, которое спасло жизни многим людям. Этой собаке люди поставили памятник, который стоит и по сей день в этом посёлке, чтобы люди не забывали о преданности наших четвероногих друзей.

11 слайд.

Г) Декоративные собаки.

- Всем ясно для чего нужны служебные и охотничьи собаки. Они помогают людям вих жизни и работе. А вот для чего нужны декоративные собаки? Какие породы декоративных собак Вы знаете?

(Пудель, болонка, пекинес, пинчер и др.)

12 слайд.

- А что это за собака шагает рядом со старушкой?

Неспеша идёт старушка:

Рядом с ней шагают стружки.

Да, охапка черных стружек,

Только это лишь снаружи.

Стружки – хвост,

Макушка – стружки…

А попробуй тронь старушку:

Вот тогда узнают люди,

Что внутри – собака… (ПУДЕЛЬ).

(Сообщение о декоративных собаках.)

Маленькие собачки порой напоминают нам мягкие игрушки. Это почти так и есть. Декоративные собаки скрашивают жизнь одиноким, пожилым людям. Собаки не доставляют особых хлопот, но они всегда рядом, согревают своим теплом своих хозяев, являются самыми благодарными слушателями, всегда рады видеть вас, при встрече виляют хвостом очень искренне и ждут именно вас. Декоративных собак всегда отличают такие черты характера – жизнерадостность и весёлый нрав.

13 слайд.

Д) Кроссворд.

- Ребята, вы довольно много услышали и прочитали о собаках, поэтому, я думаю, легко справитесь с кроссвордом про собак.

1.Одна из разновидностей овчарок имеет красивую длинную шерсть черного, рыжего, белого цвета. (Колли).

2. Самая распространенная порода служебных собак, обладает хорошо развитым чутьём. (Овчарка).

3. Одна из любимых пород комнатных собак, очень подвижная, игривая и умная, герой сказки А.Толстого «Золотой ключик». (Пудель).

4. Одна из самых крупных собак, выведена на острове Ньюфаундленд, очень хорошо плавает, спасает утопающих. (Водолаз).

5. Небольшая декоративная собака с мягкой, шелковистой, кудрявой шерстью. (Болонка).

6. Охотничья собака. Используется для охоты на крупного и мелкого зверя. При обнаружении добычи громко лает. (Лайка).

3.

2.

1.

4.

5.

6.

Е) Знаете ли Вы?

- О собаках создана наука – кинология. ( Кинос – греч. – собака, логос – греч. – учение, наука о собаках.)

1. Самое древнее домашнее животное – это собака. Сейчас в мире 400 пород собак. Самая высокая имеет рост 1м 54см, самая маленькая – 9 см. Самая тяжёлая – 149кг, самая лёгкая – 283г.

2. Если собака виляет хвостом, значит, она радуется, настроена дружелюбно. Если хвост высоко поднят и лишь чуть-чуть ходит из стороны в сторону, значит, собака сильная, но плохого тебе не желает. Если же хвост жесткий – следует опасаться.

3. Мы знаем, что первым человеком, полетевшем в космос был Юрий Гагарин. Но до него в космос уже летали, оказывается, космонавты! И были это собаки – космонавты. 3 ноября 1957года совершила полёт в космос собака Лайка. Она погибла, т.к. ещё не были созданы системы возвращения на Землю из космоса. 19 августа 1960года, Белка и Стрелка Уголёк и Ветерок установили рекорд по продолжительности и высоте полёта. Звёздочка, Чернушка, Мушка, Пчелка, Снежинка – так звали собак – космонавтов. Не все вернулись на Землю. За отвагу и мужество, за службу людям в разных странах есть памятники собакам.

И вы, ребята, не должны забывать о том, что наши четвероногие друзья верны и преданны нам – людям и постоянно нуждаются в заботе.

Ж) Домашние и бездомные собаки.

- А умеют ли собаки говорить? Конечно, умеют, только мы не знаем собачьего языка. Давайте представим, что к нам пришли два письма. И написали их собаки…

Письмо домашней собаки: 14 -15 слайды.

«Я живу в большой семье и в большом доме. У меня отличные хозяева. Они заботятся обо мне. Прекрасно кормят, гуляют со мной на природе. Они любят меня и всегда следят за моим внешним видом и здоровьем. Я тоже без них не могу, скучаю, когда их нет дома. А что делает мой хвост, если я заслышу шаги моих хозяев? Он прямо сходит с ума. Вертится в разные стороны, а сердце так бешено стучит, что готово выпрыгнуть из груди. Я готов облизать моих хозяев с ног до головы, я никому не дам их в обиду. Я буду защищать их дом, как свой!»

Письмо бродячей собаки: 16-17 слайды.

«Вам приходилось голодать? Наверное, нет. И мне когда-то было так хорошо, тепло и уютно в моём доме. Но случилось непоправимое. Я потерялся. И хотя обладаю хорошим чутьём, найти своих хозяев не смог. Нет у меня тёплого дома, нет сытной пищи. Чтобы выжить, я научился лазить по мусорным бакам - ищу что-нибудь съестное. Я опаршивел, меня кусают блохи, никто не почешет мне спинку и животик. А рядом другие собаки – такие же одинокие и голодные. Зачем вы бросаете нас, люди?»

Во Франции во время войны жил летчик А.Сент-Экзюпери. Он написал замечательную сказку для взрослых «Маленький Принц». Но в ней есть такие слова, которые понятны даже детям:

«Ты всегда в ответе за всех, кого приручил». 18 слайд.

Не бросайте животных, которых вы берёте в свой дом! Подумайте, ведь маленький щенок – это не мягкая игрушка. О нем надо заботиться, животное вырастит. Можешь ли ты взять на себя такую ответственность? Будьте самым лучшим другом для своих четвероногих питомцев.

- Ребята, подумайте, что надо сделать, чтобы бездомных собак было меньше?

3. Итог урока.

- Дорогие ребята! Надеюсь, вам урок понравился! Какой Вы можете сделать вывод по теме «Наши четвероногие друзья»?

- Что нового для себя вы узнали?

- Как необходимо относиться ко всем домашним животным?

4. Домой: Напишите рассказ – сочинение о вашем любимом домашнем животном.

Скачать конспект

Сообщить об ошибке