Содержание
-
Тема: Цели и ценности воспитания
-
План
1. Понятие цели воспитания. 2. Общечеловеческие ценности как основа идеалов воспитания. 3. Проблема определения воспитательного идеала в современных условиях.
-
Цель — предвосхищение в сознании результата, на достижение которого направлены действия.
Цель воспитания связана со смыслами, ценностями, идеалами жизнедеятельности общества и отдельных людей. Проблема целей в практике воспитания носит вариативный характер. Сериков В.В. отмечает, что современная педагогика «не провозглашает цель и не рисует миражи будущего человеческого совершенства, а лишь определяет научные основы постановки целей, источники а процедуры педагогического целеполагания» .
-
«Определение цели воспитания мы считаем лучшим пробным камнем всяких философских, психологических и педагогических теорий.К.Д. Ушинский
-
Цель воспитания — это идеально представленный результат воспитательной деятельности, то, что хочет получить воспитатель в итоге приложения своих усилий.
Цель воспитания как социального явления – теоретическое обобщение и выражение потребностей общества в определенном типе личности, идеальных требований к ее сущности, индивидуальности, образованности, свойствам и качествам, умственному, физическому, нравственному, эстетическому развитию и отношению к жизни.
-
-
-
Историческая трактовка цели воспитанияЦель воспитания:
-
Цели воспитания носят идеальный и реальный характер
-
Различают процессуальные и результатные цели Процессуальные цели должны находиться в соответствии с результатными. В противном случае результаты не будут отвечать заявленным целям.
-
Цели:
-
Уровни целей воспитания:
-
2. Общечеловеческие ценности как основа идеалов воспитания.
В Философском энциклопедическом словаре понятие «ценность» объясняется как человеческое, социальное и культурное значение определенных явлений действительности, предметов и общественных отношений, все многообразие которых может оцениваться в плане добра и зла, истины и не истины, красоты и безобразия, допустимого и запретного, справедливого и несправедливого.
-
Упорядоченная система ценностей, составляет систему ценностных ориентаций, которые направляют его в мире, регулируют отношения с ним, являются критериями оценки результатов деятельности и взаимодействия с природой и людьми.
-
В отличие от взрослых у детей нет сложившейся системы ценностей. Она представлена фрагментарно; часто различные части этой системы могут логически противоречить друг другу, так как ребенок обычно фиксирует в своем сознании то, что видит и слышит, то, что происходит вокруг него, но многое из чего он еще не пережил.
-
Цели воспитания выводятся из ценностей, совокупность которых составляет идеологическую концепцию (иначе говоря, идеологию) воспитательной деятельности.
-
Ценности в воспитании становятся теми маяками, которые освещают путь в совместной деятельности и общении воспитателей и воспитанников и которые соответствуют потребностям развития человека как члена общества и индивидуальности.
-
Виды ценностей
1. Всечеловеческие ценности. Именно всечеловеческие, а не общечеловеческие, потому что они важны для всех, но по-разному. Потому и не общие. Общих ценностей не может быть, так как они всегда присутствуют в определенных культурно-исторических формах. Сравните: жизнь как ценность в глазах светского европейца, буддиста (даоса), эскимоса и др.; семья как ценность для православного человека, нового русского, мусульманина, представителя сексуальных меньшинств.
-
2. Общественные ценности, соотнесенные с культурными и историческими традициями. Причем в поликультурном обществе необходимо понимание «баланса ценностей» (А. В. Мудрик) различных культур, субкультур, субъектов. В эту группу входят также ценности масс-культуры, насаждаемые с помощью СМИ. З. Ценностные приоритеты государства. В различные исторические периоды они меняются. (По словам М. С. Кагана, историю человечества можно рассматривать как историю смены ценностных ориентаций.) Сейчас в развитии нашего общества как раз наступила эпоха перемен, поэтому так осложнилась работа воспитателей.
-
5.Ценности семьи (традиции) могут значительно различаться в силу социокультурной принадлежности и жизненного опыта ее членов. 5. Личностные ценности участников воспитательного процесса, которые бесконечно вариативны. 6. Ценности референтной для воспитанника группы. 7. Ценности педагога, придерживающегося определенных мировоззренческих и концептуальных позиций. 8. Ценности образовательного учреждения, в котором разворачиваются воспитательные сюжеты. 9. Ценности воспитательного сообщества, в состав которого входят все участники воспитательного процесса.
-
В реальной практике обнаруживаются различные варианты соотношения ценностей воспитателей и воспитанников: полное (частичное) их совпадение или рассогласование; отсутствие каких- либо ценностей, значимых для одной стороны в ценностно-смысловом поле другой. Приверженность антиценностям (по мнению противоположной стороны).
-
Носителями ценностей могут выступать не только отдельные люди, но и совокупные субъекты. В этом случае говорят о групповых или коллективных ценностях, о ценностях того или иного сообщества.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.