Содержание
-
Сотрудничество митрополии с образовательными учреждениями в вопросах духовно-нравственного воспитания
-
воспитание как управление процессом социализации личности(А.В.Мудрик, Д.И.Фельдштейн) воспитание как создание условий для развития личности(С.И.Григорьев, Б.Т. Лихачев) воспитание как процесс психолого-педагогической поддержки развития личности(О.С.Газман) воспитание как целенаправленный процесс управления развитием личности(Л.И.Новикова, В.А.Караковский, Н.Л.Селиванова)
-
В новом ФГОС конкретизировано соотношение между образованием и воспитанием: воспитание рассматривается какмиссия образования. Принципиальный позитив нового документа в том, что воспитание как ценностно-ориентированный процесс поставлено во главу угла образования.
-
ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ МОДЕЛИ СИСТЕМЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ЦЕЛЕВОЙ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ АНАЛИТИКО - РЕЗУЛЬТАТИВНЫЙ ЦЕЛИ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ КОМПОНЕНТ АНАЛИТИКО-РЕЗУЛЬТАТИВНЫЙ КОМПОНЕНТ ОТВЕЧАЮТ ЗАЯВЛЕННЫМ ВОСПИТАТЕЛЬНЫМ ЦЕЛЯМ И ЦЕННОСТЯМ ОРГАНИЧНО ВПИСЫВАЕТСЯ И ОБОГАЩАЕТ ВОСПИТАТЕЛЬНУЮ РАБОТУ РАБОТУ С УЧАЩИМИСЯ ИМЕЮТ ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ
-
Цель образовательного учреждения – построение развивающей образовательной среды
Цель педагогов и воспитателей -поддержка и формирование личностных качеств обучающихся ( ценностно-смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков, художественных, литературных способностей), обусловленных опытом его деятельности в определенной социально и личностно-значимой сфере.
-
ФОРМИРОВАНИЕ ЕДИНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВРЕМЕННЫЕ ДЕТСКИЕ КОЛЛЕКТИВЫ УЧРЕЖДЕНИЯ КУЛЬТУРЫ ДЕТСКИЕ МОЛОДЕЖНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ И ОБЪЕДИНЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ 6 ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ МИТРОПОЛИЯ СЕМЬЯ
-
Правильно ли поставлены цели?
Формирование гармонично развитой личности, будущего нашей страны; Воспитывать любовь к Родине; Формировать творческие способности; Цель и задачи духовно нравственного развития и воспитания (из Концепции):Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.
-
Цель: личность, способная самостоятельно принимать решения в условиях морального выбора и нести ответственность перед самим собой, перед группой, перед обществом
-
Задачи: 1. Способствовать формированию у обучающихся и воспитанников: - патриотических ценностей, - способностей к духовному развитию на основе - нравственных установок и моральных норм; - эстетических потребностей, ценностей и чувств; 2. Развивать качества трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата; 3. Создать условия для реализации творческого и интеллектуального потенциала обучающихся и воспитанников; 4. Осуществлять сотрудничество между всеми участниками образовательного процесса в решении общих проблем
-
Духовность -
понятие, обобщённо отражающее ценности (смыслы)и соответствующий им опыт, противоположные эмпирическому ("материальному", "природному") существованию человека или по меньшей мере отличные от него. Высшая деятельность души, устремленность к стяжанию Духа Святого, безгрешности, моральному совершенству, преображению души. Русская духовность выражается в древней духовной традиции Православия и добротолюбия, иконописанияи церковных песнопений, благочестия, старчества и подвижничества отечественных святых. Понятие русской духовности обусловлено «естественной и первобытной географией русской души».
-
Категория«Формирование»
Формирование как общесоциальная категория Процесс развития и становления личности под влиянием внешних воздействий, воспитания, обучения, социальной среды Формирование как педагогическая категория Целенаправленное развитие личности или каких-либо ее сторон, качеств, под влиянием воспитания и обучения. Создание, становление коллектива, структуры, организации, общности и т.п. Формирование как результат развития человека человек рождается без знаний и умений. Необходимые знания и умения он получает в процессе воспитания, образования и обучения. Происходит становление мотивов поведения, убеждений, отношений и т.п.
-
СОСТАВЛЯЮЩИЕ СФЕРЫ ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА:
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ; НРАВСТВЕННАЯ; ЭСТЕТИЧЕСКАЯ; РЕЛИГИОЗНАЯ.
-
Духовно-нравственное воспитание –развитие у ребенка
нравственной способности – к различению добра и зла; эстетической способности – к различению прекрасного и безобразного; религиозной способности – к различению истинного и ложного.
-
Содержание духовно-нравственного воспитания
-
качества личности, составляющие нравственную основу в любой религии:
-
система взаимодействия Постоянно действующий семинар Изучение, обобщение, распространение опыта работы Массовые мероприятия, Конкурсы, Чтения, Посещение музеев, концертов мастер-классы, публикации, творческие отчеты, написание программ
-
Взаимодействие
Социальная функция образования состоит в том, чтобы передавать из поколения в поколение знания, умения, идеи, социальный опыт, способы поведения. «Взаимодействие – взаимная поддержка, помощь, содействие» (толковый словарь Ожегова). Процесс взаимодействия можно представить себе в виде алгоритма: сбор информации; анализ ситуации; составление плана; беседа с педагогами, родителями, обучающимися; организация деятельности; оценка результатов. Как и всякая другая разумная деятельность, взаимодействие должно начинаться с постановки цели. Цель реализуется через задачи, а содержание задач отражается в плане.
-
Виды взаимодействия
18 Методическая поддержка Методические рекомендации Формы проведения внеурочных мероприятий Советы по разработке направлений воспитательной работы в классе, параллели, в школе в целом Конкурсы, проекты, конференции, фестивали Социальное проектирование в деятельности подростка Методика социального проектирования Нравственная практика Проектная и учебно-исследовательская деятельность Работа творческих групп
-
19 Формы взаимодействия СИСТЕМА КЛАССНЫХ ЧАСОВ ОБЩЕШКОЛЬНАЯ ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА Урок занятие, разнообразные формы мероприятий: тематические вечера, ролевые игры, диспуты и т.д. Интернет-олимпиады, конкурсы, викторины, встречи, экскурсии, чтения Школьные клубы, объединения Школьные организации самоуправления Социальное проектирование Праздники, фестивали, акции, чтения, конкурсы, олимпиады, выставки и т. д.
-
Взаимодействие с семьей
Семья – основанная на браке или родстве малая группа в совместной жизнедеятельности реализует следующие функции: репродуктивная – рождение детей и воспитательная – создание условий для формирования личности каждого члена семьи и прежде всего ребенка (детей); передача и воспроизведение социального, трудового и жизненного опыта, нравственно-духовных норм и ценностей; нравственно-психологического обеспечения – создание благоприятного нравственно-психологического климата в семье, выработка характера и стиля внутрисемейных отношений, морально-психологическая поддержка каждого члена семейного сообщества. Это место восстановления душевных сил и эмоционального равновесия; коммуникативная – организация внутрисемейного общения, взаимодействия семьи с другими людьми, семьями, социальными группами; рекреативная – организация досуговой деятельности, обеспечение условий для восстановления сил, здоровья членов семейного коллектива.
-
Целью работы с родителями является объединение усилий по воспитанию детей
Рассматривая цель как единство мотивов (потребностей), средств и результатов (А.И. Пригожин), можно сделать важные наблюдения. Например, о том, что одна цель может удовлетворять несколько потребностей, а отдельная потребность может удовлетворяться через разные цели. Цель не тождественна понятию результат. Реально в жизни достигнутая цель может быть только частью результата. Очень важно для получения результативности сформировать единое образовательное пространство.
-
Главными компонентами семейного воспитания выступают:
климат семейного воспитания (традиции, уют, отношения); режим семейной жизни; содержание деятельности (отца, матери, дедушки, бабушки, детей).
-
Главными функциями взаимодействия школы являются:
информационная; воспитательно-развивающая; формирующая; охранно-оздоровительная; контролирующая
-
Организуя воспитательное взаимодействие с семьей каждый педагогический коллектив параллельно реализует три задачи:
Создает в образовательном учреждении комфортные условия для развития личности каждого ребенка; Достигает нравственно-педагогического и духовного единства с родителями; Формирует с ними отношения сотрудничества, взаимного уважения и доверия.
-
Необходимо согласование понятий:
Патриотизм Любовь Гражданин Кто такой богатырь? Кто такие герои? Какие национальные ценности выделили бы вы?
-
Ц Е Н Н О С Т И, общественные идеалы и принципы (из Послания Президента Федеральному Собранию РФ от 5.11.08г.): СВОБОДА СПРАВЕДЛИВОСТЬ ЖИЗНЬ ЧЕЛОВЕКА Межнациональный мир ПАТРИОТИЗМ ЗАБОТА О МЛАДШИХ И СТАРШИХ ЛЮБОВЬ И ВЕРНОСТЬ ЕДИНСТВО РОССИЙСКОЙ НАЦИИ ВЕРА В РОССИЮ СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ
-
Духовно-нравственное развитие личности
"патриотизм". Чаще всего под патриотизмом понимают только любовь к Родине. В православном понимании, любовь к Родине проявляется и в готовности отстаивать ее от супостата до последней капли крови, в решимости в случае необходимости отдать за нее жизнь.
-
В образовательных учреждениях могут быть проведены:
конкурсы сочинений и эссе «Научись беречь свой мир»; «Что я знаю о мире»; «Солнечному миру – да!» «Язык искусства»
-
конкурсы рисунков: «Рисуем сказки о добре» «Я рисую жизнь», «Это мой мир», «Дружат дети всей земли» Международный конкурс иллюстраций детских книг
-
Качества личности воспитанника, развивающиеся в процессе игрового взаимодействия
-
Учебнаядеятельность
Формирование предметных знаний и универсальных учебных действий за счет введения интегрированных курсов, обеспечивающих целостное восприятие мира, деятельностного подхода и индивидуализации обучения по каждому предмету Осуществление учебной деятельности через разные формы урока, в основе которых лежит системно-деятельностный подход
-
Внеурочная деятельность
-
Воспитание как педагогическая категория включает в себя понятия
-
Духовно-нравственные качества личности воспитателяи воспитанника(Внутренние чувства, внешние проявления)
-
Миролюбивая образовательная среда Миролюбивая личность воспитанника Психолого- педагогическая поддержка Позитивный опыт взаимодействия Диалог Демократический стиль педагогического руководства Психологическая защищенность Благоприятная психологическая среда в педагогическом коллективе Благоприятная здоровая атмосфера в детском коллективе Сотрудничество Позитивные взаимоотношения детей и взрослых
-
ВОСПИТАНИЕ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ
ПРОБЛЕМНЫЙ УРОК (СИТУАЦИЯ) ЦЕЛИ С ПОЗИЦИИ УЧАЩИХСЯ Осознание и принятие учащимися ценностных ориентиров для осуществления позитивного (в отношении себя и других людей) выбора ТЕХНОЛОГИЯ Интерактивное взаимодействие педагога и учащихся. Учащийся – активный субъект учебно- воспитательного процесса ЗАДАЧА ПЕДАГОГА ПОМОЧЬ УЧАЩИМСЯ ОСМЫСЛИТЬ ЦЕННОСТИ И ПРОБЛЕМЫ, в учебных курсах и во внеурочных мероприятиях СОДЕРЖАНИЕ Актуальные подростковые, молодежные проблемы через содержание предметов Обществознание, этика, ОПК
-
ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СИСТЕМА КЛАССНЫХ ЧАСОВ ОБЩЕШКОЛЬНАЯ ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА Урок занятие, разнообразные формы мероприятий: тематические вечера, ролевые игры, диспуты и т.д. Решение проблемных, конфликтных ситуаций Школьные клубы. объединения Школьные организации самоуправления Социальное проектирование Праздники, фестивали, акции, конкурсы, выставки и т. д.
-
Изучение религий, религиозной культуры и духовно-нравственное воспитание в школе
ЗАДАЧИ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Освоение научных знаний, основ наук Начальная профессиональная ориентация и подготовка Интеграция ребенка в культуру: приобщение к культуре семьи, народа, общества, мировой культуре (социализация, инкультурация) Основные понятия (понятийное поле): Культура, Мировоззрение, Мораль, Традиция, Воспитание, Образование, Школа, Образ жизни
-
Духовно-нравственное воспитание школьников в Российской Федерации Процесс формирования ценностно-смысловой сферы личности, нравственной и поведенческой культуры учащихся на основе мировоззрения и культуры народов России, традиционных российских религий в обучении и воспитательной деятельности общеобразовательной школы Цель: приобщение к культуре своей семьи, народа, социально-культурной группы как части гражданского общества, социализация в современном российском обществе Условия реализации в системе общего образования Добровольность Вариативность (возможность мировоззренческого выбора) Должно не противоречить общим гражданским ценностям и нормам, законодательству РФ и общепринятой в российском обществе морали. Формы реализации в системе общего образования 1) Преподавание в образовательном учреждении учебных предметов, курсов, модулей духовно-нравственного образования по выбору семьи учащегося 2) Ориентация образовательной программы учрежденияна конкретную духовно-нравственную культуру, определённую традицию (этнокультурные, этноконфессиональные и т.п. школы, классы, группы)
-
Структура духовно-нравственного компонента общего образования 1. В обязательной части учебного плана: В содержании основных учебных дисциплин, прежде всего гуманитарных Предметная область духовно-нравственного образования 2. В вариативной части учебного плана: Курсы, предметы, модули в вариативной части учебного плана Курсы, занятия в дополнительном образовании (внеурочной деятельности) 3. В содержании воспитательной работы 4. В предметно-образной среде школы
-
Приобщение учащихся к определенной системе взглядов на мир и системе морали (нравственных ценностей), культуре, традиции по выбору семьи Структурируется по культурно-мировоззренческим типам: религиозные конфессиональные типы: православный христианский, исламский, буддийский, иудаистский и др.; нерелигиозные типы Ожидаемый результат - интеграция в определенную социокультурную общность как часть российского гражданского общества Духовно-нравственное воспитание учащихся по выбору семьи
-
Общее гражданское воспитание школьников
Приобщение всех школьников к совокупности общепринятых норм и нравственных ценностей, единых для всех россиян вне зависимости от мировоззрения, отношения к религии, религиозной, этнической, социальной и др. принадлежности Структурируется по уровням государственного устройства: общегосударственный (федеральный) региональный (субъекта федерации, земельный) муниципальный (города, части города, поселения) школьный (местного сообщества, социума) Ожидаемый результат - ответственный, сознательный гражданин Российской Федерации
-
Общее гражданское воспитание детей в школе
Основные гражданские (общенациональные) ценности и нормы: Глава 2 Конституции РФ: Гражданственность и российский патриотизм, гражданское единство, защита единства и целостности государства Любовь к семье, забота о своих детях и о нуждающихся в помощи родителях, Любовь к Родине, защита Отечества путем исполнения военной обязанности или альтернативной гражданской службы Жизнь, здоровье, свобода человека и гражданина любой социальной, этнической, религиозной и др. принадлежности, веротерпимость, отказ от насилия, жестокости унижения человеческого достоинства любого человека Неприкосновенность частной жизни, жилища, личной и семейной тайны, чести, доброго имени любого человека, свобода мысли, творчества, совести, вероисповедания, информации, общественных объединений Признание и уважение законных интересов, прав, свобод человека и гражданина, идеологического и политического многообразия в обществе, отказ от установления государственной или обязательной религии или идеологии Уважение памяти предков, исторического и культурного наследия, ответственность за судьбу будущих поколений Признание и уважение права частной и других видов собственности, свободы конкуренции, уплата законных налогов Социальная гражданская ответственность, поддержка детей, инвалидов, семей, нуждающихся в социальной помощи и поддержке Любовь к природе, охрана природы, бережливость, ответственность за ущерб природе Трудолюбие и забота об охране труда, запрет принудительного труда…
-
ФГОС начального общего образования.Программа духовно-нравственного развития и воспитания на ступени начального общего образования.
В содержании программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся начальной школы должны быть актуализированы определённые идеалы, хранящиеся в истории нашей страны, в культурах народов России, в том числе в религиозных культурах… Необходимо обеспечивать наполнение всего уклада жизни обучающегося множеством примеров нравственного поведения, которые широко представленных в отечественной и мировой истории, истории и культуре традиционных религий, истории и духовно-нравственной культуре народов Российской Федерации (с. 13, 16). При разработке и осуществлении программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования образовательное учреждение может взаимодействовать, в том числе на системной основе, с традиционными религиозными организациями… могут быть использованы различные формы взаимодействия: - участие представителей… традиционных религиозных организаций с согласия обучающихся и их родителей (законных представителей) в проведении отдельных мероприятий в рамках реализации направлений программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования; - реализация педагогической работы указанных организаций и объединений с обучающимися в рамках отдельных программ, согласованных с программой духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования и одобренных педагогическим советом образовательного учреждения и родительским комитетом…; - проведение совместных мероприятий по направлениям духовно-нравственного развития и воспитания в образовательном учреждении (с. 25–26)
-
Приказ Минобрнауки России от 18 декабря 2012 г. N 1060 г. «О внесении изменений в ФГОС начального общего образования…»Зарегистрирован в Минюсте РФ 11 февраля 2013 г. Регистрационный N 26993
…. приказываю: Внести в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования… следующие изменения: 1. В абзаце первом пункта 12.4: слова "Основы духовно-нравственной культуры народов России"заменить словами "Основы религиозных культур и светской этики*"; дополнить сноской * следующего содержания: "*По выбору родителей (законных представителей) изучаются основы православной культуры, основы иудейской культуры, основы буддийской культуры, основы исламской культуры, основы мировых религиозных культур, основы светской этики.". 2. В пункте 4 таблицы пункта 19.3 слова "Основы духовно-нравственной культуры народов России" заменить словами "Основы религиозных культур и светской этики". Министр Д. Ливанов http://www.rg.ru/2013/02/22/standart-dok.html
-
Проблема дифференциации образовательных целей новой предметной области (курса) и предметов-модулей
Программа курса ОРКСЭ: Цель комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» – формирование российской гражданской идентичности младшего школьника посредством его приобщения к отечественной религиозно-культурной традиции. Патриарх Кирилл. Выступление на 20-х Рождественских образовательных чтениях: «…Также обращаю ваше внимание на то, что в школе иногда при преподавании курса ОПК изучение православной культуры подменяется неким общим религиоведческим курсом, исходящим из секулярного подхода к религии. В этом случае искажается главная цель духовно-нравственного образования, а именно приобщение ребенка к традиции, в которой живет его семья. Нам придется терпеливо преодолевать эти трудности».
-
ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ МОДЕЛИ СИСТЕМЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ЦЕЛЕВОЙ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ АНАЛИТИКО - РЕЗУЛЬТАТИВНЫЙ ЦЕЛИ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ КОМПОНЕНТ АНАЛИТИКО-РЕЗУЛЬТАТИВНЫЙ КОМПОНЕНТ ОТВЕЧАЮТ ЗАЯВЛЕННЫМ ВОСПИТАТЕЛЬНЫМ ЦЕЛЯМ И ЦЕННОСТЯМ ОРГАНИЧНО ВПИСЫВАЕТСЯ И ОБОГАЩАЕТ ВОСПИТАТЕЛЬНУЮ РАБОТУ РАБОТУ С УЧАЩИМИСЯ ИМЕЮТ ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ
-
«Выживаетне самый сильный и не самый умный, а тот, кто лучше всех откликаетсяна происходящие изменения» Ч.Дарвин Чарльз Дарвин
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.