Содержание
-
Теории налогов
-
Представление о сущности налогов и их месте в экономической системе общества менялось по мере развития общественных отношений. Полноценное теоретическое обоснование налогообложения не имеет глубоких исторических корней. До XVII в. все представления о налогах носили случайный и бессистемный характер, что не позволяет относить их к серьезным теоретическим работам в данной области. Замена временных и чрезвычайных налогов на регулярные и всеобщие платежи вызвало их неприятие населением. Данное обстоятельство потребовало от финансовой науки теоретического обоснования такого явления как налоги. Основные налоговые теории стали формироваться в качестве законченных учений начиная с XVII в. и как свод важнейших принципов и положений получили в буржуазной науке наименование «Общая теория налогов». Основные её направления складывались под непосредственным воздействием экономического развития общества. Основоположником теории налогообложения считается шотландский экономист и финансист А. Смит. В 1776 г. он издал книгу «Исследование о природе и причинах богатства народов», которая оказала определяющее влияние на финансовую и хозяйственную жизнь многих государств.
-
Под налоговыми теориями следует понимать ту или иную систему научных знаний о сути и природе налогов, их месте, роли и значении в экономической и социально-политической жизни общества. Иными словами, налоговые теории представляют собой различные модели построения налоговых систем государства в зависимости от признания за налогами того или иного назначения. В более широком смысле налоговые теории представляют собой любые научно-обобщенные разработки (общие теории налогов), в том числе и по отдельным вопросам налогообложения (частные теории налогов). К частным налоговым теориям относятся учение о соотношении различных видов налогов, количестве налогов, их качественном составе, ставке налогообложения и т.д. Ярким примером частной теории является теория о едином налоге. Таким образом, если направления общей теории налогов определяют назначение налогообложения в целом, то частные обосновывают, какие виды налогов необходимо установить, каким должен быть их качественный состав и т.д. Таким образом, Общие теории налогов отражают назначение налогообложения в целом, а частные — исследования по отдельным вопросам налогообложения.
-
Общие теории: 1.Теория обмена (Средние века) Теория, обосновывающая договорные отношения между правительством и гражданами по поводу «покупок» последними военной, юридической защиты у государства (налог – мера мены за услуги). Эта теория опиралась на идеи невмешательства средневекового государства в экономику, а также непроизводительного характера оказываемых государством услуг 2.Атомистическая теория (Эпоха Просвещения; XVII-XVIII века; С. Вобан, Ш.Монтескье, Вольтер, О.Мирабо, Т.Гоббс) Суть ее состоит в том, что в обмен на уплату налогов гражданин получает от государства услуги по охране его личной безопасности, своей собственности как от внешних, так и от внутренних врагов. Данный общественный договор является принудительным и не всегда справедливым, но все же это некий обмен, в конечном счете выгодный обеим сторонам сделки. 3.Теория наслаждения (Первая половина XIX века; Ж.Симонд де Сисмонди) Под наслаждением понимается порядок в обществе, обладание собственностью, наличие правосудия, хороших дорог, здоровой воды. Эти наслаждения могут быть куплены у государства с помощью налогов. Таким образом, налоги согласно данной теории есть цена, уплачиваемая гражданином за получение им от государства наслаждения. 4.Теория налога как страховой премии (Вторая половина XIX века; А.Тьер, Э. де Жирарден, Дж. Мак-Куллох) Суть ее в том, что налог приравнивается к страховому платежу. Налогоплательщик страхует свою собственность от различного рода чрезвычайных ситуаций пропорционально своему доходу или имуществу. Поскольку издержки охраны и защиты должны распределяться по величине охраняемой собственности, общество и образует как бы специфическую страховую компанию, которая занимается не возмещением ущерба при наступлении страхового случая, а предотвращением его наступления.
-
5.Классическая теория налогов (Рубеж XVIII-XIX веков; А.Смит, Д.Рикардо) Согласно данной теории налоги рассматриваются как один из видов государственных доходов, которые должны покрывать затраты на содержание государства, причем не все, а только расходы на общественную оборону и поддержание достоинства верховной власти. При этом какая-либо иная роль налогам не отводилась. Все остальные расходы должны финансироваться за счет специальных пошлин, имеющих возмездный характер и уплачиваемых заинтересованными в данных услугам лицами. Эта теория также исключает государственные услуги из разряда производительных услуг. 6.Теория жертвы (XIX – начало XX века; Н.Канар, Б.Г.Мильгаузен, С.Ю.Витте) Граждане при уплате государству налога приносят жертву. Люди терпят лишения, уплачивая значительные суммы налогов. Государство, являясь принудительным органом, предопределяет сущность налога как необходимого пожертвования. Налог – это форма доходов государства, представляющая собой жертву граждан для удовлетворения потребностей общества. 7.Теория общественных потребностей ( Конец XIX – начало XX века; Л.Штейн, А.Шеффле, Ф.Нитти, Э.Сакс) Согласно этой теории государство должно выполнять экономические функции. Покрытием такого рода расходов призваны служить налоги. Налоги не являются убытком общества, а носят характер платы за общественные значимые и неделимые услуги. Представители этой теории впервые ясно выразили «реальное, хозяйственное воззрение на государство», признали производительный характер государственных услуг.
-
8.Кейнсианская теория (Первая половина ХХ века; Дж. М. Кейнс) Налоги – главный рычаг регулирования экономики, инструмент микроэкономической стабилизации. По Кейнсу, существует два главных макроэкономических налоговых регулятора: 1) прогрессивные ставки налогообложения; 2) налог как аналог ставки банковского кредита. Другими словами, если экономика «перегрета» и нужно затормозить ее развитие, непропорционально повышаются ставки налогообложения, становятся более дорогими банковские кредиты; а это способствует изъятию инвестиционных ресурсов в сфере производства товаров и услуг. Налоговые изъятия тесно связаны с показателем спроса: чем больше вводится налогов, тем ниже спрос и, наоборот, сокращение налогов ведет к стимулированию спроса. Большие сбережения в реальных условиях неполной занятости как пассивный источник дохода мешают росту экономики, поэтому их следует изымать с помощью налогов. В целом идея «эффективного спроса» Кейнса позволила связать налоги с рядом макроэкономических показателей, таких, как национальный доход, фонды накопления и потребления и т.д. 9.Теория монетаризма (1950-е гг.; М.Фридман) Наряду с иными компонентами налоги воздействуют на обращение, через налоги изымается излишнее количество денег (а не сбережений, как в кейнсианской теории), тем самым уменьшаются неблагоприятные факторы развития экономики. 10.Теория экономики предложения ( 1980-е гг.; М.Бернс, А.Лаффер) Данная теория в большей степени, чем кейнсианская, рассматривает налоги в качестве одного из факторов экономического развития и регулирования. Она исходит из того, что высокое налогообложение отрицательно влияет на предпринимательскую и инвестиционную активность, что в конечном итоге приводит к уменьшению налоговых платежей. Поэтому в рамках этой теории предлагается снизить ставки налогообложения и предоставить корпорациям всевозможные льготы. Снижение налогового бремени, по мнению авторов теории, приводит к бурному экономическому росту.
-
Частные теории 1.Теория соотношения прямого и косвенного обложения Суть состоит в выявлении влияния прямого и косвенного обложения на сбалансированность налоговой системы. По существовавшему тогда мнению, прямые налоги в большей степени соотносятся с доходами населения, точнее и яснее определяют податную обязанность каждого плательщика, чем косвенные налоги. В то же время изменилось отношение к косвенным налогам, входящим в цену товара, было показано, что они лучше соотносятся с объемом потребления. Через косвенные налоги устанавливается более справедливое налогообложение, так как налоги устанавливаются не на доходы, а на расходы, соответственно кто больше потребляет, тот больше и платит налогов. Поэтому во второй половине XIX века ученые пришли к выводу, что сбалансированную налоговую систему можно построить, лишь сочетая обе формы обложения, но с определенными акцентами в сторону его прямых форм. 2.Теория единого налога Согласно данной теории единый налог – это единственный налог на один объект налогообложения – землю, расходы, недвижимость, доход, капитал и др. Одним из самых ранних видов единого налога явился налог на земельную ренту. Следует признать, что теоретически внимание единого налога более просто и рационально, чем внимание единого налога более просто и рационально, чем взимание множества отдельных налогов. Однако практика налогообложения в разных странах многократно доказала идеалистичность такого подхода. Любая налоговая система эффективна только в том случае, если она предусматривает множественность налогов, ибо при едином налоге нарушаются принципы эластичности налоговой системы, отсутствует возможность перераспределения налогового бремени по плательщикам. Кроме того, множественность налогов позволяет реализовать их взаимное дополнение, поскольку искусственная минимизация одного налога обязательно вызовет рост другого налога. В чистом виде эта теория достаточно утопична и практически неприемлема, однако в сочетании с иными системами налогообложения она может сыграть определенную положительную роль. 3.Теория пропорционального и прогрессивного налогообложения Согласно идее пропорционального налогообложения налоговые ставки должны устанавливаться как единый процент от доходов налогоплательщика независимо от его величины. Это положение всегда находило поддержку среди наиболее обеспеченных слоев населения. Согласно идеи прогрессивного обложения налоговые ставки увеличиваются по мере роста доходов налогоплательщика. За ее реализацию всегда ратовали наименее обеспеченная часть населения и сторонники социалистического переустройства общества. Все они склонялись к тому, что прогрессивное налогообложение более справедливо в социальном, так как смягчает неравенство и позволяет через налоги перераспределять доходы. 4.Теория переложения налогов Суть теории состоит в том, что распределение налоговой нагрузки между различными экономическими агентами возможно только в процессе обмена. Результатом обмена как раз и является формирование цены товара, в которой уже заложена сумма налогов. Таким образом, лицо, юридически являющееся налогоплательщиком, может переложить бремя данного налога на другое лицо – носителя налога, который и будет нести всю тяжесть обложения этим налогом. Соответственно человек, на которого де-юре распространяется действие положения о налогообложении, и человек, платящий налог де-факто, будут разными лицами.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.