Презентация на тему "Теория деятельности как методологический подход в психологии"

Презентация: Теория деятельности как методологический подход в психологии
Включить эффекты
1 из 84
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
5.0
1 оценка

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Смотреть презентацию онлайн с анимацией на тему "Теория деятельности как методологический подход в психологии". Презентация состоит из 84 слайдов. Материал добавлен в 2017 году. Средняя оценка: 5.0 балла из 5.. Возможность скчачать презентацию powerpoint бесплатно и без регистрации. Размер файла 0.38 Мб.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    84
  • Слова
    другое
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Теория деятельности как методологический подход в психологии
    Слайд 1

    Теория деятельности как методологический подход в психологии

  • Слайд 2

    Деятельностный подход как развитие идей Л.С.Выготского

    Идея Выготского об использовании психологических орудий как пути культурного развития психики была дополнена новой – о деятельностном опосредствовании становления сознания, о единстве структуры предметной и психической деятельности.

  • Слайд 3

    Категории деятельностного подхода

    Методологические категории, лежащие в основе теории деятельности, взаимодействие, отражение, активность, деятельность.

  • Слайд 4

    Взаимодействие – это всеобщая форма взаимосвязи явлений действительности, которая выражается в их взаимном изменении. Результатом взаимодействия является отражение.

  • Слайд 5

    Отражение как всеобщее свойство материи заключается в способности развивать определенные внутренние состояния в ответ на внешние воздействия, а также воспроизводить этими состояниями характеристики внешнего воздействия и тем самым способствовать сохранению основных существенных особенностей объекта.

  • Слайд 6

    Взаимодействие и отражение

    Взаимодействие – это обмен изменениями, а отражение – это изменения в состоянии объекта, которые развиты им самим в направлении противодействия и компенсации внешних воздействий. Отражение как системное качество связывает ранее разрозненные объекты в новую целостность за счет их взаимного отражения друг другом.

  • Слайд 7

    Категории деятельностного подхода

    Активностькак философская категория – это всеобщее свойство материи, которое выражается в: ее способности к самодвижению, в способности изменять другие объекты и в способности развивать определенные внутренние состояния, актуализирующие природу объекта, под влиянием внешних воздействий (реактивность).

  • Слайд 8

    Термин активность используется в двух значениях: Как составляющая любого действия или взаимодействия, которая зависит от внутренней природы объекта. Как процесс, в котором внутренняя детерминация преобладает над внешней.

  • Слайд 9

    Три направления в развитии активности

    1. увеличение меры инициативности. Нижняя граница – полная пассивность (существование объекта определяется только внешними воздействиями), верхняя граница – спонтанная активность, когда поведение объекта определяется только его внутренними состояниями. Средняя позиция – реактивность (ответная активность, которая по своим результатам и энергии выходит за пределы прямых изменений, вызываемых в объекте воздействующим стимулом).

  • Слайд 10

    Три направления в развитии активности.

    увеличиваются пространственно-временные промежутки между началом акта (трата энергии) и его результатом (накопление энергии). У человека отдаленность начала и конца активности связана не только с увеличением пространственно-временных интервалов, но и с увеличением числа звеньев-посредников.

  • Слайд 11

    переход от адаптации к преобразованию и активному конструированию внешних условий. Во всякой деятельности есть и активные, и пассивные составляющие.

  • Слайд 12

    Категории деятельностного подхода

    Активность – это совокупность обусловленных субъектом моментов движения деятельности. Развитие активного начала в деятельности идет по пути перевода внешней детерминации во внутреннюю, все более полного и глубокого отражения действительности.

  • Слайд 13

    активность является важнейшей характеристикой деятельности человека и выражается в ее способности к саморазвитию, самодвижению через инициирование субъектом целенаправленных творческих предметных действий.

  • Слайд 14

    Цели и средства деятельности берутся из данной ситуации и не являются спонтанными, но имеют источником события, далеко отстоящие во времени и пространстве от начала действия, т.е. вырастают из сложного жизненного контекста, основное содержание которого образуют отношения с другими людьми, а также социально и культурно опосредованное отношение к природе.

  • Слайд 15

    Параметры активности

    инициирование действия субъектом направленность на изменение внешней среды отдаленность начала действия от его результата и инициировавших его событий, наличие между ними множества сопутствующих действий.

  • Слайд 16

    Деятельностный подход в психологии

    Сергей Леонидович Рубинштейн (1889- 1960) Алексей Николаевич Леонтьев (1903-1979)

  • Слайд 17

    Основатели деятельностного подхода

    Каждый из них создал свой вариант деятельностного подхода, однако оба подчеркивали значимость разработки категории «деятельность» для психологической науки.

  • Слайд 18

    Культурно-исторический и деятельностный подход

    Введение категории деятельность в психологическую науку означало для А.Н.Леонтьева дальнейшую разработку «неклассической» концепции сознания Л.С.Выготского.

  • Слайд 19

    Постулат непосредственности

    Для классической психологии была характерна дихотомия «внешнего» (предметов и процессов внешнего мира) и «внутреннего» (явлений и процессов сознания), которые не имели между собой ничего общего (об этом когда-то еще говорил Декарт).

  • Слайд 20

    Тем не менее они были связаны следующей простой связью: как только происходит воздействие на субъекта, так тут же возникает «ответ» на данное раздражение в виде объективных и субъективных явлений — это называется постулатом непосредственности в психологии.

  • Слайд 21

    Соответственно предполагалось выявить закономерную и непосредственную взаимосвязь каких-либо объективно констатируемых параметров внешних раздражителей, с одной стороны, и свойств субъективных элементов сознания (в интроспективной психологии) или реакций как столь же элементарных составляющих поведения (в бихевиоризме), с другой.

  • Слайд 22

    почему постулат непосредственности не работает?

    когда на занятиях требовалось написать натюрморт или портрет натурщицы, у каждого из сидящих в зале будущих художников был «свой» натюрморт или свой портрет: каждый видел представленный объект по-своему, вступая с ним в своеобразный диалог.

  • Слайд 23

    Постулат непосредственности

    Осознание принципиальной недостаточности постулата непосредственности даже вызвало в конце XIX — начале XX в. обратное движение «назад к душе» (представителями этого движения были в Германии Лейпцигская психологическая школа, в России — Л. М.Лопатин, С.Л.Франк и другие).

  • Слайд 24

    Попытки преодолеть постулат непосредственности

    в необихевиоризме вводилось понятие промежуточных переменных (когнитивные карты, потребности и т.д.). в психоанализе - бессознательные процессы, в Грузинской школе психологии установки — установка. именно автор теории установки, глава Грузинской психологической школы Д.Н.Узнадзе и ввел в психологический оборот термин «постулат непосредственности»

  • Слайд 25

    По мнению А.Н.Леонтьева, введение понятия промежуточных переменных вовсе не снимает постулата непосредственности, поскольку промежуточные переменные представляют собой лишь состояния субъекта и поэтому противопоставленность субъекта и объекта все еще имеет место (даже с учетом «обогащенного» субъекта).

  • Слайд 26

    Преодоление постулата непосредственности

    Для преодоления постулатанепосредственности нужно было заменить двучленную схему анализа другой, в которой противопоставленность субъекта и объекта исходно устранялась бы. Это было сделано в «трехчленной» схеме А.Н.Леонтьева, где опосредствующим «звеном» выступала человеческая деятельность.

  • Слайд 27

    Деятельность

    деятельность — это вовсе не то, что просто «вставляется» между двумя другими звеньями (субъектом и объектом), а то, что объединяет их в единое целое. В деятельности и происходит переход объекта в его субъективную форму, в образ; вместе с тем в деятельности совершается также переход деятельности в ее объективные результаты, в ее продукты.

  • Слайд 28

    Деятельностьесть реальная и конкретная связь субъекта и объекта, это процесс, в котором осуществляются взаимопереходы между полюсами «субъект — объект».

  • Слайд 29

    Деятельностный подход

    Образ мира субъекта не определяется автоматически окружающими условиями среды и заданными генетическими программами, а обусловлен жизнью субъекта в среде, его деятельностью в ней.

  • Слайд 30

    человек не стоит перед миром как реактивный аппарат, он активно строит отношения с ним благодаря разнообразной деятельности, и в его образе мира фактически отражается не мир как таковой, а опыт общения субъекта с миром посредством деятельности.

  • Слайд 31

    Подходык проблеме деятельности в российской психологии

    1. Сеченов. В своей работе «Элементы мысли» Сеченов изучал связь движений и познания. Ощущение выполняет функцию сигнала. Мышечная система является органом познания и в процессе манипулирования человека с предметами производит операции анализа и синтеза

  • Слайд 32

    2. Бехтерев. Изучал биологические механизмы рефлекторной деятельности. Рефлекс - это способ установления относительно устойчивого равновесия между организмом и комплексом условий, действующих на него. Подходы к проблеме деятельности в российской психологии

  • Слайд 33

    Подходык проблеме деятельности в российской психологии

    В своей книге "Основы общей рефлексологии" Бехтерев говорил о том, что рефлексы не наследуются, а формируются в течение жизни. Социальная среда является источником развития человека, наследственность задает только определенный тип реакции, но сами реакции воспитываются обществом.

  • Слайд 34

    3. Бернштейн. Изучал механизмы построения движения. Структура анализатора строится по принципу кольца, а не дуги, как считалось раньше. Сигналы от мышцы попадают в органы чувств, сопоставляясь в центре с первоначальными сигналами – образами объектов.

  • Слайд 35

    Поведение человека имеет большое количество степеней свободы, так как конечный результат его активности зависит не только от возбуждения, но и от действия многих причин, независимых от тех импульсов, которые посылают эффекторные (моторные) центры – от условий выполнения действия, от изменения ситуации, мотивации самого человека и т.д

  • Слайд 36

    Автоматическое выполнение мышцами команд, посылаемых нервными центрами, не может лежать в основе сложного движения, так как в процессе выполнения оно непрерывно корректируется. Это происходит благодаря тому, что между мышцей и центром существует циклическая связь.

  • Слайд 37

    Теории деятельности Рубинштейна и Леонтьева

    Теории деятельности, созданные С.Л. Рубинштейном и А.Н. Леонтьевым, являются одними из важнейших методологических положений российской психологии, потому что: - раскрывают структуру и содержание психологической деятельности, - показывают ее связь с потребностями, - позволяют понять, как исследование внешней деятельности, поведения, может стать методом исследования внутренних состояний психики.

  • Слайд 38

    Рубинштейн

    Разработал методологические принципы деятельностного подхода, Выдвинул принцип единства сознания и деятельности, подчеркивая возможность изучения внутренних состояний сознания через анализ внешней активности, деятельности.

  • Слайд 39

    Рубинштейн говорил о том, что "формируясь в деятельности, психика в деятельности и проявляется. Деятельность и сознание образуют органическое целое - не тожество, но единство". Поэтому предметом психологии должна стать не только внутренняя, умственная деятельность, но и реальная практическая деятельность людей.

  • Слайд 40

    Единство сознания и деятельности доказывает также активный характер психики, ее процессуальный характер. При этом практическая деятельность человека детерминирует процесс формирования сознания, а сознание, познавательные процессы и личностные качества людей осуществляют регуляцию деятельности, помогая ее выполнению.

  • Слайд 41

    Леонтьев

    Изучал структуру деятельности и сходство в строении внешней и внутренней деятельности. Им был предложен следующий вариант структуры деятельности

  • Слайд 42

    Структура деятельности

    Потребность Мотив Деятельность Цель Действие Условие Операция 1 2 3 4 Уровни деятельности

  • Слайд 43

    Потребность

    Потребность - это внутреннее состояние организма, испытывающего нужду в чем-то. Актуализация потребности свидетельствует о том, что равновесие, гомеостаз между организмом и окружающим миром нарушен. Энергия, которая направлена на восстановление гомеостаза и есть та энергия, которая рождает деятельность субъекта, т.е. именно потребность является источником активности

  • Слайд 44

    Однако наличие энергии не всегда ведет к деятельности, так как живое существо может и не знать, что же в окружающем мире способно удовлетворить его потребность. В этом случае наступает состояние, которое можно охарактеризовать как «чего-то хочется, но неясно, что именно»

  • Слайд 45

    не имеющая предмета, способного ее удовлетворить, потребность не реализуется в деятельности, что приводит к эмоциональному дискомфорту. Состояние напряженности, беспокойства возникает и в том случае, если существует барьер, препятствие, на пути достижения потребности. Это состояние называется фрустрацией, и оно часто становится причиной агрессии, тревоги, неврозов и даже соматических болезней.

  • Слайд 46

    Разрядка потребности происходит в том случае, если она опредметилась, то есть имеет предмет, который приводит к ее удовлетворению. Такой предмет потребности называется в теории деятельности мотивом.

  • Слайд 47

    Потребность и мотив

    разделение потребности и мотива свойственно только этой теории, так как в других (например, в психоанализе или гуманистической психологии) эти термины тождественны, т.е. мотив-потребность одновременно является и источником энергии, и целью деятельности.

  • Слайд 48

    Потребность - мотив - деятельность

    Появление мотива ведет к появлению деятельности, направленной на его достижение. Таким образом, потребность дает энергию для деятельности, а мотив ее направляет. При этом потребность является внутренним психическим состоянием, в то время как мотив и деятельность – внешними, объективно наблюдаемыми проявлениями психики.

  • Слайд 49

    Единство сознания и деятельности

    Леонтьев, со своей стороны, также приходит к доказательству единства сознания и деятельности. Так как возможно выстроить достоверно экспериментальное, исследование внешней деятельности и ее связи с мотивом, то возможно и изучение внутренних психических состояний и деятельностей на основании анализа того, какая потребность породила тот или иной мотив и деятельность по его удовлетворению.

  • Слайд 50

    Деятельность - мотив - потребность

    Так появляется новая связь: деятельность мотив потребность, которая показывает направление исследования психики. Хотя прямое изучение внутреннего состояния психики, как уже указывалось выше, невозможно, опосредованно, через анализ деятельности, мы можем полно и достоверно ее исследовать.

  • Слайд 51

    Опосредованные методы

    Поэтому методы, построенные на использовании теории деятельности, получили название опосредованных методов исследования психики, так как по динамике развития деятельности мы может опосредованно судить о невидимых для нас состояниях психики.

  • Слайд 52

    Деятельность – действия - операции

    Наличие разных уровней активности приводит к тому, что необходимо разделить те из них, которые непосредственно связаны с потребностями, и те, которые не имеют такой связи. Так появляются понятия деятельности, действия и операции.

  • Слайд 53

    Реализация деятельности

    Деятельность, как говорилось выше, связана именно с мотивами и потребностями, она возникает самопроизвольно при актуализации потребности. В некоторых случаях она может реализовываться даже несмотря на серьезное противодействие (как внешнее, так и внутреннее).

  • Слайд 54

    Препятствия для деятельности

    Если внешнее связано с неблагоприятными условиями (отсутствие или трудность достижения мотива, соперничество за обладание им, конфликт интересов разных людей и т.д.), то внутренние преграды обусловлены борьбой мотивов (т. е. одновременной актуализацией двух потребностей) или моральными запретами, страхом нарушения нормы.

  • Слайд 55

    Рационализация

    Во втором случае возможна рационализация, то есть замена истинного мотива, которой не сознается человеком, другим, осознание которого не ведет к конфликту с моральными ценностями. Сигналом о наличии такого бессознательного мотива является рассогласование между реальной и ожидаемой эмоцией.

  • Слайд 56

    Эмоции и мотивы

    Реальная эмоция, отражающая тот факт, что истинный мотив не достигнут, будет не положительной, а отрицательной. Такое рассогласование эмоций являетсяпервым симптомом замещения бессознательного мотива, а анализ причин этого эмоционального дискомфорта может помочь выявить истинный мотив деятельности.

  • Слайд 57

    Деятельность состоит из действий

    сложная структура современного общества приводит к тому, что многие наши потребности не могут быть удовлетворены одномоментно, в результате простой деятельности. сложная деятельность состоит из нескольких действий, которые помогают ее реализации.

  • Слайд 58

    Деятельность и мотивы

    деятельность и ее мотив могут не осознаваться, но действие и его цель всегда осознанны. деятельность выполняется потому, что нам это нравится, а действие – потому, что это нужно, потому что его результат поможет нам избежать неприятностей или приблизиться к реализации нашей потребности.

  • Слайд 59

    Деятельность и действия

    при самоанализе различия между действием и деятельностью достаточно очевидны, при внешнем наблюдении развести два эти вида активности сложно, тем более что в некоторых случаях истинная мотивация неосознанна, а в некоторых – скрывается от окружающих.

  • Слайд 60

    чтение книги, не нужной для экзамена, но интересной для учащегося, указывает на наличие мотива, а, следовательно, в данном случае чтение – это деятельность. Если же студент захлопывает книгу, узнав, что она не нужна к экзамену, то это - действие, одна из ступенек сложной деятельности, мотивом которой является, например, получение диплома.

  • Слайд 61

    Поступок

    Для характеристики действий человека, в психологии существует понятие поступка, то есть личного действия. Поступок имеет не только предметную направленность (то есть нацеленность на определенный предметам), но и социо-культурную, связанную с ожидаемым откликом окружающих на данный поступок.

  • Слайд 62

    поступок может выражаться не только в активности, но и в уходе от нее, например подчеркнутом бездействии или отказе от ответа.

  • Слайд 63

    Свойства поступка

    Учет мнения окружающих, соотнесение своих поступков с этим мнением характеризует такое свойство поступка как диалогичность, то есть, как подчеркивал М.М. Бахтин, направленность поступка на реально присутствующего или представляемого партнера по общению.

  • Слайд 64

    Не менее важным свойством поступка является его субъектность, соотнесенность с ценностными ориентациями человека. Поиски путей исследования смысла жизни, ее итогов, привели многих ученых к идее о том, что духовное бессмертие человека – в результатах его жизни, в его поступках.

  • Слайд 65

    Операции

    Еще одним видом активности являются операции - то есть способы выполнения действия. Они зависят от условий. Специфически человеческие операции произошли путем автоматизации и свертывания действий. операции всегда протекают на бессознательном уровне, хотя и могут осознаваться в случае затруднений.

  • Слайд 66

    Навык и творчество

    навык и творчество - это две важнейшие стороны любой деятельности. Навык является основой правильного, совершенного выполнения операционной стороны действия, без него техническая сторона деятельности просто невозможна. Творчество проявляется не только в создании принципиально новых продуктов, но и в учете своеобразия конкретных условий выполнения действия, постановке новых целей, любом проявлении инициативы.

  • Слайд 67

    без техники невозможно создание новых произведений, но в то же время шаблоны, автоматизированные действия могут увести от творчества, стереотипизировав процесс деятельности.

  • Слайд 68

    Изменения в структуре деятельности

    Наиболее значимыми изменениями являются сдвиг мотива на цель (или цели на мотив) и, соответственно, переход действия в деятельность (или деятельности в действие).

  • Слайд 69

    Сдвиг мотива на цель

    когда мы теряем интерес к какому-то занятию или человеку, но вынуждены продолжать его, так как обстоятельства не дают нам возможности ни бросить начатое, ни расстаться с человеком мотив стал целью

  • Слайд 70

    Сдвиг цели на мотив

    когда мы начинаем контактировать с «нужным» человеком, а затем заинтересовываемся им независимо от того, может он нам помочь или лишается (например, в результате кадровых перемещений) этой возможности. цель стала мотивом

  • Слайд 71

    Ведущие мотивы

    Несмотря на то, что подобные изменения происходят постоянно, существуют некоторые мотивы (и связанные с ними деятельности), которые практически не изменяются, являясь постоянными, ведущими для данного человека.

  • Слайд 72

    Интериоризация и экстериоризация

    Трансформации деятельности связаны не только с изменением мотива и цели, но и с переходом внешней деятельности во внутреннюю (интериоризацией) и, наоборот, внутренней деятельности во внешнюю (экстериоризацией).

  • Слайд 73

    Ориентировочная деятельность

    Развивая идеи А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперин ввел понятие «ориентировочной» деятельности. Эта психическая деятельность тесно связана с внешней предметной деятельностью и сама может считаться внешней в том смысле, что ориентировка может осуществляться во внешнем, двигательном плане.

  • Слайд 74

    Уровни ориентировочной деятельности

    На стратегическом уровне осуществляется оценка проблемного поля, выработка стратегической позиции субъекта. На тактическом уровне осуществляется выбор действий и способов достижения намеченного результата. На операционально-техническом уровне ориентировочной деятельности осуществляется планирование и регулирование процесса реализации выбранного способа действия.

  • Слайд 75

    Экстериоризация

    Взаимосвязь внешней и внутренней видов деятельности доказывается и возможностью экстериоризации – то есть развертывания изначально внутренней деятельности во внешнем плане. Такой переход часто осуществляется при возникновении затруднений в протекании знакомой деятельности, при обратном переходе от операции к действию, например, в том случае, когда появляются ошибки в решении задачи.

  • Слайд 76

    Развивающее обучение

    Теория деятельности стала основой и многих программ развивающего обучения. Исследования Леонтьева, Запорожца, Гальперина показали, что в структуре каждого действия можно выделить три этапа ориентировки в условии и порядке операций, при помощи которых выполняется действие, исполнения (реализации действия) и контроля за его результатом, при котором сопоставляются желаемый и реальный продукт.

  • Слайд 77

    развивающее обучение должно быть вне зоны актуальных знаний учащихся, выходя в зону их ближайшего развития, то есть оно не должно строиться по принципу восхождения от частного к общему, от житейских к научным понятиям.

  • Слайд 78

    содержание обучения должно строиться на обобщении, на научных понятиях, которые затем конкретизируются в процессе занятий и собственной деятельности учащихся.

  • Слайд 79

    Недостатки традиционного обучения

    традиционная система начального обучения имеет устаревшие логико-психологические основания, связанные с эмпирической теорией мышления и, следовательно, ее совершенствование требует других научных предпосылок.

  • Слайд 80

    Теоретическое мышление

    Такой научной основой стала теория взаимосвязи эффективной учебной деятельности с процессом построения у учащихся в ходе обучения абстракций и обобщений. Это стало основой конструирования учебных предметов, пересмотра психологической структуры учебной деятельности в целом.

  • Слайд 81

    Ведущая деятельность

    Анализ разных видов деятельности и их влияния на процесс психического развития, привел Леонтьева к мысли о существовании ведущего вида деятельности, который оказывает наибольшее влияние на этот процесс в определенный период онтогенеза.

  • Слайд 82

    ведущая деятельность не обязательно занимает больше всего времени в тот или иной период жизни. Это та деятельность, которая оказывает наибольшее влияние на познавательное развитие ребенка и на развитие его личности. Именно в русле ведущей деятельности, характерной для того или иного возрастного периода, возникает следующая ведущая деятельность, которая становится главной в следующем периоде онтогенеза

  • Слайд 83

    Две стороны ведущей деятельности

    Развивая эту мысль Леонтьева, Д. Б. Эльконин выделил две стороны деятельности - познавательную и мотивационную. Эти стороны существуют в каждой ведущей деятельности, но развиваются неравномерно, чередуясь по темпу развития в каждом возрастном периоде.

  • Слайд 84

    Спасибо!

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке