Содержание
-
Теория личности Виктора Франкла.
Подготовлено студенткой 3-его курса 1-ой группы ФКП Никулиной Полиной.
-
Вехи биографии.
Годы жизни: 26.03.1905- 2.09.1997. Взгляды формировались под влиянием З.Фрейда и А.Адлера. Прошел концлагеря. В довоенное время и в концлагере, занимался профилактикой самоубийств. В послевоенное время занимался развитием своей теории и преподавательской деятельностью.
-
Структура личности.
Личность есть индивидуум, личность есть нечто неделимое. Личность не только неделима, но и неслагаема. Каждая отдельная личность есть нечто абсолютно новое. Личность духовна, экзистенциальна, динамична, соотносится с Я, а не с Оно. Личность не только есть единство и целостность (см. тезисы 1 и 2), она еще и создает единство и целостность. Животное не является личностью уже потому, что оно не в состоянии подняться над самим собой и отнестись к себе самому. Личность постигает саму себя не иначе как через трансцендентное.
-
Мотивация.
Стремление человека к поиску и реализации смысла своей жизни – врождённая мотивационная направленность человека.
-
Смысл жизни.
Смысл находится в объективном мире, и человек находит его путем реализации себя в жизни и деятельности. Смысл жизни уникален для каждого человека. Не существует смысла жизни «вообще» - существует конкретный смысл жизни данной личности в данный момент.
-
Человек стремится и достигает смысла жизни,
реализуя три основных пути своего развития: что человек может дать жизни-творческую деятельность; что человек включается в переживание ценностей, которые находит в мире; посредством позиции, занимаемой по отношению к судьбе и обстоятельствам своей жизни, которые он не может изменить; и ориентируясь на три группы ценностей. ценности творчества ценности переживания ценности отношения
-
Смысл жизни.
Человек свободен найти и реализовать смысл жизни, свободен взять на себя ответственность за свою судьбу, даже если его свобода объективно ограничена обстоятельствами.
-
Развитие.
Развитие личности идет в ходе поиска человеком смысла собственной жизни. При нахождении смысла жизни развитие продолжается, так как обретенный смысл требует постоянного осуществления. В результате развития человек достигает самоактуализации.
-
Диагностика и этиология нарушения.
Отсутствие смысла порождает у человека состояние, которое Франкл называет экзистенциальным вакуумом. Экзистенциальный вакуум – ощущение бессмысленности жизни. К нему часто приводит, а после сопутствует экзистенциальная фрустрация, возникающая когда у человека фрустрировано стремление к смыслу.
-
Причины экзистенциального вакуума: люди не запрограммированы стремлениями и инстинктами, которые побуждают их к совершению определенных действий. традиции, соглашения и ценности не подсказывают людям, что они должны делать. люди часто подвергаются «редукционизму», при котором они рассматриваются скорее как совокупность влечений и инстинктов, чем как способные принимать решения деятельные индивиды.
-
экзистенциальный вакуум - это феномен, который одновременно усиливается и распространяется. Его глобальное воздействие выражается в 3 основных эффектах – невротической триаде, куда входят: депрессия- возникает в основном из-за экзистенциальной фрустрации. наркомания – возникает из-за желания найти с помощью наркотиков смысл жизни. агрессия – возникает, когда захватывает чувство пустоты и бессмысленности.
-
Экзистенциальный вакуум приводит к развитию неврозов, главным из которых является неогенный. Неогенный невроз - невроз, связанный с утратой смысла жизни, в основе которого лежат духовная проблема и моральный или этический конфликт.
-
Методы коррекции
Лечением людей занимается логотерапия, помогающая им обрести смысл в жизни. Задача логотерапевта: подвести человека к «обнаружению» внутреннего, скрытого в нем смысла. Логотерапия применяется при лечении неогенных и психогенных неврозов, неизлечимых соматогенных заболеваний, а также социогенных явлений и сферы социогенного сомнения и отчаяния в поисках смысла жизни.
-
Методы коррекции.
В терапии идет формирование гуманных отношений между клиентом и терапевтом, углубление экзистенциального осознания за счет помощи пациентам по осознанию конечности жизни и важности взятия на себя за нее ответственности и фокусирование на поисках смысла.
-
В ходе терапии применяются такие методы как: постановка перед пациентами вопросов о смысле и увеличением числа его источников, выявление смысла через сократический диалог или логодраму и анализ сновидений. В отдельный случаях терапевт может предложить смысл клиенту.
-
Отдельно при лечении психогенных неврозов используются следующие методы: Дерефлексия - переориентирование пациента с чрезмерного внимания на самом себе и своей болезни. Парадоксальная интенция - пациентам намеренно предлагается делать то, чего они больше всего бояться.
-
Спасибо за внимание!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.