Содержание
-
Смысл жизни
-
Высшей, абсолютной ценностью является человеческая жизнь. Поиск смысла жизни - это ответы на вопросы: В чем смысл жизни? Зачем человек живет?
-
Ответ: Жизнь это условие, необходимое для осуществления человеком целей, задач, которые он себе наметил. Осознание человеком цели, смысла того, зачем он живет, дает ему уверенность, психическую устойчивость. В отличие от животного, человек понимает, что он не вечен. Ему хочется, чтобы его помнили. Поэтому он стремится оставить после себя хорошую, добрую память.
-
Смысл жизни — это желание человека соотносить свои поступки с системой общественных ценностей, оправдать себя перед собой, своей совестью, перед лицом других людей, перед лицом бога, авторитета. Смысл жизни – это «жизнь ради других людей». Для человека жизнь становится осмысленной, если он служит интересам семьи и общества, живет ради счастья будущих поколений.
-
Представления о смысле жизни складываются в процессе деятельности людей и зависят от их социального положения, образа жизни, миропонимания, культурной и исторической среды. В благоприятных условиях человек может видеть смысл своей жизни в достижении счастья и благополучия. В неблагоприятных условиях существования, человек может видеть смысл своей жизни в борьбе за выживание.
-
Эпикур
-
Смысл жизни создается самим человеком («жизнь ради жизни»). Жизнь – редкий и ценный дар. От каждого мгновения, которое она дарит необходимо получать удовольствие. Жить нужно так чтобы наслаждаться самой жизнью, получать удовольствие от жизненных благ и не думать о смерти.
-
Смысл жизни – достижение счастья. Чтобы быть счастливым человеку необходимо удовлетворить естественные минимальные потребности: Не испытывать чувства жажды Не испытывать чувства голода Иметь жилье и одежду
-
Наибольшее удовольствие приносят духовные ценности. Они вечны и приносят наслаждение и здоровье души. Материальные ценности имеют обратный эффект и могут приносить несчастья. Пример Хорошая еда приносит счастье, но после еды человеку может стать плохо.
-
Смысл жизни - это получение удовольствия, которое заключается в отсутствии страданий. Человеку необходимо избавляться от телесных и душевных тревог, страха перед Богами и смертью. «Смерть не имеет никакого отношения к нам: ибо то, что разложилось, не чувствует, а то, что не чувствует, не имеет никакого отношения к нам». Эпикур
-
«Смерть, не имеет к нам никакого отношения; так как когда мы существуем, смерть еще не присутствует; а когда смерть присутствует, тогда мы не существуем. Таким образом, смерть не имеет отношения ни к живущим, ни к умершим, так как для одних он не существует, а другие уже не существуют». Эпикур
-
Фаталистический подход
-
Фатализм (fatum - рок, судьба) - Согласно фатализму существует высшая инстанция (карма, дао, Бог), которая предопределяет человеку его прошлое, настоящее и будущее, его судьбу. Жизнь - это всего лишь череда причинно-следственных связей. Все, что происходит с человеком при жизни является результатом работы программы, которая была заложена в нем еще до его рождения.
-
Человек не выбирает страну, город или семью, в которой он родится, свое здоровье – все это дается нам до нашего рождения. Смысл жизни заключается в том, чтобы постичь свое предопределение и последовательно реализовывать предустановленное свыше.
-
Поль Анри Гольбах
-
Природа является единственной субстанцией. Человек – является порождением природы и полностью зависит от ее законов. Все человеческие действия предопределены. Человек не может критиковать или хвалить себя и других, потому что все качества, про которые он собирается говорить получены в дар от природы.
-
Смысл жизни – подчиниться силам природы и изучать ее законы, зако-номерности развития всего, что создается природой и таким путем достигнуть счастья. «Фаталист, последовательно придер-живающийся этих взглядов, не будет ни докучливым человеконенавистником, ни опасным гражданином. Он простит своим братьям заблуждения, ставшие им необ-ходимыми из-за их испорченности мно-жеством причин природы, станет уте-шать и ободрять их». Поль Анри Гольбах
-
Натуралистический подход
-
Натурализм – философское направление, которое рассматривает природу как универсальный принцип объяснения всего сущего. Согласно натуралистическому подходу жизнь не имеет смысла, как не имеет его природа. Смысл жизни можно определить как следование биологически запрограммированным влечениям и инстинктам.
-
Поэтому, общего, единого для всех людей смысла жизни не существует. Каждый человек имеет свой неповторимый жизненный путь и должен жить с целью доставления самому себе радость.
-
Аксиологический подход
-
С позиции аксиологического подхода смысл жизни составляет следование таким ценностям, как добро, красота, справедливость и т.д.
-
Абрахам Маслоу
-
Американский ученый Абрахам Маслоу выделяет 14 ценностей, составляющих смысл жизни человека. Эти ценности не только составляют смысл жизни человека, но и являются частью его личности, сущности.
-
«Самоактуализирующиеся люди, без единого исключения, вовлечены в какое-либо дело, внешнее по отношению к ним. Они преданы чему-то для них очень ценному – своему призванию в старинном, религиозном смысле этого слова. Они трудятся над тем, к чему призвала их судьба, и что они любят, так что различие между работой и удовольствием для них исчезает. Один посвящает свою жизнь закону, другой – справедливости, третий – красоте или истине». Абрахам Маслоу
-
Потеря человеком этих ценностей приводит к психическому расстройству, отчаянью, нежеланию жить, так ка человек не видит в этом смысла. «Утрата этих ценностей приводит к патологическим расстройствам, которые я назвал метапатологиями – болезнями души. Такой недуг настигает, например, человека, вынужденного все время жить среди лжецов и никому не доверять». Абрахам Маслоу
-
14 ценностей по А. Маслоу «1. Истина (честность; реальность; обнаженность; простота; богатство; существенность; должное; красота; чистота; чистая и неподдельная полнота). 2. Добро (правильность; желатель-ность; должное; справедливость; благо-желательность; честность; мы любим это, привлечены этим, одобряем это).
-
3. Красота (правильность; форма; живость; простота; богатство; цель-ность; совершенство; завершенность; уникальность; честность). 4. Цельность (единство; интегри-рованность; тенденция к единичности; взаимосвязанность; простота; организация; структура; порядок; отсут-ствие разделения; синергия; гомо-номные и интегративные тенденции).
-
4 а. Единство противоположностей (принятие, разрешение, интеграция или трансценденция (преодоление) дихо-томий, полярностей, противопо-ложностей, противоречий; синергия, т.е. преобразование противоположностей в единство, антагонистов в сотрудни-чающих или взаимно усиливающих друг друга партнеров).
-
5. Жизненность (процесс; отсутствие омертвелости; спонтанность; само-регуляция; полноценное функцион-ирование; измениться и при этом остаться тем же; самовыражение). 6. Уникальность (индивидуальная специфичность; индивидуальность; несравнимость; новизна; особое качество; отсутствие чего-либо подобного).
-
7. Совершенство (ничего лишнего; ничего недостающего; все на своем месте и не может быть улучшено; точно так; идеальное соответствие; уместность, справедливость, полнота; ничего помимо; должное). 7 а. Необходимость (неизбежность; это должно быть именно так; не может быть изменено ни на йоту; хорошо, что именно так).
-
8. Завершенность (окончание; окончательность; справедливость; гештальт больше не меняется; выполнение намеченного; finis и telos; ничего недостающего; все целиком; исполнение предназначения; прекра-щение деятельности; достижение высшей точки; окончание в связи с достижением цели; умереть и вновь родиться; прекращение и завершение роста и развития).
-
9. Справедливость (честность; долженствование; уместность; сораз-мерность; необходимость; неизбеж-ность; непредубежденность; беспри-страстность). 9 а. Порядок (законность; правиль-ность; ничего лишнего; совершенство организации).
-
10. Простота (честность; обнажен-ность; существенность; абстрактная безо-шибочность; четкая структура; суть дела; прямота; только необходимое; без укра-шений; ничего чрезмерного или лишнего). 11. Богатство (дифференциация; слож-ность; изощренность; все целиком; ничего недостающего или скрытого; все здесь; все в равной мере важно; нет ничего неважного; всему предоставляется идти своим путем, без улучшения, упрощения, абстрагирования, переустройства).
-
12. Непринужденность (легкость; отсутствие напряжений, стараний, трудностей; изящество; совершенное и красивое функционирование). 13. Игра (веселость; радость; юмор; изобилие; непринужденность).
-
14. Самодостаточность (автономия; независимость; не нужно ничего другого, чтобы быть самим собой; самодетерминация; преодоление среды; отдельность; жизнь по своим законам; идентичность)». Абрахам Маслоу
-
В. Франкл
-
«Жизнь каждого человека уникальна в том, что никто не может повторить ее. Нет универсального смысла жизни для всех людей, есть лишь уникальные смыслы индивидуальных ситуаций жизни каждого конкретного человека» В. Франкл
-
Каждый человек проживает свою собственную, уникальную жизнь. Поэтому смысл жизни у каждого человека свой, зависящий от множества причин, таких, как психические харак-теристики индивида, уровень культуры и образования, принадлежность к соци-альной группе, историческое и экономи-ческое развития страны, географи-ческое положение страны т.д.
-
Жизнь должна оцениваться не ее продолжительностью, а содержатель-ностью. У любого человека она бывает наполненной смыслом независимо от того, краткая она или долгая. Положение человека, его профессия абсолютно ничего не значат. Большое значение имеет то, как он работает, справляется со своим кругом задач и обязанностей.
-
Обыкновенный человек, справляющийся со своим кругом обязанностей и задачами, которые ставит перед ним его положение в обществе, более велик, чем «великий» государственный деятель, безнрав-ственные и глупые решения которого могут принести вред и разорение.
-
В человеке природой заложено стремление к поиску и реализации смысла своей жизни. Это стремление является основным двигателем поведения и развития личности. Для того, чтобы жить и активно действовать, человек должен верить в смысл, которым обладают его поступки, в ценности , которые они выражают.
-
3 группы ценностей, составляющих смысл жизни человека: 1. Ценности, которые человек создает своим трудом. 2. Ценности, в которых выражается чувственное переживание человека, чувственное отношение к действи-тельности. Это ценности, которые:
-
• Дают духовное наслаждение жизнью: музыка, живопись, поэзия. • Реализуются в отношениях человека к другому человеку: любовь, дружба, сочувствие, сострадание. 3. Ценности, возникающие в процессе преодоления человеком самого себя в ситуации, когда он не может ничего изменить: мужество, твердость духа, достоинство.
-
В течение всей своей жизни человек стремится реализовать выбранные им ценности, несет ответственность перед самим собой за обретение смысла своей жизни.
-
Экзистенциализм Жан-Поль Сартр Альбер Камю
-
«Если мы должны умереть, то наша жизнь не имеет смысла, ибо её проблемы остаются нерешёнными и остаётся неопределённым само значение проблем… Всё сущее рождено без причины, продолжается в слабости и умирает случайно… Абсурдно, что мы родились, абсурдно, что умрём» Жан-Поль Сартр
-
Человек это ничто. Он заброшен в это мир, поэтому его жизнь абсурдна. Смысл жизни так же абсурден. Смысл жизни познается через пограничную ситуацию. Так, только перед лицом смерти познается смысл жизни.
-
Артур Шопенгауэр
-
Жизнь человека – это проявление некой мировой воли. Человеку кажется, что он действует в соответствии со своими желаниями. На самом деле всеми его поступками движет мировая воля. Смысл жизни – осознание этой мировой воли, ее бессознательности и безразличия к тому, чем она движет и стремление ограничивать свои желания, как проявления чуждой воли.
-
Э. Фромм
-
«Иметь или быть» 2 способа существования человека: Существование по принципу Бытия. Существование по принципу Обладания.
-
Существование по принципу обладания Обладание присуще человеку. Чтобы жить, нам нужно иметь вещи. Чтобы иметь вещи и ими пользоваться надо сначала их приобрести. В 19 веке человек делая покупку, хотел ее сохранить надолго, чтобы она ему дольше служила.
-
В наше время покупка вещи делается по схеме: приобретение - временное обладание - выбрасывание - приобретение новой модели. Приобретение модели товара последней марки ясно показывает всем статус человека. Человек зависит от предмета.
-
Предмет - это цель и смысл его жизни, то, что определяет его в этом мире, показывает ценность человека. Пример: автомобиль. В западном обществе автомобиль служит символом статуса его владельца, расширяющим границы его власти. Автомобиль более новой марки соответствует более высокому статусу его владельца.
-
Существование по принципу обладания ведет к гибели человечества. «Стремление неограниченного обладания с неизбежностью ведет к классовой войне». «Поскольку все хотят иметь больше, то образование классов неизбежно, а значит, неизбежна и классовая борьба, а в глобальном масштабе — война между народами. Алчность и мир исключают друг друга». Э. Фромм
-
Существование по принципу бытия Модус бытия – это внутренний мир человека, его творческая активность. Человек, существующий по принципу бытия: • Дает проявиться всем своим природным талантам, способностям.
-
• Независим от статусного влияния вещей. Вещь для него – способ удовлетворения потребностей, инструмент для проявления творческих способностей, а не средство повышения статуса в глазах окружающих. • Стремится давать, делиться и жертвовать собой.
-
Пример Сфера деятельности – обучение Студент, живущий по принципу обладания. Цель - сохранить выученное в голове или на бумаге. Студент стремится сделать максимально возможные записи, чтобы потом зазубрить и ответить. Он не думает о содержании и своем отношении к материалу.
-
«Студенты, живущие по принципу обладания, могут слушать лекцию, воспринимать слова, понимать логику построения предложений и их смысл, в конце концов законспектировать все, что сказал лектор, затем выучить записанный текст на память и сдать экзамен. Однако это отнюдь не означает, что содержание лекции станет частью их собственной системы мышления, расширит и обогатит ее.
-
Такие студенты просто фиксируют в тетрадях все услышанное в лекции в виде записей отдельных мыслей или теорий и в лучшем случае сохраняют их. Между содержанием лекции и студентами так и не устанавливается никакой связи, они остаются чуждыми друг другу, разве что каждый из них становится владельцем некой коллекции чужих высказываний». Э. Фромм
-
Студент, живущий по принципу бытия. Студент уже имеет представление о той теме, которая будет обсуждаться. У него есть интерес, возникают вопросы и сомнения. Студент реагирует на лекцию активно и творчески. «Те же студенты, которые избрали бытие как основной способ взаимоотношений с миром, усваивают знания совершенно по-иному.
-
Начать хотя бы с того, что они никогда не преступают к слушанию курса лекций — даже первой из них, будучи tabula rasa. Те проблемы, которые составляют предмет лекции, уже знакомы им, они размышляли над ними ранее, и у них в связи с этим возникли собственные вопросы и проблемы.
-
Они не пассивные вместилища для слов и мыслей, они слушают и слышат, и что очень важно, получая информацию, они реагируют на нее активно и результативно. То, что они слышат, стимулирует их к собственным размышлениям. У них возникают вопросы, и рождаются новые идеи. Для таких студентов лекции — живой процесс.
-
Все, о чем говорит лектор, они воспринимают с интересом и сразу сопоставляют с жизнью. Они не просто знакомятся с новыми знаниями, которые им нужно записать и выучить. На каждого из таких студентов лекция оказывает определенное влияние, в какой-то степени меняет каждого: после лекции он (или она) уже чем-то отличается от того человека, каким он был до лекции». Э. Фромм
-
Спасибо за внимание!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.