Содержание
-
Толпа, масса, публика: становление категории
-
Густав Лебон (1841-1931)
www.themegallery.com - основатель «психологии толпы» Исходная позиция Лебона: современная эпоха - эпоха существенных изменений. Толпа не есть собрание индивидов, а это нечто принципиально иное. Толпа есть единое образование, единое существо, наделенное своей коллективной душой. Черты толпы не имеют ничего общего с теми чертами, которыми наделены составляющие ее индивиды. Это не сумма индивидов, не некое усредненное из этих отдельных индивидов образование. Толпа - временный организм, наделенный коллективной душой. Исчезновение в толпе сознательной личности и общая направленность чувств людей, соединенных в толпе, составляют отличительные признаки толпы.
-
Лебон о личности и толпе.
www.themegallery.com индивид в толпе благодаря ее многочисленности приобретает сознание непреодолимой силы. Толпа анонимна, следовательно, не несет ответственности за свои поступки, а человек, не чувствующий свою ответственность, позволяет инстинктам брать верх над разумом. В толпе всякое чувство заразительно. Парализация сознания, человек становится рабом бессознательной деятельности. В толпе весьма велика роль внушения. вывод: человек в толпе спускается на несколько ступеней ниже по лестнице цивилизации, он становится существом инстинктивным, т.е. варваром.
-
Толпа:
www.themegallery.com толпа легко превращается и в жертву, и в палача. Толпа редко подчиняется эгоистическим побуждениям, а, как правило, бескорыстна и подчиняется общественным интересам. Толпа управляется бессознательным. Для нее характерна изменчивость и импульсивность. Она легко поддается внушению. Одно из ее основных отличий- это неспособность к критическому мышлению. у толпы отсутствует чувство ответственности Толпа консервативна. Толпе свойственны и самоотверженность, преданность, бескорыстие, самопожертвование, чувство справедливости. Толпа способна на очень возвышенное проявление этих чувств, вплоть до самопожертвования.
-
Г. Тард (1843-1904)
www.themegallery.com Толпа как социальная группа принадлежит прошлому, это нечто низшее. Под публикой он понимает "чисто духовное собирательное целое", в котором индивиды не собраны, как в толпе, воедино, но, будучи физически разделены друг от друга, связаны воедино духовной связью, а именно общностью убеждений и страстей. Возникновение публики предполагает более значительное умственное и общественное развитие, чем образование толпы. Толпа захватывает человека целиком, она более эмоциональна, чем публика, поэтому и более нетерпима. Публика поддается изменениям. Публика, по Тарду, менее слепа и значительно более долговечна, чем толпа.
-
Публика и толпа.
www.themegallery.com Публика - это огромная рассеянная толпа с неопределенными и постоянно меняющимися контурами, внушаемая на расстоянии. Публика и толпа - нетерпима, пристрастна, требует, чтобы все ей уступали. И толпе, и публике присущ дух стадности. И та, и другая напоминает по своему поведению пьяного. Толпы не только легковерны, но порой и безумны, нетерпимы, постоянно колеблются между возбуждением и крайним угнетением, они поддаются коллективным галлюцинациям. Действия публики не столь прямолинейны как толпы, но и те и другие слишком склонны подчиняться побуждениям зависти и ненависти. Тард считает, что было бы ошибочно приписывать прогресс человечества толпе или публике, так как его источником всегда является сильная и независимая, отделенная от толпы, публики мысль.
-
Интерпретация «массы»
www.themegallery.com Во второй половине XX века в западной науке окончательно складывается неоднозначность в трактовке понятия «массы». По оценке Д. Белла, в западной науке сложилось, как минимум, пять различных концептуальных интерпретаций «массы». Под массой понималось: «недифференцированное множество», типа совершенно гетерогенной аудитории средств массовой информации в противовес иным, более гомогенным сегментам общества (Г. Блумер); «суждение некомпетентных», низкое качество современной цивилизации, являющееся результатом ослабления руководящих позиций просвещенной элиты(X. Ортега-и-Гассет); «механизированное общество», в котором человек является придатком машины,дегуманизированным элементом «суммы социальных технологий» (Ф. Г. Юнгер); «бюрократическое общество», отличающееся широко расчлененной организацией, в которой принятие решений допускается исключительно на высших этажах иерархии (Г. Зиммель, М. Вебер, К. Маннгейм); общество, характеризующееся отсутствием различий, однообразием, бесцельностью, отчуждением, недостатком интеграции (Э. Ледерер, X. Арендт).
-
Спасибо за внимание!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.