Содержание
-
МоскваГБОУ СОШ № 1959
Презентация «Социально-психологическая сущность толпы» Автор социальный педагог Заботкина Валентина Витальевна
-
Я . . . Мы . . .
-
Научный подход к проблеме
В летописях и исторических рукописях содержится немало описаний "народных беспорядков", однако научные попытки подойти к проблеме толпы были предприняты лишь в конце XIX в. и связываются прежде всего с именем французского социолога Г. Лебона (G. LeBon). Его основная мысль заключается в том, что люди в толпе претерпевают радикальную трансформацию, теряют самоконтроль и индивидуальность и начинают подчиняться примитивному иррациональному "закону психического единства толпы" или "коллективному разуму". "Кем бы ни были индивиды,- пишет он,- составляющие толпу, как бы ни были они похожи или не похожи своим образом жизни, своими характерами, занятиями или разумом, факт превращения их в толпу ставит их во власть своего рода коллективного разума, заставляющего их чувствовать, думать и действовать таким образом, который совершенно отличен от их действий, чувств и того, как каждый индивид чувствовал бы, думал и действовал, если бы находился в одиночестве".
-
Типы толпы
По характеру поведения: активные пассивные По действиям в критическойситуации: спасающаяся паническая (люди руководствуются лишь чувством страха и под его влиянием превращаются в толпу, ведущую себя иррационально) окказиональная толпа. Образуется на основе любопытства к неожиданно возникшему происшествию (дорожная авария, пожар, драка и т.п.). стяжательная (скопления людей, движимых стремлением к грабежу, разворовыванию материальных ценностей, которые стали неожиданно доступными в силу тех или иных условий) Выделяют еще демонстрирующий тип толпы, под которой имеется в виду собрание людей, выражающих тот или иной социальный протест.
-
Социально-психологическая характеристика толпы
Исходя из исследований Г.Лебона, выделим основные характеристика толпы: 1. В толпе происходит уравнивание всех, сведение людей к одному уровню психических проявлений и поведения, поэтому возникает однородность людей в толпе. Лебон это объясняет идеей коллективного бессознательного: в толпе люди руководствуются лишь бессознательными представлениями, которые для всех одинаковы , а представления на уровне сознания, в которых и кроются индивидуальные различия между людьми, подавляются, исчезают. 2. Толпа интеллектуально значительно ниже индивидов, ее составляющих; она склонна к быстрым переносам внимания, легко и некритично принимает самые фантастичные слухи; легко поддается воздействию призывов, лозунгов, речей лидеров толпы. 3. Человек в толпе более агрессивен, способен совершить любые акты насилия, жестокости, вандализма, которые в обычных условиях ему представляются немыслимыми. 4. Толпа отличается повышенной эмоциональностью и импульсивностью.
-
Социально-психологические особенности толпы
Социальные психологи Г.Лебон, отмечают ряд психологических особенностей толпы. Неспособность к осознанию. Особенности воображения (сильно развита). Особенности мышления (Толпа, способная мыслить только образами, восприимчива только к образам. Не отделяет субъективное от объективного, не рассуждает и не обдумывает. Она принимает или отбрасывает идеи целиком). Категоричность (Не испытывая никаких сомнений относительно того, что есть истина и что есть заблуждение, толпа выражает такую же авторитетность в своих суждениях, как и нетерпимость). Консерватизм. Будучи в основе своей чрезвычайно консервативна, толпа питает глубокое отвращение ко всем новшествам и испытывает безграничное благоговение перед традициями. Внушаемость. Фрейд выдвинул весьма продуктивную идею для описания феномена толпы. Он рассматривал толпу как человеческую массу, находящуюся под гипнозом. Самое опасное и самое существенное в психологии толпы — это ее восприимчивость к внушению.
-
Три основных механизма, порождающих свойства толпы.
Г.Лебон выделяет : 1. Анонимность. Анонимность проявляется двояко: с одной стороны, участие в скоплении значительного числа людей создает у отдельного индивида чувство силы, могущества, непобедимости; с другой - анонимность толпы, т. е. ее безликость и "безадресность", порождает анонимность индивида, что ведет к возникновению чувства личной безответственности, так как каждый полагает, что любые действия будут отнесены к толпе, а не к нему лично. 2. Заражение. Лебон, будучи медиком по образованию, перенес представления о заражении людей болезнями на заражение людей в толпе, понимая под ним распространение психического состояния одних людей на других. 3. Внушаемость. Внушаемость, по Лебону, наиболее важный механизм, поскольку он направляет поведение толпы. Он проявляется в том, что индивиды некритически воспринимают любые стимулы и призывы к действию и способны совершить такие акты, которые находятся в полном противоречии с их сознанием, характером, привычками.
-
Формула беспорядка в толпе
Практически любой эпизод массовых беспорядков характеризуется как долговременными, так и ситуативными условиями его возникновения. Можно предложить общую формулу: Уровень развития политической культуры, включает опыт решения социальных проблем демократическим путем, а также особенности национально-исторических традиций.
-
Форма и структура толпы
Как показали наблюдения и снимки, сделанные с вертолетов, все толпы в начале их образования и в состоянии относительного покоя имеют тенденцию приобретать кольцеобразную форму (если этому не мешает рельеф местности, здания и т. п.). При этом характерно движение одних людей от центра толпы к ее периферии, а других наоборот - от периферии к центру. Наиболее активные и готовые принять участие в действиях толпы стремятся к ее центру; более пассивные тяготеют к периферии. Важно отметить и такой момент: как показали эксперименты и наблюдения, состояния страха и неопределенности способствуют тяготению людей в сторону центра толпы. Это интересно
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.