Презентация на тему "Стихийные группы: толпа, публика, масса"

Презентация: Стихийные группы: толпа, публика, масса
Включить эффекты
1 из 22
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
4.0
2 оценки

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Презентация для студентов на тему "Стихийные группы: толпа, публика, масса" по психологии. Состоит из 22 слайдов. Размер файла 4.02 Мб. Каталог презентаций в формате powerpoint. Можно бесплатно скачать материал к себе на компьютер или смотреть его онлайн с анимацией.

Содержание

  • Презентация: Стихийные группы: толпа, публика, масса
    Слайд 1

    Стихийные группы: толпа, публика, масса

    Подготовка к заключительному этапу всероссийской олимпиады школьников по обществознанию Балтач А.А.

  • Слайд 2

    Толпа

    Эксцессы Великой французской революции -> научное изучение толпы. Ж. Дюплесси-Берто, «Взятие дворца Тюильри 10 августа 1792» (1793)

  • Слайд 3

    Теории толпы: концепция Г. Лебона (1841-1931)

    «Психология народов и масс» (1895): Иррациональный закон психического единства толпы («коллективный разум»). Свойства толпы: Однородность людей в толпе (примат бессознательных представлений - «духа расы»; сознательная личность исчезает); Толпа интеллектуально значительно ниже индивидов, ее составляющих; Человек в толпе способен совершить действия, которые в обычных условиях ему представляются немыслимыми; Повышенная эмоциональность и импульсивность.

  • Слайд 4

    «Психология народов и масс» (1895): Механизмы: Анонимность => чувство личной безответственности; Заражение; Внушаемость, восприимчивость к «заразе». Основной вывод Г. Лебона: «Как составная часть толпы, человек опускается на несколько ступеней вниз по шкале цивилизации».

  • Слайд 5

    Теория Зигмунда Фрейда (1856-1939)

    «Психология масс и анализ человеческого Я» (1921): Идеи Г. Лебона о роли иррационального бессознательного в поведении толпы. «Первобытная орда» - первоначальная структура человеческого общества. Человеческие массы ~ первобытная орда: «Масса кажется нам вновь ожившей первобытной ордой». Два типа психологии: Массовая психология (психология индивидов – участников массы); Индивидуальная психология (психология отца, начальника, вождя).

  • Слайд 6

    Теория З. Фрейда (1856-1939)

    «Психология масс и анализ человеческого Я» (1921): Отец первобытной орды - «сверхчеловек» Ф. Ницше. Вождь массы – первобытный отец. Основа единства толпы – иллюзия об одинаковой любви вождя ко всем участникам массы.

  • Слайд 7

    Теория Сципиона Сигеле (1868-1913)

    «Преступная толпа. Опыт коллективной психологии» (1892): Жестокость и импульсивность толпы. Опыт Великой Французской революции: «Народ был тогда диким зверем, ненасытным в своей жажде к грабежу и убийству. Никто не мог обуздать своей ярости, видя подачку своему кровавому, жестокому инстинкту, всякий остервенялся все более и более». Толпа преступна, предрасположена к девиантным формам поведения.

  • Слайд 8

    Теория С. Сигеле (1868-1913)

    «Преступная толпа. Опыт коллективной психологии» (1892): Поведение толпы: Влияние численности; Пробуждение инстинкта к человекоубийству; Роль «социального дна»: «Нельзя ли с большей вероятностью утверждать, что к тому примешивают​ся, развращая его, все те индивиды, образующие социальное дно, которые при каждом возмущении или мятеже выходят из кабаков и других подозрительных мест, где они обыкновенно скрываются, подобно тому, как от возмущения воды в пруде показывается на поверхности его вся, находящаяся на его дне, грязь?»

  • Слайд 9

    «Преступная толпа. Опыт коллективной психологии» (1892): Традиция социального реализма. Коллективная психология. Объединение индивидов в общность => добропорядочная мораль отдельного человека VSпорочная клановая мораль группы.

  • Слайд 10

    Теория Сержа Московичи (1925-2014)

    «Век толп» (1981): Перспектива «Мы» VS Перспектива «Я» . Теория общественного поведения человека. Массы – главная действующая сила всех событий XX века. Уровень человеческой общности стремится к низшему уровнюее членов: «Закон множества мог бы именоваться законом посредственности: то, что является общим для всех, измеряется аршином тех, кто обладает меньшим».

  • Слайд 11

    Теория С. Московичи (1925-2014)

    «Век толп» (1981): Senatoresomnesboniviri, senatusromanusmalabestia: сенаторы — мужи очень достойные, римский сенат — это скверное животное: «Солон утверждал, что один отдельно взятый афинянин — это хитрая лисица, но когда афиняне собираются на народные собрания в Пниксе, уже имеешь дело со стадом баранов. Фридрих Великий очень высоко ценил своих генералов, когда беседовал с каждым из них по отдельности». Высказывание А. Эйнштейна: «Сколько бед такое положение вещей причиняет человечеству! Оно является причиной войн, наводняющих землю скорбью, стонами и горечью».  

  • Слайд 12

    Бихевиористская концепция толпы

    Гипотеза «фрустрация-агрессия»: Дж. Доллард, Н. Миллер и др., «Frustration and aggression» (1939): Основной тезис: чувство фрустрации -> агрессивность. Агрессия всегда вызывается фрустрацией. Объект анализа – толпы линчевателей негров в США и антисемитские погромы в Германии. Дж. Доллард (1900-1980)

  • Слайд 13

    Теория «героев и толпы» Н.К. Михайловского (1842-1904)

    «Герои и толпа» (1882), журнал «Отечественные записки»: «Герой» =/= великая личность: «герой» - тот, кто осознанно или невольно демонстрирует непосредственный образец для общего подражания: «Это не первый любовник романа и не человек, совершающий великий подвиг. … Наш герой просто первый “ломает лед”, …делает тот решительный шаг, которого трепетно ждет толпа, чтобы со стремительной силой броситься в ту или другую сторону. И не сам по себе для нас герой важен, а лишь ради вызываемого им массового движения».

  • Слайд 14

    «Герои и толпа» (1882), журнал «Отечественные записки»: Феномен и механизм подражания. Подражание – гипнотическая модель коммуникации: Условие повторяющегося однообразия впечатлений: «Вульгарно выражаясь, можно сказать, что гипнотик… начинает жить однообразной жизнью и, очень быстро исчерпав самого себя, превращается в выеденное яйцо, которое собственного содержания не имеет, а наполняется тем, что случайно вольется в него со стороны». 2. «Обаяние» «героя» - «резкое, энергическое» действие.

  • Слайд 15

    «Герои и толпа» (1882), журнал «Отечественные записки»: Одинокий человек VSчеловек в толпе: «Одинокий человек и человек в толпе — это два совсем разных существа. До такой степени разных, что, зная человека, как свои пять пальцев, вы, на основании этого только знания, никаким образом не можете предсказать образ действия того же человека, когда он окажется под влиянием резкого, энергического примера».

  • Слайд 16

    Публика: Габриель Тард (1843-1904)

    «Сравнительная криминалистика» (1886), «Законы подражания» (1890), «Социальная логика» (1893), «Мнение и толпа» (1901). Толпа VS публика: Современный автору век – век публики. Эпоха толпы- прошлое. Публика - «чисто духовное собирательное целое». Члены публики, будучи физически разделены, связаны воедино духовной связью. Возникновение публики предполагает более значительное умственное и общественное развитие, чем образование толпы. Большая эмоциональность и нетерпимость толпы, по сравнению с публикой. Толпа не бывает международной, в отличие от современной публики.

  • Слайд 17

    Публика: Г. Тард (1843-1904)

    Толпа VS публика: 6. Большая долговечность публики. 7. Публика: периодическая печать и публицисты. Изобретение книгопечатания. Толпа и публика: «Законы подражания»: подражание характерно и для толпы, и для публики; Нетерпимость; Дух стадности; Коллективные галлюцинации. Теория общественного мнения.

  • Слайд 18

    Преступная толпа и преступная публика: «С тех пор, как начала нарождаться публика, величайшие исторические преступления совершались почти всегда при соучастии преступной публики. И если это еще сомнительно относительно Варфоломеевской ночи, то вполне верно по отношению преследования протестантов при Людовике XIV и к столь многим другим». Общество толпы -> общество публики: материальная индустрия -> культурная индустрия.

  • Слайд 19

    Масса и массовый человек

    Определение массы: социологический подход VSкультурологический подход Э. Тоффлер «Третья волна»: серийность фабрично-заводского типа, свойственная обществу Второй волны – индустриальной цивилизации. Э. Тоффлер (род. 1928)

  • Слайд 20

    «Массовый человек» Фридриха Ницше (1844-1900)

    «Воля к власти» (1901): Массовый человек – порождение господствующей морали. Культурный декаданс. Стадный инстинкт: «Инстинкт стада видит в середине и среднем нечто высшее и наиболее ценное: это - то положение, которое занимает большинство… Стадо ощущает исключение, стоящее как над ним, так и под ним, как нечто ему враждебное и вредное». «Так говорил Заратустра. Книга для всех и ни для кого» (1883): Эгалитаризм: «Нет пастуха, одно лишь стадо! Каждый желает равенства, все равны: кто чувствует иначе, тот добровольно идет в сумасшедший дом».

  • Слайд 21

    «Массовый человек» Хосе Ортеги-и-Гассета (1883-1955)

    «Восстание масс» (1929): Психологический портрет массового человека: Рост жизненных запросов + Неблагодарность к тому, что облегчило ему жизнь = инфантилизм массового человека. «Человеческая жизнь расцветала лишь тогда, когда ее растущие возможности уравновешивались теми трудностями, что она испытывала».

  • Слайд 22

    Эпоха масс – эпоха гигантомании. Эпоха уравнивания: «Средний человек усваивает как истину, что все люди узаконенно равны». Основа массового общества: Либеральная демократия; Экспериментальная наука + промышленность = техника. В современной Европе происходит явление «полного захвата массами общественной власти». Современное массовое общество - «тирания пошлости».

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке