Содержание
-
Тренинг креативности
Жегалова Маргарита гр. 35158 – ПС- ПЛ
-
Креативность
Креативность — комплекс особенностей интеллекта и качеств личности, а также общая жизненная позиция человека. Она не сводится ни к какому-то единичному психологическому качеству, ни к специальным творческим способностям (художественным, музыкальным и т. п.). Креативность неспецифична, она не является жестко связанной с конкретными видами деятельности, а может активизироваться в самых разных ситуациях. Креативность в той или иной степени свойственна всем людям, а не является уникальным психологическим качеством. Степень ее выраженности может существенно различаться, однако у большинства людей она вполне достаточна для того, чтобы творчески подходить к решению жизненных проблем. Если этого не происходит, то проблема обычно не в отсутствии творческих способностей, а в их недостаточной ≪настройке≫, неумении ими пользоваться. Креативность управляема и развиваема — ее можно активизировать и тренировать, в том числе и посредством специально смоделированных игровых ситуаций.
-
Интеллектуальныепредпосылки креативности
Согласно концепции Дж. Гилфорда и Э. Торренса, креативность рассматривается как самобытная разновидность мышления — так называемое дивергентное («расходящееся, идущее в разных направлениях») мышление, которое допускает варьирование путей решения проблемы, приводит к неожиданным выводам и результатам. Дж. Гилфорд выделял, в частности, такие компоненты креативности: способность к обнаружению и постановке проблем; беглость — способность к генерированию большого числа идей; гибкость — способность продуцировать разнообразные идеи, относящиеся к различным смысловым категориям; оригинальность — способность выдвигать нестандартные, редкие идеи; способность усовершенствовать объекты или идеи, добавляя детали; способность к решению проблем на основе анализа и синтеза информации.
-
Креативность и качестваличности
На основе обобщения большого количества признаков, характеризующих творческую личность, было выделено 12 их групп: 1. Осознанность— восприятие самого себя как человека творческого,способного создавать что-то новое. 2. Оригинальность — гибкость в идеях и мыслях, находчивость, готовность оспаривать предположения, действовать исходя из принципа ≪А что если?≫. 3. Независимость — уверенность в себе, управление своим поведением на основе внутренних ценностей и критериев, умение противостоять внешним требованиям. , 4. Склонность к риску — готовность пробовать что-то новое, даже если это может привести к неблагоприятным последствиям, устойчивость к неудачам, оптимистичность. 5. Энергичность — поглощенность действиями, предприимчивость, восторженность, непосредственность, ≪легкость на подъем≫. 6. Артистичность — выразительность, эстетические интересы. 7. Заинтересованность— широта интересов, любознательность, склонность к экспериментированию и задаванию вопросов. 8. Чувство юмора — игривость. 9. Тяга к сложности — интерес к непонятному и таинственному, терпимость к двусмысленности, беспорядку, совмещению несовместимого. 10. Непредубежденность— восприимчивость к новому, к другим точкам зрения, либеральность. 11. Потребность в одиночестве — самосозерцательность, рефлексивность (склонность к самоосознанию), способность работать одно-му, наличие внутренних потребностей, которые обычно не раскрываются перед окружающими. 12. Интуитивность — проницательность, возможность видеть неявные связи и отношения, наблюдательность.
-
Креативность
Существуют различные определения креативности, в которых акцент может делаться: на продукты, создаваемые благодаря ей: креативностькак способность порождать нечто новое, необычное, оригинальное; на процессы: креативность как особая разновидность творческого мышления, высокоразвитое воображение, эстетическое мировосприятие и т. д.; на личностные качества: креативность как открытость к новому жизненному опыту, независимость, гибкость, динамичность, оригинальность, самобытность личности; на внешние условия: креативность как способность продуктивно действоватьв ситуациях с высокой степенью неопределенности, где отсутствуют заранее известные алгоритмы, гарантированно ведущие к успеху. Так или иначе, креативность рассматривается как некая противоположность обыденности, стандартности, конформности (податливостивнешнему влиянию).
-
Тренинг креативности
Тренинг креативности рассчитан на старшеклассников, студентов, а так же взрослых. Оптимальный размер группы 8-16 человек. Основной акцент в программе сделан на решении следующих задач: 1. Развитие интеллектуальных качеств, входящих в состав креативности: беглости, гибкости и оригинальности мышления, воображения, умения находить неожиданные ассоциации. 2. Демонстрация возможностей использования креативностипри решении жизненных проблем, а также достижение личных и профессиональных целей. 3. Формирование навыков командной творческой работы.
-
Принципы тренингакреативности
1. Моделирование ситуаций новизны и неопределенности. Инструкции выполнения предлагаемых упражнений в большинстве случаев содержат лишь обозначение целей и условий работы, но не содержат конкретных инструкций, алгоритмов ее выполнения. Это создает условия неопределенности, множественности ≪степеней свободы≫, что служит важной предпосылкой активизации креативности. 2. Игровой характер взаимодействия. От участников требуется на время их выполнения отвлечься от проблем, проявить спонтанность, увлечься деятельностью безотносительно к тому, какую пользу она принесет. Выяснение того, в чем именно эта польза состоит, осуществляется на стадии обсуждения. 3. Позитивная обратная связь, отказ от критики содержания работы. 4. Баланс между интуицией и критическим мышлением. Это баланс между право- и левополушарной активностью головного мозга. Постановка проблемы — критическое мышление. Генерация идей о способах ее решения — творческие мышление, воображение, интуиция. Оценка вариантов, обдумывание стратегий их воплощения — критическое мышление. 5. Широкое использование средств визуальной и пластической экспрессии. Это рисунки, драматические постановки и т. д. Такие средства способствуют как развитию качеств творческого мышления и воображения, так и ≪расшевеливанию≫ участников в личностном плане, способствуют отказу от шаблонности и стереотипов
-
Знакомство и сплочение
Упражнение «Скрепки» Упражнение «Стоп-кадр»
-
Задача — познакомить участников, сплотить их, сформировать общее понятие о креативности и о том, в чем суть тренинговыхтехнологий ее развития. Начинают занятие с рассказа о том, что такое креативность, из чего она складывается и в каких ситуациях нужна. Затем обсуждают правила работы в группе. Далее проводят 2-3 техники знакомства, а затем переходят к следующим упражнениям тренинга.
-
Проявлять активность; Слушать друг друга, не перебирая; Говорить только от своего лица; Если информация адресована кому-то конкретно, то обращаться напрямую к этому человеку, не говорить о нем в третьем лице; Не распространять и не обсуждать за пределами занятий личную информацию об участниках; Избегать критики при выполнении упражнений, если возникла потребность что-то покритиковать — дождаться обсуждения; В случае нежелания выполнять какое-либо упражнение участник имеет право отказаться, не объясняя причину этого, но он должен публично заявить о своем отказе. Правила работы в группе
-
Упражнение «Скрепки»
Описание упражнения Участники делятся на подгруппы по 5-6 человек. У каждого из них в руках по 4 скрепки. Первое задание: как можно быстрее составить из них цепочку (одну на каждую подгруппу, использовав при этом все скрепки). Ведущий фиксирует минимальное и максимальное время, потребовавшееся для этого. Второе задание: как можно быстрее разобрать цепочку. После этого участникам дается 1 мин для обсуждения, как можно выполнить это задание быстрее, и игра повторяется. Ведущий опять фиксирует время и сравнивает его с потребовавшимся в первой попытке.
-
Психологический смысл упражнения Упражнение убедительно показывает, что деятельность продуктивнее тогда, когда заранее спланирован способ ее выполнения, некоторое время потрачено на то, чтобы решить, как именно лучше сделать ее. Это касается и деятельности творческой: такой, которая происходит в ситуациях с высокой степенью неопределенности, отсутствия заранее известных способов действия. Обсуждение Насколько быстрее удалось выполнить упражнение со второй попытки? С чем связано это ускорение — просто с тем, что прошла тренировка, с тем, что был изобретен более эффективный способ деятельности, с более четкой координацией действий участников или еще с чем-то? Насколько реально спланировать деятельность и распределиться, кому что делать, если нет ясности, какими способами ее выполнять?
-
Упражнение «Стоп-кадр»
Описание упражнения Участники свободно перемещаются по аудитории. По команде ведущего, подаваемой с помощью хлопка в ладоши, они останавливаются и демонстрируют с помощью мимики и пантомимики (позы, жестов, движений тела) то слово, которое называет ведущий. «Стоп- кадр» продолжается 8-10 с, после чего по повторному хлопку ведущего участники опять начинают свободно перемещаться по помещению, пока не прозвучит следующий хлопок и не будет названо очередное слово. Желательно заснять «стоп-кадры» с помощью цифровой фото- или видеокамеры и продемонстрировать отснятые материалы участникам непосредственно после упражнения. Можно использовать, например, такие наборы слов: время, прошлое, детство, настоящее, учеба, будущее, профессия, успех; встреча, общение, понимание, дружба, любовь, семья, счастье.
-
Психологический смысл упражнения С одной стороны, упражнение развивает навыки экспрессии, с другой — дает возможность участникам в новом ракурсе взглянуть на свое отношение к тем жизненным сферам, которых касаются слова. Обсуждение Какие выводы каждый из участников сделал лично для себя при выполнении этого упражнения и в ходе наблюдения за другими участниками?
-
Творчество как стиль жизни
Упражнение «Двойник» Упражнение «Четыре возраста»
-
Занятие направлено не столько на отработку конкретных умений, связанных с креативностью, сколько на личностный рост участников. Упражнения дают возможность по-новому взглянуть на свой жизненный путь, личные цели и ценности, и поразмышлять, какая роль отводится творчеству в собственной жизни. Главная задача этого занятия — развитие рефлексивных способностей участников (возможности для самоосознания, осмысливания действий в контексте личного жизненного пути).
-
Упражнение «Двойник»
Описание упражнения Наверное, вы смотрели фильмы про Терминатора. Помните, в одном из этих фильмов Терминатор мог принимать облик любого другого человека, становиться его двойником. Представьте себе, что он принял ваш облик... Как в таком случае другие люди смогли бы узнать, кто перед ними - вы или двойник, не пытаясь вас "разобрать на запчасти", а просто побеседовав? Что в вас есть уникального, неповторимого, такого, чего ему не удалось бы скопировать? Какие вопросы вам нужно задать, чтобы по ответам было очевидно, что вы — это именно вы, и никто другой? Что в вас невозможно повторить? Участникам дается 5-7 мин на размышления, потом они рассказывают, к каким выводам пришли.
-
Психологический смысл упражнения Упражнение побуждает задуматься, что в каждом из нас есть оригинального, неповторимого, каким уникальным жизненным опытом и внутренними психологическими ресурсами мы обладаем. Обсуждение Каждый из нас в чем-то уникален. Точно такой, как вы, — лишь один на шесть миллиардов. Для чего и когда важно задумываться над собственной неповторимостью, понимать, в чем она состоит? А когда, наоборот, лучше обращать внимание на то, что между людьми есть общего, в чем мы все похожи?
-
Упражнение «Четыре возраста»
Описание упражнения Участников просят индивидуально выполнить четыре небольших рисунка людей разного возраста: ребенок, 2) подросток, 3) взрослый, 4) пожилой человек. Когда эта часть работы закончена (обычно на нее требуется 10- 12 мин),участникам предлагают объединиться в подгруппы по 4- 5 человек. Внутри подгрупп они демонстрируют свои рисунки и рассказывают о том, какой смысл хотели вложить в них (7-10 мин). Потом их просят обсудить и коллективно выработать характеристику каждого из этих возрастов, дав ответы (можно сразу по несколько вариантов) на следующие вопросы: Что в этом возрасте человеку важнее всего? Какие в этом возрасте есть уникальные возможности, которых нет ни в каких других возрастах? Что чаще всего делает людей этого возраста более счастливыми? На эту часть работы отводится еще 10-15 мин, потом представителям каждой из подгрупп дается слово для того, чтобы озвучить перед общей аудиторией найденные варианты ответов.
-
Психологический смысл упражнения Упражнение создает предпосылки для более осознанного и осмысленного взгляда на собственный жизненный путь, способствует поиску ресурсов, уникальных для каждого из возрастов, и установлению взаимопонимания с людьми, находящимися на других этапах жизненного пути. Обсуждение Размышляя об этом упражнении, что вы могли порекомендовать, чтобы более результативно общаться с представителями каждого и возрастов, найти взаимопонимание с ними? Как вы думаете, в чем состоят уникальные возможности именно вашего возраста? Как вы сами изменились и еще будете меняться при переходе от возраста к возрасту?
-
Креативное решение проблем
Упражнение «Злой гений»
-
Занятие направлено на то, чтобы обучить пользоваться собственной креативностьюпри решении реальных жизненных проблем, постановке и достижении целей. Упражнение демонстрируют, что креативность — это не просто ≪вещь в себе≫, а эффективный инструмент, который можно и нужно использовать в различных жизненных ситуациях.
-
Упражнение «Злой гений»
Описание упражнения Участникам предлагается вспомнить какую-либо свою проблему. «Представьте себе, что эта проблема — результат происков злого гения. Он всемогущ, и он преследует единственную цель — всячески вредить вам, создавать проблемы и не давать их решить. Вообразите себе эту ситуацию во всех деталях…» Инструкция повторяется дважды, участникам дается минута на размышления, после чего предлагается нарисовать этого «злого гения», а потом ответить для себя на несколько вопросов: 1) Как вы думаете, кто этот «злой гений»? 2) Каковы мотивы его действий? 3) Что побудило его выбрать в качестве жертвы именно вас и «подарить» вам именно такую проблему? 4) Как его можно победить, обойти, «задобрить», отвлечь, обмануть?
-
Психологический смысл упражнения Это техника позволяет «объективизировать проблему» рассмотретьее как будто на внешнем экране, как не имеющую непосредственного отношения к собственной жизни. И, как следствие, создает предпосылки для поиска ее оптимального решения с опорой на объективный анализ, а не переживания. Обсуждение Всех участников просят озвучить, какие выводы они сделали длясебя в результате выполнения этого упражнения. Рассказывать ли о сущности проблемы и о том, кем оказался «злой гений», каждый решает для себя самостоятельно.
-
Порисуем!
Упражнение «Ладошка»
-
. Участников просят принести различные рисовальные принадлежности — карандаши, фломастеры, кисти, акварельные и гуашевые краски. Рисование позволяет «оживить» тренинг, сделать его более творческим, избежать однообразия. Отметим, что упражнение не требуют специальных художественных умений, в нем важны не эстетические достоинства изображений, а их содержательная наполненность.
-
Упражнение «Ладошка»
Описание упражнения Каждый участник кладет на лист бумаги свою ладонь с разведенными в стороны пальцами и обводит ее контур. После этого предлагается в контуре, изображающем каждый из пальцев, написать какую- либо собственную цель, которую хотелось бы достигнуть в ближайшие три года («ваши пальцы показывают на то, чего вам хочется достигнуть»). А на самой ладошке — то, на кого или на что можно опереться при достижении этой цели, кто или что поможет на пути к ней («за что можно ухватиться ладошкой, продвигаясь к своим целям»).
-
Психологический смысл упражнения Одна из техник уточнения целей и осознания ресурсов, которые могут помочь в достижении задуманного. Обсуждение Каждый из участников говорит, что нового он понял о себе процессевыполнения этого упражнения. По желанию участники также могут продемонстрировать свои рисунки группе и более подробно рассказать, какие именно цели они поставили и на что могут опереться при их достижении.
-
Преодоление барьеров
Упражнение «Только со мной» Упражнение «Сделать полезнее»
-
Основная задача этого занятия – преодоление барьера на пути творческой самореализации, состоящего в том, что люди считают многие вещи невозможными «по определению» и, как следствие, даже не пытаются их осуществить. Упражнения позволяют продемонстрировать условность понятий «возможное — невозможное», их зависимость от ряда допущений. Это стимулирует смотреть на привычные вещи в новом ракурсе, переосмысливать и в ряде случаев преодолевать внешние и внутренние ограничения. Наряду с этим в ходе выполнения упражнений продолжают тренироваться качества творческого мышления, а также происходит сплочение команды.
-
Упражнение «Только со мной»
Описание упражнения Участникам предлагается найди и записать как можно больше ответов на каждый из вопросов. Что может произойти только: с детьми; с людьми возраста за 30; с миллионерами; с родившимися в XXI в.; с гражданами России? Следует обратить внимание участников на значимость слова «только»: не важно, часто или редко это происходит с теми, о ком идет речь, важнее то, что это вообще не может произойти ни с кем другим. Эта часть упражнения выполняется в микрогруппах по 3- 4 человека (10-12 мин). Когда она завершена, каждому из участников предлагается индивидуально поразмышлять над вопросом: «А что может произойти только со мной и ни с кем другим?» и записать найденные ответы (5 мин).
-
Психологический смысл упражнения Первая часть упражнения позволяет отрабатывать умения как генерировать идеи, так и оценивать их в соответствии с условиями задания. Вторая часть имеет и психотерапевтический подтекст: способствует осознанию и принятию своей индивидуальности. Обсуждение Сначала участники озвучивают свои варианты и делятся эмоциями и чувствами, возникшими в процессе выполнения упражнения, потом им предлагается поразмышлять над следующими вопросами: Что сложнее придумать: то, что может произойти с кем-то, или то, что не может произойти ни с кем другим? С чем это связано? При каких условиях то, что, как вы утверждаете, может произойти только с кем-то (а особенно только с вами), все-таки сможет произойти и с кем-то другим?
-
Упражнение «Сделать полезнее»
Описание упражнения Участникам предлагается поразмышлять, какие вещи станут полезнее, если их: увеличить/уменьшить; поднять/опустить; удорожить/удешевить. Упражнение выполняется в подгруппах по 4-5 человек, время работы 10—12 мин. После этого, представители от каждой из подгрупп озвучивают свои варианты.
-
Психологический смысл упражнения Помимо отработки умения генерировать идеи, упражнение дает материал для анализа эффективности различных способов организациикомандной работы. Обсуждение Каким образом была распределена работа в команде: все поочередно брались за какую-то одну пару признаков, каждый высказывал любые пришедшие в голову идеи, каждый взял себе какую-то часть ,задания и работал с ней индивидуально, или как-то иначе? Что оказалось результативнее, с чем это связано?
-
Подводим итоги
Упражнение «Рисунки с продолжением» Упражнение «Бумажный подарок» Упражнение «Бумажный подарок»
-
Завершающая встреча направлена на то, чтобы осмыслить полученный в ходе тренинга опыт, подвести итоги, дать обратную связь по прошедшим занятиям.
-
Упражнение «Рисунки с продолжением»
Описание упражнения Участники сидят в кругу. Каждый из них получает лист бумаги, задумывает какой-либо целостный рисунок на тему «Наш тренинг» и изображает его — но не полностью, а только какую-то одну главную деталь, по которой можно бьлобы догадаться, что за рисунок планируется (2-3 мин). Потом каждый человек передает свой рисунок соседу справа, а сам соответственно получает рисунок того, кто сидел слева от него. На полученных изображениях быстро дорисовывается еще по одной детали на тему ≪Наш тренинг≫ (30 с), после чего по команде ведущего листы опять передаются правым соседям и т. д. Так продолжается до тех пор, пока каждый рисунок не пройдет полный круг и вновь не вернется к тому, кто его начал изображать.
-
Психологический смысл упражнения Одна из техник получения обратной связи по прошедшему тренингу. Кроме того, упражнение позволяет продемонстрировать, насколько по-разному люди представляют в образной форме одно и то же событие (в данном случае тренинг) и как необычно могут быть интерпретированы замыслы первоначальных авторов рисунков. Даже те рисунки, сюжет которых вроде бы вполне ясен, порой продолжаются очень неожиданно. Обсуждение Участники демонстрируют рисунки и комментируют, какие мысли и чувства о прошедшем тренинге они изначально хотели выразить с их помощью, насколько получившееся в итоге изображение отвечает их исходным замыслам и что оно, с их точки зрения, выражает в окончательном варианте.
-
Упражнение «Бумажный подарок»
Описание упражнения Предлагается изготовить подарок, который хотелось бы преподнести группе перед окончанием тренинга. Для этого имеется бумага, ножницы, скотч, рисовальные принадлежности. Помимо изготовления подарка предлагается сформулировать и записать пожелание для других участников: оно может быть записано как на самом подарке, так и на отдельном листе или специально изготовленной открытке. Для этого подарки распределяются между участниками. Лучше сделать это с помощью игровой процедуры случайного выбора, например следующим образом. Все встают в круг лицом наружу и кладут изготовленные ими подарки на пол перед собой, на расстоянии примерно 1 м от себя. По команде ведущего берутся за руки, закрывают глаза и начинают перемещаться по часовой стрелке. Когда круг сдвигается примерно на половину оборота, ведущий дает команду остановиться и открыть глаза. Каждому достается тот подарок, который в этот момент окажется перед ним.
-
Психологический смысл упражнения Одна из форм подведения итогов тренинга, когда дается возможность представить и отдать другим участникам его результат в овеществленной, «объективизированной» форме. Обсуждение Каждому предлагается придумать и произнести слово благодарности за полученный подарок.
-
Упражнение«Пятистрочия»
Описание упражнения Участников просят сочинить пятистрочия, которые отражали бы их впечатление о прошедшем тренинге и его ключевую идею. Первая строка: одно слово, обычно существительное, наиболее точно и емко отражающее оснойную идею прошедшего тренинга. Вторая строка: два прилагательных, характеризующих тренинг. Третья строка: три глагола или деепричастия, описывающие действия, происходившие на тренинге. Четвертая строка: фраза из любых четырех слов, выражающая отношение автора к происходящему. Пятая строка: еще одно любое слово, отражающее общую суть темы стиха. На сочинение дается 4-6 мин, потом участники поочередно озвучивают результаты своего творчества.
-
Упражнение «Пятистрочия»
Психологический смысл упражнения Один из способов получения в творческой форме обратной связи о тренинге. Четко обозначенный алгоритм построения такого стиха и отсутствие требований к подбору рифмы делают упражнение вполне выполнимым для всех участников. Главное в данном случае — не подбор слов по их звучанию, а выражение с их помощью впечатлений о прошедшем тренинге, формулирование его ключевой идеи. Обсуждение Каждого участника просят подобрать одно слово или сформулировать краткую фразу, которая, с его точки зрения, наиболее емко выражала бы общую идею всех сочиненных разными участниками пятистрочий.
-
Пример 1 Творчество. 2 Загадочное, интересное. 3Рисовали, играли, общались. 4 Учились разнообразить свою жизнь. 5 Оригинально.
-
Список литературы
Грецов А. Тренинг креативности для старшеклассников и студентов. Питер, 2008 г. Авидон И. Гончукова О. 100 Разминок, которые украсят ваш тренинг. Речь, Санкт-Петербург , 2010 г. Воробьева М.А. Тренинг личностного роста и креативности. Москва, 2012 г. Гиппиус С. В. Тренинг развития креативности. Гимнастика чувств. СПб., 2001.
-
Все лучшее, что делается нами Весенней созидательной порой, Творится не тяжелыми трудами, А легкою искрящейся игрой. И. Губерман
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.