Презентация на тему "Труд как предмет социологического изучения"

Презентация: Труд как предмет социологического изучения
1 из 29
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
5.0
1 оценка

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Презентация powerpoint на тему "Труд как предмет социологического изучения". Содержит 29 слайдов. Скачать файл 0.09 Мб. Самая большая база качественных презентаций. Смотрите онлайн или скачивайте на компьютер. Средняя оценка: 5.0 балла из 5.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    29
  • Слова
    другое
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Труд как предмет социологического изучения
    Слайд 1

    Труд как предмет социологического изучения

    Бураканова Г.М., д.с.н.. Проф.

  • Слайд 2

    Цель и план

    Цель: раскрыть социальную сущность труда Вопросы: Социология труда как отрасль социального знания Анализ социальных проблем труда в социологии Трудовое поведение: содержание, структура, функции

  • Слайд 3

    Понятие «Труд»

    Под трудом понимают не только деятельность людей по производству материальных благ, но и по созданию духовных ценностей. Труд - это целесообразная деятельность людей, направленная на создание материальных и культурных ценностей. Труд есть основа и непременное условие жизнедеятельности людей. Труд предполагает определенную общественную форму (человек - существо общественное), определенные взаимоотношения людей в процессе трудовой деятельности.

  • Слайд 4

    Процесс труда

    Основные формы его проявления - это затраты человеческой энергии, взаимодействие работников со средствами производства (предметы и средства труда) и производственное взаимодействие работников друг с другом как по горизонтали (отношение соучастия в едином трудовом процессе), так и по вертикали (отношение между руководителями и подчиненными). Роль труда в развитии человека и общества заключается не только в создании материальных и духовных ценностей, но и в том, что в процессе труда сам человек раскрывает свои способности, приобретает полезные навыки, пополняет и обогащает знания.

  • Слайд 5

    Творческий характер труда

    Творческий характер труда находит свое выражение в появлении новых идей, прогрессивных технологий, более совершенных и высокопроизводительных орудий труда, новых видов продукции, материалов, энергии, которые, в свою очередь, ведут к развитию потребностей. В процессе труда люди вступают в социально-трудовые отношения, взаимодействуя друг с другом. Социально-трудовые отношения позволяют определить социальную значимость, роль, место, общественное положение индивида и группы. Социология труда - это исследования функционирования и социальных аспектов рынка в сфере труда.

  • Слайд 6

    Социологические проблемы

    Среди социологических проблем труда можно назвать профессиональную ориентацию молодого поколения: как и кто определяет профессиональный выбор молодых людей, как влиять на этот выбор с учетом общественных интересов и т.д. Молодежь в большей мере ориентирована на творческие профессии. Однако обществу нужны не только киноактеры, банкиры, космонавты, юристы, но и представители многих других профессий. Сталкиваясь с этой реальностью, молодые люди разочаровываются в жизни, болезненно переживают свои неудачи.

  • Слайд 7

    Условия труда

    Условия труда - это комплекс социально-экономических, технико-организационных и естественно-природных факторов, в которых происходит трудовой процесс. Они влияют на здоровье и работоспособность человека, на его отношение к труду и степень удовлетворенности трудом и эффективность труда, текучесть кадров.

  • Слайд 8

    Условия труда

    В условиях труда можно выделить следующие основные компоненты: социально-производственные (степень механизации и автоматизации, индивидуальный или бригадный, удаленность места труда от места жительства); социально-экономические (длительность рабочего дня, продолжительность отпуска, зарплата, социально-экономические льготы); социально-гигиенические (безопасность труда, уровень физических нагрузок и нервных напряжений, стрессовых ситуаций, комфортность). Например, комфортабельность кабины трактора, автомобиля.

  • Слайд 9

    Отношение к труду

    Отношение к труду может быть положительным, отрицательным или индифферентным. В отношении к труду определяется заинтересованность в нем человека, осознанность его потребности, стремление к реализации своего трудового потенциала. Оно у работника проявляется в поведении, мотивации и оценке труда. Схематически это можно представить следующим образом: 1) мотивы и ориентация трудового поведения; 2) реальное и фактическое трудовое поведение; 3) оценку работниками трудовой ситуации.

  • Слайд 10

    Система показателей

    Система показателей всесторонне характеризует социальные условия жизни людей: социальное устройство и классовую структуру общества, численность и состав населения, способы и размеры распределения доходов между различными социальными группами населения, наличие и состав трудовых ресурсов, уровень образования, культуры, здравоохранения, социального обеспечения, жилищно-коммунальные и бытовые условия труда и отдыха, использование свободного времени, морально-политическое состояние и др.

  • Слайд 11

    Опасные условия труда

    Есть опасные условия труда, выживания - загрязненность, травматизм, профзаболевания; социально-психологические (морально-психологический климат в коллективе, взаимоотношения друг с другом и руководителями). Особенно чувствительны к морально-психологическому климату женщины. Производственные конфликты приводят к большим потерям рабочего времени, снижению эффективности труда. Исследования показывают, что половина конфликтов вызывается издержками руководства, треть - психологической несовместимостью работников.

  • Слайд 12

    Отношение человека к труду

    В теоретическом плане можно выделить следующие условия: отношение человека к труду как моральной ценности; отношение к определенному виду труда, профессии; отношение к выполняемой работе. Кроме того: отношение человека к труду как жизненной потребности; отношение к труду как к способу самореализации; отношение к труду как к средству существования. Социологи называют последнее инструментальным. Человеку не нравится выполняемая работа, но привлекает зарплата. И совсем иное - чтобы жить для дела, для других людей, использовать работу для реализации своих способностей.

  • Слайд 13

    Выбор профессий

    Исследования показали, что молодые люди выбирают не столько саму работу, сколько образ жизни представителей определенной социально-профессиональной группы. В настоящее время до 80 процентов выпускников средних школ ориентируются на продолжение образования в вузах, причем до половины из них выбирают профессии экономико-юридического профиля.

  • Слайд 14

    Трудовое поведение: понятие, структура

    Поведение - процесс взаимодействия живых существ с окружающей средой, опосредован­ный их внешней (двигательной) и внутренней (психической) актив­ностью. Выделяются следующие виды поведения: демографическое, поведение избирателей, личности, нравственное, отклоняющееся, политическое, ролевое, репродуктив­ное, социальное и т.д.

  • Слайд 15

    Социальное поведение

    Социальное поведение характеризуется как внешнее проявление деятельности, в которой отражаются конкретная позиция человека, его установка. Это форма превращения деятельности в реальные дей­ствия по отношению к социально значимым объектам. Соци­альное поведение представляет собой внешне наблюдаемую систему действий (поступков) людей, в которой реализуется внутреннее по­буждение человека.

  • Слайд 16

    Трудовая деятельность

    Трудовая деятельность — это жестко фиксированный во времени и пространстве целесообразный ряд операций и функций, совершае­мых людьми, объединенными в производственной организации. Цель деятельности — создание материальных благ, оказание услуг, научная работа, накопление и передача информации. Основная задача трудовой деятельности — создание материальных и духовных благ, оказание разнообразных услуг с целью сохранения и непрерывного развития общества. Трудовая деятель­ность человека призвана создавать и совершенствовать реальную сре­ду своего обитания.

  • Слайд 17

    Трудовое поведение

    Трудовое поведение представляет собой совокуп­ность осознанных действий и поступков, в процессе которых достигает­ся соединение профессиональных знаний, умений и опыта работника с производственно-технологической средой. Оно выражает внутреннее от­ношение людей к условиям, содержанию и результатам деятельности.

  • Слайд 18

    Структура трудового поведения

    Структуру трудового поведения можно представить следующим образом: циклически повторяющиеся действия, однотипные по результа­ту, воспроизводящие стандартные статусно-ролевые ситуации или со­стояния; поведенческие схемы и стереотипы, часто встречающиеся образ­цы поведения; действия, в основе которых лежат рационализированные смыс­ловые схемы, переведенные в план устойчивых убеждений; акции, совершаемые под диктатом тех или иных обстоятельств; спонтанные действия и поступки, спровоцированные эмоцио­нальным состоянием; осознанное или неосознанное повторение стереотипов массово­го и группового поведения; действия и поступки как трансформация влияния других субъек­тов, применяющих различные формы принуждения и убеждения.

  • Слайд 19

    Функции трудового поведения

    Функции трудового поведения в большей своей части совпадают с функциями труда, и их можно с определенной степенью условности представить как виды деятельности следующим образом: осознанные действия и поступки с учетом профессиональных знаний, умений и опыта с целью создания материальных и духовных ценностей; деятельность, связанная с инновационными формами поведения, позволяющая полнее использовать творческие возможности работникаи самореализоваться; деятельность, обусловленная технологическим процессом общест­венного производства и основанная на разделении и кооперации труда; деятельность, ориентированная на удовлетворение своих мате­риальных и духовных потребностей; деятельность ради собственного развития и самосовершенство­вания работника как личности и т.д.

  • Слайд 20

    Виды трудового поведения, механизм регулирования

    Модель трудового поведения включает в себя как внутренний (установка), так и внешний (активное или пассивное поведение) уровни. Выделяют четыре уровня трудового поведения на психологическом уровне личности — работника

  • Слайд 21

    Поведение пассивное

    Установка на напряжение — поведение пассивное. Следуя дан­ной модели поведения, человек внутренне напряжен. Он склонен к внутреннему «взрыву», но внешне — пассивен, ограничен в эмоци­ях. На работе такие люди часто начинают волноваться по поводу по­ставленной перед ними цели ещё до того, как приступили к ее вы­полнению. Установка на расслабление — поведение пассивное. Эта модель характеризует человека спокойного, не озабоченного как внутренне, так и внешне.

  • Слайд 22

    Поведение активное

    Установка на напряжение — поведение активное. Это люди, ко­торые стремятся всегда быть достойными в любой жизненной и про­изводственной ситуации. Часто они осознают тот факт, что действу­ют эффективно лишь в силу имеющегося напряжения.

  • Слайд 23

    Установка на расслабление — поведение активное. Это наилучшая модель поведения, ибо предполагает поведение, скорее разумно мотивированное, нежели диктуемое внешними силами. В данной модели высокое устремление сочетается с низким уровнем тревожности. Такие работники способны сделать много, не изнуряя себя. Любая производственная или иная проблема воспринимается ими как некий кроссворд, требующий сосредоточен­ности, игры и особого спортивного азарта.

  • Слайд 24

    Классификации видов трудового поведения

    Различные классификации видов трудового поведения зависят от того, что берется за се основание. Соответственно этому выделяются различные виды трудового поведения.

  • Слайд 25

    Виды трудового поведения

    Индивидуальное, коллективное Предполагающее взаимодействие, не пред­полагающее взаимодействия Исполнительское, управленческое Жестко детерминированное, инициативное Нормативное, отклоняющееся от нормати­вов Установленное в официальных документах, неустановленное

  • Слайд 26

    Ценностное, ситуационное Позитивное, негативное Собственно трудовой процесс, построение отношений на производстве, создание тру­довой атмосферы Сложившиеся виды повеления, зарождаю­щиеся виды, в том числе в форме реакции на различные социально-экономические акции

  • Слайд 27

    Соответствующие желаемым образцам тру­довой жизни, не соответствующие Не требующие изменения достигнутой степени реализации трудового потенциала, вызывающие необходимость значительноймобилизации различных компонентов трудового потенциала (как совокупности качеств работника) Предполагающие простое воспроизводствотрудового потенциала, требующие расширенного воспроизводства трудового потенциала.

  • Слайд 28

    Пример исполнительского поведения

    В ходе социоло­гического опроса рабочих обычно ставится задача обнаружить стремление и сам факт проявления социально одобренного поведения по следующим признакам: выполнение и перевыполнение норм выработки; повышение качества своей работы и продукции; рационализаторская и изобретательская деятельность; точное соблюдение требований технологии производства; экономия сырья, топлива, электроэнергии; забота о машинах и механизмах; повышение квалификации, деловых качеств и т.д.

  • Слайд 29

    Трудовое поведение

    Трудовое поведение формируется под влиянием различных факто­ров, прежде всего социальных и профессиональных характеристик ра­ботников, условий работы в широком смысле слова (включая условия труда и быта на производстве, оплату труда и т.д.), системы норм и ценностей, трудовых мотиваций. Оно направляется личными и груп­повыми интересами людей и служит удовлетворению их потребностей.

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке