Содержание
-
Тряпичная кукла в мире традиционной культуры
Цель: расширение представления о русской культуре, приобщение детей к миру традиционной славянской культуры, формирование ориентации на традиционные национальные ценности жизни, развитие их способностей.
-
Задачи:
1) Образовательные задачи: - осознание знакового характера традиционной куклы; - формирование устойчивого интереса у детей к миру традиционной русской культуры;
-
2) Развивающие задачи: - приобщение детей к историческим и культурным ценностям общества; - развитие творческих способностей ребенка; - развитие вкуса у ребенка; - изготовление традиционных кукол;
-
3) Воспитательные задачи: - Формирование у учащихся положительного отношения к данному культурному явлению, восприятие этой культуры как своей собственной. - создание в коллективе воспитывающей среды, помогающей учащимся заниматься творчеством и организовывать свой досуг; - организация коллективной творческой деятельности детей на основе сотрудничества и поддержки; - создание «ситуации успеха» для всех детей на занятии, помогающей преодолеть неуверенность в себе при выполнении заданий.
-
Ход урока:
-Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке мы окунемся в мир русской традиционной культуры, а именно, узнаем - с какими игрушками играли наши предки. Занятие будет начинаться с показа детям традиционных кукол. Спросить у детей, что это такое? Чем эти куклы отличаются от их любимых кукол, от тех, которыми играют их сестренки и знакомые девочки?
-
Дети отвечают: «сделана из тряпочек, нет лица, сделана не на фабрике, а дома». (Записать эти признаки на доску). - Да ребята, вы совершенно правы. Эти куклы появились очень давно, кто из вас что-то о них слышал? Дети отвечают: «моя бабушка рассказывала мне о таких куклах; мы видели их в учебнике; мы делали их на предыдущих занятиях и т.д.» Затем следует рассказ о традиционной кукле: У русского народа были куклы, в которых люди видели своих помощников и считали оберегом. Таких кукол делали на протяжении всей жизни, начиная с раннего детства. Крутили их из старой одежды, ношенной отцом или матерью. И куклы жили в домах, становясь не просто игрушкой, а частью мира и членом семьи. Поэтому к ним и обращались и в трудные моменты жизни, разговаривали, делились горестями, и в радости не забывали.
-
Словарь Славянские древности дает нам следующее представление о кукле: Кукла- фигурка, похожая на человека, небольшого размера, предмет детских игр и обрядово-магических действий. В народных верованиях воспринимается как живое существо, как заместитель человека, как прообраз маленького ребенка. В различных регионах, где проживали славяне, делались особые куклы и в каждом регионе им придавались особые значения. Кукла участвовала во всех важнейших обрядах славян: и в свадебном комплексе, и в похоронном, и в родильно-крестильных обрядах. Куклам придавалось очень важное значение.
-
Мы начнем знакомство с куклами со сказки. Сказка о кукольной семье: «Жили-были старик со старухой (садим куклы) очень они любили друг друга, но не давал им Бог детей. И вот однажды пришел к ним старичок-странник. Рассказали они ему о своем горе. Пообещал странник им помочь. Прошло три дня, и пришел странник опять к старикам и говорит им: «Вот вам бобовое зернышко, пусть бабка его съест и тогда будет у вас ребенок». Вот так и поступили дед с бабкой, и в скором времени у них появился ребенок. А старуха наша даже не умеет его пеленать. Надо обязательно ее научить».
-
-Ребята давайте поможем нашей бабулечке научиться пеленать ее ребенка. -Мы сделаем куклу «младенец - пеленашка». - Ребята, куклу «младенец - пеленашка» делала мама будущего ребенка из ткани своего любимого – счастливого платья, потому что это платье было связано с важнейшими и самыми счастливыми моментами в жизни женщины. Роль этой куклы состояла в подготовке пространства к появлению ребенка. После рождения ребенка на свет, - куклу клали в колыбель с ребенком. -как вы думаете, зачем? -чтобы она избавляла его от страхов. Когда ребенок подрастал, он мог играть с этой куклой.
-
(Раздаем материалы, собранные в отдельные пакетики (ткань - 3 отрезка: прямоугольник и 2 квадрата, вата, ножницы, нитки). Итак, делаем куклу «младенец - пеленашка», характерную для жителей Вятской губернии: Для основы берется небеленый лен (ткань), который скатывается в плотную трубочку. Размер ткани – длиной в палец, т.к. это пальчиковая кукла. Далее берем красную нить, она символизирует линию жизни, а красный цвет связан с самой жизнью. Одеваем на скрутку, на место, где будет головка, - платок. Затем заготавливаем конверт и закрепляем его нитью, завязывая ее в форме креста.
-
слева на право
-
Посмотрите, ребята - получилась великолепная куколка. - В старину у куклы не прорисовывалось лицо, чтобы в нее не мог вселиться нечистый дух, а также чтоб ребенок мог сам придумывать настроение куклы: веселится она, улыбается, либо громко плачет - простор для фантазии.
-
- Спасибо ребята, что научили бабушку пеленать ребеночка. Дети уходят.
-
Вывод: В процессе урока ребята познакомились с одной из разновидностей традиционных кукол русского народа, изготовили традиционную куклу. Благодаря этому ребята расширили свой кругозор, получили ориентацию на национальные ценности, расширили свое представление о русской культуре.
-
Библиография
Лекционный материал курса «Народная игрушка» Макшеевой Н.В. Словарь Славянские древности, т.3
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.