Презентация на тему "Тряпичная кукла в мире традиционной культуры"

Презентация: Тряпичная кукла в мире традиционной культуры
Включить эффекты
1 из 15
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
0.0
0 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Посмотреть и скачать презентацию по теме "Тряпичная кукла в мире традиционной культуры", включающую в себя 15 слайдов. Скачать файл презентации 2.08 Мб. Большой выбор powerpoint презентаций

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    15
  • Слова
    другое
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Тряпичная кукла в мире традиционной культуры
    Слайд 1

    Тряпичная кукла в мире традиционной культуры

    Цель: расширение представления о русской культуре, приобщение детей к миру традиционной славянской культуры, формирование ориентации на традиционные национальные ценности жизни, развитие их способностей.

  • Слайд 2

    Задачи:

    1) Образовательные задачи: - осознание знакового характера традиционной куклы; - формирование устойчивого интереса у детей к миру традиционной русской культуры;

  • Слайд 3

    2) Развивающие задачи: - приобщение детей к историческим и культурным ценностям общества; - развитие творческих способностей ребенка; - развитие вкуса у ребенка; - изготовление традиционных кукол;

  • Слайд 4

    3) Воспитательные задачи: - Формирование у учащихся положительного отношения к данному культурному явлению, восприятие этой культуры как своей собственной. - создание в коллективе воспитывающей среды, помогающей учащимся заниматься творчеством и организовывать свой досуг; - организация коллективной творческой деятельности детей на основе сотрудничества и поддержки; - создание «ситуации успеха» для всех детей на занятии, помогающей преодолеть неуверенность в себе при выполнении заданий.

  • Слайд 5

    Ход урока:

    -Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке мы окунемся в мир русской традиционной культуры, а именно, узнаем - с какими игрушками играли наши предки. Занятие будет начинаться с показа детям традиционных кукол. Спросить у детей, что это такое? Чем эти куклы отличаются от их любимых кукол, от тех, которыми играют их сестренки и знакомые девочки?

  • Слайд 6

    Дети отвечают: «сделана из тряпочек, нет лица, сделана не на фабрике, а дома». (Записать эти признаки на доску). - Да ребята, вы совершенно правы. Эти куклы появились очень давно, кто из вас что-то о них слышал? Дети отвечают: «моя бабушка рассказывала мне о таких куклах; мы видели их в учебнике; мы делали их на предыдущих занятиях и т.д.» Затем следует рассказ о традиционной кукле: У русского народа были куклы, в которых люди видели своих помощников и считали оберегом. Таких кукол делали на протяжении всей жизни, начиная с раннего детства. Крутили их из старой одежды, ношенной отцом или матерью. И куклы жили в домах, становясь не просто игрушкой, а частью мира  и членом семьи. Поэтому к ним и обращались и в трудные моменты жизни, разговаривали, делились горестями, и в радости не забывали.

  • Слайд 7

    Словарь Славянские древности дает нам следующее представление о кукле: Кукла- фигурка, похожая на человека, небольшого размера, предмет детских игр и обрядово-магических действий. В народных верованиях воспринимается как живое существо, как заместитель человека, как прообраз маленького ребенка. В различных регионах, где проживали славяне, делались особые куклы и в каждом регионе им придавались особые значения. Кукла участвовала во всех важнейших обрядах славян: и в свадебном комплексе, и в похоронном, и в родильно-крестильных обрядах. Куклам придавалось очень важное значение.

  • Слайд 8

    Мы начнем знакомство с куклами со сказки. Сказка о кукольной семье: «Жили-были старик со старухой (садим куклы) очень они любили друг друга, но не давал им Бог детей. И вот однажды пришел к ним старичок-странник. Рассказали они ему о своем горе. Пообещал странник им помочь. Прошло три дня, и пришел странник опять к старикам и говорит им: «Вот вам бобовое зернышко, пусть бабка его съест и тогда будет у вас ребенок». Вот так и поступили дед с бабкой, и в скором времени у них появился ребенок. А старуха наша даже не умеет его пеленать. Надо обязательно ее научить».

  • Слайд 9

    -Ребята давайте поможем нашей бабулечке научиться пеленать ее ребенка. -Мы сделаем куклу «младенец - пеленашка». - Ребята, куклу «младенец - пеленашка» делала мама будущего ребенка из ткани своего любимого – счастливого платья, потому что это платье было связано с важнейшими и самыми счастливыми моментами в жизни женщины. Роль этой куклы состояла в подготовке пространства к появлению ребенка. После рождения ребенка на свет, - куклу клали в колыбель с ребенком. -как вы думаете, зачем? -чтобы она избавляла его от страхов. Когда ребенок подрастал, он мог играть с этой куклой.

  • Слайд 10

    (Раздаем материалы, собранные в отдельные пакетики (ткань - 3 отрезка: прямоугольник и 2 квадрата, вата, ножницы, нитки). Итак, делаем куклу «младенец - пеленашка», характерную для жителей Вятской губернии: Для основы берется небеленый лен (ткань), который скатывается в плотную трубочку. Размер ткани – длиной в палец, т.к. это пальчиковая кукла. Далее берем красную нить, она символизирует линию жизни, а красный цвет связан с самой жизнью. Одеваем на скрутку, на место, где будет головка, - платок. Затем заготавливаем конверт и закрепляем его нитью, завязывая ее в форме креста.

  • Слайд 11

    слева на право

  • Слайд 12

    Посмотрите, ребята - получилась великолепная куколка. - В старину у куклы не прорисовывалось лицо, чтобы в нее не мог вселиться нечистый дух, а также чтоб ребенок мог сам придумывать настроение куклы: веселится она, улыбается, либо громко плачет - простор для фантазии.

  • Слайд 13

    - Спасибо ребята, что научили бабушку пеленать ребеночка. Дети уходят.

  • Слайд 14

    Вывод: В процессе урока ребята познакомились с одной из разновидностей традиционных кукол русского народа, изготовили традиционную куклу. Благодаря этому ребята расширили свой кругозор, получили ориентацию на национальные ценности, расширили свое представление о русской культуре.

  • Слайд 15

    Библиография

    Лекционный материал курса «Народная игрушка» Макшеевой Н.В. Словарь Славянские древности, т.3

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке