Содержание
-
Цели обучения управлению
ПОЛУЧЕНИЕ ЗНАНИЙ ВЫРАБОТКА НАВЫКОВ ИЗМЕНЕНИЕ ПОВЕДЕНИЯ (ЛУЧШЕ ДЕЛАТЬ СВОЕ ДЕЛО)
-
В ОБУЧЕНИИ УПРАВЛЕНИЮ
объясняется то, что вокруг Вас и как поступали и поступают другие в результате не дается ответа как Вам поступить Как поступите Вы – это Ваша проблема
-
Предмет, методы и место теории организации в системе научных знаний
Теория организации – это наука об основных закономерностях организации
-
Предметом изучения этой науки является
Анализ процессов, которые происходят в организационных системах; Закономерности и проблемы развития организации
-
Методы теории организации
Исторический; Содержательный; Структурный; Коммуникационный; Прогнозный; Комплексный
-
Социология изучает:
Общественные структуры и их элементы; Социальные процессы
-
По предмету и методам теория организации близка к таким наукам, как:
Организационное поведение; Управление персоналом; Исследование систем управления; Разработка управленческих решений; Различные отрасли менеджмента
-
-
-
Методы «Теории организации»
Исторический; Содержательный; Структурный; Коммуникационный; Прогнозный; Комплексный
-
Теория организации
-
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ
ВНЕШНЯЯ ВНЕШНЯЯ СРЕДА СРЕДА ВНЕШНЯЯ ВНЕШНЯЯ СРЕДА СРЕДА ЦЕЛИ И СТРАТЕГИИ ОРГАНИЗА- ЦИОННАЯ СТРУКТУРА ОРГАНИЗА- ЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ РАБОТА И ТЕХНОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕК МОТИВАЦИЯ
-
Динамика развития основных предположений вокруг менеджмента / организационного поведения
-
Динамика развития основных предположений вокруг теории организации
-
-
ОРГАНИЗАЦИЯ – само дело или вещьВл. Даль
ОРГАНИЗАЦИЯ – это система ролей и видов деятельности, созданная для достижения разделяемых целей. Система ролейВиды деятельности описывает структуру описывают организации организационные процессы
-
Организации создаются и существуют для того, чтобы способствовать достижению целей.В большинстве случаев совместные и организованные усилия людей дают больший результат, чем это было бы сделано каждым в отдельности.Организация представляет собой систему для координации поведения.Организоваться – значит разрешить другим направлять Ваше поведение.
-
Организация – это обмен личной независимости на достижение цели. Само поведение и является сутью организации.Люди организуются, т.к. верят в то, что это самый эффективный путь достижения своих целей.
-
Организация как сложная хозяйственная система
это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или целей
-
-
Организацию можно изучать в следующих качествах, таких как:
Объект; Процесс; Воздействие
-
Организация как объект – это объединение людей:
Основанное на совместном осуществлении трудовой деятельности; Являющееся элементом или частью общественной структуры; Выполняющее определенные функции
-
Организация как процесс - это
совокупность мероприятий, обеспечивающих взаимосвязь между элементами системы
-
Чтобы считаться организацией, некая группа должна соответствовать нескольким обязательным требованиям:
Наличие по крайней мере двух людей, которые считают себя частью этой группы; Наличие по крайней мере одной цели (т.е. желаемого конечного состояния или результата), которую принимают как общую все члены данной группы; Наличие членов группы, которые намеренно работают вместе, чтобы достичь значимой для всех цели.
-
Организация как воздействие
Упорядочение влияния объекта на субъект с целью изменения состояния (качества) субъекта, достижения результата
-
Основные характерные черты организации:
Речь идет о формальной организации; Речь идет о сложных организациях, т.е. организациях, имеющих не только общую цель, но и набор взаимосвязанных и взаимозависимых целей.
-
Общие для всех сложных организаций характеристики :
Ресурсы; Зависимость от внешней среды; Горизонтальное разделение труда; Подразделения; Вертикальное разделение труда; Необходимость управления.
-
Ресурсы
Основные ресурсы, используемые организацией – это люди (человеческие ресурсы), капитал, материалы, технология и информация.
-
Зависимость от внешней среды
Организации полностью зависимы от окружающего мира – внешней среды – как в отношении своих ресурсов, так и в отношении потребителей.
-
Горизонтальное разделение труда
разделение работ по стадиям, начиная с поступления в нее ресурсов и кончая выходом из нее продуктов (снабжение, производство, сбыт и т.п.)
-
Подразделения
Как и целая организация, частью которой они являются, подразделения представляют собой группы людей, деятельность которых сознательно направляется и координируется для достижения общей цели.
-
Вертикальное разделение труда
отделение работ, связанных с координацией деятельности сотрудников (управленческих), от работ по изготовлению продукта; разделение управленческих работ по уровням иерархии в организации, как в целом, так и в ее отдельных частях
-
В организации существуют две внутренние органичные формы разделения труда
Первая – это разделение труда на компоненты (функции), составляющие части общей деятельности, т.е. горизонтальное разделение труда. Вторая – вертикальное разделение труда, суть которого – согласование и координирование основных действий (функций) в процессе жизнедеятельности предприятия (фирмы).
-
Специализация
концентрация усилий сотрудников на выполнении работ определенного вида (обычно в соответствии с полученным образованием и уровнем квалификации)
-
Координация
деятельность, направленная на согласование деятельности сотрудников, каждый из которых выполняет определенные задачи. Это оборотная сторона разделения труда
-
Необходимость управления
Для того, чтобы организация могла добиться реализации своих целей, задачи должны быть скоординированы посредством вертикального разделения труда. Поэтому управление является существенно важной деятельностью для организации
-
Делегирование
основной метод вертикального разделения труда ( т.е. разделения труда между руководителем и подчиненными)
-
Полномочия
Обязанности (функции) Права Ответственность
-
Обязанности (функции) сотрудника
это те задания (работы), которые должен выполнить сотрудник
-
Знания и /или навыкиВремяЗаинтересованность сотрудника
-
Управленческая ответственность
ответственность руководителя за выполнение всех задач, поставленных перед его подразделением, независимо от того, кто выполняет эти задачи
-
Исполнительская ответственность
ответственность сотрудника за выполнение только порученной лично ему задачи.
-
«Дальше ответственность сваливать не на кого»У. Черчилль
-
Принципы организации - это
Норма, правило, установка, руководство к действию, которыми пользуется субъект при осуществлении своих функций
-
Группы принципов организации:
Цели; Формы; Содержания; Взаимосвязи; Взаимодействия
-
Группа принципов цели состоит из:
Приоритета цели; «Дерева целей»; Целевой адаптации; Перманентности целеполагания; Стратегического планирования
-
Группа принципов формы включает принципы:
Системности; Толерантности; Конструктивности; Иерархичности; Универсальности
-
Принципы содержания:
Главного звена; Необходимого разнообразия; Достаточности; Резервирования и дублирования; Единства формы и содержания
-
Принципы взаимосвязи:
Линейности и функциональности; Специализации; Оптимальной звенности; Обратной связи
-
Принципы взаимодействия
Оперативности и гибкости; Непрерывности и ритмичности; Разделения и кооперации; Адекватности воздействия; Компенсации противодействия
-
Свойства организации
Совокупность проявлений, отражающих общие, характерные и специфические ее черты
-
Группы свойств организации
Общие; Социальные; синергетические
-
Общие свойства:
Целостность; Устойчивость; Ограниченность; Репродуктивность; Дискретность; Гибкость; Интегративность
-
Социальные свойства:
Целенаправленность; Иерархичность; Корпоративность; Мотивированность; Ротационность; Оперативность; Инновационность; Коммуникативность
-
Синергетические свойства
Миссия; Конъюгированность; Ингрессивность; Цикличность; Реверсивность; Эмерджентность; Эгрессивность; Корреляционность
-
Социальный закон
отражает типичные отношения, закономерности, которые возникают в процессе функционирования социальных систем, к которым относятся и организации
-
Виды социальных законов
Синергии; Самосохранения; Развития; Композиции и пропорциональности; Информированности и упорядоченности; Единство анализа и синтеза
-
Закон синергии
Означает совместное т однородное функционирование элементов системы
-
Элементы системы:
Материальные; Социальные
-
Содержание Закона синергии:
В любой организации возможен прирост энергии, так и снижение общего энергетического ресурса по сравнению с простой суммой энергетических возможностей входящих в нее элементов
-
Положительным синергетическим эффектом является
Усиление результатов совместной деятельности в силу совпадения набора элементов и оптимального сочетания их характеристик
-
Закон самосохранения
состоит в том, что любой организации как социально-экономической системе присуще стремление к самосохранению (выживанию) за счет оптимального использования ресурсов
-
Факторы, влияющие на потенциал выживания организации
Внешние; внутренние
-
Закон самосохранения
является основой при оценке потенциала организации к выживанию в изменяющихся условиях существования
-
Алгоритм проведения оценки потенциала организации
Составить максимально полное описание факторов, влияющих на деятельность организации; Ранжировать полученные результаты по принципу разделения факторов на негативные и позитивные (дать балльную оценку); Определить достигнутое состояние организации на данном этапе ее развития (устойчивое, неустойчивое равновесие)
-
Мероприятия, повышающие устойчивость организации
Совершенствование структуры управления; Установление постоянных партнерских отношений с целью формирования устойчивой среды обитания; Использование «ноу-хау» и освоение новых технологий работы; Увеличение доли высоколиквидных материальных фондов; Диверсификация деятельности;
-
Закон развития
Состоит в том, что в процессе жизнедеятельности организации происходят необратимые закономерные изменения, направленные на максимальное использование энергетического потенциала для достижения поставленной цели, в результате чего происходят качественные изменения состояния организации
-
Этапы развития организации
Создание; Рост; Спад; Сворачивание деятельности; Ликвидация
-
Закон композиции и пропорциональности
Состоит в том, что в рамках достижения единой цели существует объективная тенденция организаций к созданию устойчивых объединений с соблюдением принципов соразмерности и пропорциональности
-
Указанная тенденция реализуется:
Выбрать оптимальную структуру; Создать благоприятную среду обитания
-
Факторы, влияющие на процесс объединения организаций:
Общеэкономические; Финансовые; технологические
-
Закон информированности и упорядоченности
Состоит в том, что любая социальная организация способна к выживанию только в случае, если она обеспечена полной и достоверной информацией
-
Характеристики информации:
Достоверность информации; Полнота информации; Объем информации; Упорядоченность информации; Оперативность своевременность)
-
В информационном обмене с окружающей средой выделяют два основных вида информации:
Входная – поступает из внешней среды и содержит определенные сведения о ее состоянии; Выходная – информация, поступающая во внешнюю среду о самой организации
-
Закон единства и анализа
Заключается в том, что благодаря использованию в процессах управления организацией процедур анализа и синтеза обеспечивается настройка организационной системы на оптимальный вариант достижения поставленной цели
-
Анализ или декомпозиция - это
Разделение целого на части или представление сложного объекта в виде простых составляющих
-
Алгоритм проведения анализа:
Определение объекта; Изучение начальных условий на момент принятия решений (внешние и внутренние факторы); Анализ самой организации; Анализ действий всех объектов, попавших в поле зрения на предшествующем этапе; Разработка гипотез дальнейшего развития организации; Составление дерева альтернативных путей достижения цели организации
-
Суть синтеза состоит
в объединении простых составляющих объекта в единое целое
-
Специфические законы организации
Своеобразия; Социальной гармонии; Оптимальной загрузки; Эффективного восприятия и запоминания информации; Эффективного осмысления; Установки; Устойчивости информации; Доходчивости информации
-
Достижение общих целей Разделение труда Координация совместного труда Иерархия власти ОРГАНИЗАЦИЯ
-
Организации существуют и создаются для того, чтобы способствовать достижению целей.Организация представляет собой систему для координации поведения.Без поведения нет организации.
-
Типы организационных систем с т. з. взаимодействия на уровне «организация – внешняя среда»
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ Технология работ рутинная нерутинная МЕХАНИСТИЧЕСКАЯОРГАНИЧЕСКАЯ несложное сложное и стабильное и нестабильное СОСТОЯНИЕ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ
-
МЕХАНИСТИЧЕСКАЯ ОРГАНИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИИ
-
ОРГАНИЧНОСТЬ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО(жизненный цикл организации)
Предприни- мательская ОРГАНИЗА- ЦИОННАЯ КУЛЬТУРА Бюрократи- Ческая МЕХАНИСТИЧЕСКАЯ ОРГАНИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СИСТЕМА
-
Этап «тейлоризма» (начало ХХ века)
Основана на идеях глубокого разделения труда, рационализации трудовых движений, особенно в конвейерном производстве. Этап «тейлоризма» - это ограниченный подход, состоящий в перенесении идей инженерных наук на управление в низовом производственном звене; основа оргструктуры – функциональная.
-
Основные принципы управления Ф. Тейлора
Разработка оптимальных методов выполнения работы на базе научного изучения затрат времени, движений, усилий. Абсолютное следование разработанным стандартам. Подбор, обучение и расстановка рабочих на те рабочие места и задания, где они могут дать наибольшую пользу. Оплата по результатам труда: меньше результаты - меньше оплата; больше результаты - больше оплата. Использование функциональных менеджеров, осуществляющих контроль по специализированным направлениям. Поддержание дружеских отношений между рабочими и менеджерами с целью обеспечения возможности осуществления научного управления.
-
Классический подход (1930 – 1950 – е годы)
Положение этой системы, основаны на представлении об организации как об иерархической системе линейно-функционального типа, четко регламентированной сверху донизу: основанной на ясном определении функций и задач, специализации каждой должности, построенной в соответствии с принципами единства начальствования и распорядительства стремящейся иметь как можно более экономичный аппарат управления, способный справиться и с выполнением отдельных работ, и с их координацией.
-
Классическая школа менеджмента
Планирование - функция управления, определяющая цели деятельности, необходимые для этого средства, а также разработка методов, наиболее эффективных в конкретных условиях. Организация - формирование структуры объекта и обеспечение всем необходимым для его нормальной работы - персоналом, материалами, оборудованием, зданиями, денежными средствами др. Мотивация - активизация работающих и побуждение их к эффективному труду для выполнения целей, сформулированных в планах, с помощью экономического и морального стимулирования и создания условий для проявления творческого потенциала работников и их саморазвития. Контроль - количественная и качественная оценка и учет результатов работы. Координация - достижение согласованности в работе всех звеньев системы путем установления рациональных связей (коммуникаций) между ними.
-
14 принципов управления Файоля
Разделение труда. Власть и ответственность. Дисциплина. Единоначалие. Единство руководства. Подчинение частных интересов общим. Вознаграждение персонала. Централизация. Цепи взаимодействия или скалярная цепь. Порядок. Справедливость. Стабильность рабочего места для персонала. Инициатива. Корпоративный дух.
-
Школа «человеческих отношений» (1930 – 1960 – е годы)
(бихевиоральный подход) – дает концентрированное изложение основных теоретических концепций и выводов об индивидуальной мотивации в групповом поведении людей, о лидерстве и межгрупповых отношениях, о подходах к организации подразделений, о распределенииполномочий.
-
ПРОИЗВОДСТВО СИСТЕМА СРЕДСТВ ПРОИЗВОДСТВА СИСТЕМА «ЧЕЛОВЕК –МАШИНА» СИСТЕМА «ЧЕЛОВЕК –КОЛЛЕКТИВ» КОПЛЕКС ОРУДИЙ ТРУДА И ПРЕДМЕТОВ ТРУДА СОВОКУПНОСТЬ ОБЪЕКТОВ ТРУДА И ОРУДИЙ ТРУДА СОВОКУПНОСТЬ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ ЛЮДЬМИ В ПРОЦЕССЕ ПРОИЗВОДСТВА
-
Системный подход (1960 – 1970 – е годы)
(теория систем) – главное внимание уделяет взаимозависимости и изучению фирмы как целостной системы, и тем самым отличается от всех предыдущих подходов.
-
ПРОЦЕСС РАБОТЫ СИСТЕМЫ
ПОДСИСТЕМА I ВХОД ПРОЦЕСС ВЫХОД ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ ВХОД ПРОЦЕСС ВЫХОД ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ ВХОД ПРОЦЕСС ВЫХОД ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ ПОДСИСТЕМА II ПОДСИСТЕМА III
-
ЦЕЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ НА ОСНОВЕ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ
СУБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ УПР─Е ВОЗДЕЙСТВИЕ
-
Ситуационный подход (1970 – 1980 – е годы)
выдвигает в качестве основной предпосылки идею о многообразии рациональных форм организации производства и управления. Он делает упор на многовариантную природу организаций и пытается понять, как функционирует организация в меняющихся условиях и при специфических обстоятельствах.
-
Система взаимосвязанных характеристик (факторов) «ситуации».
К таким факторам относятся: требования технологии; необходимость нововведений; требования, вытекающие из неопределенности внешней среды и др.
-
СХЕМА «7─С» ФИРМЫ «МАККИНЗИ»
СТРАТЕГИЯ КВАЛИФИКАЦИЯ СТИЛЬ ШТАТ СИСТЕМЫ СТРУКТУРА ЦЕННОСТИ
-
Новые тенденции в «теории организации» (90 – е годы)
новый «технократизм»; социальные, поведенческие аспекты; усиление международного характера управления.
-
Новый «технократизм»
Повышенное внимание к материальной технологической базе современного производства и оказанию услуг. В целом это вызвано усилением влияния технического прогресса на достижение целей организации, повышением роли производительности и качества для победы в конкуренции.
-
Социальные, поведенческие аспекты
усиление внимания к различным формам демократизации управления, участию рядовых работников в прибылях, в осуществлении управленческих функций , в собственности.
-
Усиление международного характера управления
это связано с переходом большинства постиндустриальных стран к открытой экономике, с резким повышением международной конкуренции и в то же время расширением кооперации производства, развитием транснациональных корпораций и т.д.
-
Эклектический метод
объединяет самые полезные, важные и повсеместно принятые достижения различных направлений «теории организации». Считается, что данный метод наиболее соответствует реальности и лучше всего подходит хозяйственной практике.
-
Закрытая система
«не зависит» от окружающей среды, она «автономна, отгорожена и изолирована» от внешнего мира
-
Открытая система
взаимодействует с внешней окружающей средой, обмениваясь с ней ресурсами. Она не заблокирована и должна постоянно приспосабливаться к окружению.
-
Система
представляет собой набор взаимодействующих элементов, получающих ресурсы на входе из внешней окружающей среды, преобразующих их и выпускающих продукты на выходе во внешнюю среду как результат.
-
Конфигурация организации ( Г.Минцберг )
Техническое ядро; Техноструктура; Вспомогательный персонал; Топ – менеджмент Менеджмент среднего звена
-
Техническое ядро
люди, выполняющие основную работу в организации. Они реализуют функцию производственной подсистемы и действительно создают товары и услуги, предлагаемые организацией.
-
Техноструктура
основные функции – помочь организации адаптироваться к окружению. Работники этих служб (пр., инженеры и исследователи) исследуют внешнюю среду, стараясь выявить проблемы, возможности и новые технологии. Эта структура отвечает за внедрение инноваций в производство, содействия изменениям в организации и ее адаптивность.
-
Вспомогательный персонал
его функции заключаются в обеспечении бесперебойности работы и содержания организации, включая ее материальное оснащение и персонал
-
Менеджмент
подсистема, ответственная за руководство и координацию деятельности других частей организации: топ – менеджмент определяет направление, стратегию, цели и политику всей организации или ее основных подразделений; менеджмент среднего звена отвечает за результаты и координацию работ на уровне подразделений.
-
Параметры организации
Структурные параметры; Контекстуальные параметры.
-
Структурные параметры
Формализованность организации; Специализация; Иерархия власти; Централизация; Профессионализм; Структура штата.
-
Контекстуальные параметры
Размер; Организационная технология; Окружающая среда; Цели и стратегия; Организационная культура.
-
Деятельность и эффективность организации
Экономичность относится к объему ресурсов, необходимых для достижения целей организации; Эффективность – это более общий термин, означающий степень достижения организацией целей.
-
Основные группы стейкхолдеров и их ожидания
-
КРУГ УПРАВЛЕНИЯ К. ИСИКАВ
ПРОВЕРКА (КОНТРОЛЬ) УПРАВЛЯЮЩЕЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ИСПОЛНЕНИЕ (РЕАЛИЗАЦИЯ) Осуществление соответствующих управляющих воздействий Проверка результатов выполнения работ Определение целей и задач Определение способов дости- жения целей Обучение и подготовка кадров Выполнение работ 1 2 3 4
-
КОНКУРЕНТНОСПОСОБНОСТЬ –ДЕЙСТВОВАТЬ ТАК, ЧТОБЫ СИТУАЦИЯ, В КОТОРОЙ ВЫ ОКАЗАЛИСЬ, РАБОТАЛА НА ВАШУ ПОЛЬЗУ
-
КОНКУРЕНТНОСПОСОБНОСТЬ - ЭТО ПОВЕДЕНИЕ
КОТОРОЕ ПРИНОСИТ В СРЕДУ КОНКУРЕНЦИЮ САМА СРЕДА ХАРАКТЕРИЗУЕТСЯ ТЕМ, ЧТО ЛЮДИ РЕАЛЬНО, А НЕ УСЛОВНО, ОТВЕЧАЮТ ЗА РЕЗУЛЬТАТЫ СВОЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕШАЮТСЯ ЗАДАЧИ ПО ТИПУ – «ПОЙДИ ТУДА – НЕ ЗНАЮ КУДА, ПРИНЕСИ ТО – НЕ ЗНАЮ ЧТО».
-
ЭВОЛЮЦИЯ СУЩНОСТИ ДЕЛОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
50-Е – 70-Е ГОДЫ КОМПАНИЯ – ПРИБЫЛЬ 70-Е – 90-Е ГОДЫ КОМПАНИЯ – ПРОДУКТ 90-Е ГОДЫ – Н/ВР КОМПАНИЯ – СООБЩЕСТВО ЛЮДЕЙ
-
«Корпорация, какой мы знали её последние 120 лет, скорее всего не переживет следующие 25 лет. С юридической и финансовой точек зрения, может быть, но не со структурной и экономической.» Питер Дракер
-
СОВРЕМЕННОЕ ПОНИМАНИЕ БИЗНЕСА
Кто (группы клиентов, или те, чьи потребности будут удовлетворены) Что (потребности клиентов, которые будут удовлетворяться) Как (способы удовлетворения потребностей клиентов)
-
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ – ЭТО НЕ ГДЕВЫ ВЕДЕТЕ СВОЙ БИЗНЕС, А КАК ВЫ ВЕДЕТЕ СВОЙ БИЗНЕС. В КОНЕЧНОМ СЧЕТЕ ЭТО ИЗМЕНЕНИЕ МЫШЛЕНИЯ И ПОВЕДЕНИЯ.
-
НЕУВЕРЕННОСТЬ И НЕОПРЕДЕЛЁННОСТЬ
Неуверенность не знаете всего, но знаете что-то знаете, как то, что Вы знаете, соотносится с тем, чего Вы не знаете *не уверены в том получите ли желаемый результат Неопределенность знаете очень мало не знаете того, правильно ли Вы задаете вопросы *не уверены в том, что Вы знаете то, каким может быть результат
-
ПРИНЦИПИАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ ПОЗИЦИИ ПОТРЕБИТЕЛЯ
Традиционно, как это было, технологии работали на производство и распределение. В настоящее время технологии, в первую очередь информационные, работают на потребление. В результате резко возросла конкурентная сила покупателя.
-
СМЕНА ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ ИСТОЧНИКАХ КОНКУРЕНТНОЙ СИЛЫ
До 1994 года конкуренция качеством продукта (QC/TQC/TQM) 1994-2000 годы конкуренция качеством управления (benchmarking) C 2000 года конкуренция качеством информации (knowledge management)
-
ИСТОЧНИКИКОНКУРЕНТНОСПОСОБНОСТИ
(Начало 21 века) (неопределенность на глобальном пространстве, неуверенность менеджеров в отношении того, кто являются их конкурентами и на какой1 рынок идти) Наращивание «неосязаемых» активов посредством управления знаниями (Knowledge management)
-
создание корпоративной культуры знаний набор, обучение и поощрение работников, обладающих знаниями трансформация индивидуальных знаний в корпоративные знания создание продуктов и услуг, базирующихся на знании
-
ДОЛЯ «ВИДИМЫХ» И «НЕВИДИМЫХ» СОСТАВЛЯЮЩИХ АКТИВОВ ФИРМЫ
Видимые Невидимые 1978 83% 17% 1998 31% 69% 1. Исследование MIT и Brooking Institute Рассматривались американские компании нефинансового сектора, акции которых котируются на фондовой бирже 2. «Видимые» активы – капитал «Невидимые» активы – патенты, ноу-хау, идеи, брэнд, способности сотрудников
-
ДИНАМИКА СМЕНЫ ПАРАДИГМ
Доисторическая эра – сотни тысяч лет (каменный век, бронзовый век, железный век и т.п.) Античный мир (с 1000 года до н.э.) – каждые 100 лет. ХIХ век – смен больше, чем за предыдущие 900 лет. Первые 20 лет ХХ века – смен больше, чем за весь ХIХ век. Конец ХХ века – смены каждые 10 лет.
-
ПРИЧИНА КРУШЕНИЯ КОМПАНИЙ
«Грамотный менеджмент был наиболее существенной причиной, по которой ведущие компании не смогли удержаться на вершине своих отраслей. Именно потому, что эти компании прислушивались к своим потребителям, активно вкладывали в технологии, обеспечивающие потребителей большим и лучшим количеством желаемых товаров, тщательно изучали рыночные тенденции и систематически инвестировали капитал в инновации с наилучшим потенциальным возвратом, они потеряли свои лидирующие позиции». Клейтон Кристинсен профессор Гарвардской школы бизнеса
-
ПРОБЛЕМА ПРИМЕНЕНИЯ ГРАМОТНОГО МЕНЕДЖМЕНТА
Большинство концепций менеджмента и лидерства, в силу того, что они отражают прошлый успешный опыт, не только ограничены. Они также являются концептуальной тюрьмой, не дающей тем, кто им следует, посмотреть на проблемы компании открытым, творческим взглядом.
-
КЛЮЧЕВОЕ СЛОВО СОВРЕМЕННОГО МЕНЕДЖМЕНТА V I S I O N(ВИДЕНИЕ)
-
СРЕДЫ
Внешняя среда сфера, в которой организация осуществляет свою жизнедеятельность; совокупность “факторов влияния” вне организации. На них руководство предприятия не может влиять непосредственно. Внутренняя среда часть общей среды, которая находится в рамках организации; совокупность “факторов влияния” внутри организации. Они непосредственно подконтрольны руководству предприятия.
-
Миссия:
-
Значение миссии:
Представляет в явном виде цель существования компании; Определяет отличия компании от других; Позволяет согласовать интересы всех лиц, связанных с компанией; Способствует созданию корпоративного духа.
-
Элементы миссии:
Определение области конкуренции. Стратегическое намерение или видение. Компетентность персонала и конкурентные преимущества. Основные заинтересованные группы.
-
Цель
-
SMART – принцип
-
Стратегия:
долгосрочное, качественно определенное направление развития организации, касающееся сферы, средств и форм ее деятельности, системы взаимоотношений внутри организации, а также позиции организации в окружающей среде. определение основных и долгосрочных целей и задач предприятия и утверждение курса действий и распределение ресурсов, необходимых для достижения этой цели. Можно наложить ограничение по экономичности использования ресурсов и ограничение по приемлемости рисков. детальный всесторонний комплексный план, предназначенный для того, чтобы обеспечить осуществление миссии организации и достижение её целей;
-
определение основных и долгосрочных целей и задач предприятия и утверждение курса действий и распределение ресурсов, необходимых для достижения этой цели. Можно наложить ограничение по экономичности использования ресурсов и ограничение по приемлемости рисков. приоритетное направление деятельности предприятия, которое формируется на основе существующего поля проектов (пути решения проблем и оценки имеющихся потенциалов)
-
Виды стратегий
-
Виды организационных структур.
Бюрократические (механистические) структуры Дивизиональные структуры Программно-целевые структуры
-
Бюрократические структуры
Линейные структуры Руководство Отделение А Отделение В Исполнитель А1 Исполнитель А2 Исполнитель В1 Исполнитель В2
-
Функциональные структуры
Руководство Функциональные органы управления И с п о л н и т е л и
-
Линейно – функциональные структуры
Руководство Отделение А Отделение В Исполнитель А1 Исполнитель А2 Исполнитель В1 Исполнитель В2 ШТАБ ШТАБ ШТАБ
-
Дивизиональные структуры
Продуктовая Организационная структура Структура, ориентированная на потребителя Региональная организационная структура
-
Продуктовая организационная структура
РУКОВОДСТВО Отделение по продукту «А» Отделение по продукту «В» Отделение по продукту «С» Про- извод- ство Марке тринг Сбыт Сбыт Марке- тинг Про- извод- ство Сбыт Марке- тинг Про- извод- ство
-
Организационная структура, ориентированная на потребителя
РУКОВОДСТВО Отделение по обеспечению потребителя «А» Отделение по обеспечению потребителя «В» Отделение по обеспечению потребителя «С» Про- извод- ство Марке тринг Сбыт Сбыт Марке- тинг Про- извод- ство Сбыт Марке- тинг Про- извод- ство
-
Территориальная организационная структура
РУКОВОДСТВО Отделение в регионе «А» Отделение в регионе «В» Отделение в регионе «С» Про- извод- ство Марке тринг Сбыт Сбыт Марке- тинг Про- извод- ство Сбыт Марке- тинг Про- извод- ство
-
Программно - целевые структуры
Программно-целевые структуры Адаптивные оргстуктуры Структуры, ориентированные на нововведения Проектная оргструктура Матричная оргструктура Оргструктура типа конгломерата
-
Адаптивные оргструктуры
Руководитель фирмы Группа развития Проект 1 НИОКР Производство Маркетинг Проект 2 НИОКР Производство Маркетинг НИОКР Производство Маркетинг Проектнаягруппа Проект 1 НИОКР Производство Маркетинг Проект 2 НИОКР Производство Маркетинг Проектная организационная структура управления
-
Матричная оргструктура
Президент Вице-президент По финансам Вице-президент По производству Вице-президент По маркетингу Проеткт 1 Проект 2 Проект 3
-
Вероятностная матрица реагирования организации на неопределенность окружающей среды
Незначительная неопределенность Умеренная неопределенность 1. Механистическая структура: 1. Механистическая структура: формальная, централизованная формальная, централизованная Стаби- 2. несколько подразделений 2. много подразделений льная 3. отсутствие интеграторов 3. мало интеграторов 4. ориентация на текущие операции 4. элементы планирования; Измене- низкая скорость отклика умеренная скорость отклика ния окружа- Умеренно – высокая Высокая ющей неопределенность неопределенность среды 1. органическая структура 1. органическая структура 2. несколько подразделений 2. много дифференцированных 3. мало интеграторов подразделений 4. ориентация на планирование: 3. много интеграторов Нестаби- быстрый отклик 4. интенсивное планирование, льная прогнозирование; высокая скорость отклика Простая Сложная Сложность окружающей среды
-
Эволюция применения ИТ в организации
Топ – менеджмент 3. Стратегические возможности (стратегия, Внутренняя Внешние планы, координация: отношения: непрограмми- - локальные - интегрирова- руемость) сети нное - планирование производство ресурсов - электронный - управление бизнес знаниями 2. Принятие решений и управление - УИС среднего звена - системы поддержки решений Линейное 1. Текущая работа - УИС высшего звена руководство - система обработки - системы административного (оперативное трансакций управления прошлое, - хранение данных - сбалансированный протокол программируемость) Низкая Высокая Степень сложности системы
-
Информационные системы управленческого контроля и принятия решений
Корпоративные базы данных Информация для Информация для принятия решений контроля - Управленческие информационные - Системы контроля системы по обратной связи - Системы сбора информации, - Системы административного поддержки решений управления - Исполнительные - Сбалансированный информационные системы протокол
-
Упрощенная модель контроля по обратной связи
Определение стратегических целей Установление стандартовНеобходимые деятельностикорректировки Оценка деятельности и сравнение со стандартами
-
Системы административного управления
Подсистема Содержание и периодичность Бюджет, финансовая отчетность Расходы денежных средств и ресурсов; прибыль и убытки, ежемесячно Статистические данные Нефинансовые данные; еженедельно или ежемесячно; часто компьютеризированные Системы поощрения Оценка работы менеджеров на основе целей и результатов работы подразделений; возможности премирования; ежегодно Системы контроля качества Партнерство, бенчмаркинг; постоянно
-
Современные теории мотивации
Содержательные теории – основаны на идентификации внутренних побуждений личности, которые заставляют действовать так, а не иначе Процессуальные теории – базируются на том, как ведут себя люди в пространстве с учетом их восприятия и познания
-
Теория потребностей А. Маслоу
Физиологические потребности (голод, жажда) Потребности в безопасности (одежда, возможность укрыться от непогоды, защита от опасных взаимодействий с техническим оборудованием, пожарами, наводнением; психологическая безопасность – пенсии, мед. Страховки, пособия по безработице) Потребности в любви и симпатии (социальные потребности – стремление принадлежать к какой – либо группе) Потребность в уважении (в признании заслуг, поощрение: взаимосвязь с полезностью выполненной работы) Потребность в самовыражении (сделать и добться того, что человек хочет)
-
Теория потребностей Ф. Герцберга
Гигиенические факторы (заработная плата, условия труда, пенсии, дополнительные условия) Мотиваторы ( ответственность, преодоление трудностей, самосовершенствование)
-
Теория потребностей Мак - Клелланда
Потребность власти – желание влиять на других людей; Потребность успеха – удовлетворение от процесса доведения работы до успешного завершения; Потребность в причастности – работники заинтересованы в компании знакомых, налаживании дружеских отношений и т. д.
-
Теория мотивации В. Врума
Валентность Х Ожидания Мотивация Действие Результаты Удовлетворение (поощрение)
-
Теория справедливости С. Адамс
Люди субъективно соотносят полученное вознаграждение за работу с затраченными усилиями на ее выполнение. Затем сравнивают данное вознаграждение с вознаграждениями других людей, выполняющих аналогичную работу.
-
-
Этапы развития технической базы Рост производитедьности производства труда (в разах) Первый этап: традиционное 1,0 – 3,2 совершенствование техники Второй этап: качественно новое развитие техники комбинирование систем машин с программным управлением 5,0 – 12,0 технологические системы, базирующиеся на достижениях и открытиях Фундаментальных наук (физики, химии, биологии) 50,0 – 80,0 (Лебедев В.Г.Производительные силы и социальный прогресс. – М.: Книга и бизнес, 2007. – с. 302.))
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.