Содержание
-
Презентация: «Творчество русского живописца Виктора Михайловича Васнецова»Выполнила: воспитатель Павленко Н.В.
-
Русские народные сказки и былины формируют особый мир, в котором живут царевичи и царевны, богатыри и чудища, лешие и Баба-яга. Эти удивительные образцы народного творчества пробуждали воображение не только обычных читателей, но и живописцев. Одним из художников, создававших полотна на темы сказок и былин, был Виктор Михайлович Васнецов.
-
Васнецов родился в 1848 году, в семье вятского священника. В детстве он с увлечением слушал сказки, которые ему рассказывала нянюшка. Во время учебы в гимназии у юного Васнецова обнаружился дар живописи. Это побудило его уехать в Санкт-Петербург, чтобы продолжить обучение в Императорской Академии художеств. Во время учебы в Академии Васнецов создавал иллюстрации к детским сказкам, писал портреты петербуржцев и картины с сюжетами из городской жизни.После окончания учебы Виктор Васнецов сосредоточился на создании картин сказочно-былинного плана. Он написал такие картины, как «Иван-царевич на Сером волке», «Аленушка», и многие другие полотна.
-
Но самой известной его картиной является полотно «Богатыри». Над этим произведением художник работал более двадцати лет.На картине изображены три богатыря — Добрыня Никитич, Илья Муромец и Алёша Попович (главные герои русских былин). Посередине на вороном коне Илья Муромец, смотрит вдаль из-под ладони, в одной руке у богатыря копьё и щит, в другой булатная палица. Слева на белом коне Добрыня Никитич, вынимает меч - кладенец из ножен, готовый в любой момент ринуться в бой. Справа на коне бурой масти Алёша Попович, держит в руках лук со стрелами. В сравнении со своими товарищами он молод и строен. На боку у Алёши Поповича колчан. На другом боку у него гусли. Трое богатырей стоят на широкой равнине, переходящей в невысокие холмы, посреди пожухлой травы и изредка проглядывающих маленьких ёлочек. Небо пасмурное и тревожное, означает грозящую богатырям опасность.
-
Начиная с 1900 г. и до конца своих дней (особенно интенсивно – в 1917-1918 гг.) Васнецов работал над циклом картин «Поэма семи сказок». В этих сказочных сюжетах художник искал воплощение основных черт национального характера своего народа, среди которых выделял душевную чистоту, мужество и патриотизм.
-
КАРТИНА «СПЯЩАЯ КРАСАВИЦА»В центре композиции показана спящая на ложе царевна и уснувшая на книге девочка, которую принято ассоциировать с мудрой не по годам девочкой-семилеткой из русских народных сказок. Вокруг этих персонажей расположились остальные герои. Слева — сенные девушки, нянюшка с кошкой на коленях и стражники. Справа показаны скоморох, гусляр и дрессировщики с медведем. На заднем плане виден лес, который словно стена оберегает их покой.
-
КАРТИНА «БАБА ЯГА»Яга здесь - точно злодейка. Жуткая старуха в алом сарафане на голое тело уже успела схватить симпатичного мальчика и теперь мчится к себе в избушку в предвкушении вкусного обеда. Мальчик в ужасе. В полете Яга даже потеряла лапоть, но это не совсем не волнует. Действие происходит в самой глуши леса. Восходящий месяц окрашен в розовый цвет...он будто предвестник беды.
-
КАРТИНА «ЦАРЕВНА – ЛЯГУШКА»В центре композиции находится Василиса Премудрая. Она запечатлена в танце. Ее одежды украшают золотые вышивки, на лбу блестит самоцветами кокошник-корона. Вокруг царит веселье. Стены царских палат расписаны узорами, на паркетном полу лежит персидский ковер. На дубовом столе белая скатерть, а на ней разные яства на золотых и серебряных тарелках. В глубине картины изображено озеро, по которому плавают лебеди. Чуть дальше - поле, а за ним лес. Девушки-крестьянки в национальных костюмах водят хоровод. От всей картины веет радостью и приятным чувством наслаждения моментом.
-
КАРТИНА «КАЩЕЙ БЕССМЕРТНЫЙ»На холсте ярко выражено противопоставление Добра и Зла. Кощей - явно злой персонаж, также как и Яга. Этот мрачный тощий и неприятный старик сидит на троне, держа в руках жуткий окровавленный меч. Человеческие черты герой совсем утратил.Рядом с ним нежная девушка в царских одеяниях. Ей страшно, она прислонила руку к груди и всем своим существом хочет отстраниться от отвратительного старика.Интерьер зала выглядит богат, но вместе с тем мрачен и запущен. Отобранное богатство просто рассовано по углам.
-
КАРТИНА «ЦАРЕВНА – НЕСМЕЯНА»Центральный персонаж картины – сама царевна Несмеяна. Он сидит на возвышении, как и положено царской дочке, на белом троне со скамеечкой для ног. Она безмерно устала от этого всеобщего веселья и внимания, ее взгляд обращен вглубь себя, волосы распущены, левой рукой царевна подпирает голову, украшенную роскошным драгоценным венцом. Возможно, причиной грусти Несмеяны является ее заточение во дворце отца и полное подчинение его воле.
-
КАРТИНА «СИВКА – БУРКА»На картине изображен терем, а окне этого терема девица-красавица. На неизвестной высоте прекрасный юноша, а по сюжету сказки – дурак, на сивке-бурке пролетает возле этого окошка терема, при этом страстно целуя любимую.Где-то внизу видны головы людей, они радуются и ликуют, приветствуя молодых и влюбленных. Эта картина – эпизод из сказки, но в ней художник оставил все свое видение о добре, честности, храбрости и отважности. Ведь решившись на такой поступок, юноша доказал, что он может быть претендентом на руку дочери царя. Оба они празднично одеты, множество деталей, которые подчеркивают важность картины и того, что происходит с героями.
-
КАРТИНА «КОВЁР –САМОЛЁТ»На полотне изображены Иван-Царевич и его суженная Елена (Василиса) Прекрасная (Премудрая). Они летят над условно русским колдовским пейзажем. В основе сюжета картины лежит вариант русской народной сказки «Царевна-лягушка». После того как Иван-царевич сжег лягушачью шкурку Елены Прекрасной, она превратилась в белого лебедя и улетела в царство Бабы-Яги. Иван-царевич нашел Елену, и, взяв у Бабы-Яги ковер-самолет, герои смогли вернуться домой. Влюбленные очень нежны друг с другом.
-
Творчество Васнецова на долгие годы пережило самого художника. Он стал настоящим первооткрывателем чудесного мира народной поэзии, сумел ввести зрителя в царство былин, сказок, исторических преданий. Васнецов сумел найти новые изобразительные средства, которые были равнозначны былинно-сказочным образам и речевым оборотам. Умело вводя в свои работы реальный, однако окрашенный определенным настроением пейзаж (никнущие травы, встающая над полем боя кроваво-красная луна, лесные дебри и т.д.) художник затрагивал глубинные душевные струны, заставляя зрителей сопереживать увиденному изображению.СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.